Это местность (Булаг Батанай) находится за улусом Дабата , бывший гурт совхоза «Эрхирикский». В давние времена на этом месте была зимняя стоянка рода Батанай (булагские). Это привольное место для скота – есть солончаки, родники , рядом лес.
В те стародавние времена жил там наш предок Барбай со своим семейством. Люди звали его Барбай-баян . Потому что благодаря своему труду он имел много скота: овец, коров, лошадей . Не знаем точное количество его скота , но в знак того, что число одних только коров именно красной масти достигло 100 , Барбай надрезал у своего быка войло (бойног). Почему именно красной масти коровы были в особом почете у бурят? Потому что , считается, у таких коров очень густое , жирное молоко и в дацанах для молочного «сэржэма» ламы рекомендуют приносить молоко красной коровы.
И еще говорят Барбай завещал потомкам оставить шаманскую веру и перейти в веру буддийскую.
В Булаг- Батанае жил силач . Звали его Цыдып. Был он силы неимоверной и роста большого. Рассказывают, что когда предок Белоусова замкнул в ограду его скот за потраву, Цыдып попросил выпустить скот , но старик Белоусов отказался. Тогда Цыдып схватил свою скотину и перетащил через ограду. Старик Белоусов только удивленно покачал головой и выпустил остальной скот.
Мишик-Доржи Цыдыпович рассказывал , что видел в детстве огромного старика - своего деда. Дед заваривал чай в 3-литровом медном чайнике и выпивал его весь. Мишик-Доржи Цыдыповичу было тогда года 3. Дед, развлекая его, просил бегать вокруг печи, а сам метал в него свою рукавицу. Рукавица была огромная , так что при попадании - ребенок спотыкался и падал.
На севере от Булага есть родовое кладбище батанаев (Булагских). На южной стороне есть родник, неподалеку небольшое заболоченное озеро.
« Батунай - молодая гвардия Хори » - Доржи Владимирович Цыбикдоржиев ( к . и . наук )
Наш род батанай один из 11 хоринских родов. Термин батанай, учёный Д.В.Цыбикдоржиев (газета «Угай зам») считает «образован как фамильярно -ласкательная форма слова batu стойкий, крепкий, верный. Батулинский род имеется и среди потомков якутских хоро, а отог батунай - среди хори-бурят, у которых бытуют странные прозвища представителей этого подразделения, ныне считающегося родом барга батнай – грубые , неотесанные батунаи или тэнэг батнай , где первое слово сейчас означает «глупый», «заблудший», однако глагол тэнэхэ значит не только «ошибаться», но и «бродить», «шататься», тогда второе прозвище могло раньше иметь смысл « бродяги ».
В составе батунай есть хухур (подрод) догшид, встречающийся и среди ленских эхиритов рода шоно — дошхон. Оба этих этнонима являются соответственно халхаской и бурятской формами слова догшин - грозный, свирепый». Ученый Д.В. Цыбикдоржиев считает , что «Основы современных ойратского и хоринского этнонимов бату и багатур, а также термина тумат показывают нам высокую вероятноcть того, что изначально это были не этнонимы, а названия военизированных мужских союзов ».
Мишик-Доржи Цыдыпович рассказывал о своём роде:
«Бухая харбаhан бог батанай Тэхэеэ харбаhан тэнэг батанай».
И при этом ни сколько не стыдился этих, казалось бы, уличающих прозвищ. Теперь, прочитав статью учёного Д.В. Цыбикдоржиева, мне понятно, почему отец – человек очень скромный, эти слова всегда выговаривал с гордостью, даже с какой - то удалью и бахвальством.
Ключевые здесь слова «харбаhан» ( харбаха – стрелять из лука) повторяются два раза. Из поколения в поколение , из глубины веков , именно с такой интонацией передавались эти древние слова. Оказывается это ещё с тех стародавних времён , когда батанаи были необходимы для поддержания обороноспособности племени Хори. «Они были чрезвычайно воинственным народом и войском» - писал о них придворный историк монгольских ханов Рашид Аддин.
Почему в быка и в козла стреляли из лука? История племени хори-бурят – история постоянных войн за свободу и независимость. Есть предание о том, как потеряв мужа , чтобы выучить будущих воинов и охотников – своих малолетних сыновей , мать разрешила им учиться стрелять по бегущей цели – сначала по домашней скотине. ( Цыденова Ц-Д.Ж. )
Баруун Бые.(Таhархай)
Западная сторона от речки (горхона) Таhархай. Вода как аршан чистая , целебная и необыкновенно вкусная , как у всех родников родной Бурятии.
Пьешь и никогда не напьешься этой благословенной воды наших родников , которые питают все и всех живущих в нашем краю.
Есть в Баруун Бые местность под названием Хобын Хyнхэр. В стародавние времена, когда люди стали обращаться в буддийскую веру, там оставляли шаманские принадлежности: бубен и т.д. Доржиева Долгор Бадмаевна рассказывала что, проходя мимо Хобын Хунхэра (много позже - уже в наше время) слышала звуки гремящего бубна.
Жамсаева Цыден-Долгор Цыденовна рассказывала о девочке Сыбан , которая стала заикаться после того случая, как однажды услышала как кто-то поет в Хобын Хунхэре, пошла на звуки этой песни и увидела, что песню пела косточка (бабхай).
Валентина Гомбоевна Бадмаева рассказывала , что в детстве видел ее муж . ( в 50-х годах прошлого века). Однажды ребята пошли за смородиной и вдруг увидели за камнем нечто черное и мохнатое с красными глазками, подпрыгивающее как мяч. Ребятишки с воплями ужаса убежали домой . Позже – (в конце 60-годов прошлого века) двое парней из Баруун Бые ( Шоймполов Г-Д. и Дашеев Э. ), возвращаясь с кино из Арбижила, в сумерках , возле ручья, увидели проходящего мимо них огромного мохнатого человека. Их одноулусник и друг - Гинеатуллин Ф. ( Парид ) тоже видел этого « человека » ( Цыденова Ц-Д.Ж. ) Кто же это был? Были очевидцы, видевшие все это своими глазами. Может это был йэти?Наш дядя-Цырендондоков Дамба Цыдыпович рассказывал, что видел однажды в юности.
Несколько юношей и девушек ехали зимой верхом на конях. Вдруг мимо пролетела кошева с запряженным в нее черным скакуном, так что искры засверкали от камней. В санях-кошеве сидел старик-бурят. Среди всех это увидел только дядя и еще одна девушка. Дядя подумал, что это председатель колхоза Самаганов и поскакал за санями, но за бугром никого не оказалось. Дядя говорил, что сам Тэмээта хан ехал видимо , может в гости к Эжэр хану. Это хозяева гор , которым мы поклоняемся издавна . Тэмээта-хан – на севере от Баруун Бые . Все обо начинаются в нашей местности с него. Эжэр-хан – на юге , через Уду. В наше время там запретная зона из-за военной части в Сосновом Бору. В стародавние времена люди приезжали поклониться Эжэр-хану со всех улусов Удинской долины. Заночевав у подножия горы, поднимались ранним утром на крутую вершину. Была примета – если стает снег в ложбине горы – значит выросло достаточно травы, чтобы скот мог насытиться. У подножия водилось много дроф в степи.
Сейчас от них осталось только название – Тодогто. Может наши древние предки, поклонявшиеся грозному богу–покровителю воинов Ажираю бухэ хану назвали в честь него гору? С давних времен может имя его постепенно трансформировалось в Эжэр – хан ? Говорят Yлэтэ губэнууд возле Эрхирика и старая дорога возле обо из Баруун Бые через Гошид на южную сторону – это дороги Эжэр хана, Тэмээта хана и Саган хадын Хугшэн Эжы ( из рассказов 90-летней Цыремпиловой Цыбжит Сагадаевны ) . Жили в Баруун-Бые буряты из родов батанай, гошид, галзуд (зургаантин), аша-абагад, русские и татары.
Все жили дружно и общались между собой только на бурятском языке. Мишик-Доржи Цыдыпович вспоминал, что ему рассказывал отец о том, как приходили к ним в гости через перевал , таежными тропами карымы из села Итанца. Гости приходили для обмена и считали себя тоже из рода батанай . Отцу было года 3 , когда тяжело заболела чахоткой и слегла его мать . Она отгоняла от себя единственного сына ( было до него 9 детей ) тоненьким прутиком .После смерти матери , мальчика нянчил русский старик – одноулусник , пока его отец был на работе . Мишик-Доржи Цыдыпович вспоминал , что звал старика – Гриша-баавэ. Всем улусным детям старик давал русские имена – Мижит-Доржи – Миша , Лыгбэ – Митя , Димит-Цырен - Манька и т.д. Поэтому вместо Мижит-Доржи , отец стал зваться Мишик-Доржи .
Эрхирик
Наше село Эрхирик расположено у южной стороны подножия горы Сагаан. Хозяйка нашей горы и покровительница местности - Сагаан хадын Хугшэн Эжы. В стародавние времена она прибыла в наши края. Стала невесткой рода Машхы. Откуда она была родом – неизвестно. Одни говорят, что прибыла она из степных Хоринских краев, другие – из озерной Еравны, третьи – из Усть-Орды или таежного Баргузина. Некоторые считают, что она была с Аги. Одно доподлинно известно - была она не из Эрхирика. Однажды обидевшись на родичей мужа, она ушла из дома в сторону леса у горы. Долго искали ее, но так и не смогли найти. С той поры считают, что она стала хозяйкой горы и покровительницей местности вокруг. Нимаева Очир-Жалма Аюшеевна (родом из Аги ) рассказывала, что Сагаан хадын Хугшэн Эжы не любит отпускать далеко своих дочерей - куда бы они не уезжали, как далеко не выходили бы замуж - все равно возвращаются домой. А еще покровительница наша очень гостеприимна - переехавшие в Эрхирик живут хорошо у подножия горы Сагаан . Наш Эрхирик является родиной Ринчена Номтоева - ширетуя первого хори-бурятского дацана – Тугно-Галтайского .
Недалеко от места, где он раньше жил, люди построили Шодон, а переправу через горхон Эрхирикский назвали - Ахайн самсал. По старинному обычаю бурят - нельзя было называть уважаемого человека по имени. Звали земляки ученого ламу - Ахай. Издавна рядом с Эрхириком в местности Сапон хошуун (Сафон?- Дамбаева С.Ц ), добывали глину и обжигали кирпичи. На западной стороне у карьера сохранились остатки старинного производства - основания домов и красноватого цвета глина в верхних слоях – на месте обжига кирпичей. Вот это место называлось Грязнуха. Люди незнающие называли Эрхирик Грязнухой и так же речку протекающую здесь. Так , конечно, коренные жители просто не могли назвать свой улус. Ошибочное название прижилось – на карте появилась речка Грязнуха вместо Горхон.
С северо-западной стороны подножия Сагаан хады – Хужарай хунды, Амбар хунды. Здесь по воспоминаниям 99-летней Дамбаевой Сысымы Цыденовны эрхирикцы прятали скот от каппелевцев в гражданскую войну. Был мост через речку – Хутулай хургэ (Дамбаева С.Ц.) На южной возвышенной стороне –Дамбиин губэ. Название по имени предка Дамбиновых. Коренные жители из поколения в поколение передавали запрет на эту местность. Нельзя было там жить. Во времена стародавние (Чингис хана) на Дамбиин губэ было перебито очень много народа (наших предков -меркитов). Люди были зажаты между рекой и наступавшими войсками.
Доктор исторических наук , профессор Даши-Нима Санжиевич Дугаров , известный собиратель и хранитель богатейшего наследия песенного творчества бурятского народа, анализируя содержание отрывка старинной хори-бурятской песни «Дааган шарга», делает вывод о том, что песня «явно очень древняя, ибо в исторически обозримое время у хори бурят старики в свои 75 лет не отправлялись в ополчение, чтобы защищать независимость и свободу своего рода, племени, от вражеских орд».
Дааган, дааган шаргаараа
Дархитын даба дабалайб,
Далан табанай наhандаа
Дайсанай олые даралайб…
Баруун Хурьбын дабаанда
Байра олон сэрэг лэ.
Бахархажа мордосон
Манайл ахай алим бэ?...
На лончаке соловой масти
Дархитуйский хребет перевалил.
К своему семидесятилетию
Несметных врагов уничтожил
На западном Курьбинском хребте
Вражья рать собралась.
Отважно к ним отправившийся,
Братец наш, где же он?...
Дархитуйский и Курьбинский хребты действительно существуют в Заиграевском, Хоринском и Еравнинском районах. «На северо-западе от Курьбинского хребта за сплошной и бесконечной сибирской тайгой и горами тянутся горные хребты Хамар-Дабаан, Улан-Бургаасы, Икатский хребет и др. горные массивы вплоть до плодородной и сравнинительно небольшой Баргузинской долины.
Хоринцы, в предыдущих сражениях потеряли большую часть своего войска, и вынуждены были призвать на помощь всех своих сородичей, которые могут сидеть на коне и стрелять из лука, в том числе и семидесятилетних стариков. Не случайно, поэтому герой песни не вернулся («Бахархажа мордосон манайл ахай алим бэ?») Неравные и жестокие бои между хори-бурятами и иноземными захватчиками происходили в наших краях, откуда, потерпев поражение, хори-буряты отступали в труднодоступную Баргузинскую котловину ». Об этом свидетельствуют эрхирикские предания и « предания баргузинских бурят о чудесном спасении малочисленного и измученного войска хори-бурят и их семей благодаря случайному прилету стаи лебедей. Монголы подумали, что на помощь хоринцам прилетела вместе со своей стаей их богиня-мать, небесная дева-лебедь Хубжи хатан и поспешно собрались и ушли восвояси ». Местность к югу от Эрхирика и от Дабаты до реки Уды – поля былых жестоких сражений, издавна считалась запретной(«хатуу»), даже на трассе в этих местах часты ДТП . При въезде в Эрхирик и при выезде есть Улэтэ губэ , рассказывает 90-летняя Цыремпилова Цыбжит Сагадаевна - места подношения хозяевам местности .
Из истории происхождения древних племен бурят известно, что Чингис-хан являлся потомком дочери Хоридоя - Алан гоа, а его мать была из племени меркитов. Это подтверждает древнейшая песня хори-бурят о том, что Чингис-хан является « хуас-мэргэдэ зээ »,то есть Чингис-хан является сыном дочери из рода хуас-меркитов (мэргэдов). Хуасай - один из 11 родов хори-бурят. Эту песню пел бурят из Дорнодского района Монголии на фестивале «Алтаргана» в 2000 году . В «Сокровенном сказании монголов» описаны причины возникновения этих жестоких сражений . «Забайкальские хори-меркиты не вошли в состав государства Чингис-хана добровольно, а были завоеваны огнем и мечом и истреблены. Но, все же не до последнего человека, как думал Чингисхан. Они остались и до сегодняшнего дня живут благополучно, богато и счастливо на своей «породной» древней земле Забайкальской, составляя один из самых крупных и многочисленных племен бурятского народа ».
Многие живущие на благодатной Эрхирикской земле процветают, в том числе и потомки рода Машхы под покровительством Сагаан – хадын Хугшэн Эжы. Что означает слово Эрхирик ? «Ир» - излучина ,извилина ( тюркоязычного происхождения ). Некоторые считают, что название произошло от названия двух ручьев имеющих один исток и вытекающих в противоположные стороны .Эрхирик по названию одного из них – на одной стороне перевала в Заиграевском районе , а Иркилик – на другой стороне в Прибайкальском районе . А может «Эр» и «хэрэг» - мужское дело ? Если вспомнить легенды о побоищах в долине Уды .
Племя хори
Ушли чингисиды.
А хори осталось -
Живучее племя – на все времена.
Оно по азийским просторам скиталось
И чашу ковечий испило до дна.
Чьи песни и сны исчезали в тумане?
Руины столиц заносили пески.
Легко ли наречье свое и названье,
Как клич боевой сквозь века пронести
И верилось в долгое доброе счастье,
И в путь на Байкал, озаренный лучом.
И лебедь-праматерь в годину напастий
Потомков своих осеняла крылом.
Б.С.Дугаров (кандидат исторических наук)
Ахайн самсаал
Известный бурятский филолог-монголист, писатель, переводчик, с 1889 года - действительный член Восточно-Сибирского отдела русского географического общества Ринчен Номтоев - наш земляк , глава худайского рода хори-бурят. Он родился в 1821 году в Эрхирике, бууса его расположена на юго-восточной стороне подножия горы Сагаан . Напротив - переправа через горхон, названная в его честь « Ахайн самсаал». Дамбаева Сысыма Цыденовна вспоминала, что «сээрлэжэ» (табу) люди не называли уважаемого своего земляка по имени.
Ринчен Номтоев очень много сделал для просвещения народа, всю свою жизнь он посвятил этой благородной цели. Посвящение его в буддийские монахи состоялось в Шулутском дацане ( Заиграевский район), где он изучал буддизм; затем совершенствовался в Цугольском дацане. Он был ширетуем первого хори-бурятского дацана - Тугно-Галтайского. (Мухоршибирский район). При дацане он открыл приходское училище, где сам преподавал несколько лет.
Мухоршибирцы, наши соплеменники, высоко чтят память о нашем великом земляке. 1 декабря 2008года состоялся марафон для восстановления первого дацана хори-бурят. У истоков становления этого дацана и первой школы хори бурят стоял Ринчен Номтоев. Имя его - в ряду великих просветителей и деятелей бурятского народа . Рукописные его работы опубликовал доктор филологических наук, профессор Ц-А. Дугарнимаев.
Необходимо увековечить его имя, назвать в его честь школу, улицу, повесить мемориальную доску.
Записала со слов информаторов Галсанова Я.М.
Комментарии