Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Моё село

1 марта 2012

Моё село называется Усть-Киран. Оно находится на берегу реки Киранка, богато историей. В своём рассказе хочу затронуть историю нашего села.Наше село Усть-Киран насчитывает 333 двора с населением 1144 человека из них: женщин - 587, мужчин - 557.


Национальный состав: русские, буряты, татары, украинцы, азербайджанцы, молдаване. Среди ветеранов Великой Отечественной войны остались в живых: Краснояров Павел Григорьевич - Курорт-Киран, Осеев Дмитрий Перфильевич – Усть-Киран.

 

На территории администрации МО «Усть-Киранское» находится СПК «Кяхтинское», СПК «Усть-Киран», ООО «Дурены», СПК «Киран», коллективно-фермерское хозяйство (КФХ).

 

 

Село Усть-Киран расположено  в южной части  Кяхтинского района  в 36 км от районного центра г. Кяхты и в 72 км от ближайшей железнодорожной станции.

Географические координаты: 510 с.ш.,  1060 в.д.

 

Усть-Киран находится в самой южной части Селенгинского среднегорья в пойме реки Чикой. Речная система имеет слабо разветвленную сеть и представленареками – река Чикой, которая берет начало на территории Монголии и река Киранка. Рельеф Селенгинского среднегорья характеризуется наличием горных хребтов почти широтного направления относительные высоты в пределах 500-700 м. над уровнем моря. Вершины большинства хребтов плоские, некоторые из них имеют вид широких массивных увалов с пологими склонами. Сильно разрушенные отроги приобретают вид сглаженных увалов, сопок и холмов, что придает таким местностям черты мелкого сопочника.

 

История села началась более 145 лет назад. В прошлом это живописное место очень  понравилось кяхтинским купцам, которые строили здесь дачи, а самый богатый купец Немчинов Я.А. построил церковь Спас Преображенское. Постепенно около церкви начали селиться люди. Сюда же переселились буряты, жившие севернее в шести километрах в местности Улентуй, восточнее, в двух километрах – Бунхан Арал, Гужертуй, Цайдам. Купцы строили здесь дачи по берегам Киранки и Чикоя. Немчинов построил пристань, куда приставал небольшой паровой катер.  В Усть-Киране стояло 17 дач: Лушникова, Молчановых, Синицына И.Д., Осокина, Немчинова, Корнакова, Шишмакова, Кандинских, Токмаковых.… Вокруг каждой дачи выращивались сады, некоторые сохранились до наших дней. На  дачах работало все местное население в качестве прислуг. Купец Синицын Иннокентий Дмитриевич и Серафима Яковлевна (дочь Немчинова Я.А.) открыли первую в истории села двухклассную церковно-приходскую школу в 1869 году (по архивным данным), в которой обучалось около 25 детей.

 

 История села тесно связана с именем кяхтинского купца I гильдии, мецената, прогрессивного человека своего времени Лушникова Алексея Михайловича. Лушников отличался образованностью, умом, широтой и разносторонностью взглядов, заинтересованностью в развитии культуры и просвещения в крае. Живя в поселке Новоселенгинск, Лушников А.М. познакомился с декабристами братьями Бестужевыми, был их учеником и другом. Семьи Лушникова, Кандинских, Токмаковых и др. буквально впитывали в себя стиль и образ жизни Бестужевых, и цепная реакция стремления к знаниям, запущенная их духовным импульсом, вела и на дачу Лушниковых в село  Спас Преображенское (ныне село Усть-Киран), облагораживая окружавших их местных жителей.

 

О Лушникове Алексее  Михайловиче Бестужев писал следующее: «Но не искусство наживать деньги мне нравилось в нем… мне нравится в нем стремление приобретать умственный капитал – это жажда познаний, твердое желание восполнить свое недостаточное воспитание…»  Как и родители, дети Лушниковых, а их было 11, были людьми образованными и известными: дочь Екатерина была художником, ученицей скульптора Родена, жила во Франции и под именем Катрин Песке войдет в один из выпусков французской энциклопедии «Ларусс»; сын Алексей инженер-строитель Транссиба; дочь Вера училась в Петербурге на высших женских курсах (Бестужевских). Все они на лето приезжали к родителям в Спас Преображенское.

 

В 1895 году А.М. Лушникова пригласили на открытие Кяхтинского исторического музея, где было собрано немало материалов о Бестужеве. Остановившись у экспонатов, Алексей Михайлович задумался: «Что-то задерживается в пути мой заказ, пора бы узнать, в чем дело». Он уже давно заказал в Богемию памятник – крест из дорогого черного мрамора. Хотел увезти его в Новоселенгинск и поставить на могиле Бестужева. Выйдя из музея, с тревогой почувствовал, как к горлу подступила легкая тошнота, закружилась голова и резкая колющая боль пронзила сердце. Стоял долго, опершись рукой о калитку, вдыхал свежий воздух, прищурясь от ярких солнечных лучей. С тоской подумал: «Видать, мне скоро на покой, а как много еще надо бы успеть сделать. Ах, годы … годы!».

 

Умер А.М. Лушников в 1901 году от туберкулеза легких. А привезенный из Богемии мраморный памятник Кяхтинское общество единодушно решило поставить Алексею Михайловичу в Спас Преображенском на обдуваемом всеми ветрами холме. И теперь он, массивный трехметровый крест из черного мрамора, является главным достоянием села.  Здесь же находятся могилы жены Клавдии Христофоровны и детей.

Купцы в Спас Преображенском не только отдыхали, но и работали.

 

Рядом с дачей Лушниковых стояла дача купца I гильдии Немчинова Я.А. – владельца золотоносных приисков Сибири. В 1862 г.  на берегу реки Киран, купец Немчинов Я.А. построил церковь Спасу Преображения Господня.  Именно с этой церкви начало основываться село. К церкви постепенно стали приселяться люди, в том числе кочевые – буряты – цонголы, село разрасталось и называлось оно Спас Преображенское. Эту церковь все жители окрестных деревень считали самым красивым зданием.

 

Отец Иннокентий - «батюшка», как называли его сельчане, был родом из Кяхты, а проживал в Спас Преображенском со своей семьей. В то время церковь считалась не только самой красивой, но и богатой. Там были различные иконы, очень много золотых вещей и драгоценностей. Высокие стены церкви были расписаны масляными красками. Во дворе, при церкви, был разбит сад, где росли большие зеленые ели.

Купцом Коковиным была построена первая мельница. Сохранилась икона Божьей Матери, подаренная им церкви в 1906 году, у Осеевой Л.И., учителя географии Усть-Киранской СОШ. Купец Токмаков был совладельцем одной из первых китайских чайных фабрик в Ханькоу, его дочь Водовозова М.И. издала первые книги В.И. Ленина.

 

Прослеживается связь села и усадьбы купцов Корнаковых в Монголии. В подвале этой усадьбы была найдена картина, которую писал известный художник Борис Кандинский, в Усть-Киране, на берегу реки, на даче  Барбот де Марни. На ней изображена дочь купца Хомзе А.А., жившего в Кяхте. Позднее Хомзе уехал в  Петербург и там вместе с купцами Басовым и Коковиным открыл чайные магазины «Цзинь-Лун».

Все эти люди были меценатами: строили дома, открывали библиотеки, детские дома и приюты, церкви, выпускали газеты. Такие интересные личности жили в Усть-Киране, обогащая жизнь села интеллигентностью и духовностью.

 

После Октябрьской революции купцы перестали  приезжать в Спас Преображенское. Дачи частично были вывезены в Алтан-Булаг и на курорт «Киран».

 

В 30-х годах,  отца Иннокентия «батюшку» с родным сыном арестовали. Люди стали разбирать вещи и иконы из церкви. Через несколько месяцев приехали переселенцы из города Воронежа, которые забрали ключи и практически разграбили церковь. А оставшиеся иконы либо сжигались, либо выбрасывались. Комсомольцам было приказано снять купола. Коммунистами было принято решение снести здание церкви. Оно было перевезено в село Дурены, где из оставшихся бревен был построен  сельский клуб.

 

Согласно архивной справке Национального архива РБ Усть-Киранская средняя школа начала свое существование с Киранского приходского училища, основанного в 1875 году в деревне Киранской Киранского станичного округа. Окончив курс в Иркутском девичьем институте, девица Стефанида Автономовна Уварова приступила к работе в должности классного руководителя с 1.09.1879 года.

 

1889 – 1928 гг. Церковно-приходская школа. Заведующим был священник местной церкви. Позднее, в 1889 году купец Дмитрий Синицын при церкви построил здание школы, где обучалось около 30 детей. Он же выплачивал жалование учительнице. 1928 -1951 гг. – начальная гражданская 1935 г. школа Коммунистической молодежи. 1951 -1953 гг. – семилетняя. 1953 – 1969 гг. восьмилетняя школа. С увеличением числа учащихся, начальные классы перевели в новое здание, которое находилось на территории ныне существующего  школьного парка. Старшие классы остались в здании бывшей дачи А.М. Лушникова. С 1969 года – средняя общеобразовательная школа

 

Река Киран разделила село на новый и старый поселок.

 

Автор: Тумэн
Просмотров: 5152

Дополнения

Моё село
18.02.2012
Усть-Киран

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

История села Усть-Киран
30.01.2012
Усть-Киран
История МТМ
09.03.2014
Усть-Киран
01.03.2012
Усть-Киран
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -