В легенде идет речь о хозяйке священной Белой горы, которой поклоняются в дни празднований Сагаалгана, обрядов, молебен.
Для жителей любой местности огромное значение имеют священные , сакральные места. Это так называемые места поклонения божествам. Это памятные места, связанные с легендами и преданиями. В памяти народа сохранились легенды и предания о покровительнице сельчан, о тропе матери солдата, предание о названии реки.
В легенде о покровительнице эрхирикцев – Саган-хадын хугшэн (Хозяй- ка Белой Горы) речь идет о бедной девушке, которую привез один молодой человек. Не по нраву пришлась молодая сноха матери сына, стала заставлять ее выполнять всю самую грязную и тяжелую работу. Мыла она грязные чаны, посуду. Но когда притеснения стали совсем невыносимы, решила показать сноха свою сущность.
Увидели люди, как из пальцев ее стали расти змеи, и поняли они, что молодая женщина непростая. Стали ее почитать. Умерла она в почете и уважении. Будучи при смерти, просила она похоронить на вершине горы, у подножия которого раскинулось селение . Просила совершить погребение, завалить ее камнями . Говорила она, что всем приезжим и чужакам, приехавшим в село, будет хорошее житье, и она будет покровительствовать всем. С той поры сельчане стали совершать обряды поклонения хозяйке горы, как прозвали ее – Саганхадын Эжы.
Комментарии