Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Моя малая Родина в творчестве земляков

1 марта 2012

За что мы любим родную землю? Мне кажется, что прежде всего за то, что нас окружает: поля, леса, деревни, люди, близкие, друзья, родители, родные – всё то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.

 

  « Сторона ты моя – звон степей,
  Шорох ливня и топот копыт,
  Сопок цепь, позолота полей –
  Край берёзовый солнцем залит
  Не уйти от тебя, не сбежать….»
  ( Семёнова Л.К.)
 
Родина – это, прежде всего её природа. Но природа неразрывно связана с людьми, с деревней, потому что только сельский житель способен так её одухотворить.


Село наше старое. «Село Торей (ныне село Нижний Торей) основано в 1789 году - писал Крюков Н.А. в 1896 году в книге « Западное Забайкалье в сельскохозяйственном отношении». 
Точно уж не скажешь, как появилось название. Существуют разные версии, разные легенды.

- По одной из них: название Торей (Торе) с бурятского означает - ворота.  
- По другой, : - село находится в долине, где часто дуют ветра. Поэтому, вероятно, и получило распространение обозначение: Торей – ветряные ворота. 
- Торы – это топоним на бурятском языке – не осмысливается. Считаю, что название это произошло от этнонима торо - в родовом составе « Богишек», « Богыши», 
« Богаши», - относимые Кастреном к самодийскому роду; Была кость торо. 

Названия с основой Торо встречаются: Торэ, Торей в долине реки Джиды. 

- Тори, – с бурятского - « Хлеб.»

О происхождении названия села существуют различные легенды. В одной из легенд говорится, что в древности в этих местах охотился за драгоценной лисой один батор. Гоняясь за ней, он проскакал на коне по долине реки Джиды. Начиная с местности Хадхалдач, расположенной в трёх километрах от большого русского села Армак. По той легенде здешние реки и сёла получили названия в зависимости от событий и явлений, которые были на пути батора.

Название села Подхулдочи - по бурятски « Хадхалдач», связано с глаголом « хадха» - ( колоть). В легенде говорится, что здесь произошла резня ( Хадхалдоон). Далее в легенде говорится, что батор потерял лису и в поисках её сделал большой круг и название местности Тори, Торей ( Тооро) – произошло от бурятского глагола тойро –«Кружиться, обходить ,кружить». 

Связана эта легенда с именем Чингисхана, который охотясь, преследовал чёрно-бурую лису по местам, впоследствии получившим названия: Тори, Цагатуй, Верхний Ичётуй и т.д.

 Среди местного населения Джиды распространена легенда о том, что в стародавние времена названия сартульским долинам были даны Чингисханом. Однажды Чингисхан охотился со своими сподвижниками. Во время охоты его спутники обнаружили чёрно – бурую лисицу и начали её преследование. По легенде: « Лисица побежала сначала по долине в северном направлении, а затем повернула обратно на юг, сделав своеобразный полукруг. Охотникам пришлось следовать за ней и также совершить полукруговое движение ( тоорибо). И долина была удостоена Чингисханом названия ( Тоорюоу Гол) – Торей.»

 Между тем, знакомство с рядом исторических документов, позволяет высказать иное мнение о происхождении названия Торей. Во 2-ой половине 12-го века в нашем регионе господствовали 4 крупных монголоязычных племенных объединения: найманы, меркиты, татары и кереиты. Предводителем кереитов был хан Тори. И хан Тори был заинтересован в укреплении безопасности границ своих владений. Поэтому он северо-западную границу своих владений обозначил, присвоив одной её местности своё имя. Этой местностью оказалась долина, получившая впоследствии название « Тори»

Западному озеру было присвоено название Баруун Тори ( Западный Торей), а восточному озеру – Зуун – Тори ( Восточный Торей). Значит и северо –восточную границу своих владений хан Тори чётко обозначил своим именем. Исходя из этого, можно предположить, что ещё в глубокой древности долина в бассейне реки Джиды и озёра были названы именем кереитского хана Тори. С тех далёких времён вышеназванные долина и озёра носят названия « Торейских». Обо всём этом я прочитала в книге нашего земляка из Верхнего Торея Е.Бадмаева « Мир огромен, но малая Родина одна» .

А вот как описано наше село в романе нашей землячки Зои Ломухиной и Сергея Омбыш - Кузнецова « Одного кремня искры», опубликованного в 1976 году в журнале « Сибирские огни»: « Юг Сибири отделяют от Монголии горы Джидинской долины. Места таёжные, дикие И хотя до железной дороги от них четыреста – пятьсот вёрст, поселения здесь не так уж редки: Желтура, Хамней, Модонкуль, Цакир и другие казачьи станицы, словно в шеренгу выстроились через пятнадцать – тридцать вёрст одна от другой вдоль границы. Самое большое село Торей. Оно расположено в низком месте, в долине, но совсем недалеко от села начинается холмистая местность, переходящая в горы.. Там за горами – Монголия. Жители Торея, как и других пограничных сёл, всегда знали, что происходит по ту сторону границы…»  

Автор романа Зоя Ломухина –внучка купца Ломухина, который жил у нас в Торее, имел здесь свой дом и главный магазин, выстроил он хороший дом и в Хамнее, открыл в нём лавку.. Купец Ломухин является прототипом главного героя романа . В романе главный герой выведен под фамилией Дунаев Евлампий Кирсанович. Он мечтал передать своему сыну Ивану магазины, лабазы и надеялся, что тот будет торговать, веселить родителя, но сын избрал другой путь – революционный. Кроме семьи купца, его дел торговых, в романе рассказано о событиях гражданской войны, которые происходили в нашем селе.

Читается роман на одном дыхании, язык лёгкий, события развиваются стремительно.

Моё село - это прежде всего люди с разными судьбами. Память людская сохранила многое. Роман « Одного кремня искры» - это наша история, которая охватывает большой период жизни: события от Первой мировой войны. Отголоски этой войны, коснулись нашего села, ветры революции пронеслись и вовлекли в свой круговорот жизни людей, разделив их на два враждебных лагеря. Гражданская война. Обращаясь к этому суровому времени, авторы показывают, как развивались исторические события в специфических условиях глухой, отдалённой от шумных промышленных городов местности, выводят самобытные характеры, изображение которых отмечено глубоким психологизмом.

 Зоя Ломухина и её соавтор пишут, что « Село Торей – пограничное село. Рядом за горами – Монголия». У главного героя романа – купца Дунаева Евлампия Кирсановича была любимая жена Александрушка. Она неожиданно умерла, оставив грудного сына Ванюшку, в котором Евлаха души не чаял. « Повзрослеет – все купеческие дела ему отдам, пусть отцовскую линию продолжает». А вот старшего сына, Евгения, от первой жены Евлаха не любил.

 Среди студентов был создан марксистский кружок, руководителем которого был ссыльный поселенец Ануфриев. Ивана в этот кружок чуть не силой затащил дружок Пимен Хрябростин. 
Окончив училище, Иван вернулся в Торей. « Ну, вот и вернулся наследник, продолжатель моего дела. Передам тебе в Торее магазин, лабазы- торгуй» - сказал Евлаха.

 В романе показаны исторические лица: барон Унгерн, Лютер. Гражданска война. Сотрудники Торейского УКОМа и члены Ревкома разъехались по деревням поднимать народ против Унгерна. Был создан отряд самообороны. Лютер был послан Унгерном поднимать народ на борьбу против советской власти. Иван Дунаев собрал отряд добровольцев и привёл их к балке недалеко от Торея. Сюда же прибыли Торейские добровольцы. Под натиском добровольцев барон Унгерн через границу ушёл в Монголию, а Лютера убили в Торее.

Другой наш земляк – писатель и журналист - Даши – Дымбрыл Дармабазарович Дугаров, который родился в улусе Подхулдочи в семье табунщика - охотника и раньше работал в газете « Торейский колхозник», в своей повести « Чёрный соболь» рассказывает об удивительной природе нашего края - об озере Таглей, о целебных свойствах воды озера, об источниках, о реках Джиде, Удалхе ( Снежной) и Темнике, о растительном и животном мире, которые здесь обитают, о лечебных травах, об охотниках, об опасностях, которые их подстерегают во время охоты, особенно во время охоты на соболя. В повести есть и много исторических фактов, касающихся истории нашего села, например автор рассказывает об Игумновском тракте, который пробил купец Игумнов через эти хребты на китайскую сторону, об охотниках села Армак, которые подарили императрице Екатерине Второй соболиное одеяло, чтобы та не облагала их налогом и т.д.  

Также о нашем селе можно узнать, читая поэзию нашего земляка Флавия Простакишина- человека нелёгкой и мужественной судьбы. После окончания Нижнеторейской школы, он провалился в канализационный ( колодец) люк и повредил себе позвоночник, но прикованный к постели, он заочно окончил педагогический институт и настойчиво овладевал секретами литературного мастерства и писал стихи. Очень жаль, что его стихи затерялись где-то в редакции и не были опубликованы отдельной книгой, потому что поэт, который хотел их издать умер. Но всё , же несколько его стихотворений есть в сборнике « Утренние песни»:

Из птиц люблю всех больше воробьёв
За их приверженность людскому быту.
За то, что по утрам, когда моё
Окно для их чириканья открыто,
Они меня разбудят, позовут…  


 О моём селе пишет проникновенные строки учительница нашей школы, член Союза писателей Бурятии, Семёнова Людмила Куприяновна.:

  Моё село, как хлеб, простое,
  Люблю твоих домов огни,
  Мы все твои и в радости и в горе,
  На мир ты нас благослови. 
  Люблю твоих полей дыханье.
  И взгляд подснежника весной
  Есть у меня заветное желанье
  Остаться навсегда с тобой.
  А в дни войны и в годы лихолетий
  С тобой прощались сыновья
  В суровый час и в смертный час последний
  Ещё сильней тебя любя…

Её стихи некоторые положены на музыку, их исполняет ансамбль учителей школы. У неё много стихотворений о родном крае, о природе, о Байкале, о современных проблемах. Стихи её часто печатаются на страницах районной газеты « Джидинская правда» , а недавно вышел сборник её стихов под названием «Где алеют жарки…».

Родина в поэзии всегда понятие нравственное. Родина – имеет ли поэт в виду скромный, негромкий край, где родился, или большую отчизну. Он доверяет самое сокровенное в душе, несёт сомнения и радость, любовь и тревогу. 

Около 30 лет проработал директором Дома культуры в нашем селе Ахмадулин Михаил Григорьевич. В свободное от работы время он писал стихи, басни. Его привлекали судьбы людей, особенно тех, кто много пережил , испытал, прошёл горнило войны и в то же время остался Человеком с большой буквы. Так появились его стихи, посвящённые землякам., участникам войны, замечательным труженикам :Борисову Д.С, Кречетову П.Я – искусному печнику, механизаторам , дояркам. У Ахмадулина М.Г. есть стихи, наполненные философскими рассуждениями: мыслями о добре и зле, неприятие черствости, грубости в отношениях между людьми . О наболевшем он говорит в своих стихах: « Мои глаза»,»Закат»,» Хлеб».

  Люблю я черствый хлеб,
  И что не говори,
  Полезней пышных сдоб
  Ржаные сухари.
  Но если человек
  Был прозван сухарём,
  Не будет проку в том.
  Храни меня судьба
  Как от нужды и стуж,
  От высохших сердец, 
От зачерствелых душ.

В стихотворении « Мои глаза», которое положено на музыку Аверьяновым Иваном, поэт воспевает красоту родной природы.

  Благословлять природу буду  
  За то, что зряч я, а не слеп,
  За то, что вижу жизни чудо-
  И горы, и леса и хлеб.  
  Что передо мной в многоцветьи 
  Земли распахнута краса,
  Что могут видеть всё на свете
  Мои глаза, мои глаза…

У Морозовой Тамары Семёновны есть сборник стихотворений о медицинских работниках нашего села, района, так как она сама по профессии медик. Также её стихи посвящены людям села: учителям, своим родным – мужу, детям, внучатам. Пишет она и о природе родного края, слагает гимны селу Нижний Торей, ставшем её второй родиной, пишет о чудо –озере Байкале и т.д. Тамара Семёновна по – своему видит мир, землю, отмечает счастливые минуты жизни, дорогие приметы. Стихи привлекают теплотой, доверительностью, стремлением показать, чем живут люди, каковы они. В её стихах радость от того, что близкие рядом, что её окружают хорошие люди и она счастлива , что живёт рядом с такими людьми.

  Торей стоит, Никто не одолеет
  Как монолит. Сибиряков.
  Дух народа Слава Торею
  Его крепит. Во веки веков!

В её стихотворении « Благодатный край» есть возвышенные строки о природе , окружающей село.

  Яркими жарками
  Поляны полыхают.
  Лесные орхидеи
  Божественно цветут.
  И Марьин – корень нежный
  Розовеет тут. 
  И небо голубое
  Над всей этой красою,
  И воздух ароматный.
  Край благодатный!

Пишет стихи о родном крае и выпускница нашей школы, аспирантка педагогического университета города Иркутска, Савельева Светлана. Её стихи были напечатаны в сборнике начинающих поэтов Иркутска « Проба пера»

 Я рождена была в лесной таёжной стороне
 В Бурятии, в холодном феврале.
 В уютном маленьком Торее,
  Да не в какой-то, а в простой семье…
  Не артисты, не футболисты и даже не танкисты….
 У мамы – медсестры,
 У папы – тракториста
 Я новый мир себе открыла
 И с ранних лет  
 Родную землю полюбила.

Я тоже пробую писать стихи. Правда у меня пока ничего не получается, но я надеюсь, что со временем я тоже буду воспевать в своих стихах свою малую Родину, которую я очень, очень люблю, её знаменитых людей, которых у нас немало, достижения , которыми мы гордимся….

  Село моё родное,
  Совсем ты небольшое.
  Народ всё уезжает
  Работы не хватает…

Но , несмотря на это:

  Село своё мы любим,
  Его людьми гордимся.
  В стихах и песнях славить будем
  И на благо его… хорошо учиться.

Малая родина. У всех она одна, самая дорогая, самая любимая, самая красивая. Мы гордимся тем, что наша земля богата литературными талантами, которые в своих романах, повестях, рассказах, баснях, поэмах, стихах, воспевают нашу Торейскую землю, людей , живущих здесь, воспевают природу родного края. 

Хочу закончить своё сочинение словами из песни:

« Мне мало не надо,
Мне много не надо, 
Лишь только б жила
 Деревенька моя»  

Ламухина  Вика - ученица  6-го  класса  Нижнеторейской  школы

Автор: t.lamyxina.
Просмотров: 3878

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -