Методическре пособие по краеведению
Вспомним народную мудрость: «Дети- цветы жизни». Почему же детей сравнивают с цветами? Возникает много версий, если задуматься. Например, цветы есть домашние, есть полевые, есть садовые, есть однолетние, есть цветущие, а есть трава. И дети такие же.
«Домашние» - это те, которые боятся улицы, сидят дома. «Полевые» - те дети, которые улицу своим домом считают и в голове у них ветер свистит. «Садовые» дети купаются в любви и заботе своих родителей. «Однолетние» строят свою жизнь заботами об одном дне. «Цветущие»- это дети, дарящие радость от их существования. Ну, а дети – «трава»- это забытые дети. А для того, чтобы как можно меньше детей попадали в трудную жизненную ситуацию, мы считаем, что необходимо каждому ребенку прививать любовь к своей малой родине.
С целью углублённого изучения знаний младшего школьника о родном крае были проведены диагностические исследования учащихся начальных классов. Было опрошено 46 детей. Средний уровень знаний показали – 30 детей, показатели ниже среднего у 16 детей. Не вызвали трудностей ответы на вопросы природоведческого характера: названия животных, явления природы. Трудности вызвали вопросы, связанные с названиями населённых пунктов, находящихся за пределами посёлка, вопросы, касающиеся охраны природы и экологии. Не все дети знают о существовании промышленных предприятий в районе, о достопримечательностях родного края.
Вывод: в целом, дети обнаруживают средние показатели по всем проведенным методикам, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня социализации детей младшего школьного возраста, в соответствии с теми вопросами, которые требуют доработки. При этом наличие специального учебного пособия и разработанной методики по его использованию значительно повысит эффективность данной работы и позволит перевести большую часть детей со среднего на высокий уровень социализированности.
Для решения вопросов гражданского воспитания самым юным россиянам огромное значение имеет формирование такого качества личности как любовь к своей малой родине. Эти ценности необходимо прививать ребёнку с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе он получает необходимые знания о сохранении и развитии традиционных обычаев народов проживающих в Бурятии и, в частности в Кабанском районе.
Младший школьный возраст на практике, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо создать инновационную образовательную программу, которая позволит учащимся усвоить знания по формированию гражданственности.
В связи с вышесказанным, в Каменском лицее в рамках проекта по гражданскому воспитанию разработана рабочая тетрадь «Я-житель Кабанского района» для учащихся 3-4 классов. Эта рабочая тетрадь получили рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ Т.Ц. Тудуповой. К тетради разработано методическое пособие. Научным руководителем и редактором данного проекта является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Содержание рабочей тетради «Я - житель Кабанского района» структурировано в определенной логике и последовательности, учитывая инновационную образовательную среду в начальной школе. Первые уроки «Покорение земли Кабанской», «Ворота Забайкалья», «Край у Байкала» строятся на основе понятий знакомых и близких пониманию детей, например, юрта, озеро Байкал, горный хребет. Следующие уроки позволяют преподавателю расширить знания ребенка о своей малой родине.
Иллюстративные материалы данного пособия, общение с Историком, разнообразные творческие задания являются действенным средством развития воображения и творческих способностей школьника. На протяжении всех уроков учащиеся путешествуют вместе с Историком по своей малой Родине. Он изображен в тетради, а на уроке должен оживать, принимать активное участие в работе. Приобретаемые ребенком знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены, что оказывает влияние на развитие эмоционального мира ребенка, усиливает личностную значимость обучения, делает уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.
Организуя познание ребенком реального мира, учитель не должен забывать, что ученик начальных классов продолжает жить одновременно и в мире сказочном, фантастическом, который невероятно актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мир и даются связанные с ним задания, например: « Помоги Историку сочинить сказку о приключениях животных в лесу. Можешь начать её так: Жили-были …., Однажды в лесу…., В некотором лесном царстве, в сказочном государстве……». Эти и многие другие творческие задания позволяют усилить личностную значимость для ребенка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окраску.
Важная роль отводится коллективному решению проблемных вопросов, таких как: « Почему село Байкало - Кудара, село Творогово получили такие названия? Как называется твой родной город или посёлок? Что ты знаешь об этом названии?» В рабочей тетради встречаются задания повышенной трудности, которые могут даваться с учетом интересов и склонностей детей. Например: «Помоги Историку собрать материал о других заповедниках нашего края», «Подготовь выступление и презентацию о профессиях твоих родителей».
На уроке постоянно требуются ручка, простой и цветные карандаши для выполнения заданий следующего характера: «Помоги Историку соотнести события и даты. Соедини линиями», « Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом».
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, формируется толерантное отношение к соседствующим народам. Обращение к истории и современности Кабанского района позволяет младшим школьникам более внимательно относиться к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
Итог изучения рабочей тетради - контрольные и обобщающие уроки в «Дневнике Путешественника».
Можно предположить, что дети – цветы нашей жизни в буквальном смысле. Какое семя посадил, как за ним ухаживаешь, то потом и увидишь. Красоту, от вида которой жить хочется, или былинку, заросшую бурьяном, которая ни сама выжить не может, ни семени здорового дать. Всем, конечно, хочется, чтобы все дети были «садовыми цветами»…
В этом учебном году мы начали изучение этого курса на кружке по краеведению. Наши дети не только изучают свой район за школьной партой, но и побывали в музеях посёлка и района. Педагогами и родителями организована поездка к достопримечательным местам нашего района. Дети побывали в Спасо-Преображенском монастыре в с. Посольск, на Большереченском рыбозаводе. Итогом изучения тетради «Я - житель Кабанского района» будет восхождение по экологической тропе Байкальского биосферного заповедника с. Танхой. В данной работе мы представляем разработанное пособие для детей начальных классов.
Каменский лицей. Кабанский район.
Егорова О.И.,Конева Т.Г.,
преподаватели начальных классов
Авторы – составители: Егорова О.И.
Конева Т.Г.
Оглоблина Т.Ф.
Под редакцией к.п.н. Буртоновой И.Б.
Я- житель Кабанского района: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов / сост. Егорова О.И., Конева Т.Г., Оглоблина Т.Ф., под ред. Буртоновой И.Б.- Каменск,- 2010.- 41 с.
Внимание!
Эти и другие значки помогут тебе в работе:
- Историк, дающий детям задания на странице «Проверь себя»
- Работа со словариком
- Письменное задание
- Работа с цветными карандашами
- Работа с иллюстративным материалом
- Задания повышенной трудности
Здравствуйте дорогие ребята!
Предлагаем вам совершить увлекательное путешествие, которое для вас будет, вероятно, не совсем обычным.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда пошла земля Кабанская? Чем славится наша земля? Какие богатства таит она в себе? Какими людьми гордится? На эти и многие другие вопросы вы можете получить ответ, путешествуя по страницам этой книги. Ваш добрый друг учитель поможет вам советом и участием в нужную минуту.
Вы узнаете больше о своём крае, расположенном на бе-регу Байкала, о животном и растительном мире, о достопри-мечательностях района, о традициях и праздниках народа, живущего здесь.
Справиться с заданиями вам поможет ваш верный по-мощник, который всегда и повсюду с вами. Вы, конечно, до-гадались, о ком пойдёт речь. Правильно! Вы не ошиблись! Это Историк, помогающий увидеть всё самое важное и ин-тересное. Отправляясь в путешествие по страницам этой кни-ги, не забудьте запастись фломастерами, цветными каран-дашами и знаниями. Если вы готовы - тогда открываем пер-вую страницу.
Авторы…
Урок 1
Покорение земли Кабанской
Люди говорят, что русские из соседнего острога* по реке пришли в
Кударинскую степь. Понравились им места, и решили они освоить и заселить их. Тогда, на левом берегу Селенги, организовали они сторожевой пост. И так появился первый казачий кордон*, названный Кабаньим, первое русское поселение. К моменту появления первых русских землепроходцев, эти места были заселены бурятскими племенами. Степь была «усыпана» бурятски-ми, построенными из дерева юртами. Большая заслуга казаков в том, что они были первыми на этих землях.
28 марта 1678 года был основан Кабанск, основателем которого считается Степан Прокопьев, сын Казанец.
деревянный острог бурятская юрта
Усадьба зажиточного крестьянина состояла из трех основных частей: переднего двора, отгороженного от улицы забором - «заплотом», скотного двора и огорода.
Многоугольные деревянные юрты, как традиционное жилище, продол-жали существовать к началу XX века. Деревянные юрты различались по величине, добротности материала в зависимости от степени зажиточности хозяина.
Острог - деревянное укреплённое поселение.
Кордон- отряд пограничной стражи, охраны или заградительный отряд.
Проверь себя.
Задание 1. Историк рисует жилища русских и бурят . Дорисуй недостающие элементы и подпиши названия жилищ.
___________________________________ ______________________________
Задание 2.
Ответь на вопросы Историка.
1. Кто первый заселил Кударинскую степь?
__________________________________________________________________
2.Когда был основан Кабанск?
__________________________________________________________________
3. Кто был основателем Кабанска?
__________________________________________________________________
Урок 2
Ворота Забайкалья
Столетиями Кабанский край служит «воротами Забайкалья». Кабанский район один из самых больших в республике. Его общая площадь составляет 13470 кв.км. На востоке район граничит с Прибайкальским, на западе –
с Иволгинским, Селенгинским , Джидинским, Закаменским районами. Граница с Иркутской областью проходит по реке Снежной и озеру Байкал. Река Селенга разделяет район на две части.
По всему району проходят: федеральная автомобильная дорога Москва-Владивосток и Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. В прошлом здесь пролегали все наиболее удобные пути из центра России в глубь Даурии, на Амур, в Монголию, Китай .
Преобладающий рельеф местности горный, так как окружён горными хребтами Хамар-Дабана и Улан-Баргасы. Высота гор достигает 700-1400 м над уровнем моря. С юга на север почти на 300 км тянется огромная долина. Местами неровные клинья суши врезаются в изумрудные воды сибирского моря, образуя заливы и бухты, песчаные отмели или заросшие мелколесьем участки земли.
|
Проверь себя
Задание 1. Ответь на вопросы Историка
1. Укажи «соседей» Кабанского района:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Куда пролегали самые удобные пути, проходящие через Кабанский район?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
|
Помоги Историку, правильно выбрать названия хребтов, расположенных на территории Кабанского района.
( отметь знаком Х правильный ответ)
Хамар-Дабан
Улан-Баргасы
Яблоневый хребёт
Задание 3. Найди на карте и отметь границы Кабанского района
Урок 3
Край у Байкала.
Климат края резкоконтинентальный: в разное время суток температура воздуха может быть низкой или высокой. Изнывая от жары днём, вечером мы спешим одеть что-нибудь потеплее. Продолжительность зимы 5-6 месяцев. Зима суровая, но сказывается смягчающее влияние озера Байкал в летне-осенний период. Основное понижение температуры происходит во время замерзания моря. Поэтому можно ожидать и 40˚С мороза зимой, и жаркие летние дни до 38˚С тепла.
Весна сухая, ветреная, заморозки длятся до конца мая, начала июня. Засушливостью отмечается первая половина лета, нередки засухи.
Распределение осадков по временам года неравномерное: может «залить» дождём, может выпасть большое количество снега, особенно в горах, которое при дружной весне является причиной наводнений, с подтоплением населённых пунктов.
Люди поселились на этой террито-рии, построили дома отдыха, отели, кемпинги и сохранили первозданную байкальскую природу! В Кабанском районе - самый доступный берег на Байкале, самый теплый климат, самая развитая инфраструктура, лучшие дороги и связь!
В районе посёлка Выдрино есть воз-можности создать горнолыжный центр мирового уровня! Более подходящего места в республике для развития горнолыжного центра нет. Там и железная, и автомобильная дорога, рядом все сети, а за счет теплого влияния Байкала бывает теплая снежная зима - идеальные условия для комфортного катания в течение 6- 7 месяцев в году. Как в Альпах!
Проверь себя
Задание 1
Историк нарисовал картины времён года. На какой из картин он изобразил зимнее время года? Отметь знаком Х.
Задание 2
Историк любит разгадывать кроссворды, помоги ему.
1
4
4
5
2 3 6
1.Озеро в Кабанском районе.
2.Время года
3.Месяц, когда заканчиваются
заморозки.
4.Что измеряется в градусах за окном?
5. Природная катастрофа, происходящая из-за резкого подъёма уровня воды.
6.Прибор для измерения температуры воздуха.
Урок 4
Знай свой край
«…История должна постоянно восстанавливаться в памяти»
Мирча Элиада.
Низовье реки Селенги было освоено человеком в глубокой древности. Подтверждением этого являются многочисленные археологические памятники и находки. Одним из самых известных памятников является Фофоновский акрополь. В 1930-1960 г.г. в окрестностях села Фофоново известными учёными А.П. Окладниковым, М.М. Герасимовым и др. были обнаружены захоронения с ценными находками. Там были найдены топоры из нефрита, кинжалы, керамика.
Наш край находится в азиатской части России. Прежде по степям нашего района перемещались многочисленные монголоязычные племена. Именно в этот период произошло складывание бурятской народности. Приезжих было настолько много, что бедные крестьяне из Ильинской волости не могли содер-жать пристанище для приезжих. Поэтому в июне 1807 года волостной центр был перенесён из Ильинской слободы в Кабанскую. Кабанск стал столицей волости.
Основным занятием русских жителей стало земледелие, условием для которого были плодородные земли в низовье Селенги. Население жителей в то время превысило 20 тысяч человек.
Несколько иной был уклад жизни кударинских бурят, большинство из которых вело кочевой образ жизни. Они занимались скотоводством. В 18 веке возникли кожевенные, войлочные и мыловаренные заводы, скотобойни. В 1840 году были открыты первые школы в Кабанске, в селе Творогово, при Посольс-ком монастыре и в селе Байкало-Кудара.
26 сентября 1927 года считается Днем образования Кабанского района.
Акрополь - (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть города, верхний город; крепость (убежище на случай войны).
Волость- часть земли, государства во владении одного лица; несколько сел или селений одного ведомства, владельца; округ сел и деревень состоящих под управлением одного головы или волостного старшины. |
Слобода- село свободных людей; пригородное селение, большое село, где более одной церкви, и торг или ярмарка, либо волостное правление, род сельской столицы; также промышленное, фабричное село.
Проверь себя
Задание 1
Помоги Историку соотнести события и даты.
Соедини линиями.
1807
1927
1840
Задание 2.
Вместе с Историком составь устный рассказ об истории Кабанского района и нарисуй, чем занимались местные жители в прошлом.
Русские Буряты
Урок 5
Кабанск - районный центр
В 1678 г. на высоком берегу реки Селенги, при впадении в неё рек Кабанья и Исток, было основано поселение* Кабанское. Получило своё название от одноимённой реки, в долине которой когда-то водились кабаны. Голландский путешественник Исбрант Идес проезжая по
этим местам в 1692 году, записал: «Пункт Кабан». У некоторых старожилов Кабанска сохранились в памяти воспоминания их дедов о том, что среди ранних жителей села были крестьяне родом из волжских и тверских губерний.
Путешественники, побывавшие в этих краях, писали: «Вот на восточном берегу Байкала, на продолговатой равнине, обставленной с двух сторон горами, расположилась очень людное чисто русское население. На тесном пространстве, не более ста верст в длину, разбросано несколько сёл. От одного села до другого вёрст * двадцать, тридцать. В центре их находится самое людное село Кабанск. Вообще эти сёла большие - душ по 700 и более каждое, а между ними накиданы деревушки так тесно, что едучи от одного села до другого, приходится проезжать почти беспрестанно между двух рядов изгороди, отделяющих выгоны под деревней, и по дороге попадается несколько деревушек, заимок.* Земли немного, пахотной приходится от 3 до 5 десятин* на душу...»
Здание администрации района Кабанский районный краеведческий
музей им. М .А.Лукьянова
За свою более чем 300- летнюю историю Кабанск был сначала заимкой, затем сторожевым острогом, волостным центром и провинциальным уездным городком. Сегодня это центр Кабанского района.
Территория района расположена по южному и юго-восточному побе-режью озера Байкал протяженностью в 218 км и относится к центральной экологической зоне. Площадь района -13470 кв. км, или 3,8 % территории Республики Бурятия.
Это - один из самых крупнонаселенных районов Бурятии, где проживают более 64 тысяч человек. Район многонационален: русских - 90,9% , бурят -5,4%, другие национальности - 3,7%. Плотность населения на 1 кв. км составляет около 5 человек.
На территории Кабанского района находятся 19 сельских и городских поселений: Корсаковское, Красноярское, Сухинское, Большереченское, Брянское, Байкало-Кударинское, Выдринское, Кабанское, Колесовское, Каменское, Оймурское, Посольское, Ранжуровское, Танхойское, Твороговское, Шергинское, Бабушкинское, Клюевское и Селенгинское.
Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны .
поселение- территория нескольких населённых пунктов.
верста- 1,138 кв. километра
1 десятина -1,093 гектара
Заимка- название (чаще в Сибири) поселения, обычно однодворового, и земельного участка, занятого кем-либо по праву первого владения (вдали от освоенных территорий).
Проверь себя
Задание 1.
Историк сделал схему населённых пунктов Кабанского района. Добавь другие названия, известные тебе.
п. Выдрино ……………..
|
г.Бабушкин
…… ………………
с.Творогово ………..………..
п.Селенгинск с. Большая Речка
Задание 2.
Ты посещаешь библиотеки и музеи, читаешь газеты и журналы и можешь объяснить происхождение названий городов, посёлков, сёл, деревень нашей страны. Как ты думаешь, почему эти селения получили такие названия, если затрудняешься, узнай у старших:
с.Байкало- Кудара________________________________________________
________________________________________________________________
с.Творогово_____________________________________________________
________________________________________________________________
А как называется ваш родной город или посёлок? Что вы знаете об этом названии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 6
Растительный мир района
Леса и кустарники на территории района занимают около половины всех земель. Флора Кабанского района отличается большим разнообразием.
Хвойные леса богаты елью, сосной, кедром, лиственницей. Большим спросом пользуется кедровый орех (рис.1), для лечебных целей применяют кедровое масло.
рис.2
рис.1
Наряду с хвойными растениями встре-чаются лиственные древесные породы – берёза, осина, ольха, тополь душистый (рис.2).
рис.2
Не менее разнообразна кустарниковая растительн&
Комментарии