Воспоминания директора школы Раднаева Алексея Шагдуровича
Я хочу немного рассказать о руководителях школы, которых я знал, а также о своем небольшом участии в жизни родной Гильбиринской школы. Поскольку я учился в этой школе, а потом, после окончания пединститута, работал в своей школе, то я поделю воспоминания на две группы. Первая группа – о директорах , у которых я учился, а вторая группа -с которыми я работал уже учителем.
Начну с Санжиева Сергея Дашиевича, который был директором школы в начале 60-х годов. Школа была восьмилетняя, школа была новая. Помню, мы весной всей школой выезжали в лес готовить дрова для школы. Каждому ученику выделялась дневная норма и результаты в конце каждого дня обмером принимались завхозом школы. Это было время полета Гагарина в космос, в школе работал кружок радиофизики, где ребята запускали в небо свои ракеты.
Потом директором школы стал Базаров Бадма Жалсанович, очень солидный, строгий, с хорошо поставленным голосом руководителя. В школе сразу почувствовали жесткую дисциплину и порядок. Завучем школы в этот период работал Цыбенов Юрий Луцылович, а его жена, Людмила Доржиевна, была прекрасным математиком. Он сам преподавал географию и историю, был учителем от бога. Играл на баяне, на гитаре, готовил детей к смотрам художественной самодеятельности, постоянно руководил агитбригадой. Кроме этого, он был прекрасным спортсменом. По всем видам спорта он не только хорошо сам выступал, а также был очень хорошим тренером.
Благодаря ему, наша школа достойно выступает в районных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису. Помню, в один год, мы выиграли футбольный матч у команды Оронгоя и поехали на попутном транспорте в Иволгу. Команда Иволги была очень сильной, и их тренер Кузнецов Н.В. пообещал, что если мы выиграем, то обратно он предоставит нам машину до дома. А мы выиграли со счетом 1 : 0, и ему пришлось выполнить свое обещание. Таким образом мы стали победителями и выехали в Тарбагатай на межрайонные соревнования. Теперь уже часть пути мы ехали на поезде, часть – на попутных машинах. Там мы позорно проиграли 0 : 6, и по пути домой тренер нас успокаивал, что, мол, буряты не играют в футбол. А по волейболу и баскетболу наша команда, усиленная игроками из Иволги, выиграла республиканское первенство.
Хорошо помню прекрасного руководителя и достойного человека – директора школы Дашимолонова Банзая Сангадиевича, участника Великой Отечественной войны. Он преподавал историю и обществоведение. Особенно интересно проходили уроки истории, посвященные Великой Отечественной войне. В это время усилилась воспитательная работа в школе. Появились кружки по интересам, секции. Развивалась художественная самодеятельность, КВН. У нас проходили очень полезные встречи с разными интересными людьми. При Банзае Сангадиевиче я окончил школу и вернулся в 1974 году уже в качестве преподавателя физики.
Тогда директором школы работал Битуев Ким Дмитриевич, также участник ВОВ, очень культурный, коммуникабельный, требовательный к себе и к другим, умный и мудрый руководитель. Внешне всегда подтянутый, одетый безукоризненно, в свежевыглаженной рубашке, он всегда располагал к общению. Прекрасный собеседник, эрудированный человек, общение с ним всегда настраивало на творческий подъем,
В этот же год приехали к нам в школу новые завучи: Егоров Иннокентий Матвеевич- завуч по учебной работе и Ахаржинов Виктор Старикович- организатор по воспитательной работе. Учителей-мужчин стало много. Началась интересная работа по краеведению. В те годы начали проводить многодневные туристические слеты с выездом всей школой в палаточный городок, многодневные походы. Сборная школы учителей всегда одерживала победы на турслетах, спартакиадах в большом Улан-Удэнском сельском районе, объединявшем нынешние Иволгинский и Тарбагатайский районы.
Через год директором школы стал Егоров Иннокентий Матвеевич. Это талантливый руководитель, строгий и справедливый, требовательный к людям и, в первую очередь, к себе. В то же время он всегда готов был помочь любому делом или советом, воодушевлял учительский коллектив личным примером, озарял всех своей широкой улыбкой. За таким лидером каждый готов был идти и в огонь и в воду. В этот период, мне кажется, был действительно творческий подъем всего педагогического коллектива. В школе было много молодых учителей - энтузиастов с хорошим творческим потенциалом, усилилась работа методических объединений учителей, партийная и комсомольская организации усилили контроль и руководство. Был организован творческий союз молодых учителей, куда входили Ишеева Н.Д, Дарханов А.И., Раднаев А.Ш., Эрхитуева Г.П., Дамбаева З.Ф.
С 1980 по 1987 год директором работала Имыкшенова Янжима Дабаевна, великолепный организатор, человек с кипучей энергией и личным обаянием. При ней были построены школьная столовая, новое здание начальной школы. Продолжилась работа по методической, творческой деятельности учителей, было проведено множество открытых мероприятий. Школа стала получать научно-методические рекомендации по формированию и развитию общеучебных умений и навыков со стороны преподавателей БГПИ им. Д. Банзарова, БИПКРО. Работали в тесном контакте с базовым хозяйством совхозом «Заветы Ильича». Учащиеся школы проходили производственную практику на чабанских отарах, МТФ, МТМ и т.д. Была хорошая организация летнего труда и отдыха в лагере. В дни каникул, за счет заработанных средств на огороде, учащиеся выезжали в туристические поездки по всей стране.
С 1987по 1997 годы я работал директором школы. В связи с созданием ассоциации крестьянских фермерских хозяйств на базе бывшего совхоза «Заветы Ильича» возникла необходимость создания собственной инфраструктуры школы, где осуществлялась бы подготовка выпускников к новым условиям хозяйствования, защищались бы интересы школьников и учителей в период экономического кризиса. Наша школа становится экспериментальной площадкой и тесно сотрудничает с учебно- консультационным центром БСХИ под руководством доцента Нехлановой С.А. и ИПФ БГПИ в лице декана ИПФ доцента Атутова И.П. Она получает новое - фермерское направление развития. Целями эксперимента являлись:
1. Создание условий для разностороннего развития учащихся в соответствии с их интересами, склонностями, способностями;
Интеграция усилий семьи, школы, общественности в образовании учащихся;
3. Организация социальной защиты учащихся и учителей школы в период кризиса и дестабилизации рыночной экономики;
4. Разработка и внедрение программы профориентационной работы с учащимися, подготовка учащихся к осознанному выбору профессии;
Основное внимание школы в тот период уделялось безболезненному входу выпускников во взрослую жизнь: дальнейшему продолжению учебы в ВУЗах или трудоустройству. Учащиеся получали хорошие навыки и опыт работы в отраслях сельского хозяйства. Наши выпускники действительно готовы были работать трактористами, чабанами, животноводами, овощеводами. Открыли второй лагерь по откорму ягнят. В лагере «Романтик» были построены помещения: веранда, баня, столовая, кухня, склад, игровая, крытая площадка для тенниса, 2 беседки. На пришкольном участке построены теплицы. Школа добилась победы в республиканском смотре-конкурсе учебно-производственных бригад и получила приз – автобус КАВЗ и заняла третье место в России, призом стала автомашина «Москвич 2115». Успешно провели на базе двух лагерей Всероссийский семинар по трудовому обучению.
В постоянное пользование для школы получили огород совхоза 9,6 га и покос 44 га для подсобного хозяйства, которое создали при школе. На урожай капусты были приобретены: новый трактор МТЗ-82, самосвал и большой комплект навесных орудий и агрегатов. С большим энтузиазмом работали в этом направлении: Жамсаранов Л-Ц. Ц-Д., Зарубин Н.Н., Бадмаева Ц.Б., Санжиев Д.Л. Мы участвовали в Международной программе Reap International по обмену опытом с фермерскими школами США.
Школа осуществляет внедрение в вариативную часть базисного учебного плана спецкурсы и учебные предметы:
6-7 классы – «Основы растениеводства» - 1 час;
8-ые классы – «Основы животноводства» - 1 час;
9-ые классы – «Основы агрономии» - 1 час;
10-11 классы – Бухгалтерский учет и менеджмент
Рыночная экономика - 3 часа
Основы ведения фермерского хозяйства
Ежегодно хорошо успевающие выпускники имели возможность льготного поступления: в БСХИ - 5 человек, в ВСТИ (на технолога переработки с/х продукции) – 3 человека, в БГПИ - 5 человек.
В школе работали несколько спортивных секций: волейбол, баскетбол, настольный теннис, туризм. От ДЮСШ функционируют секции: лыжной подготовки, легкой атлетики, вольной борьбы. В филиале музыкальной школы от Министерства культуры два отделения: фортепиано и хореографии. Также мы пригласили специалиста - хореографа и был воссоздан хореографический ансамбль «Улаалзай», который впоследствии стал образцовым.
Ввели уроки хореографии в начальной школе. На средства школы был укомплектован и открыт кабинет ритмики. При школе работали также кружки: моделирования, шахматный, юных корреспондентов, бурятского фольклора, математический, лингвистический, литературный, экоотряд, юных телеработников, вязания и вышивки. Работали воспитательные центры: эстетический, экологический, историко- краеведческий центр «Этно». Был создан школьный краеведческий музей.
И сегодня наша школа, конечно же, не стоит на месте. Это уже школа нового тысячелетия: она в числе первых внедряет инновационный образовательный проект, наши учителя выигрывают престижные профессиональные конкурсы. Благодаря активному участию и личному контролю одного из бывших директоров школы, а ныне- первого заместителя Правительства Республики Бурятия, Иннокентия Матвеевича Егорова, в рекордные сроки построены и введены в эксплуатацию новые корпуса школы.
Хочется пожелать родной школе процветания, а учительскому коллективу - достичь дальнейших творческих высот в будущем, и, в то же время, сберечь традиции славного прошлого.
Комментарии