Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Десять с половиной лет и вся жизнь

9 апреля 2012
Десять с половиной лет и вся жизнь

Передо мной школьные фотографии. С трепетом рассматриваю их и вспоминаю…

В 1980 году после окончания Бурятского педагогического института по распределению я приехала работать учителем математики в Гильбиринскую среднюю школу, в которой работаю, и по сей день. Школа стала поистине моим вторым родным домом, делом жизни. Здесь я училась, приобретала опыт, рядом со мной трудились замечательные учителя, опытные, мудрые педагоги, коллеги- единомышленники… И вновь, как в первый раз, каждый день открываю для себя что-то новое, учусь, строю дальнейшие планы.

16 лет работала учителем математики, год – заместителем директора по воспитательной работе. 1997 году была назначена директором этой же школы. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Слова великого русского полководца А. В. Суворова актуальны не только в армейских рядах, но и в образовании. Люди по-разному приходят на эту должность: кто-то по протекции свыше, кто-то за выдающие заслуги, а кто-то по велению души и сердца. Цели стать директором у меня не было, но работать в своей школе всегда хотелось. На должность директора пошла после долгих раздумий, не ради какой-то корысти, скорее хотелось проверить себя. Моя педагогическая деятельность- эта моя самореализация. Огромный груз ответственности ложится на плечи любого руководителя. Управленческая работа может принести свои плоды не сразу. За годы директорства чувствовала себя в разных ипостасях, и менеджера, и педагога, и сантехника, и монтера крыши, и агрономом, и завстоловой, и кем только не приходилось быть, вникать во все тонкости любого дела. Надеялась, что в перспективе это будет оправдано.

Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что руководить методически грамотными людьми, которые буквально живут школой, и очень многое понимают в её внутренних процессах, нужно иметь смелость, веру в лучшее будущее. Страна переживала не лучшие свои времена- годы перестройки, переход на рыночные отношения, нищий бюджет системы образования, отсутствие финансирования на нужды школы, задержка зарплаты по многу месяцев, уход профессионалов - учителей в другие отрасли. Кто остался в школе? Остался в школе настоящий учитель. Тот, кто не работает, а живёт ею. Тот, кто рождается учителем.

Февраль 1999 г - 90-летний юбилей школы. Проведение этого праздника способствовало укреплению материально- технической базы школы, объединению и сплочению выпускников, учителей, ветеранов – педагогов школы. И главное, было заявлено пожелание всех жителей села о строительстве новой школы. Дело в том, что здание школы аварийное, об актовом и спортивном залах, учебных мастерских, о столовой, отвечающих современным требованиям, приходилось лишь мечтать. Была проделана большая предварительная работа по подготовке проектно-сметной документации, согласование их со всеми органами надзора и т. д. И наконец, 2006 году при весомом содействии Егорова Иннокентия Матвеевича, активной поддержке местных властей был заложен фундамент новой школы.

С 1998 г проводилась большая краеведческая работа по изучению прошлого родного края – через семейные архивы, рассказы старожилов, накоплен богатый краеведческий материал. По мере накопления источников сначала организовывались выставки, а в 1999г был создан школьный музей. С 1999 г коллектив работает над единой проблемой: оптимизация УВП через творческий подход к обучению и воспитанию. Школа развивается в этно-эколо-экономическом направлении. Вся работа по этим направлениям подчинена основной цели - создании школы как фактора устойчивости местного сообщества через единство образовательных и воспитательных задач, через создание благоприятных условий развития экологооориентированной личности на основе народных традиций, изучения природы, культуры, экономики родного края, развития тесных взаимосвязей с местным сообществом. Деятельность школы стала импульсом для участия учащихся и учителей в научно- практических конференциях, семинарах, значительно повысился научно-методический уровень учителей, многие из которых овладели проектной технологией.

Этнокультурное, экологическое образование – это ключевое направление системы воспитательной работы школы. Его реализация позволила стать победителями 2 конкурсов мини грантов по программе «Местные инициативы» (финансовая поддержка 1-го гранта 3760 $, 2-го -3910$.), занять 1 место по итогам 2002- 2003уч. г и получить ценный приз – компьютер. А также результатом эффективности работы школы по программе развития стали успешные выступления учащихся на экологических олимпиадах, всероссийских конференциях, выступления учителей на региональных, республиканских семинарах, тренингах и др. В учебно-воспитательном процессе активно решались проблемы гуманизации, внедрения инновационных технологий.

С 1999 года мы сотрудничаем с научным руководителем школы Дагбаевой Ниной Жамсуевной, доктором педагогических наук, профессором. Она оказывает огромную помощь в научно-методической работе школы. Свидетельством сформированности исследовательских умений и навыков у учащихся может служить факт участия в семинарах экожурналистов, международной эконеделе , проводимых на Байкале. Результатом многолетнего сотрудничества с Байкальским информационным центром «Грани» стало активное участие детей, учителей в международных экологических проектах «Вода - ради жизни», «Деревенская ласточка», « Практикоориентированное экообразование через Интернет», в создании электронного журнала «Тоонто». А также учащиеся имели возможность публиковать опыт работы по этноэкологическому направлению на страницах печатных изданий. Школа вошла в международную сеть экологических школ.

Современная школа не может существовать без органов общественного самоуправления. Ей необходимо вовлекать в свою жизнь родителей, спонсоров, социальных партнёров. С благодарностью вспоминаю всех выпускников школы, которые всегда принимали активное участие в жизни школы, поддерживали инициативы школы и морально и материально.

Успешной нашей школе помог стать и тесный контакт с родительской общественностью. С 1998 г действует попечительский Совет школы- орган, возникший из школьного родительского самоуправления. За время своего существования он привлек немало внебюджетных средств, направленных на ремонт школы, на создание условий для обучения (охранно-пожарная сигнализация, ремонт теплотрассы и др.) Появилась традиция превращать большие школьные мероприятия в сельские праздники. Примером тому являются НПК, посвященные Галдану Ленхобоеву, Вамбе Бимбаеву, Доржи Ленхобоеву, сагаалган, 9 мая, и др.

Материально- техническая база школы оставляла желать лучшего. Реконструировано аварийное здание начальной школы под здание борцовского зала, а также гараж для автобуса, тракторов школы, заменены потолок в спортивном зале школы, потолок в столовой. Замечу, что все работы по реконструкции стали возможны благодаря средствам внебюджетного фонда, родительской помощи. За эти годы подсобное хозяйство школы развивалось: был заключен договор аренды огорода на 20 лет, приобретены 5 голов овец, значительно увеличилось поголовье крупного рогатого скота.

Решение одновременно материальных, хозяйственных и педагогических проблем делает рабочий день директора ненормированным. Нагрузка, которую приходится нести, требует большого терпения, крепкого здоровья. Школа по большому счёту – это рутинная работа. Ежедневная, кропотливая и очень ответственная. Являюсь автором грантового проекта « Лето радости, труда и отдыха». Проект стал победителем конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в 2001 году, была оказана финансовая поддержка в размере 25000рублей.

Участвовала в межрегиональной научно-практической конференции « Образование на рубеже веков» в 2000г с докладом «Экономическое образование и трудовая деятельность школьников как необходимое условие их адаптации к рыночной экономике». В апреле 2004 г в республиканской научно- практической конференции « Современные учреждения образования и здоровье учащихся» с докладом «Формирование здоровой личности как фактор благополучия общества». Участвовала в теоретических семинарах по межкультурным аспектам экологического образования, по обмену опытом и перспективам международного сотрудничества. В ноябре 2007г в г.Оснабрюкк Германии участвовала в международной обменной программе бурятских школьников и педагогов по проблеме «Вода» и «Межкультурные аспекты экообразования».

В сентябре 2007г. школа проводила семинар для учителей, руководителей школ района по теме Устойчивое развитие местного сообщества» при поддержке БИЦ «Грань» и при участии профессора университета г. Оснабрюкк.

И как итог десятилетней, результативной работы коллектива школы по программе этноэкологического направления – победа в конкурсе в рамках ПНПО и финансовая поддержка в размере 1 млн. рублей в апреле 2007года.

Хочу вспомнить добрым словом своих наставников Егорова Иннокентия Матвеевича, Имыкшенову Янжиму Дабаевну, Бальжирову Янжит Дашиевну - опытных, умелых руководителей, каждый из которых внес заметную лепту в истории школы, в приумножении её славных традиций. Поздравляю всех выпускников, учителей, родителей наших детей, всех земляков со знаменательным событием в жизни нашего села, района -100-летним юбилеем школы. От всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, успехов и воплощения в жизнь всех творческих планов и задумок. И пусть родная школа процветает, чтобы вновь и вновь радовать новые поколения юных гильбиринцев, открывать им дорогу в страну знаний, сея разумное, доброе, вечное...

 

Дугарова Наталья Петровна, учитель математики, директор школы(1997-2008гг.)

Просмотров: 1785

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -