Воспоминая моей бабушки Ринчиновой Н.Д.
Когда началась Великая Отечественная война, моей бабушке Надежде Дугаровне было четыре года. Ее отец Ринчинов Дугар Доржиевич из рода hэнгэлдэр до войны работал председателем колхоза имени «Кирова», а затем выдвинули председателем коммуны «Хубисхал» Курумканского района с 1939 по 1943 год. Он был коммунистом, депутатом, одним из лучших руководителей в то время.
Во время войны началась голодовка, разруха и тогда он распорядился истощенный скот забить голодающим и за это его репрессировали. Он сидел в тюрьме некоторое время и изъявил желание защищать свою родину от врагов. Погиб при освобождении Польши в конце 1944 года. Остались шестеро детей с матерью - моей прабабушкой Шоноевой Бальжин Улзытуевной. «Она была активной комсомолкой, принимала участие во всех делах колхоза: на уборке урожая, сена, пасла овец и ухаживала за ягнятами, на стрижке овец и на заготовке дров зимой.
Однажды в 1944 г. К ним пришел председатель колхоза Ринчинов Замбулан. Он принес извещение о гибели отца на фронте. Мать моей бабушки долго плакала» - вспоминает моя бабушка Надежда Дугаровна. Старшая дочь: Софья Дугаровна (Светлана, Эля, Степа, Мая, Павел, Нина, Вася, Ира, Эдик). 2 дочь: Мария Дугаровна (Бэлла, Борис, Валентина, Эржена, Витя). 3 дочь: Надежда Дугаровна (Людмила, Лариса, Любовь, Анжела, Алла). 4 дочь: Евгения Дугаровна (Баир, Эржена). Сын: Ринчино Владимир Дугарович.
Отец моей прабабушки Шоно Улзытуев был из рода Буура hэнгэлдэр (дархан бθθ) в 1920 годы жил в Улюкчикане. В то время каждая семья имела земельный участок: зимник и летник, посевную площадь до половины десятины, крупный рогатый скот, овец и лошадей. Хозяева жили друг от друга на расстоянии от 1 до 2 и более километров, жили в небольших домах, печи были сложены из сырых кирпичей.
Окна в домах были маленькие, вместо стекла натягивали тонкую пленку из бычьего мочевого пузыря. Большинство населения жили бедно, имели 2-3 коровы, кто имел одну лошадь, а кто ни одной. Зерно сеяли вручную на ветру деревянной лопатой. Урожай убирали серпом и укладывали в сноп, а зерно молотили зимой на льду палкой. Люди питались основном молочной пищей, из молока делали хурунгу и перегоняли архи-молочную водку. Побочный продукт назывался арса. Это тоже очень питательный продукт, ее варили с мукой.
Иногда варили саламат - кашу из муки и сметаны. В то время занимались выделкой овчин и кожи. Из выделанных овчин шили дэгэл — овчинную шубу и унты. Зимой на санях, летом на телеге возили сено на продажу в Баргузин и на них покупали материю: ситец, сатин и чай в плитках. Шоно Улзытуев имел свою водяную мельницу на речке Лугшахан, за помол брал 10 процентов от молотой муки и на паях с Баргузинским купцом Сиротиным построил кожевенный завод по выделке дубленки, одну дубленую кожу меняли на две сырые. Занимался рыбалкой, имел невод, сети. Из добытого улова брал половину за снасти, а остальные рыбаки делили между собой. С 1929 года началась новая жизнь.
Из воспоминаний моей бабушки Бурхиновой Н.Д.:
«Мой дед имел семь предприятий: мельницу, молотилку, кожевенное предприятие, а также кирпичный и известковый заводы, рыбное хозяйство. В мельнице вода падала сверху на деревянное кольцо. Внизу имелись два больших круглых камня, между ними зерно и мололось, а мука падала вниз на большое корыто. В мельнице получалась мука высшего сорта, приезжали из Курумкана, да и всей округи, потому что муки было больше, чем в других мельницах. Малоимущим людям он часто молол бесплатно. Также дед самостоятельно построил приспособление в виде воронки, стенка которого была сделана из красного кирпича. В нем он и слаживал стойкой колотые дрова. Когда дрова сжигали, снизу с отверстия вытекала черная смола. Этой смолой смазывали телеги. Дедушка Шоно ловил полную лодку рыбы и раздавал бедным».
По обе стороны речки Лугшахан образовались два самостоятельные коллективные хозяйства. На правой стороне ТОЗ - товарищество по совместной обработке земли. Па левой стороне речки Лугшахан образовалась коммуна «Ошон». Первым организатором и руководителем коммуны был Цырен Норбоевич Цыденжапов. В 1933 году на базе коммуны и ТОЗа крестьяне объединились и организовали колхоз имени Кирова. По уставу член колхоза имел право содержать одну корову с приплодом, одну голову молодняка, свой дом, приусадебный участок. Узнав суть колхозного устава, многие единоличники вступили в колхоз. Все свое имущество Шоно Улзытуев, вступив в колхоз, передал коллективному хозяйству «Ошон».
В нашем роду есть родословное предание, что наш прапрадед был шаманом, звали его «Һамрайхан-бөө». Однажды на пароме поспорил с Сахаром Хамнаевым - тайшой: кто первым проедет паром. Тайша Сахар Хамнаев сказал, что он нойон и должен проехать первым. И тогда наш прапрадед рассердился и проехал на волах над водой реки Баргажан, применив силу шаманского мастерства. Тайша поехал дальше, и вдруг откуда-то появились тучи и он попал под обильный ливень. Весь мокрый, продрогший приехал в Думу, и тут выяснилось, что дождь прошел только по дороге, где проезжал он.
Младший брат деда Шоно: Шоноев Цыдып Улзэтуевич 1923 года рождения, окончил в п. Баргузин среднюю школу в 1941году. Учился вместе с Бальжин Будаевичем Цыденовым, писали друг другу письма.
Бальжин Будаевич рассказал, что:
«Когда началась, война добровольцем Цыдып ушел защищать свою Родину, учился в Кемеровском пехотном училище, после окончания ему было присвоено звание лейтенанта. А в декабре 1941г. на Брянском направлении, командовал гвардейским минометом (катюши). В двадцатилетнем возрасте был в звании майора, имел много боевых орденов и медалей, в том числе Орден Красной Звезды».
Погиб 4 марта 1943 года.
В 2010 году за 7 тысяч верст, приехал внук Сергей Занданов поклониться святому месту, привез деду горсть земли родной, зарядил ее в патрон, и положил в братскую могилу, куда перезахоронили прах Цыдыпа Шоноева в поселке Соколовский Брянской области.
Записала: Бурхинова Наташа, ученица 9 кл. Улюнской СОШ.
Комментарии