Дед родился в многодетной семье середяка - казака. Два его брата были также середняками- казаками, одного звали Буда (в быту Маанчи), другого Намсарай(в быту Джооджхой), а двое других были ламами. О судьбах братьев- казаков, к сожалению, ничего нам не известно. Произошла революция и их семья- казаков и священиков попала под категорию неугодных новой власти.
О братьях ламах есть скудные сообщения. Они несли службу в дацане Дэчин Рабжилинг или Табангутско-Ичетуйском дацане. В 30-х годах когда советская власть перешла к прямым репресиям против церкви , дацанов, служителей культа, нквд-ки их Булун-Ичетуя изрубили Дагба ламу топором прямо на крыльце дацана, видимо за сопртивление или неподчинение. Чойбоон (Зурхайч лама), спрятав чвои драгоценности, буддийские книги возле подножия своей родовой горы Бурханта , сбежал в Монголию даже не успев распрощаться со своим братом Доржи. Он, видимо, собирался все-таки вернуться на свою Родину. Так он и не вернулся.Когда его внучатый племянник Шагжитаров Павел работал в Монголии в 1959-60 г.г. годах он слышал о Чойбон ламе, что он живет в Дархане. Правда , ему не удалось с ним встретиться.Больше нет никаких сведений о нем.
Больше всех из братьев повезло моему деду Доржи. Казаки буряты в большинстве своем поддержали Советскую власть. Дед рассазывал мне как он участвовал в первой мировой войне с Германией. Откуда вернулся живым и невредимым.
Так как он был довольно грамотным в свое время, он работал в колхозе на руководящих должностях: был председателем колхоза, учетчиком, заведующим продовольственным складом. Мой дед отправил в 1941 году всех трех сыновей на войну. Старший его сын, мой отец был призван на Западный фронт. Второго его сына Даши(1909-1978) так же отправили на фронт. Третий сын Гэндэн отправили на военную подготовку в командиры.
Комментарии