Гульмагта – культовое место, имеет баргутское происхождение. По данным исследования С.П.Балдаева, еще в начале ХХ столетия буряты устраивали здесь шаманский тайлган «хорчинам» - древним жителям этих мест.
Имеющиеся здесь археологические памятники ( оросительные канавы, идущие от бывшего водохранилища с развалом каменной плотины с « мельницей», могильник, наскальные рисунки и пр.) однозначно приписываются народной памятью к баргутам («хорчинам»).
Объектом почитания здесь пользуются три небольшие сопки на окраине села Улюкчикан. Их божествами или духами – « хозяевами» местности считаются СОРОН ЕХЭ БОО и НИМАЙ ЕХЭ ОДИГОН. По легендам и по проводимым титулам («боо» и «одигон»), это была супружеская пара профессиональных шаманов высокого сана посвящения. Во время жертвоприношений им преподносили лошадь, баранов и от каждого двора по котлу молочной архи. В призывании говорилось, что это были одни из первых жителей Баргузинской долины, воевавшие с тунгусами.
По другим данным, покровителями местности Гульмагта являлись НЮТАГАЙ УБГЭД БО hАМГАД - «старики и старухи местности». Ежегодный тайлган устраивался для того, чтобы эти духи «бдительно охраняли Баргузинских бурят».
Старые тунгусские культы нам не известны, но топонимы Гульмагта, Улюкчикан, Улюн и прочие являются эвенкийскими. Как эти местности именовались баргутами – также не установлено. Однако очевидно другое – их культы могли возникнуть от расположения здесь более ранних некрополей. Они представляют собой компактную группу наземных сооружений из камня, явно служивших таганом – подставкой котла с жертвенными приношениями. Эти памятники датируются поздней порой бронзового века. Чисто баргутские могилы представляют типичные для кочевников средневековья каменные овальные выкладки. Кстати, здесь же, на поверхности одной из скал, выбит письменный знак алфавита орхонских тюрков, но в данном случае явно служащий тамгой («фамилией» погребенного).
Учитывая, что буряты поселились в Улюкчикане сравнительно недавно, можно предположить, что именами Сорон ехэ боо и Нимай ехэ одигон были названы более ранние шаманские образы духов – « хозяев» здешних мест, баргутских или эвенкийских по происхождению, сущность пантеона которых забылась и им даны расплывчатые и неконкретные пояснения – «старики и старухи земли».
А.И.Тиваненко. Древние боги Байкала. ООО «Экспресс – издательство. 2012 г.»
Комментарии