Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История церкви

23 сентября 2012
История церкви

Раньше на территории Тарбагатая было три действующих церкви. Одна – православная  на ул. Пушкина (или в Сибире) в бывшем здании Заготконторы , другая  по ул. Ленина (или Закамушком), а третья в здании Поликлиники. Вот в этой церкви священником был Священномученик Афанасий, епископ Иркутско - Амурский.

 

С первых веков Христианства история Церкви украшена подвигами за веру. На протяжении многих веков Церковь Христова пополнялись тысячами святых мучениками, среди которых были и христиане, имеющие священнический сан – священномученики.

 

Среди сонмов мучеников и исповедников  Церкви Христовой  негасимой звездой в Духовном Небе сияет звездой  священномученика Афанасия, епископа Иркутско – Амурского.

 

Будущий святитель был третьим ребенком в семье староверов, проживающих в семейском селе Тарбагатай Забайкальской волости Верхнеудинского уезда. Родился он 30 ноября 1879 года и по крещении его назвали Амвросий. Его родители Феофан и Агафья Ивановна Федотовы были крестьянами.

 

Амвросий возрастал в труде и молитве. Где и какое образование получил будущий святитель – неизвестно. Но только отличался он от сверстников тем, что бойко и грамотно читал церковные книги и прекрасно пел. Мог, живя в селе и имея немалое хозяйство, со своими друзьями зачитываться древними поучительными книгами, сравнивать, сопоставлять, изучать и часами полемизировать о Церкви и вере. Он был «жаден» до духовных знаний. Читал все, что мог найти по вопросам веры. Когда книги заканчивались, выписывал из с других регионов и даже из – за границы. В его деревенском доме стоял шкаф, полностью заполненный церковной литературой.

 

Когда пришла пора жениться, построили вдвоем с родным братом Ильей два прекрасных рубленных дома, которые и по сей день стоят  в селе.

 

Помогал строить и другим родственниками и односельчанам. Он был просто неутомим.

 

Но этого всего было мало Амвросию. На своей земле братья взяли построили церковь. Обложили  свою родову и единоверных христиан «оброком»- чтобы каждый по два бревна заготовил и из леса привез. Так и отстроили церквушку.

 

Своего семейского священника в селе в начале XX века не было, а людей крестить да венчать, исповедывать да причащать надо. Возили старообрядческого иерея едва ли не с Урала.

 

1923 год. Гражданская война только закончилась. Граница с Китаем закрыта, повсюду пограничники и ОГПУ. Он же собирается и едет в г.Харбин к преосвященному Иосифу, епископу Иркутско – Амурскому, оставшемуся по ту сторону кордона. Весной 1924 года живым и невредимым вернулся он в родное село. Вернулся уже священноиереем – отцом Амвросием. За время пребывания в Китае, преосвященный Иосиф, епископ Дальневостосточный возвел его в духовную степень иерея.

 

Людей поражала его сила духа и выносливость. Когда он был священником, заходил перед Пасхой в храм в Чистый четверг, а выходил из храма только на Светлое Христово Воскресение после пасхальной службы.

 

Неутомимый характер отца Амвросия, боголюбивая душа творили чудеса. Он созывает в своем дому воскресную школу, служит в Тарбагатае, Надеено, Куйтуне, Десятниково и в Ягодное на Щучьем озере. К нему съезжались христиане и из Верхнеудинска, и из Бичуры, а он обучал их уставу, церковному чтению и крюковому, знаменитому пению.

 

В начале 1927 года в г.Харбине преставился ко Господу святитель Иосиф, первый епископ Иркутско – Амурский и всего Дальнего Востока. Огромная по расстояниям и сложная в духовном отношении Дальновосточная епархия осталась без архиерейского руководства, в котором так остро нуждалась.

 

Перст Божий указывал на вдового отца Амвросия, которого знали и любили в Иркутско – Амурской епархии как доброго отца и  неусыпного попечителя.

 

Весной 1929 года пятидесятилетний отец Амвросий по приглашению епископа Тихона (Сухова) выехал в г.Томск, где 6 мая в храме Успения Пресвятыя Богородицы был возведен в достоинство архиерея. В иночестве ему было наречено имя Афанасий.

 

К тому времени в стране началась коллективизация и воинствующий атеизм, а следом за ними и массовые репрессии.

 

В 1931 году семьи  обеих дочерей святителя Афанасия раскулачили, хотя жили они не богато. Мужа старшей дочери Екатерины осудили на 10 лет лагерей. Она с детьми жила вместе с владыкой в отцовском доме. Сам же владыка жил на милостыню.

 

Владыка осознавал, что и его дни сочтены, что рано или поздно найдется повод и для его ареста. Первым делом попросил дочерей уехать из Тарбагатая. Опасался, что доброй жизни не будет у них в родном селе после его ареста. Затем стал раздавать молодым семьям христиан личные вещи и предметы обихода – все равно конфискуют, пусть хоть добрым людям достанутся.

 

Но особое попечение владыки было к церковному имуществу: иконам, книгам и утвари.

 

Он знал, на что шел: готовился и духовно, и физически пострадать за Христа.

 

ЗА ГОРОЙ ОМУЛЕВКОЙ, в километрах 10-15 от Тарбагатая, в горах располагается глубокая пространная пещера. Братья Федотовы еще в детстве, будучи непоседливыми, отыскали ее и время от времени бегали туда играть. В пещере можно было надежно укрыться от дождя и даже прожить несколько дней в летнее время. О ней-то и вспомнили владыка Афанасий и уставщик Илья Федотовы, когда встал вопрос о сохранении церковного имущества.

 

Действовать надо было с умом, чтобы не вызвать подозрений. Церковные богослужебные книги увесистые и объемные, и переносить их нужно было тайно, чтобы злые глаза не увидели и злые языки не донесли.

 

Из храма церковное имущество переносили домой к владыке. Когда дома накапливалось достаточное количество книг и икон, снаряжали телегу, прятали в ней надежно церковное добро и ночами возили в горы, где укладывали в пещеру, которую предварительно заложили камнями так, чтобы не было видно входа.

 

Увозили то, без чего можно было обойтись во время богослу­жения. Да и к середине 30-х о той первоначальной красоте служения остались одни воспоминания. Боялись люди в церковь ходить, так как за это запросто можно было угодить в лагерь.

 

Уже в 50-х годах бродил в горах у Омулевки охотник по имени Демьян из села Кордон. Места глухие, нелюдимые. Смотрит, у скал обрывки свежих газет валяются (должно быть, кто-то из христиан посещал эти места, приглядывал за пещерой). Присмотрелся внимательный и зоркий охотник -сдвинуты камни, натоптано. Отвалил один камень, другой и ахнул. Взору пропитанному атеизмом человеку открылась дивная картина: глубокая пещера наполнена старинными книгами, утварью и иконами. А были здесь и засушенные просфоры, и мука для новых просфор, и восковые свечи - словом, практически все, что необходимо для временного церковного служения.

 

Не на шутку испугался Демьян. Обратился в милицию, где и рассказал о «страшной» находке.

 

Люди не могли понять, каким образом и кто перевез сюда столько добра. Дороги к пещере нет, немалое расстояние с подножья горы нужно идти пешком, в пещере же добра оказалось столько, что пришлось увозить церковное имущество на двух полуторках.

 

Книги и иконы отвезли в Тарбагатай. Выгрузили во дворе районного отделения милиции, где под открытым небом буквально валялись на земле сии ценности. Куда делись книги, точно не известно. Одни говорят, что разошлись книги и иконы по людям, другие предполагают, что все найденное было свезено в Улан-Удэ в запасник Исторического музея, располагавшийся в Свято-Одигитриевском соборе.

 

Сколько же трудов положил святитель Афанасий на спасение церковного достояния! И не то важно для души человеческой, что получилось в конце концов, Но то важно пред Господом, что он хотел совершить, насколько чисты были его стремления и помыслы, насколько горяча была любовь к Богу и Церкви Его.

 

ОДНАЖДЫ НА БОГОСЛУЖЕНИИ произошел случай, который удивил и успокоил владыку, дал ему духовные силы и неодолимую надежду.

 

Буквально перед самым арестом служил епископ Афанасий в Свято-Никольском храме. Служил в полном одиночестве. Не было ни единого клирошанина (помощника в служении), ни единого прихожанина в этот день. Известно, службы в древнем православии длинные - с вечера по 6-8 часов. Одному да пожилому 60-летнему человеку всю службу отмолиться очень и очень тяжело. В церкви полная тишина. Уставший святитель присел на лавочку передохнуть и задремал помимо своей воли. Сколько времени прошло - неведомо. Проснулся, открыл глаза - в храме кромешная темнота: погасли свечи и лампады все до единой. Вновь закрыл глаза владыка и уснул. Просыпается (кто может сказать, через сколько времени?),открывает глаза - перед ним ярким огоньком горит лампада. Подивился владыка Афанасий и стал молиться ко Господу: что за чудо такое случилось? И пришел к нему помысел: Вера наша погаснет, но не совсем, а через некоторое время она возгорится вновь.

 

Возликовал архипастырь и восславил Бога! И своим христианам он с радостным полным веры лицом рассказывал этот чудесный случай заступничества Божия, укрепляя паству в вере и настраивая ее на долготерпение.

 

Помнили эти слова владыки христиане и сохраняли надежду на возрождение. Не угасла молитвенная жизнь и в тяжелейшие годы, не оставили молитвы христиане Забайкалья, пронесли искру от святого огня святительского служения до наших дней. А ждать пришлось долго. Только в конце XX века, после 50-60 лет кромешной тьмы, огонек церковной лампады начал возгораться вновь.

 

Владыка Афанасий был умнейшим человеком своего времени.

 

К середине 30 – х годов в Забайкалье были арестованы почти все православные церковнослужители и служители других культов. Были арестованы и репрессированы все окружавшие Федотова (тогда уже епископа Афанасия), а его не могли «взять».

 

Даже когда в 1937 году повод для ареста нашли, полгода его уговаривали отречься от веры и вступить в партию. Ему, как человеку грамотному и уважаемому в Забайкалье, предлагалась должность партийного секретаря. Но они ради веры отказался от всех земных благ и даже от самой жизни.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ епископ Афанасий провел более полугода. Чего же хотели добиться от него огэпэушники? Почему столь долго вели следствие?

 

Староверы (в Забайкалье - семейские) - народ весьма крепкий в своей вере, традициях и обычаях. Их можно подавить и покорить физически, но внушить новые безбожнические идеи теми ударными темпами, какими все делали в 30-е годы, было невозможно. Не удалось царским властям и господствующей церкви за 300 лет из староверов сделать новообрядцев, тем более не удавалось новым властям превратить староверов в бездумных рабов и послушных безбожников. Отчасти этой цели они достигли несколько десятилетий спустя. Но и то, при первом же «потеплении», семена, посеянные благочестивыми предками семейских, дают обильные здоровые всходы.

 

Несомненно, в свое время владыка Афанасий являлся весомой фигурой в религиозной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока. Его активность, авторитет, грамотность и талант организатора очень бы пригодились советской власти. Не хватало молодому государству грамотных и активных людей. Владыке Афанасию предлагали место партийного секретаря, если он откажется от церковного служения и пойдет на сотрудничество с ОГПУ. Так некогда сатана, искушая Христа, предлагал Ему весь мир в подчинение, если Он поклонится сатане. Вслед за Христом отказался от земного царствования епископ Афанасий.

 

Потому так долго сотрудники ОГПУ «трудились», идеологически обрабатывая святителя. Но он и в сталинских застенках не только не принял коммунистические идеи,  но и учил других стойко «стоять в вере Христовой».

 

С владыкой беседовали, давали время подумать, затем вновь проводили «разъяснительную работу» и снова давали время на размышления. За полгода заточения было время и подумать, и помолиться, и попросить Господа Бога о прощении всякого греха, вольного и невольного. Попросить Христа, дабы укрепил Он немощную человеческую природу на подвиг исповедничества и мученичества.

 

Постепенно отношение огэпэушников к непреклонному «служителю культа» начало меняться. Собеседования превратились в допросы, а потом и в пытки. Протоколы «уголовного» дела Федотова А.Ф. весьма лаконичны:

 

- Виновен?

 

- Нет.

 

- Признавайся в своей контрреволюционной деятельности!

 

- Ничего подобного не делал.

 

Короткие фразы... Сколько за ними часов изнурительных допросов и пыток? Сколько за ними варварской злобы  христианского мужества?

 

От владыки требовали отречения от Христа. Предлагали в обмен на жизнь публично признать христианское учение ложным. Ему нужно было лишь написать в газетах свое отречение и оклеветать веру Христову, сам же он мог и далее жить и молиться как хочет. Исповедник же отвечал:

 

«Опубликуйте сначала вы в газетах, что ваша идеология ложная, тогда, может быть, и я подумаю».

 

Начались избиения уже немолодого и болящего человека, На допросах жгли ему бороду и усы, тушили о лицо папиросы. Святитель же стойко отвечал мучителям: «С моим телом вы можете делать все, что хотите, с душой моей вам ничего не удастся сделать».

 

В Верхнеудинске рядом с тюрьмой, где содержался владыка, жила племянница владыки Афанасия Феврония Ильинична Федотова.

 

Она часто посещала тюрьму, принося святителю еду, белье и все иное, о чем просил ее владыка. Она-то волей-неволей явилась свидетельницей последних дней пребывания епископа Афанасия на нашей грешной земле.

 

Владыка Афанасий оставался непреклонным. Не смогли супостаты сломать его веру и духовную крепость, данную Богом.

 

Последний допрос длился четверо суток. Его держали на ногах, не давая присесть или передохнуть, и требовали подписать признание в контрреволюционной пропаганде и заговоре против советской власти. Допросами был изнурен так, что прямо из комнаты дознания он был определен в тюремный госпиталь.

 

«Лежу на отдыхе в больнице - писал в записке девице Февронии владыка Афанасий, - узнай мои результаты...» Предчувствовал владыка, что в скором времени «результат» будет один - смерть. Результатом же его христианской жизни будет венец от Господа.

 

В последней своей записке к Февронии он просил принести сумку, кружку, ложку и полотенце. «Скоро меня отправят», -писал он.

 

16 апреля 1938 года Феврония принесла все, о чем просил владыка, но охрана ничего не приняла, сказав: «Отправили его в дальний путь, без права переписки».

 

Неопределенность была самой страшной мукой для христиан. Родственники владыки, хотя это было и небезопасно, наводили справки о нем у разных людей. Один машинист паровоза говорил, что видел якобы, как садили в вагон мужчину в длинной черной одежде лет 60-ти, как тот подошел к вагону, перекрестился и вошел вовнутрь. Кто это был и куда его увезли, ему было неизвестно.

 

Спустя 50 лет епископ Афанасий был реабилитирован посмертно ввиду отсутствия состава преступления. В справке КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года, выданной родственникам погибшего, сказано: решением НКВД от 16 марта 1938 года Федотов Амвросий Феофанович был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу) по статьям 58-10 и 58-11 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор приведен в исполнение 18 апреля 1938 года. Место захоронения не известно.

 

Христиане Восточной Сибири молили Бога об упокоении души своего владыки с конца 30-х годов до тех пор, пока не началось его почитание в лике святых. В поминальных книжках (синодиках) христиан Забайкалья есть одно имя, которое встречается во много раз чаще, чем любые другие имена. Это имя - епископ Афанасий. Люди помнят о святителе Афанасии и передают рассказы о нем от отцов и дедов детям и внукам. Так дошли и до сего дня рассказы о его жизни, служении и мученическом подвиге.

 

Осенью 2001 года в граде Москве на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви дальневосточными христианами был поставлен вопрос о причислении к лику святых святителя Иосифа (Антипина), епископа Дальневосточного и священномученика Афанасия (Федотова), епископа Иркутско-Амурского. Канонизировали святителя Иосифа Дальневосточного, а священномученика Афанасия Иркутско-Амурского причислили к лику святых в числе всех священномучеников и исповедников, за веру Христову от безбожия пострадавших.

 

Христиане Забайкалья начали активно собирать все, что имеет отношение к жизни священномученика Афанасия. Начались молитвы и молебны к новопрославленным святым.

 

В Республике Бурятия в селе Тарбагатай, на родине владыки, старообрядцами воссоздается община, решившая восста­навливать храм и освящать его во имя святого односельча­нина. Заказаны первые иконы священномученика Афанасия Иркутско-Амурского.

 

Всё теперь в Дальневосточной епархии идет обычным чередом: проходят богослужения, крестятся семейские-старообрядцы, возрождаются общины, пишутся иконы, рукополагаются новые священники, строятся церкви.

 

Но возгорание «церковной лампады», которое мы сегодня наблюдаем на Востоке России, дано Господом и по молитвам святого священномученика Афанасия, епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока, страдавшего за Христа, пролившего кровь и отдавшего жизнь за то, чтобы новые и новые христиане имели возможность сегодня прийти ко спасению.

 

В Тарбагатае в 2002 полностью закончено строительство и освящена ма­лая древлеправославная церковь в честь святителя Христова Николы.

 

Здесь  постоянно работает городская бригада из четырех человек, в основном выходцев из Тарбагатая, Трудятся они слаженно, и у бригадира Федо­ра Николаевича Медведева от­ того хорошее настроение. Вме­сте с ними и священник Куйтунской  древлеправославной церкви отец Сергий Палий. Его от рабочих отличает только ок­ладистая борода. Также прихо­дит на помощь, когда есть сво­бодное время, другой священ­ник  Сергий Попков.

 

Отец Сергий Палий, а имен­но он будет местным настоя­телем, рассказывает, что воз­рождается старообрядчество. Многие сельчане поворачива­ются к вере, приходят на праз­дничные службы. Поэтому храм на тарбагатайской земле необ­ходим. Его строительство идет хорошими темпами. Уже пост­роено подвальное помещение, проведено электричество, есть вода. На помощь пришли многие районные организации - РЭС, лесхоз, дорожно-строительный участок, транспортное предприятие.

 

Большую помощь оказал и Пре­зидент Л.В. Потапов. Кирпичом помог улан-удэнский кирзавода, что,в поселке Матросова, за что особая благодарность его директору В.И. Барбусу. Поддержка пришла  также от Тарбагатайского  землячества, министра внут­ренних дел И.И. Калашникова, Иволгинского ДРСУ, НПЦ по охране памятников, "Саха-ювелир", АО "Макбур", АО "Росичъ", АО "Мебель от Зыкова", 000 "Забайкаллес", Г.Ю. Калашникова.

 

И все-таки сегодня, чтобы воздвигнуть церковь, нужны огромные средства. К приме­ру, нового кирпича не хватило бы на возведение стен, но тут помогла Тарбагатайская районная администрация, которая позволила разобрать старое кирпичное здание. И теперь  стены у малой старообрядческой церкви потихоньку поднимаются .

 

Сами тарбагатайцы также помогают, чем могут. На  возведении стен уже день отработала бригада специалистов отдела культуры, районной библиотеки. Отец Сергий отметил что знаменитый ансамбль "Судьбинушка" многое сделал, чтобы на тарбагатайской земле  начал строиться храм. И в следующем году, возможно, уже весной, вознесется над районным центром» своя церковь.

 

29 сентября 2002 года в селе Тарбагатай была освящена новопостроенная Крестовоздвиженская  церковь. Церемонию освящения проводил Древлепроваславный  патриах Московский и Всея Руси Александр. После патриарха перед собравшимися верующими выступили заместитель Председателя Народного Хурала республики Иван  Игнатович Калашников и глава района Михаил  Викторович Михалев.

 

Фото: см. одноименный фотоальбом. 

 

Источник: http://www.tarbagatay.burnet.ru/district/126/493.php

 

 

Автор: Moderator
Просмотров: 4194

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -