Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Царский поднос стал семейной реликвией

30 июля 2012
Царский поднос стал семейной реликвией

В семье жителя села Кокорино Иволгинского района Бимбы Дабаевича Васильева хранится китайский фарфоровый поднос в серебряной оправе с изображением розовых цветов и стройных деревьев.Он изготовлен почти два с половиной века назад, в 1768 году- эта дата сохранилась на обратной стороне подноса как клеймо производителя. Однако его уникальность не в возрасте. С этим подносом дед Бимбы Дабаевича казак Янгажинской инородческой станицы Васильев Гарма Цыренович встречал в 1891 году самого цесаревича Николая Александровича Романова близ села Кабанск.

Исторический случай

Гарма Цыренович родился в 1873 году в семье потомственного казака-бурята Васильева Цырена Баяевича из улуса Олзон. Мать Гармы Цыреновича была родом из улуса Янгажино и была старшей сестрой Даши Доржо Итигэлова – Хамбо-ламы Янгажинского и Тамчинского дацанов.

Цырен Баяевич был трижды женат, от этих браков в семье росло пятеро детей. Жили дружно, но бедно. Поэтому Гарма Цыренович подростком нанимался подрабатывать к богатым русским мужикам в селе Тарбагатай. Помогал убирать хлеб, ухаживал за скотом. Там и научился хорошо говорить по-русски, читать и писать. Отчасти благодаря этому он попал на «государеву ратную службу», где начал карьеру рядовым казаком, а в итоге стал последним атаманом Янгажинской инородческой казачьей станицы. Именно начало службы Гармы Цыреновича совпало с историческим событием – прибытием на бурятскую землю цесаревича Николая Александровича Романова. Он возвращался в Санкт-Петербург из путешествия вокруг Азиатского континента.

В июне 1891 года делегация бурятских казаков встретила цесаревича и его свиту близ села Кабанск. Из всех представителей бурятской делегации именно Гарме Цыреновичу было поручено преподнести наследнику российского престола хадаг – традиционные хлеб-соль и «белую пищу» на том самом подносе, что хранится сейчас как реликвия в семье Васильевых. Выбор на Гарму Цыреновича пал не случайно: высокий, стройный, с военной выправкой, он хорошо говорил по-русски и в случае чего мог понять, что происходит. Гарма Цыренович был одет в бурятский халат, который приготовил специально для этого случая.

Встреча с цесаревичем произвела на молодого казака неизгладимое впечатление. Он рассказывал о ней своей семье и долгие годы бережно хранил тот самый халат, в котором встречал цесаревича, и поднос, на котором подавал Николаю Александровичу Романову угощения. Сегодня от той встречи остался расколотый, но бережно собранный и скрепленный болтом фарфоровый поднос, который чудом уцелел, а главное, он вновь оказался в семье Васильевых после продолжительного «путешествия».

 

Судьба человека и страны

Биография Гармы Цыреновича просто калька с истории России. Все в ней смешалось и переплелось: и участие в русско-японской войне, и оборона Порт-Артура, и первая русская революция, и Первая мировая война. Казачество оставалось опорой царскому престолу – Гарма Цыренович избран атаманом Янгажинской инородческой казачьей станицы. Однако приход к власти большевиков расколол казачество на «красных» и «белых». Гарма Цыренович на втором съезде Забайкальского казачьего войска в городе Чите, который прошел в августе 1917 года, при тайном голосовании выступил за упразднение казачества.

При советской власти Гарма Васильев работал в органах Временного правительства на местах. Но ему припомнили служение царю. В БМАССР развернулась массовая коллективизация, но Гарма Цыренович категорически отказался вступать в создававшийся в Оронгойском сомоне Селенгинского аймака колхоз «Улан-Янгажин». За это власти дважды облагали его так называемым «твердым заданием» по сдаче государству огромного количества сельхозпродуктов. Не выполнишь – сядешь в тюрьму. Ему удалось выполнить оба «твердых задания». Но в 1931 году его лишили избирательного права, заявив, что в досоветское время он был царским офицером и станичным атаманом. В следующем году его выслали из аймака вместе с семьей сроком на пять лет.

В 1933 году ему отказали в выдаче паспорта. Документ он все-таки сумел получить, обратившись к руководителям республики, в частности, к первому секретарю обкома ВКП(б) БМАССР М.Н. Ербанову. Имея на руках основное советское удостоверение личности, Гарма Цыренович рискнул вернуться с семьей домой. Когда в Бурятии пошла волна массовых политических репрессий, Гарме Цыреновичу было уже 64 года. Компромат на него нарыли быстро, и по ст. 58-10 тройкой НКВД он был осужден на 10 лет лишения свободы. В семье Васильевых до сих пор хранятся письма Гармы Цыреновича из Тайшетлага Иркутской области и Карлага (карагандинского лагеря).

Он писал трогательные письма, полные отеческой заботы и мудрых наставлений: «…ведите себя честно и добросовестно, с сердцем, на пользу Партии и Правительству, и также вне службы, на всякое дело надо иметь терпение, избегать неверных дел, как то алкоголя и тому подобного, от которых в большинстве бывают упущения по службе, а также в семейном быту. Мне мой отец наказывал не играть в карты. Я послушал наказ отца. Теперь мне от роду 68 лет, а я не знаю даже названия карт», – сказано в письме от 9 июня 1940 года. Последнее письмо родным пришло из карагандинского лагеря в 1944 году. Реабилитирован Гарма Цыренович был только в 1995-м.

 

Реликвия вернулась в семью

Вплоть до самого ареста Гарма Цыренович бережно хранил национальный халат, в котором встречал цесаревича, и тот самый китайский фарфоровый поднос. Однако во время репрессий родные уничтожили все памятные вещи и документы, относившиеся к досоветскому периоду жизни Гармы Васильева. Сгорел «царский» халат, но поднос чудом сохранился.

По словам внука Бимбы Дабаевича Васильева, многие вещи после ареста деда раздали по соседям. Историю про поднос Васильевы знали, но его поисками не занимались. Не верили, что он мог сохраниться в течение стольких лет. А он тем временем так и жил в соседской семье, пока не раскололся на три части. Ненужную вещь чуть было не выкинули на помойку, но обломки реликвии взяла поиграть внучка.

– Я случайно увидел этот поднос, вернее, куски от него, – рассказывает Бимба Дабаевич Васильев. – Пришел, рассказал отцу, что на нем изображено. Он сразу понял, что это тот самый поднос. Отец помнил, как дед бережно хранил его и очень гордился тем, что угощал цесаревича. Так реликвия спустя более чем полвека вернулась в семью.

 

Туяна Будаева

фото Сергея Тарасенко

belaya-yurta.com

Просмотров: 2691

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -