История исчезнувшего села Иркана, основная часть жителей которого переехала в село Кумора. Село Иркана было расположено в двух км. юго-восточнее села Кумора, на берегу озера Иркана. Работа выполнена Токаревой Александрой, руководитель Серкин П.А.
Нет силы
Властной над
Смертью,
И нет судьбы в триста лет,
И даже оставленный след
Когда-то сойдет
На нет.
Введение:Как говориться «без истории нет, будущего» и это действительно так. Именно поэтому я выбрала для себя тему «исчезнувшее село Иркана». Ведь каждый год в России разрушают маленькие села, сокращая рабочие места, закрывая школы, детские сады, оставляют в больницах только медсестер, переводя в районы врачей специалистов, которые не имеют права порой даже назначить лечения. Из-за этого всего люди переезжают в более крупные поселки или города. Остаются только старики и те, кто держат коров, свиней, коз и т. д., бывает и так, что и те, кто держит хозяйство, продают его и уезжают. Село Иркана одно из таких сел. На протяжении двух лет я работала над историей этого села.
Для меня целью работы является привлечение высших органов власти к мысли о том, что может не стоит разрушать маленькие села, а стоит им помочь. Ведь в этих селах наша история. Очень часто случается так, что люди не интересуются своими предками, не интересуются, и тем как они жили, какой образ жизни вели. Я считаю, что нужно знать свою историю, историю своего родного края. И мне бы хотелось, чтобы и другие интересовались прошлым своей малой родины.
Создавая эту работу, я ставила пред собой задачи, такие как изучить историю села Иркана; изучить культуру и этнос, а также природу; поделиться найденной информацией с окружающим обществом.
Для меня актуальность, данной работы, прослеживается в том, что пока живы люди которые жили в этом селе нужно больше с ними общаться, ведь ни кто кроме них не расскажет нам о прошлом. Еще мне очень хочется разобраться в спорных вопросах. Например, где и когда был основан Верхнеангарский острог (в дальнейшем село Иркана)? Ведь очень часто выдвигают версию, что острог был заложен на Малой Ангаре (река) в 1646г. (с. Дагары), позднее перенесенный на реку Светлая. По нашей же версии Верхнеангарский острог был расположен в селе Иркана, основанный атаманом Василием Колесниковым на берегу озера Иркана. В течение двух лет мы собирали информацию, об исчезнувших селах находившихся близь села Кумора, и я считаю, что поэтому к нам стали прислушиваться и задумываться, о том, где же действительно был основан Верхнеангарский острог. В сентябре этого года наше село будет отмечать 365-летие Верхнеангарского острога и как, не странно не смотря на все споры, именно у нас собираются проводить конференцию, посвященную этому событию.
Со временем люди умирают, история, получается, тоже умрет, если мы не постараемся ее сохранить. Не плохо бы было, если информацию, полученную от пожилых людей, запечатлели в историю района, республики, и конечно нашей страны. Для нас актуальность прослеживается в некоторых строках в стихотворении о Иркане, т. к. для нас еще важна экосистема и этнос нашей малой родины.
Стихотворение о Иркане
Я с вами, ИрканинскиеПросторы!
С тобой зеленоликий лес,
По берегам твои узоры
Тихонько гладят синь небес.
Приветно машут камыши,
Глядят в зеркальные глубины,
Мол, не забудь нас, опиши.
Как же забыть то, что любимо!
И вдруг швырнуло в сердце камень:
Нагие остовы стоят
И омертвевшими сучками
Светилу жаркому грозят.
Следы людского без различья:
Опять погибшие стволы-
В воде ль, на суше ль - нет различья.
Потери вовсе не малы.
А катастрофа нарастает
День ото дня, из года в год,
Кто за природу отвечает?
С кого спросить, может народ?
Теперь озеро местами заросло,
Едва прорвётся лодка в «коридорах»,
Местам заросшим нет числа- об этом боль в рыбатских разговорах
Чтобы выполнить данную работу я много читала об эвенках Северобайкалья, о первопроходцах, создавших Верхнеангарский острог (в дальнейшем село Иркана). Выбирала главное, старалась не чего не пропустить. И вот, что у меня вышло.
История образования Верхнеангарского острога или села Иркана.
Вторая половина XVII века была ознаменована активным освоением сибирских просторов. В 1646 году Василий Колесников заложил Верхнеангарский острог на северном берегу озера Иркана. Сюда были направлены несколько семей переселенцев по приказу баргузинских властей.
Самое первое поселение Забайкалья, основанное атаманом Иваном Колесниковым в 1646 г. Приход Верхне - Ангарской церкви находится в северо-западной части Баргузинского уезда и расположен по рекам: Верхней Ангары, Шинде и др., местность болотистая, гористая, покрытая гольцами с вечными снегами и разнородным лесом. В состав прихода входят крестьяне, поселенцы, оседлые инородцы и бродячие тунгусы чильчагирского рода. Оседлые жители крестьяне, поселенцы и инородцы, числом более 500 человек обоего пола, группируются в селения: Иркана при озере того же названия, 80 дворов; Кумора 18 дворов; Ченча 7 дворов. Расстояние от приходской церкви, находящейся в Иркане, до выселка Кумора 3 версты, куда можно проехать на телеге, и Ченча в 18 верстах. Сообщение с Ченчей зимой на санях, весной и осенью верхами через горы, а летом на лодке.
Церковь Верхне-Ангарская (Николаевская).
Сначала была простроена часовня, а затем в 1817 г. (НАРБ, ф. 220, оп.1, д. 11, л. 2,7)- крестьянином Читканской волости Баргузинского уезда Кожевиным Константином заложена церковь, которая была освящена 28 ноября 1818 г. В честь Святителя и Николая Чудотворца. «Храм этот в 1898 г. по ветхости разбросан на дрова. Второй храм был построен в 1846 г. усердием Баргузинского купца Николая Ивановича Черных так же в честь святителя Николая и освещен в 1847 г. 12 апреля. На 18 января 1872 г. он сгорел до основания совсем церковным имуществом от неизвестной причины. Следующий храм был построен 1880 г. на церковные и сборные суммы в честь Святителя и Чудотворца Николая и освещен 6 сентября 1882 г.» («ЗЕВ», 1902, №24, с.8)
В 1829году было приписано 109 мужчин и 91 женщина из ясачных тунгусов.
1 октября 1894г.была открыта церковно-приходская школа («ЗЕВ»,1907,№18-19,с.401).По другим данным школа открыта 1880-х гг. при старой упраздненной церкви. В 1888г. обучалось 12 мальчиков и 2 девочки. «Обучением занимается жена священника Варвара Ив. Клюкина (мое - баргузинская бурятка - в девичестве - Миронова), окончившая курс в Иркутском училище девиц дух. ведомства» (МИЛЕТИЙ,1889,с.34.) Позже в здании церкви сделали клуб, в котором показывали немые фильмы, проводили танцы. Во времена строительства БАМа церковь перевезли в Кумору для общежития рабочих. Вскоре, по не известной причине, она сгорела (примерно 1979 год).
Из воспоминаний жителей села.
Иркана - в переводе с эвенкийского «Место отдыха».
Вторая половина XVII века была ознаменована активным освоением сибирских просторов. В 1646 году Василий Колесников заложил Верхнеангарский острог на северном берегу озера Иркана. Сюда были направлены несколько семей переселенцев по приказу баргузинских властей.
В селе проживали русские и эвенки (чильчагиры). Народ между собой жил дружно.
В селе было 80 – 90 дворов.
В селе была школа (4 класса), в которой работали два учителя: Черных Тамара Семёновна и Семушева Майя Михайловна.
Так же в селе был магазин и амбулатория.
Для рыбы был построен рыбозавод. Рыбу ловили круглый год. В зимнее время её перевозили на самолётах («ЛИ- 2»). Некоторое время, на острове озера Иркана была заправка ГСМа, некоторые люди занимавшиеся ремонтом самолётов ещё живы и проживают в посёлке Нижнеангарск.
В селе был колхоз имени Блюхера. В колхозе выращивали пшеницу, овёс, картофель, занимались рыболовством, охотой, животноводством и коневодством. Во времена советской власти колхоз объединили с Куморским («Пятилетка») и Ченченским (« Красный Октябрь») и назвали «Рассвет».
Так же в селе была церковь Верхне – Ангарская (Николаевская). Позже в здании церкви сделали клуб, в котором показывали немые фильмы, проводили танцы. Во времена строительства БАМа церковь перевезли в Кумору для общежития рабочих. В скорее она сгорела.
Люди села занимались скотоводством, земледелием, рыболовством, а также обработкой пушнины. Жили тем, что добывали своим трудом. Зимой приезжали купцы, которые привозили: охотничьи припасы, соль, сахар, материю и меняли всё это на рыбу и шкуры животных. Путешественник В. Григоровский отметил, что «крестьяне Верхнеангарского острога вовсе не пригодны как работники в тайге».
Во времена советской власти в селе Иркана закрыли школу, те, кто учились стали ходить в Куморскую школу. Затем закрыли амбулаторию и впоследствии магазин. Постепенно стали объединять сёла. Всё это происходило в 60- е годы. Село Иркана, Ченча объединили с селом Кумора.
Последние жители села уехали в начале 70- ых годов.
Место населенного пункта в истории района, Бурятии.
Село Иркана – одно из старинных сел района. Оно развивалось вместе с развитием района, республики, страны. Люди села пережили Гражданскую войну, коллективизацию, раскулачивание, Великую отечественную войну, трудные послевоенные годы. Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века вспоминаются как лучшие годы в жизни села: началось строительство БАМа, был организован совхоз «Северный», который занимался обеспечением картофелем и другими овощами, мясом, молоком бамовские поселки.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, история села Иркана была изучена частично, так как для полного изучения нужен доступ в архивы связанные с населенными пунктами Бурятии, т. к. я ученица для меня это без помощи взрослых влиятельных людей не возможно. На мой взгляд, и село Кумора, может исчезнуть, как и Иркана, Ченча и другие деревни и села нашего района, так как у нас в селе сейчас такой период, что для молодежи нет работы, следовательно, все потихонечку разъезжаются кто куда, в селе становиться все меньше и меньше народу, я считаю, что если в нашем селе закроют школу, то и Кумора исчезнет. Молодежи вообще не станет в селе, мне очень хочется, чтобы селу Кумора не дали исчезнуть, как и Иркане. Исследуя историю села мне было очень приятно узнавать о том, как жили мои предки, откуда они и чем занимались.
Источники информации
1.Газета «Северный Байкал» 1985 г. № 42-47
2.ЭВЕНКИ А. С. Шубина, Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография».-2007 г.
3.Из глубины веков… Путешественники, исследователи об эвенках: хрестоматия, сост. Е. Ф. Афанасьева.- Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2009 г.
4.Неупокоев В. «Тунгусы Бурятии» изд. журнала “Жизнь Бурятии” Верхнеудинск 1928 г.
5.Сайт в интернете www.baikaltravel.ru, Туризм и отдых в Бурятии, 2008 г.
6.Интервью с бывшими жителями села Иркана Кузнецовым И., ПетровымА.
Комментарии