Село Ченча находилось в 15 км. от села Кумора, вниз по течению реки Катера. В 60-70 годах 20 века село прекратило своё существование, жители разъехались по селам Северобайкальского районна, в основном в Кумору и Уоян.
Мысля о спасительном наследии,
Вглядываясь жадно в новый день,
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.
Отразится в ней народный гений,
Что бы корни с кроной обвенчать –
Плод усилий многих поколений,
Наше дело - вовремя начать.
Н.Ф.Дмитриев. «Мысля о спасительном наследии…»
Ушедшие и уходящие в небытие русские деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти. Не будем перечислять причины исчезновения деревень. Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти её некому. И всё же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины!
Человека хоронят – даты рождения и смерти ставят, фамилию пишут. А деревни стояли века! Их защищали, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей…. А уходят они при полном молчании. Словно провинились перед нами. Уходят, уезжают люди, и хоть болит у них душа, всё равно уходят, и этому много причин. Но если мы не можем спасти гибнущую деревню, в наших силах сохранить память о ней.
Все мы деревень забытых дети…
Кто мы – в городах легко забыть.
Перед прошлым больше не в ответе,
Рады безоглядно жизнь прожить.
Громче глас о брошенном наследии!
Вглядываясь жадно в новый день,
Вижу свежий том энциклопедии
Уходящих русских деревень.
Н.Ф.Дмитриев. «Мысля о спасительном наследии…»
Cчитается, что поселение «Верхнее-Ангарский острог» появилось на берегу озера Иркана в 1646 году, примерно в это же время появилось и селение Ченча, что на эвенкийском языке обозначает первое: «межречье» или «скала меж рек»; второе: «обзор».
«Самое первое поселение Забайкалья - основанное атаманом Иваном Колесниковым в 1646г. Приход Верхне-Ангарской церкви находится в северо-западной части Баргузинского уезда и расположен по рекам: Верхней Ангары, Катере, Нюрдукане Чуро и др., местность болотистая, гористая, покрытая гольцами с вечными снегами и разнородным лесом. В состав прихода входят крестьяне, поселенцы, осёдлые инородцы и бродячие тунгусы чильчигирского рода. Осёдлые жители крестьяне, поселенцы и инородцы, числом более 500 человек обоего пола, группируются в селения: Иркона при озере того же названия, 80 дворов; Камора, 18 дворов и Ченча, 7 дворов. Расстояние от приходской церкви, находящейся в Ирконе, до выселка Камора – 3 версты, куда можно проехать на телеге, и Ченча в 18 верстах. Сообщение с Ченчей зимой в санях, весной и осенью верхами чрез горы, а летом на лодке….» (А. Д. Жалсараев «Поселения, православные храмы, священнослужители бурятии 17-20 столетий. Энциклопедический справочник»).
« Оседлым центром для Чильчигирцев является поселок Ченча, основанный тунгусом Комарицыным в XIX веке. Поселок расположен на берегу реки Катеры, в 1,5 верстах от впадения ее в реку Ангару и находится в 17-ти верстах от русского селения Иркан (б. В.-Ангарский острог).» (В.Неупокоев «Тунгусы Бурятии»)
«Первыми перешли на оседлый образ жизни среди аборигенов (тунгусов) в первой половине 19 века Комарицыны – основатели поселка Ченча». (Н. К. Киселева. «Любимый северный край»).
«28 июня 1888 года путешественник Н. Григоровский оправился в поездку по Верхней Ангаре. Путешествие было нелегким, никаких поселений, никакой жизни не встретили они на Верхней Ангаре до впадения в нее Катеры. В полуверсте от устья Катеры, наконец, появились первые признаки жилья. В местечке, называемой Ченчей, стояли пять дворов братьев Комарицыных.
Основным занятием поселян было хлебопашество и рыбная ловля». (Из истории Северобайкалья, газета «Северный Байкал» 1985 год № 42 – 47.)
Но если проследить родословную семьи Комарицыных, можно предположить, что Ченча появилась в середине 18 века.
Из рассказа Дмитриевой Людмилы Николаевны (Комарицыной) ясно, что в начале тысяча девятисотых годов в селе Ченча насчитывалось гораздо больше дворов. Только братьев Комарицыных там жило 9 человек:
1. Комарицын Николай Гурьевич.
2. Комарицын Сергей Гурьевич.
3. Комарицын Павел Гурьевич.
4. Комарицын Алексей Гурьевич.
5. Комарицын Иван Гурьевич.
6. Комарицын Иннокентий Гурьевич.
7. Комарицын Федор Гурьевич.
8. Комарицын Владимир Гурьевич.
9. Комарицын Андрей Гурьевич.
(на фотографии 1931 г изображены Николай Г. и его братья)
Федор Гурьевич уехал в Душкачан и работал там учителем, потом он уехал в Иркутск, а затем в Москву, где продолжал учительствовать. Владимир Гурьевич переехал жить в Уоян. А Андрей Гурьевич связался с бандой и пропал без вести. Николай Гурьевич погиб на войне.
Первый врач, живший в Ченче - Масленников.
В конце 20 х. годов в Ченче образовался колхоз «Красный октябрь», председателем которого был Рудых А.И. Колхозники занимались животноводством (разводили свиней, кур, баранов, коней, коров), земледелием (выращивали овес, пшеницу, ячмень, рожь), рыболовством.
В 36-е, 37-е годы в Ченче была вечерняя школа. А примерно с 1940 года начальная школа. Первая учительница – Мария Николаевна Кононова, а потом работала Полина Андреевна Шишмарева. Старшие учились в Старом Уояне, в интернате. Уезжали туда осенью, приезжали обратно весной. Потом, когда открылась школа в Куморе, стали возить туда, где дети тоже жили в интернате. А что бы закончить среднюю школу многие уезжали в Нижнеангарск.
Комарицын Николай Гурьевич, мой прадедушка, родился в 1904 году в селе Ченча. Там вырос, женился (жену привез из Нижнеангарска - Соловенко Александру Андреевну). У них родилось 9 детей. Двое умерли маленькими от болезни и похоронены в Ченче. Один из 9 и мой дедушка – Комарицын Андрей Николаевич. Дедушка умер рано и поэтому как жили люди в селе Ченча в 30-е и 50-е годы я рассказываю со слов его сестры - Дмитриевой Людмилы Николаевны.
В эти годы в селе Ченча стояло более 20 дворов. Почти у каждого был свой огород, свой скот. Но кроме этого всем приходилось очень много работать в колхозе.
Когда началась война, бабушке Люде было только 12 лет. Но она, как и многие её ровесники уже работала в колхозе. Став старше, бабушка Люда работала в рыболовецкой бригаде, бригадиром которой был Михайлов Андрей Николаевич (он был комиссован во время войны по ранению). В 5-6 ч утра они тянули зарянки – лов рыбы неводом по утрам. У каждого была норма. Потом шли на покос, где каждому надо было накосить по 10 ц., а вечером опять тянуть невод. Рыбу сдавали в лабаз. Зимой тоже рыбачили – подлёдно. Всю рыбу увозили в Нижнеангарск.
На Кергене садили капусту, морковь, огурцы. В Чембуках сеяли овес, ячмень. На Иконе вырастала хорошая пшеница и картофель. Пахали на конях. Урожаи на барже увозили в Нижненгарск. Для коров и коней на Геромдае косили сено. В 1947 году насчитывалось двести голов коней. До войны держали так же баранов. Колхоз сдавал государству рыбу, яйца, масло, мясо, шерсть, овощи, пушнину.
Очень плохой урожай всех культур был во время войны. Люди голодали, так же как и везде.
В Ченче работал один магазин, медицинский пункт, фельдшером, которого была так же Бельская Любовь Сафроновна(в 40-х г.) клуб, начальная школа, пекарня, метеостанция на которой сначала работал Данич Иван Степанович, потом Манзырева Н., Кононенко Вениамин, Полегуевы. Был так же лабаз - приемный пункт для первичной обработки рыбы, где производили засолку рыбы и сохраняли её до лета в самодельном ледовом сарае. Затем по реке на барже рыбу перевозили в Нижнеангарск на рыбоконсервный завод.
Сообщение с районным центром и другими деревнями летом была лодками, катерами, баржей, а зимой был санный путь. По реке от Куморы до Ченчи двадцать два километра, а зимником около четырнадцати – пятнадцати километров. Баржей привозили годовой запас муки, сахара и других продуктов. В пятидесятые годы при слиянии малых деревень, колхоз имени «Красного октября» деревни Ченча, стал объединяться с совхозом имени «Сталина» села Кумора. Последним председателем колхоза был Колмаков Иннокентий Фёдорович. Постепенно все стали из Ченчи уезжать, перевозить свои дома. Один из домов до сих пор стоит в поселке Нижнеангарск. Дома перевозили зимой. Баба Люда уехала из Ченчи с семьёй в с.Уоян в 1955 году.
C 1959 по 1961 в Ченче на метеостанции работали супруги Полегуевы. Потом они уезжали, и снова приехали туда работать в 1963 году, и прожили там до 1969 года. По их словам, в начале 1960-х годов в селе осталось жить несколько семей. Это Комарицын Алексей Гурьевич с женой, Сергей Гурьевич с женой Варварой и дочерью. (позже они уехали жить в Читу к сыну). В фельдшерском пункте в то время работал фельдшер Ивайловский Андрей Иванович. (на фото он с женой Ольгой И.). Родители его жены Ольги Ивановны - Тулбуконов Иван Иванович и Карпова Платонида (фото 1916 г. прилагается), тоже коренные жители Ченчи.
Так же в это время в селе жили Рассохина Арина Сафроновна с дочерью Екатериной (которые переехали сначала в с. Уоян, затем в с. Кумора).
Дольше всех оставались жить в Ченче Михайлов Сергей Захарович с сыном Иваном (он сейчас живёт в с. Кумора), и дедушка Комарицын Иннокентий по прозвищу Куртас – дядя девяти братьям Комарицыным. Деда Комарицын, как его звали все родственники, в последний год жил у внука в Куморе, но похоронен по его просьбе в Ченче в 1965 году в возрасте 100 лет. Можно сделать вывод, к 1971 году, село Ченча перестало существовать, так как там не осталось ни одного его жителя. Но вплоть до 90 годов там пасли совхозный молодняк.
В настоящее время в Ченче постоянно живут братья Комарицыны – Иван Николаевич и Иннокентий Николаевич. Занимаются рыбалкой, заготовкой сена, садят картофель. В Кумору выезжают за продуктами. Летом на лодке или на лошадях (через Чумбуки и Салмоокон), а зимой на лошадях или попутных машинах по зимнику.
Известна лишь примерная дата образования села Ченча, но так же предполагается, что жизнь там была и гораздо раньше:
«В 1965 году В. В. Свининым на правом берегу р. Катеры, левого притока Верхней Ангары, в 1,5 километра от устья на 8-метровой террасе открыта стоянка на месте бывшего села Ченча, что 5-7 километров северо-западнее села Кумора. Точную датировку установить не удалось, так как культурный слой нарушен. Находки: фрагменты керамики. Они встречаются на протяжении 35-45 метров вдоль берега реки от скального выступа. В 1978 году стоянка осматривалась А. Д. Цыбиктаровым». (Ю. А. Емельянова. К проблеме археологических изысканий на северном побережье Байкала. Долина реки Верхней Ангары).
Село, которое давало государству мясо, зерновые, рыбу, со временем стало не выгодным. Сказалась отдалённость села от центра и других населённых пунктов. Затрачивались большие средства на транспортировку из Ченчи заготовленных продуктов питания (зерно, мясо, рыба, яйца). Кроме того, в 50 годы правительство поставило задачу: укрупнение сёл.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
Из воспоминаний:
В. Н. Комарицына
Е. Н. Полегуевой
Л. Н. Дмитриевой
Н. Н. Михайловой
О. В. Емельяновой
П. П. Комарицыной
C. Ф. Рассохина
1. Ю. А. Емельянова. «К проблеме археологических изысканий на северном побережье Байкала. Долина реки Верхней Ангары».
2. Из истории Северобайкалья, газета «Северный Байкал» 1985 год № 42 – 47.
3. А. Д. Жалсараев. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий. Энциклопедический справочник.
4. В. Неупокоев. «Тунгусы Бурятии».
5. Н. К. Киселева. «Любимый северный край»
6. Руско-эвенкийский словарь.
Выполнила: Комарицына Анна
Руководители:Серкин П. А.
Комарицына С. Г.
Комментарии