История села Эрхирик. Становление, развитие колхоза-миллионера "Улан-Эрхирик". Вклад тружеников в годы ВОВ. Герои ВОВ.
Паспорт села
МО Дабатуйское расположено на западе Заиграевского района, между хребтом Улан-Бургасы и р.Удой.
В состав МОУ входят 3 села:
с.Эрхирик – основание , которого упоминается в связи с датой рождения Ринчена Номтоева 1821г., с.Дабаты и с.Нарин-Шибирь.
Через территорию МОУ проходит республиканская автотрасса, соединяющая столицу РБ с другими районами.
Насевере по границе МОУ с Иволгинским и Прибайкальским районами проходит хребет Улан-Бургасы (самая высокая точка г.Дрязговитая- 1249 м);
Назападе граничит с г.Улан-Удэ;
Наюге с МО Талецким;
Навостоке с МОУ Старо-Онохойское.
Численность населения: 1973 человека
Национальный состав: буряты, русские, украинцы, белорусы, татары, корейцы.
Адрес школы: 671 336. РБ. Заиграевский район, с.Эрхирик, ул. Гагарина10. тел/факс 58- 6-58.
Директор школы - Ринчинова Мыдыгма Рабдановна.
Адрес администрации: 671 336. РБ. Заиграевский район, с.Эрхирик, ул. Санжиева тел/факс 58-6-10
Глава МО СП «Дабатуйское» Цыренжапов Сергей Цырендоржиевич.
§1 История совхоза « Эрхирикский».
Старожилы нынешнего села Эрхирик проживали в местности Шинестуй, на месте которого в наши дни раскинулся поселок Восточный. С началом строительства механического завода, в 1927 году артель «Шинестуй» переезжает в местность Эрхирик. Возглавлял артель житель этих мест, сын бедного крестьянина Дампил Санжиев. К тому времени он успел пройти суровую школу жизни – был мобилизованным на тыловые работы на Север в г. Архангельске в годы первой империалистической войны, пережил гражданскую войну.
В 1934 году артель объединяется с колхозом «Эрхирик», так возникает колхоз «Улан-Эрхирик», что в переводе означает «Красный Эрхирик». Председателем избирают Санжиева Дампила Цыденовича.
В 1935 году происходит событие исторического значения для молодого колхоза: приобретают 5 тракторов, молотилку и несколько тракторных сеялок. Вооружившись техникой, колхозники работали, не покладая рук, стараясь добиваться небывалых показателей в течение ряда довоенных лет. Овощеводы во главе с известным бригадиром Намсараем Цыдыповым собирали по 400 центнеров капусты с гектара, картофеля по 80-90 центнеров с рядовых участков. В 1939 году колхоз реализовал овощей на 245 тысяч рублей.
Газета «Бурят-Монгольская правда» писала о колхозном быте эрхирикцев: «Коренным образом изменилась культура и быт колхозников. Имеется клуб на 150 мест, работает ликпункт, детский сад, обслуживая всех детей дошкольного возраста, проводится озеленение. Уже посажены деревья возле клуба, правления и свыше 30 колхозных дворах. Колхоз и колхозники выписывают 64 экземпляра газет. В личном пользовании члены артели имеют 9 велосипедов, 10 патефонов, 100 швейных машин, 80 самоваров, 40 сепараторов».
В 1939-1940-х годах колхоз участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, где получил диплом I степени, а председатель колхоза Д. Ц. Санжиев – Золотую медаль. Еще до войны «Улан-Эрхирик» становится колхозом-миллионером.
Особой страницей в истории Эрхирика становятся военные годы. На войну из Эрхирика ушло на фронт 117 человек. Тяжкий труд лег на плечи женщин, детей и страиков, которые заменили своих мужей, отцов, братьев. Председателя Санжиева оставили на ответственном посту, так как он обладал способностями мобилизовывать людей. По воспоминаниям ветерана труда Цыбжит Сагадаевны Цыремпиловой все колхозники работали по закону военного времени – за опоздание на работу прогоняли из колхоза. Сенокос заканчивался в 11 часов вечера, огородные поля пропалывались от зари до зари. Норма покоса составляла 50 соток в день, за выполнение которой полагалось 800 граммов хлеба. Денег колхозникам не платили, работали за трудодни, в конце подводили итоги и раздавали продуктами. Поскольку урожайность не снижалась и в военные годы, за хорошую работу многие получали целый сусек зерна и другие продукты.
В годы Великой Отечественной войны колхоз имел свою мельницу, 4 картофельных подвала. Сложили печь-пекарню, в которой пекли хлеб для колхозников. Огородницы получали по 250 граммов, грузчики по 500.
В 1943 году колхозники «Улан-Эрхирика» полностью выполнили государственные поставки по зерну, картофелю, поголовьюскота. 21 января 1943года председатель Санжиев телеграфировал Верховному Главнокомандующему: «Дорогой Иосиф Виссарионович! В дни, когда советский народ напрягает все свои усилия для оказания помощи героической Красной Армии в борьбе с немецкими захватчиками наш колхоз «Улан-Эрхирик» Заиграевского района Бурят-Монгольской АССр выполнил план всех обязательных поставок сельхозпродуктов государству. Сверх этого в фонд обороны колхоз сдал 6 тысч пудов картофеля и овощей, 500 тысяч рублей деньгами, в порядке оказания социалистической помощи другим колхозам мы выделили 3 тысячи пудов семенного зерна, семьям фронтовиков выстроены 14 домов. Колхозники внесли на строительство боевых самолетов для родной Красной Армии 200 тысч рублей. Кроме того и я внес в государственный банк 102 тысячи рублей собственных сбережений на постройку боевого самолета. Пусть боевая машина, построенная на мой вклад и управляемая доблестным соколом, беспощадно громит немецких бандитов».
Ответ на это послание пришел ответ товарища Сталина, который зачитывали в правлении колхоза. Там собрались не только колхозники, но и делегации из других колхозов, райцентра, города. В нем говорилось: «Благодарю колхозников колхоза «Улан-Эрхирик» и лично Вас, товарищ Санжиев, зазаботу о Урасной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин». Этот исторический документ в виде стенда под стеклом хранится в нашей школе как бесценная реликвия.
Пришла долгожданная победа.огие фронтовики не вернулись домой, люди были измотаны непосильным трудом. Но не в характере Санжиева было опускать руки. Он вновь взялся за работу, чтобы достичь прежних показателей. Началсь укрупнение колхоза – близлежащие села и деревни Арбижил, Добо-Енхор, Онохой-Шибирь стали отделениями колхоза «Улан-Эрхирик». После укрупнения колхоз имел в наличии 2500 тысяч голов овец, 500 лошадей, 30 тракторов, 13 автомобилей, конный двор, птицеферму, пасеку, радиолинию.
В 1946 году благодаря предпринимательской способности Санжиева у подножия горы Сага-Хада был разбит фруктово-ягодный сад. Долгие послевоенные годы радовали глаз отборные сорта смородины, малины, ранетки, груши, сливы, которые перерабатывались на Унэгэтэйском плодоовощном заводе. В конце 70-х прекрасный сад был уничтожен в связи со строительством новой шоссейной дороги.
После укрупнения колхоза опять вся республика заговорила о колхозе «Улан-Эрхирик», так как колхозники стали собирать стопудовые урожаи огурцов, помидоров, моркови, капусты. За отличные достижения в 1953 году колхоз и лично председатель колхоза Санжиев удостоились Дипломов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В 90-е годы налаженное хозяйство совхоза «Эрхирикский» распалось, как распалось тысячи совхозов и колхозов в связи с перестройкой, ломкой строя. Но в памяти людей история о беспримерном труде колхозников живет.
§2. История названия села Эрхирик.
Свое необычное имя наше село получило по названию ручейка, который берет свое начало у хребтов Улан-Бургасыи, протекая по территории села, впадает в реку Уду, приток реки Селенги. По рассказам старожила Жигмитова Дылык-Доржи Николаевича, ветерана войны, этот ручеек имеет своего брата-близнеца, речку Этирик. Но Этирик бежит, струится в другую сторону, а Эрхирик несет свои воды к нам.
§3. Легенды и предания села Эрхирик.
«Легенда о Саган хадын хугшэн эжы»
Для жителей любой местности огромное значение имеют священные , сакральные места. Это так называемые места поклонения божествам. Это памятные места, связанные с легендами и преданиями. В памяти народа сохранились легенды и предания о покровительнице сельчан, о тропе матери солдата, предание о названии реки.
В легенде о покровительнице эрхирикцев – Саган-хадын хугшэн (Хозяй- ка Белой Горы) речь идет о бедной девушке, которую привез из далеких западных краев –Прибайкалья- один молодой человек. Не по нраву пришлась молодая сноха матери сына, стала заставлять ее выполнять всю самую грязную и тяжелую работу. Мыла она грязные чаны, посуду. Но когда притеснения стали совсем невыносимы, решила показать сноха свою сущность. Увидели люди, как из пальцев ее стали расти змеи, и поняли они, что молодая женщина непростая. Стали ее почитать. Умерла она в почете и уважении. Будучи при смерти, просила она похоронить на вершине горы, у подножия которого раскинулось селение. Просила совершить погребение, завалить ее камнями. Говорила она, что всем приезжим и чужакам, приехавшим в село, будет хорошее житье, и она будет покровительствовать всем. С той поры сельчане стали совершать обряды поклонения хозяйке горы, как прозвали ее – Саганхадын Эжы.
Легенда о Дороге матери «Ляля эжын харгы»
В селе Дабата Заиграевского района жила добрая женщина Она была очень доброй, веселой. Ее любили дети за ее веселый смех и шутки. В карманах ее халата-терлика всегда находилось что-нибудь вкусное: конфета или пряник. Еще она всегда веселила ребят. Она прикладывала к глазам большие пуговицы и так пугала их. Дети с веселыми криками бежали от нее. А она смеялась. А глаза у нее были грустные. Ее единственный сын ушел воевать с фашистами и не вернулся. Он пропал без вести – так было написано в бумаге. Поэтому она надеялась, что сын придет, вернется живым. И она ждала, потому что верила, до последних дней хранила надежду. Каждое утро она шла по своей тропинке к большой дороге встречать сына. А он не шел. Но была надежда, что если пропал без вести, значит не убит, значит живой. С замиранием сердца она заходила на почту, вдруг пришла весточка? Но писем не было. Но материнское сердце жило надеждой. Она верила еще и потому, что в соседнее село Арбижил через несколько лет после войны пришел солдат! Его уже никто, кроме матери не ждал. Ляля-эжи просыпалась ночами от малейшего стука, лая собак. А вдруг ее сын вернулся? Ночами было особенно тяжело, ведь у нее никого не было, и она была одинока. Днем она молилась всем бурханам, чтобы ее сын вернулся. Ходила к гадалкам. Гадала на картах. И каждый день ходила на дорогу… Прикладывала руку к глазам, чтоб зорче видеть. Но нет, не видно было ее сына. Особенно ее печалило то, что не оставил ее сын после себя никого. Прервался их род. В разгар войны всего на несколько дней пришел ее сын с фронта, чтобы увидеть родных. Несколько дней мать была счастлива, вдыхала родной запах сына. До самой смерти она жалела, что не смогла найти в те дни ему спутницу жизни. Может быть, не прервался бы их род. Может, это сберегло бы его. Может, вернулся бы сын живой, хоть раненый, искалеченный, но живой. Матери он был нужен любым, хоть в ранах, рубцах. И она ждала его. И снова шла она на дорогу и вглядывалась вдаль. Эту женщину звали Думчинова. Сына звали Дугыр. Имя Ляля ей дала маленькая девочка Сэбэк Ханда, которая не умела называть ее по имени. Она тянула к ней ручки и лопотала детское: ля-ля. Так она стала Ляля. А потом со временем добавилось имя Эжы – Мать. А тропинка, ставшая большой проселочной дорогой, стала называться в народе Дорогой Матери – Ляля эжын харгы.
(по материалам Халбаевой А.К., учителя Эрхирикской сош)
Легенда о местности «Дамбин губээ»
В селе Эрхирик бытует легенда, берущая свои истоки в далекой древности. Она рассказывает о названии местности Дамбин Губэ. Старожилы рассказывают, что когда-то в древние времена кочевых войн, жестоких сражений, на этом месте произошла битва. Воинствующее племя разгромило небольшое войско местного племени и, прижав к крутым берегам Уды, истребило его.. В нашем селе говорят, что это место таит в себе опасность, что оно неблагоприятное для местожительства. Но село растет, и сегодня на этой широкой местности строятся новые дома, и новоселы радуются своему новому жилью! Некоторые говорят, что ближе к берегу р. Уды местность называется «Мянган толгой». Издавна считалось эта местность запретной для строительства домов, покосов и вообще для пользования людей. Говорят, что в давние времена, во времена хуннов здесь было жестокое побоище. Люди были зажаты между рекой и неприятелем и погибли очень много людей – тысячи воинов. Из поколения в поколение передавалось воспоминания об этом запретном «хатуу газар».
§ 4. Герои Великой Отечественной Войны.
Никто не забыт,
Ничто не забыто!
• Из Эрхирика на фронт ушло 117 человек. Многие не вернулись с полей сражений. И нет в селе ни одной семьи, в которой кто-то бы не воевал на фронте.
Жигмитов Дылык-Доржи Николаевич.
•Уроженец села Дабаты Заиграевского района 1908 г.р.
• В 1920 г окончил 2 класса Дабатуйской начальной школы.
• В 1931 г.18 сентября призван Верхнеудинским Военкоматом
г. Верхнеудинск.
• 24 июля 1941 г призван по мобилизации Заиграевским райвоенкоматои БМАССР. Зачислен в состав 142 отдельный саперный батальон сапером.
• Принял военную присягу при 142 саперном батальоне 18 августа 1941г.
• Член КПСС с 1941г.
• С 9 августа 1945г по 3 сентября в войне с Японией
• Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945г.
• Исключен с военного учета по достижении предельного возраста 21 июля 1959г.
Награды ветерана
За участие в боевых действиях против японских империалистов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945г. ефрейтор Жигмитов Дылык-Доржи Николаевич награжден медалью «За победу над Японией».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975г. награжден юбилейной медалью «Тридцать лет Победы в ВОВ».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1978г. награжден юбилейной медалью «60 лет Вооруженных сил СССР
Лучший луговод района!
• По итогам работы за 1967г. Жигмитову Дылык-Доржи Николаевичу Постановлением бюро Заиграевского района КПСС и исполкома аймачного Совета депутатов трудящихся от 18 января 1968г.присвоено почетное звание«Лучший луговод
•Заиграевского района».
• По итогам работы за 1973г. Жигмитову Дылык-Доржи Николаевичу Постановлением бюро Заиграевского района КПСС и исполкома аймачного Совета депутатов трудящихся от 15 января 1974г.присвоено почетное звание«Лучший луговод
•Заиграевского района
Норбоев Ширап-Нимбу Жалсапович
БИОГРАФИЯ ВЕТЕРАНА
• Родился Ширап – Нимбу Жалсапович в 1910 г.
• Коренной житель с. Эрхирик.
•Учился в институте на ламу.
• В годы Великой Отечественной Войны воевал в морской пехоте, воевал под Москвой.
•БальчиндорРодился Содомпил Цыбикович
• Родился 5 декабря 1928г.в селе Арбижил.
• В годы Великой Отечественной войны работал в колхозе «Арбижил»
• Участник военных действий в Корее.
• Ветеран войны и труда.
жиев Содомпил Цыбикович
Воинский путь ветерана
• 21 мая 1949г был призван в ряды Советской Армии.
• До апреля 1951 года служил в Иркутске в зенитной артиллерии. Из Иркутска был направлен в Китайскую народную республику.
• Воинская часть охраняла аэродром.
• Сослуживцами были солдаты разных национальностей: тувинцы, якуты, казахи, русские.
• Когда началась война между Северной и Южной Кореей, Северная Корея обратилась за помощью к Китайской республике.
Часть, в которой служил Содомпил Цыбикович, вошла в состав войск КНР и участвовала на стороне Северной Кореи. Одеты они были в форму китайской армии.
Отражали налеты южнокорейской и американской авиации.
•Награды ветерана
Медаль «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» 1948г.
Орден «Дружбы народов» 1951г.
Медаль «За доблестный труд» 1970г
Медаль «70 лет Вооруженным силам» 1988
Манилов Максим Базырович
• Родился в Иркутской области Аланского района села Алят 13 мая 1927г.р
• В 1940г оду окончил 6 классов Алятской школы. Хорошо учился.
• 7 ноября 1944 года был призван Иркутским Военкоматом.
• Воевал в Японии с 1944 по 1945 года. Затем в Манчжурии в городеХарбин.
• В 1954 году ездил в Еравну поднимать целину.
• С 1945 года живёт в селе Эрхирик.
• Начал работать в колхозе с 1970 года .
• Работал с 1987 на авиационном
Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден юбилейными медалями
« 20, 30, 40, 50, 60, 65лет Победы в ВОВ».
Чимитов Мижит-Доржи Дамбаевич
Гвардии рядовой Мижит-Доржи Дамбаевич родился в селе Дабата в 1910 году. Работал табунщиком колхоза Улан-Эрхирик. С женой Жамьян-Дулмой воспитывал сына и дочь. Через месяц после начала Великой Отечественной войны -21 июля 1941 года его призвали на защиту Родины. Мижит-Доржи Дамбаевич участвовал в Сталинградской битве, защищал Москву, прорывал блокаду Ленинграда. Так же недалеко от него воевал его младший брат-Чимитов Шойжи-Нима Дамбаевич. Другой младший брат-Санжижапов Мишик-Доржи Цыдыпович воевал в 100 гвардейской Свирской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии. Когда наши войска, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, вели наступательные бои в Венгрии, в Чехословакии, в Польше, Мижит-Доржи Дамбаевич и Шойжи-Нима Дамбаевич договорились о встрече в Берлине у стен Рейхстага. Это была их последняя встреча.
Героически сражаясь за Родину, Мижит-Доржи Дамбаевич в жестоком бою был тяжело ранен и 12 февраля 1945года, за 3месяца до Победы, умер от смертельных ран в госпитале. Похоронен в Польше в селе Хохлинден
Ринчинов Гармажап Дангаевич
Гвардии рядовой механик-водитель танка т-34. Участник танковой битвы на Курской дуге в июле 1943г.
Горел в танке, но выжил и пришел домой после победы без единого ранения. Ударно трудился шофером МТМ совхоза « Эрхирикский». За рационализаторское предложение получил благодарственное письмо от главного инженера Челябинского тракторного завода.
Наибольшие воспоминания у него оставила Курская битва. В той страшной бойне, он вспоминал, что невозможно было разобрать, где свои, а где фашисткие танки - всё перемешалось как в мясорубке. В мемуарах маршала, командарма Центрального фронта Рокосовского Константина Константиновича написано об этой битве.
Утром 6 июля1943года гитлеровцы предприняли массированные танковые удары. На отдельных направлениях плотность танков и штурмовых орудий на километр фронта достигала 100 машин. В борьбу вступили основные силы 1-й танковой армии. На Обоянском направлении завязались крупнейшие танковые сражения. «В течение нескольких часов сотни танков превратились в металлический лом. Земля стонала от разрывов снарядов, авиационных бомб и грохота танков. В небе непрерывно находились сотни самолётов, шли ожесточённые воздушные бои. От чёрных туч пыли, поднятой танками, взрывали артиллерийских снарядов, авиационных бомб, и копоти горевших машин земля и небо стали серыми и мрачными. Исчезла линия горизонта, скрылось солнце, его раскалённый диск еле пробивался сквозь мглу.
Удар огромной силы приняла на себя прославившаяся ещё в боях под Москвой 1-я гвардейская танковая бригада. Ей было приказано остановить продвижение танков противника вдоль шоссе, ведущего на Обоянь, и гвардейцы- танкисты стояли насмерть.
За два дня боёв немецко-фашистским войскам не удалось сколько-нибудь изменить положение. Между тем немецко-фашистское командование продолжало усиливать группировку, наступавшую на Прохоровку. Оно стянуло сюда лучшие соединение: танковые дивизии «Рейх», «Мёртвая голова», «Адольф Гитлер» и основные силы 3-го танкового корпуса. В составе этой танковой группировки имелось значительное количество тяжёлых танков «тигр» и самоходных орудий «Фердинанд». Поддержку ударной группировки осуществляла вся авиация, действовавшая на южном фасе Курского выступа.
Советские танкисты знали: немецкие тяжелые танки несколько превосходят танки Т-34 по дальности прямого выстрела. Поэтом они, умело используя высокую маневренность танкаТ-34,смело шли на сближение с танками противника. В самом начале сражения навстречу друг другу двинулись бронированные лавины.
Всего в сражении в районе Прохоровки участвовало с обеих сторон одновременно 1200 танков и самоходных орудий. Это было самое большое встречное танковое сражение второй мировой войны. Прохоровское танковое сражение выиграли советские войска. Лишь 19 июля в дневнике боевых действий верховного командования вермахта появилось вынужденное признание: «Из-за сильного наступления противника дальнейшее проведение «Цитадели» не представляется возможным.
В ходе Курской оборонительной операции войска Центрального и Воронежского фронтов сорвали все попытки гитлеровского командования окружить и уничтожить более чем миллионную группировку советских войск. Сражения носили исключительно упорный характер. По своему размаху и напряженности они стоят в ряду крупнейших сражений второй мировой войны с обеих сторон в операцию в целом было вовлечено до 2582 тыс. человек 37,8 тыс. орудий и минометов, 8тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, 6 тыс.боевых самолетов.
В летнем сражении 1943 года Советская Армия сорвала наступление гитлеровцев в самом его начале, буквально за несколько дней. Никогда ещё немецко-фашистская наступательная стратегия не терпела такого краха в столь короткие сроки.
Думчинов Дугар
Гвардии рядовой Думчинов Дугар 1941г. Родился в селе Дабата . Работал в оперном театре в балетной труппе.
С первых дней Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, на защиту Родины, хотя мог остаться по брони дома. Единственный сын у матери-таких единственных сыновей-защитников было немало на полях сражений за Родину. Враг рвался к Москве. В жестоких боях при обороне Москвы, ценой неимоверных усилий и жертв, наши воины не пустили врага в столицу. За эту Победу отдали свои молодые жизни много наших земляков. До сих пор на полях былых сражений поисковики находят незахороненные останки наших воинов. Думчинов Дугар-один, из героев, защитников Москвы, погиб выполняя свой воинский долг. Возможно захоронен как Неизвестный Солдат, а может еще не найден.
А дома его ждала мама-Думчинова Должид-Ляля Эжы. Никогда не смирится сердце матери с гибелью сына. Протоптала она дорожку от Дабат до Эрхирикской почты. До самой смерти все ждала весточку о сыне (смотри Легенду о Ляля-эжи)
Вечная слава героям!!!
§ 5 История Эрхирикской школы
1931-1965г - начальная школа
1965-1978г - основная школа
1978г - средняя школа
Впервые на эрхирикской земле была открыта частная школа по инициативе и на денежные средства уроженца этих мест, видного ученого, просветителя, писателя, бывшего ширетуя Тугну-Галтаевского дацанаРинчена Номтоева.
Официальная дата открытия нашей школы, по архивным данным, 1931 год в селе Дабаты.
Ринчен Номтоев,
Выдающийся монголист, филолог, просветитель, писатель, переводчик.
1821г. Родился в селе Эрхирик Заиграевского района Республики Бурятия.
Обучился грамоте у русского учителя Т.Федорова.
1849г Затем стал хувараком и получил посвящение в ламы Челутайского дацана (Шолотского).
1857г. Ширетуй Тугну-Галтайского дацана. Открыл при дацане приходское училище с 1960-1964г преподавал в нем, не оставляя должности настоятеля дацана
Затем продолжил изучение буддизма в Цугольском дацане на Ононе. Под руководством Настоятеля Лубсан Дондоба в совершенстве овладел восточными языками
1864гКруто изменил жизнь – отказался от сана, женился и вернулся на родину. Полностью посвятив себя научной и литературной деятельности, а также занимается домашним обучением детей русской, монгольской и тибетской грамоте.
1864г
1. Опубликовал в Казани букварь «Самоучитель, или русская азбука для бурят-монгольских детей». Тиражом 400 экземпляров
2. Им составлен русско-монгольский словарь (7 тысяч слов и выражений).
3. Составил «Словарь к «Родному слову» К.Ушинского.
4. Главная заслуга Р.Номтоева – «Тибетско-монгольский словарь», высоко оценный учеными Г.Ц.Цыбиковым, Ц.Дорж, Б.Ринченом, который опубликовал в Монголии этот словарь в 1959г.
1868гЕму принадлежат крупные переводы сочинений тибетских авторов и обширные комментарии к ним. Комментарии к шастре поведения «Капля питающая людей» Нагарджуны, называемый «Драгоценный прекрасный сосуд, наполненный эликсиром рашияны» Ринчена Номтоева.
1859гОказал помощь Давыдову составил этнографический труд «Описание быта и жизни Забайкальскуих бурят»
1889гОказал помощь Г.Потанину в определении названий целебных растений Бурятии.
1889гДействительный член ИРГО
В 1859г Настоятель этого дацана Ринчен Номтоев. организовал приходское училище для обучение грамоте бурятских детей. Его заслуга в создании и ведении преподавательской деятельности была высоко оценена Главным смотрителем департамента образования Восточно-Сибирского округа Григорием Машинским о чем свидетельствует архивный документ
Директора Эрхирикской сош
1931- 1939 годы.
Заведующая школой Абашеева Дора Александровна.
1941- 1965.Халбаева Феодосия Николаевна.
1950-1952 годы -Трунова и Александров.
1952-1963годы -Багаев Николай Васильевич.
1952-1979 годы -Занданова Мария Афанасьевна.
1959-1965 годы.Дамбиева Анна Гармаевна.
После окончания Дабатуйской начальной школы дети были вынуждены продолжать учебу в школах г. Улан-Удэ и других школах республики. Назрела необходимость в 8-летней школе. Благодаря усилиям директора совхоза Нимаева Бадмы Нимаевича и Дамбиевой Анны Гармаевны в 1965 г открылась 8-летняя школа. Учащиеся 5-8 классов временно разместились в новом здании правления совхоза. В школу приехали молодые специалисты: Вараксина Лидия Васильевна, Халмакшинова Валентина Цыреновна, Дерес Альбина Захаровна, Базаровы Даши Базапрович и Екатерина Цыреторовна. Директором был назначен Банзаракцаев Дагба Будаевич.
В 1967 году школа переехала в приспособленное для учебы здание, директорм школы был назначен Желаев Афанасий Николаевич. В школу приехали новые учителя: Намдылова Дарима Сарьяловна, Мунина Екатерина Алексеевна, Желаева Зинаида Николаевна, Ишигенова Екатерина Содномовна, Санхьядов Борис Исаакович.
С 1970-1975 г директором школы работала Вараксина Лидия Васильевна. Была организована ученическая производственная бригада. Которой дети учились выращивать капусту, приобретали навыки труда, ответственности, воспитывались в духе коллективизма.
Щкола сегодня.
Заслуженный учитель Республики Бурятия – 1 Халбаева А.К.
Почетный работник образования РФ-3 Цыренова Г.Ц, Бадмаева Р.Ц, Базарова В.Э., Дашеева Ц.Б.
Лучший учитель РФ-3 Цыренова Г.Ц, Халбаева А.К, Дашеева С. Н.
Учитель года 2018г.Заиграевского района – Жигмитова С.Б.
Дипломанты «Педагогичаская элита» 2009г. – 4 Бадмаева Р.Ц., Хобоева Е.П., Дарибазарова Н.Н, Нимаева ОЮ
Гордость школы
Серебряные медалисты
Бальчиндоржиева Аюна- 1998г
Бадмажапова Саяна – 2003 г
Булгатов Володя- 2003г
Литвинцева Светлана- 2004 г
Бадмаева Сарана-2006г
Ешеева Эржена -2006г
Юмдылыкова Юлия -2006г
§6 Традиции и обычаи села Эрхирик
У бурят издревле существует культ обожествления сил природы: земли, воды, огня, неба и гор. Считается, что все географические объекты, свойства и явления природы имеют своего хозяина, покровителя, и оказывают влияние на жизнь человека. Наиболее употребительным термином для обозначения таких сил являетсяэжин. Наиболее известные названия и функции эжинов: эжины земель и вод –газар уhанай эжин,старцы земли -дайдын убгэд.
Все обряды, молебствия проводятся на открытом воздухе у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, у коновязи, необыкновенной скалы или дерева. Эти места относятся к числу святынь села и называютсяобо.
Коллективные молебствия –обо тахилга– проходят в конце весны, начале лета. Главное их назначение: испрошение у богов благополучия года, умножение скота, счастья в семьях, удаление бед и несчастий. Они считаются праздником всего села, рода.
Сагаалган-священный праздник всех бурят
Историческая справка
Известно, что монголоязычные племена проводили праздник белой пищи во время осеннего равноденствия. В дни первого государства хуннов 2000 лет тому назад на празднике белой пищи отмечали Новый год. Тогда все люди прибавляли себе один год, пересчитывали свой скот и с этого момента ягнёнок становил тулгэ, телёнок – буруном, жеребёнок даганом. Учёные установили, что этот обычай сохранялся в Бурятии до ХIХ века.
В начале ХIII века Темуджин начал объединение всех монгольских племён в единое Великое монгольское государство. В год своего восхождения на престол, в 1207 году, он перенёс Новый год и праздник белой пищи с осени на весну, придав ему государственный статус.
Существует несколько вариантов происхождения названия «Сагаалган». Наиболее верным считается происхождение от слова «сагаан» - белый. Белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, благополучия. Белая молочная пища для бурята-кочевника – это высшая категория пищи, священная, ибо всё на земле вскормлено материнским белым молоком.
Одним из важнейших элементов сагаалгана является приготовление национальных блюд. В меню преобладали мясные и молочные продукты: буузы, архи, арсаи т.д.
Ежегодный конкурс «Дангина и Гэсэр» в селе и школе
Конкурс «Дангина и Гэсэр» проходят в рамках празднования Сагаалгана. Юные красавицы и баторы представляют свое мастерство и умения в знании своей родословной, чтения благопожеланий, в конкурсах танца и песни.
(на фото Дангина 2011г Хоткина Мария)
§ Народное творчество
Народный ансамбль песни и танца «Аялга»
Из истории ансамбля
Художественный руководитель ансамбля Дампилон Д.Д., Заслуженный работник культуры Республики Бурятия бессменно возглавляла творческий коллектив со дня образования по 2009г. К официальному признанию творческий коллектив шел с 1979 года, ежегодно участвуя во многих праздниках села, района, республики. В репертуаре ансамбля много песен известных бурятских композиторов, успешное сотрудничество с Вл. Пантаевым, Ц Шойжинимаевым, Б Батодоржиевым и др. Через каждые 2 года подтверждается звание «народный», готовятся новые программы. Истоки нашего творчества в далеком 1949 году, когда эрхирикцы принимали участие в декаде Бурятской культуры и искусства в Москве.
В 1990 году ансамбль побывал с гастролями в Монголии.
В 1990г артисты ансамбля чествовали приезд английской принцессы Анны в села Арбижил и Эрхирик Заиграевского района.
В 2008г ансамбль защищал честь Заиграевского района, Республику Бурятию на международном фестивале «Алтаргана» в г Иркутске. (на фото принцесса Анна на открытии медпункта в с.Эрхирик)
Комментарии