Назад, к природе!
Ж.Ж. Руссо
Воспитывать любовь и уважение к родным и близким, гуманное отношение к окружающим было важно во все времена, а в наше - особенно. Все привычное и дорогое вокруг рушится, подлинная человечность становится дефицитом - общество проходит кризисное состояние, обрывается связь времен. В результате возрастает число молодых людей, живущих одним днем, что противоречит всей системе традиционного воспитания, которая предписывает жить во имя светлого будущего. Становится невостребованным культурное наследие народа.
Поэтому взгляд всех мыслящих людей нашего времени в прошлое, их обращение к истории философских и педагогических идей, к системе народного воспитания и обучения, - это не дань моде, а необходимость, продиктованная суровыми реалиями времени.
В истории системы образования неоднократно предпринимались попытки построить содержание обучения и воспитания с позиций космоземного единства, т.е. по принципу природосообразности. Например, Ян Амос Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущего по ее законам, развивающегося согласно циклам времен года. Жан Жак Руссо усматривал в человеке совершенное творение бога. Чтобы сохраниться и развиваться таковым, человек должен вернуться в Природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первым понял опасности цивилизации и призвал людей: "Назад, к природе!". Но общество восприняло тогда это как недомыслие и чудачество. Также И.Г.Песталлоци видел в человеке сущностные силы, которые могут успешно развиваться лишь в условиях, максимально приближенных к природе. Лев Николаевич Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой здоровый образ жизни.
В связи с современными нововведениями в нашей школе предоставлено широкое право свободы выбора источников духовного развития и саморазвития учащихся. В основу учебно-воспитательного процесса нашей школы положен принцип природосообразности, реализованный К.Д.Ушинским в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии; другое - в приближении содержания образования к природе; третье - в ориентации воспитания на народные традиции и обычаи.
Одной из задач нашего школьного музея является, формирования личности ребенка должно реализовываться в практической деятельности, причем ненавязчиво, без всякого принуждения. Мы должны видеть объективную необходимость прививаемых нам качеств и умений, должны иметь ясное представление об их значимости и ценности в жизни.
Каждый человек кровно связан со своей малой родиной своим происхождением и своими повседневными делами. Тот, кто чувствует эту связь, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления. Согласно сказанным выше словам, я решила, что я для этого созрела.
Выбор темы для работы в этой секции для меня был не случаен. Летом, во время сеноуборочной страды мне и остальным взрослым не раз приходилось делать замечание неорганизованным туристам из соседней Иркутской области. Сердце разрывалось, видя их варварское отношение к нашей природе. Уборка сена у нас проходит в живописной местности Хэлтэгэй. Мои родственники взяли это место как паевые земли под покосы.
Другое место они выбрать не могли, так как это родовое место наших предков. Вот уже семь лет мы ежегодно поклоняемся нашему обоо. Собираемся все родственники в июне в хороший день и едем в Хэлтэгэй.
Там у нас поставлен «Сэргэ», через которого каждая семья одаривает своих предков хадаками, посажено молодое деревце украшаемое зурмадhа. Так молитвами, преподнося им молоко, угощая саламатом и бараниной, мы просим наших предков-хозяев этих мест, чтобы они охраняли наш покой, дела все были успешными, просим здоровья, благополучия. Именно здесь и во время этой церемонии глубоко осознаёшь роль малой родины. Мысленно представляешь, как мой прапрадед выходил из деревянной-юрты восьмистенки, дверь которого обязательно смотрела на юг, последний раз оглядывал родные места перед ссылкой, откуда больше в родной Хэлтэгэй так и не вернулся. А ссылка позже была признанна незаконной.
У меня появилось желание узнать как можно больше об этих местах, его историю, природу. Со своими знаниями, которые я сегодня имею, хочу поделиться с вами, проложив к родовому месту эколого-краеведческую тропу.
Выходим из села Жемчуг в восточном направлении по международному тракту. Первой стоянкой является субарган «Дуг Дул» в 2-х километрах от села. Он был поставлен в прошлом году в местности «Хара –добуун», призван охранять жителей села от всякой нечисти с восточной стороны. Обряд аравнай проводил сам шэрээтэ лама Иволгинского дацана Аюшеев.
Таких субарганов по силе своих канонов на территории Бурятии и Забайкальского края только два. Само место«Хара –добуун» по легенде было суровым местом, ни один род не мог прижиться, говорят даже в советское время, когда все придерживались атеизма, здесь не смогли получить хороший урожай.
Дальше двигаемся по солнцу, на север, проходим мимо бывшей некогда единственной по району ( в период её сельскохозяйственного расцвета) свинотоварной фермы. Подходим к археологическому памятнику «Зөөбриин элhэн». Видим сплошной песок, на котором даже не растёт каргана. По словам старожила нашего села Шарханова Максима Иринчиновича в детстве играя здесь, они находили наконечники стрел, разные железные фрагменты. Возможно именно здесь проходило сражение войск Чингис –хана с местным лесным народом.Пройдя расстояние в пятьсот метров, пройдя через болото( надо учесть, что тут нужен проводник, надо знать место как проходить),мы оказываемся в прекрасном сосновом лесу. Это и есть наша вторая стоянка. Именно здесь растут особые жемчугские рыжики. Почему особые? Да потому что в диаметре достигает размера средней пуговки, или как говорят в народе «размером с ноготь». Их можно собирать в конце июля, августе. Местное население собирают это чудо природы очень осторожно, ножичком не разрушая грибницу. И растёт он независимо от природы. Утром они вырастают, а к вечеру уже стареют. Если оказаться здесь в другое время можно насладиться ароматом соснового леса, прекрасным пейзажем на Иркут. Русло Иркута в этом месте узкое, берега обрывистые, смотришь сверху на его быстрое пенистое течение и голова кружиться.Идём дальше к третьей стоянке. Нам надо выбраться из островка. Тут уже вброд переходить не надо. Природа создала своеобразный мостик. В болоте на расстоянии пятидесяти метров есть твёрдая дорога. Но и тут надо идти нога в ногу, если не хочешь промочить обувь. Мы оказываемся в своеобразном облепиховом питомнике. На тебя смотрят крупные ярко-жёлтые ягоды облепихи, так и просятся в рот. По словам уроженца этих мест, родовое место которого соседствует с нашим, Александра Петровича Замбулаева, облепиха в этих местах раньше не росла. В восьмидесятые годы прошлого столетия он заметил, что прямо на берегу прижились несколько кустиков ягоды. Он предполагает, что они приплыли по течению во время большого наводнения 1971 года. Незаметно прошли более двадцати лет, и он решил зайти на этот участок. Он был ошеломлён представшим пейзажем, перед ним расстилалась целая плантация облепихи. Естественно он поделился находкой с односельчанами. И вот сегодня, мы боремся с неорганизованными туристами, которые беспощадно ломают наш подарок природы.Порадовав глаза мы двигаемся дальше к следующей стоянке к нашему обоо. Переходим речку Улан-Горхонку. Брод здесь глубокий, доходит до пупка. Я заранее предупреждаю, что надо с собой взять по небольшому камню, чтобы укрепить наш обоо. Иначе он не примет нашего поклонения. Подходим к сэргэ, трижды его обходим по солнцу, укрепляем камнями и садимся отдыхать на удобные скамейки. Здесь можно приготовить еду, имеется кострище со специальным оборудованием. Мы оказываемся во власти луга. Пока готовится, еда в нескольких шагах от обоо можно полакомиться ароматным диким луком и чесноком. Также можно искупаться в Иркуте. Берега здесь пологие, имеется хороший песочный пляж.
Я же могу рассказать и показать какой род, где жил. Прозвучат такие имена как Ошор, Дымбэр, Тумэршэ, Лаван Зайгановы, Ошор и Дарма Сахановы, Сыретор Бандеев, Доржо Субанов, Дашинима и Доржо,Шагжи Таряшиновы, Арабдан Онгорхоев, Иван (Бантя) Тарбаев,Иринчин, Талхашын Даша Тышкеевы, Петр Замбулаев.Познакомить со своей родословной в 10 колен. Рассказать о том, что старейшина нашего рода Зайганов Николай Ошорович проживает в селе Харбяты. Сегодня ему девяносто пять лет. Он испытал вкус ссылки вместе со своим дедом на севере Иркутской области, прошёл Великую Отечественную войну.
Что интересно место родов внутри Хэлтэгэя, тоже имело названия. Например «Онгорхойн бута», Здесь жил сказитель Онгорхоев Арабдан. Мой дед семидесятидвухлетний Зайганов Виктор Ошорович, вспоминает, как они в детстве слушали его сказания долгими зимними вечерами, и как его хозяйка угощала их чаем с хурчей.
Обязательно покажу лесок, где были расстреляны пять бойцов отряда Каландаршвили. Сегодня в нашем селе есть обелиск поставленный им. Знаю примерное расположение восьмистенки Талхашын Даша, где они находились под арестом.
После отдыха по грунтовой дороге двигаемся на юг. По дороге встречается небольшое озеро. Именно здесь готовят к перелёту своих детёнышей серые гуси. Проходим мимо останков лагеря труда и отдыха, летника Улан –Горхонской Фермы. По пути любуемся черёмухой, дикой рябиной, яркими цветочками боярышника, белоснежной берёзой. Так незаметно подходим к пятой стоянке Улаан –горхоной таабай. Остановившись на привал, попрошу обратить внимание на придорожный лесок. Он настоящее сокровище. Здесь можно полакомиться земляникой, в молодом сосняке, проросшем на полях некогда гигантского совхоза «Саянский» растут маслята. Местные жители используют с этого места глину для постройки печи, также он носит лечебные свойства. Его используют как примочки при радикулитах, болях суставов. Самое главное расскажу легенду, записанную из уст старожила села Тыкшеевой Дарьи Ямбуевны моими старшими друзьями про хозяина этого места. « В старину проходили в первый летний месяц, большие конные скачки от Улан-Горхона до Буга - Горхона. Самой серединой скачек был Хазагай шунэhэн, он стоит и по сей день. По легенде это место являлось серединой скачек. Сами же жители свой приезд домой или же отъезд отмечают чуть выше моста через речку Улан -Горхон, т.е. Унаган-болдог таабай на месте старта скачек. Хозяин не любит, когда проезжают мимо без внимания. Сначала сдабривают его белой едой, затем водкой, если, конечно, она имеется. Если же проехал мимо, не брызнув водки, особенно это, касается местных жителей, то он их наказывает. Транспорт, па котором едешь, может ни с того ни с чего остановиться, поломка не найдётся, хуже того может случиться и авария. Бабушка вспоминает, что хозяин природы в былые времена мог и коня стреножить. Это она подтвердила былью из своей жизни . В трудное военное время, когда хозяин местности никак не отпускал её с молодым учётчиком домой с чекушкой водки!
Почитание традиций, знание историй, легенд связанных с культовыми местами является источником охраны природы. Ярким примером является эта лиственница, которой уже давно за 200 лет, в обхвате ствол её достигает 3-х метров. И стоит она па обочине дороги величавая, красивая украшенная преподнесёнными хадаками ( самый дорогой подарок у бурят), летом её окружает зеленый бархат зелени пшеницы. ( прорастают зерна, которыми её одаривают). Восхищаюсь разумом наших предков, оказывается, выбирая сакральные места, они не только думали об охране окружающей среды, но и предупреждали о том, что это трудный участок дороги. Ведь любой наездник, а сегодня водитель, подъезжая к сакральному месту, вынужден сбросить скорость.
К ней мы подойдем через двадцать минут ходьбы. А там глядишь и наша ступа «Дуг- дул» откуда мы пошли по моей тропе.
Я уверена, в том что тот человек который пройдёт по моей тропе получит много наслаждений , полезных знаний и пополнит свои запасы дарами природы.
Зайганова Гэрэлма.ученица 10 класса Жемчугской средней общеобразовательной школы
Руководитель: учитель истории Гыргенова Венера Владимировна.
Комментарии