Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

летопись села

Испокон веков так сложилось, что каждый бурят обязан знать свою родословную и место, где он родился, где находится его тоонто. Недаром говорится в народной пословице: «Человек без истории, что дерево без корней». Моя родина, мой тоонто нютаг – это село Улан-Одон Хоринского района. Оно расположено в 154 км. от столицы нашей республики и в 12 км от районного центра. Я считаю, что село расположено в очень живописной местности: с трёх сторон его окружают священные горы: Уула – хаан, Бурэн – хаан и Наран хада. С юга простирается долина реки Уда. По типу климата наша местность относится к климату широких долин и равнин (долина реки Уда). Долину реки Уда окаймляет Курбинский хребет с высотами от 800 м. до 1777 м. хребет тянется от с. Унэгэтэй до верховьев реки Она.

 

С юга – Худакский хребет, от впадения реки Илька в Уду на западе и до верховьев реки Уда на северо-востоке. У нас ярко выражена местная циркуляция горного типа. С октября по март устанавливается сибирский антициклон – преобладают ясные солнечные дни и морозная погода. Весна короткая, ясная, сухая. Иногда в апреле-мае бывают сильные ветра, это связано с разрушением сибирского антициклона. Иногда заморозки могут наблюдаться до июня месяца. Лето в горах прохладное, но на равнинах тёплое, в отдельные годы жаркое. Летом выпадает наибольшее количество осадков, начиная со второй половины июля и в августе. Это связано с проникновением с запада влажных воздушных масс. Но наиболее затяжные дожди наблюдаются в августе, когда до нас прорываются влажные воздушные массы с морей Тихого океана. Когда несколько дней подряд дуют восточные ветра – жди ненастья. Интерес к названиям местности у меня возник из-за вопроса, почему село имеет два названия: Улан-Одон и Кульский Станок? При изучении его пришел к выводу, что географические названия тесно связаны с социально-экономическими, природными условиями, с языком, с людьми, населявшими эту местность.

 

Топонимы - это живые свидетели истории, творившейся в этой местности, которые намного достовернее, чем кости и могилы, которые могут со временем стереться с лица земли. Двойное название моего села несет огромную информацию. И то и другое название говорит о том, что это сравнительно молодое село, не связанное с древностью. По нашей деревне проходил Читинский тракт. Кульский Станок образовался как пересыльный пункт, через который перегоняли ссыльных. Здесь находился амбар, в котором размещали ссыльных. Ныне его можно увидеть в Этнографическом музее народов Забайкалья в г. Улан-Удэ. Можно предположить, что через наше село проходили ссыльные декабристы. В основном здесь жили служивые казаки: татары, русские, буряты. Название «Улан-Одон» связано с лихими годами становления советской власти, когда повсеместно образовывались коммуны и колхозы. Красный цвет (улан) – символ борьбы, солидарности трудящихся был очень актуален.

 

Созданная в нашем селе первая коммуна называлась «Улаан Туя», потом трансформировалась в «Улан Одон». До революции дома располагались гуртами по падям, где жили по несколько семей. До сих пор старожилы подразделяют коренное население по названиям падей. Некоторые названия падей образованы по месту расположения: «Дундада» - середина, «Заха» - окраина. Название пади «Нарин» образовано от формы пади, что значит «узкая», «Тугла» - от слова «туглыхэ» - горбиться. В этой местности находилось очаговое расположение сосен напоминающее горб. Эта местность замечательна тем, что здесь находится небольшая скала, образовавшееся в результате тектонических сдвигов земной коры. По форме она напоминает дом.

 

В этой скале имеются сквозные отверстия наподобие окон. Отсюда и название «Гэр шулуун». Она является святым местом, где поклоняются местным хозяевам и те даруют благополучие. Недалеко от скалы есть огромный камень, на котором можно увидеть углубления, похожие на след копыт огромного коня. Легенда гласит, что в этой местности охотился Абай Гэсэр. Однажды он гнался за восьминогим зайцем, и конь наступил на этот камень. Важное место в жизни моих земляков имеют святые горы: Уула хаан, Бурэн хаан и Наран хада. Характерно, что горы с добавлением слова «хаан» обычно считаются священными и на них совершаются религиозные обряды «задаривания духов природы». Два раза в год, встречая Новый год по лунному календарю и летом, мы проводим обряд обоо тахилга. Хозяином горы Уула хаан является всадник, который очень скуп на дары. Поклоняться на гору должны всходить только мужчины.

 

Хозяином горы Бурэн хаан является добрый Белый старец с черной бородой. Он дарует бездетным женщинам детей. Хозяином горы Наран Хада является Женщина на белом коне. Микротопонимика Улан-Одона в основном связана с именами людей. Название местность получала от имени того, чьё тоонто находилось в этом месте. «Нимын нуга» - находится на берегу реки Уда, в местности Удын гол. Там располагался летник Цыбжидэй Нимы, кузнечных и ювелирных дел мастера, а зимник находился в Шубугуе. «Садын бууса» - находится в Нарине. Сада был из рода мастеров по дереву. «Петькин нуур» назван по имени багача Петра, который имел около этого озера сенокосные угодья. Географические названия связаны также с каким-либо объектом, который находился в этой местности: • «Жеолобой ханааб» - канава с желобом; • «Тээрмын шугы» - лесок с мельницей; По внешней форме: • «Шубугуй» - от «шубгэ» шило (о горе); • «Мушхайта» - крученый, извилистый.

 

Все топонимические названия на территории Улан-Одона носят местный характер. Это свидетельствует о том, что к моменту населения предками данная территория была свободной и необжитой. Таким образом, следует предположить, что рассмотренные географические названия Улан-Одона были созданы жителями в ходе освоения новых мест обитания. Пламя гражданской войны не миновало и наши края. В марте 1920 года остатки каппелевцев бежали на восток по Читинскому тракту. По пути они грабили местное население. Когда подошла Красная Армия и партизаны, население помогало им: выделяло подводы, продукты питания, фураж. Так до Яблоневого хребта дошли наши земляки Санданов Радна и Путинцев Алексей. С 1929 г начинается коллективизация. Возникают коммуны, артели, ТОЗы. Весной 1929 г образовалась Захинская коммуна. Сперва объединились 8-9 семей бедняков. Население жило по таким местам: Нарин – 14 семей, Тугла – 8 семей, Дундуда – 10 семей, Заха – 10 семей, Удын гол – 16 семей, Шубугуй – 28 семей. Конечно, богачи не вступали в кохозы.

 

Например, в Захе был богач Найданов Бальжир. Он имел 200 голов крупного рогатого скота, около 500 овец, 40-50 лошадей. Основная масса единоличников пошла в коммуну в 30-е годы. В 1933 г на базе коммуны образовалась артель «Улан Туя» в местности Хулэй нуга, куда вошли 11 семей. Коммуна в начале имела 150 лошадей, 95 голов крупного рогатого скота, 126 овец, 7 телег, 3 плуга, 2 бороны, 2 сохи, 10 сбруй, 6 жилых домов, 8 юрт, 4 амбара, столько же сараев, 2 сепоратора, 2 швейные машины. Было в этой коммуне 40 едоков, 11 трудоспособных мужчин и 15 женщин. К числу первых коммунаров относятся Ендыпов Е, Цыбикжапов Ц, Дабаев Е.Н.. На своем первом учредительском собрании члены коммуны обратились в Верхне-Анинский сельский совет с просьбами: выделить 70 десятин для покосов в местности Дундада и выпасы в местности Хулэй – Нуга, земли для пашни в местности Наранай – Ара, лесные массивы для строительного леса в местности Заха. При отводе земельных участков, да и в дальнейшем хозяйствовании случались столкновения коммунаров с зажиточной частью населения.

 

Несмотря на это, члены коммуны трудились с подъемом, жили дружно и интересно. В этой коммуне было 3 коммуниста: Гомбо Базарагшаев, Цыдып Ринчино, Базар Цыдыпов, 4 комсомольца и кандидата в Коммунистический интернационал молодежи. К концу 1929 г в коммуну вошли еще 3 семьи, в том числе семья Егнина Ендыпова, Ц.Цыбикжапова, Е.Н. Дабаева. Молодежь показывала в те времена спектакли под руководством комсомольца Гончикжапа Ямпилова не только у себя в коммуне, но и в соседних селах. Член коммуны Базар Цыдыпов в своем доме собирал и учил детей грамоте. Преимущество коллективного труда было очевидным, и потому в 1930 году в коммуну влились оставшиеся жители. В 1933 году образовался колхоз «Авангард». Им руководили: Цыбжит Цыбикжапов, Ширап Жамсаранов, Цырен Хохлоев, Дондок Базаржапов, Болхошо Бабудаев, Галсан-Даба Гончиков, Доржо Цыбикжапов. На территории Аланского отделения в начале 1930 г. был организован колхоз «Ленинэй Туяа», куда вошло 12 семей. Первым председателем был избран Балсамба Лхасаранов.

 

В 1931 г организовались еще 2 колхоза «Улаан Ажал» и «Охотник». Только в 1932 году объединились эти мелкие хозяйства и образовали колхоз «Путь Сталина». В 1933 г переименован в «Улан - Одон». В 1954-1959 годах колхоз «Улан-Одон» стал колхозом миллионером. С 1954 г. под руководством Цыбикжапова Д. Ц. колхоз начал набирать темпы развития по всем отраслям сельского хозяйства. Увеличилась посевная площадь зерновых, стали заготавливать много сена, поднялось поголовье скота. С 1955 г начали сеять кукурузу. Первым кукурузоводом стал Балданов Б.Б.. он засеял кукурузой 100 гектаров земли и получил высокий урожай. Многие труженики колхоза работали с большой отдачей, появились передовики производства: скотники, чабаны, доярки. Появились поливные угодья. За выдающиеся достижения в сельском хозяйстве колхоз в 1957 г был награжден Переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и Президиума Верховного Совета СССР и ЦК ВЛКСМ. Также был награжден Переходящим Красным Знаменем обкома КПСС и ВЛКСМ, президиума Верховного Совета БМАССР и Совета министров БМАССР. Многие передовики награждены Почетными грамотами и ценными подарками. В 1958-1959 гг колхоз становится миллионером. Тогда каждая семья получила за трудодни 1-2 тонны зерна.

 

Хоть и проходят годы, но связь поколений не прерывается. Потомки тружеников тех лет и по сей день трудятся во благо процветания родного СПК «Улан-Одон». Комсомольская ячейка в нашем селе возникла в 1929 г. почти одновременно с образованием Захинской коммуны, которую можно сегодня смело назвать прародительницей нынешнего хозяйства. Секретарем была избрана Будама Жамсаранова, а в первую комсомольскую «первичку» вошли 14 членов. В то время комсомольские собрания проходили бурно, без регламентов и формализма. Они иногда затягивались чуть ли не до самого утра. Существовала строгая комсомольская дисциплина: если кто-нибудь отсутствовал, то собрание не открывали до тех пор, пока не явятся все, даже приводили домохозяек вместе с грудными детьми. Протоколы подобных мероприятий велись на монгольском языке. Тогдашние грамотные ребята учились в школе именно на этом языке.

 

Устав ВЛКСМ был законом жизни, его учили от корки до корки, наизусть знали все пункты и параграфы. Комсомольцы развивали в то время бурную деятельность, особенно, много сил тратили на художественную самодеятельность. Даже зимой ходили на лыжах из Хоринска в Улан-Одон, чтоб ставить концерты. Часто подобные концерты показывали на животноводческих гуртах. С первых дней войны началась мобилизация в ряды Красной Армии мужчин от 18 до 50 лет. Из нашего села было призвано 78 человек. Они представляли почти все рода войск, сражались на всех фронтах от Баренцева до Черного морей, некоторые дошли до Берлина. Участвовали в разгроме Квантунской армии. Навсегда остались на полях сражений 26 наших земляков. С момента объявления войны нет больше мирных профессий. Вся страна отныне работает на оборону, на защиту родины. Победа решается не только на фронте, но и в тылу. В фонд обороны колхоз «Улан-Одон» в августе 1941 г вносят деньги – 2130 рублей. В 1942 г. отправили на фронт 133 ц.пшеницы, 30 коров, 100 баранов, собрали 92 кг мяса, 14 кг масла, более 140 кг печенья, 40 пар валенок, 49 бараньих шкур, колхоз внес 12,5 тыс рублей. Война закончена. Перед тружениками села встали новые задачи – подъем экономики, развитие народного хозяйства. Вплоть до 1950 г наши женщины трудились на всех участках хозяйственного производства. Они и трактористки, и комбайнерки, и доярки, телятницы, пахари и сеяльщики. Все сельскохозяйственные работы проводились на лошадях, использовали быков.

Автор: 79148381301
Просмотров: 5428

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

29.03.2012
Кульский Станок
27.03.2012
Кульский Станок
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -