Мы живем с тобой в Сибири
В забайкальской стороне
Здесь стоит село родное
Детство там прошло мое
И куда бы не уехал
Всюду помню дом я свой
Билютай село родное
Билютайский край ты мой...
Географическое положение села Билютай
Село Билютай находится на юге республики Бурятия в 150 км. от столицы республики
г. Улан – Удэ. Входит в состав Бичурского района, расположено в 60 км. от села Бичура. Имеет координаты 67 с.ш. 108 в.д. Климат в районе расположения села – континентальный. Зима, в основном холодная и малоснежная. Весна и начало лета без осадков. Преобладают ветры с севера на юг и с юга на север. В связи с этим часто наблюдаются весенние и ранние летние засухи. Почвы супесчаные, а по долине Хилка – пойменные, слоистые, и поймено - луговые. Село Билютай расположено на левом берегу реки Хилка, который берёт начало в Читинской области и вытекает из Иваново – Арахлейских озёр. Ширина реки около 100 метров, пойма до двух километров.
Село стоит в живописном месте. Вокруг горы, лес. Растут деревья: береза, осина, сосна, ель, пихта, лиственница.
Кустарники: ильма, можжевельник, шиповник, боярышник, дикая смородина, черемуха, дикая яблоня, морошка, солодка, багульник. Среди трав встречаются лекарственные: чабрец, кровохлебка, тысячелистник, подорожник, чистотел, ромашка лекарственная, измаген, макрец, крапива, девясил, полынь и т.д..
Почвы супесчаные. По долине Хилка – поймено - слоистые, поймено - луговые.
Предыстория
В 17 в.наш край – долина Хилка, заселили буряты рода цонголов, пришедшие из Монголии. С 1694 г. им отвели место для кочевий в районе сел Эдуя, Ара – Харлуна, Окино- Ключей, в том числе и территории на которой возникло наше село Билютай. Название села Билютай имеет бурятское происхождение, «бюлюу» - точило, точильный камень, брусок, оселок, «булюутэй»- место, в котором есть точильные камни. О том что здесь жили буряты, свидетельствуют названия окрестных мест Оёр ( сухое дно реки ), Халзан (лысая гора ), Улан – Ганга ( красная гора) и т. д. В 18 в. земли Сибири оставались неосвоенными и мало заселёнными правительство Екатерины усмотрело в староверах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Они исконные земледельцы, предприимчивы, трудолюбивы. Поэтому возложить на них задачу развития земледелия было просто необходимо.
Часть староверов пришла, вернее бежало в Сибирь на вольные земли по своей инициативе, скрываясь от преследований за веру, от помещиков и царских властей. Другая часть староверов, была отправлена в Сибирь из пределов Польши насильственно, в сопровождении солдат и казаков. Указом от 12 сентября 1760 г. предписано переселять людей на свободные места по Хилку – реке. 1763 -1764 г. семейские переселились в Забайкалье из западных областей России, Украины и восточной Польши. По Селенге, Чикою , Хилку, в Тарбагатае и Мухоршибири расселено значительное число староверов. В Бичуру семейские переселенцы прибыли в 1768 г. Просматривая списки первых поселенцев прибывших в Бичуру, фамилии Ефимовы не встречается. Семейские такой фамилии поселились в Тарбагатае и в селе Ягодном. Отсюда следует, что первые Ефимовы переехали к нам с этих мест. Поселенцы фамилий Тимофеевы. Дерябины, Федотовы возможно прибыли из Бичуры, Окино – Ключей, и других мест.
Становление и развитие села Билютай
Первое поселение русских – староверов в Билютае было приблизительно в начале ХIХ века, судя по годам жизни старожилов – долгожителей. Так долгожитель Ефимов Карп Васильевич родился в 1873 году. В Билютае жил его отец Василий Капсимович, а дед Капсим Лазаревич жил на правом берегу Хилка со своим отцом Лазарем Ефимовым. В секретном донесении с представлением списков о старообрядцах и раскольниках разных сословий от 11 января 1845 года волостной голова Перфильев сообщает: «В селе Билютовском поповцев мужского пола 80 человек, женского пола 85». В статье Ровинского П.А. «Этнографические исследования в Забайкальской области» говорится, что в 1870 году он отправляется в Сибирь для изучения «…русского типа на далекой восточной окраине … Не лишним я думаю поименовать все селения, в которых живут семейские. По Хилку и близь его – Акино-Ключи, Билютый, Мангиртуй и т.д.». Отсюда следует, что наше село в 1845 году существовало точно.
Несколько семей, возможно дети Лазаря Ефимова (глубокие корни родословной указывают на это) со своими семьями жили на правом берегу Хилка, то место до сих пор называют Старая деревня. Первые поселенцы занимались земледелием, но удобных земель там было мало. В наводнение берег затапливало водой. И они стали скупать земли у бурят на левом берегу реки. Говорили и так, что кто-то из семейских парней женился на девушке- бурятке, и они породнились. Им было разрешено жить среди бурят. Село постепенно заселялось семейскими. Селились приезжие-ссыльные. Буряты откочевали. Билютай стал русским семейским селом. Селились, как называли старожилы, околодками, т.е. строили дома рядом отец, сын, родственники. Снизу (по течению реки Хилок) жили Ефимовы, затем Гордеевы, Дерябины, Тимофеевы, Федотовы, Черняевы, Чижиковы, Гладких, Дерюгины и т.д.
Численность населения росла быстро, детей в семьях рождалось по 12 -15. В работе Селешева А.М. «Забайкальские старообрядцы. Семейские» отмечено «…в Билютае по официальным данным 1914 года пахотной земли 711 десятин, число мужских душ 452», если учесть женщин и детей, то население составит около 1000 человек. Жили все единолично. Были зажиточные, Макар Симонович имел участок в 60 десятин, который засевал пшеницей, около 40 голов крупного рогатого скота, овец и коней. Для ведения хозяйства он нанимал работников, платил им хлебом, но в малом количестве. Когда приходил бедняк и просил у него помощи или в долг муки, хлеба, Максим Симонович говорил: «Да у меня нет», а когда человек направлялся к выходу, он льстиво выговаривал: «Ты парень хороший, дам я тебе немного – фунтов 5, только не обессудь, черная». Действительно, мука была пригодна только для корма свиней. Что оставалось бедняку ? Брал и попадал в зависимость. Был такой единоличник Ефрем, очень прижимистый. Обычно страдовать начинал в пост. Говорил своим работникам: «Ребята, я накормил бы вас молосной едой, да грех большой. Пост же. Пройдет пост - приходите. Я вас чаем с калачами напою». Жил еще Макар Иванович, он скупал золото у китайцев и открыл магазин.
Село имело две длинных прямых улицы, между домами были проулки, по ним прогоняли скот на водопой к реке, носили воду для бытовых нужд и для полива огорода (колодцы стали копать позже). Жилые дома возводили обычно Великим постом, до весенних полевых работ. Рубились они из длинных сосновых сутунков, ставились в угол на мох, крыша была двухскатная, покрывалась драньем. Как добывали драньё, выбирали прямое дерево, надрубали топором, если откалывалась прямая щель, дерево срубали. Отпиливали ствол нужной длины, раскалывали повдоль на четыре части, убирали сердцевину, а затем вбивали специальное приспособление, приподнимали, а когда появлялась щель, туда вставляли клин, проталкивая дальше, дерево откалывалось, и получалась доска. Делали это обязательно летом, когда дерево распаренное.
Драньё нижними концами упиралось в лиственничный желоб, который держался на курицах (листвяных крючьях). Верхние торцы драниц накрывал охлупень: драньё прижималось слегами, чтобы не коробилось. Окна вырезались небольшие, на улицу два и во двор одно. Закрывались ставнями на железные запоры с болтами. Украшались кудрями (вырезанными узорами). Заплоты делались высокими из толстых плах или круглые. Над воротами устраивали крышу- козырек. На подворье рубили пятистенные амбары с предамбарником и двумя дверями. Малая часть амбара предназначалась для хранения муки, мяса и других продуктов, а большая имела сусеки для хранения зерна. Зерновая часть амбара крышу не имела: зерну нужно дышать. Во дворе строили завозню - большой двускатный сарай с широкими и высокими воротами. В ней хранились телеги, сани, сельхозорудия, сбруя, бороны и т.д., там же находился погреб. Кроме этого построены стайки для загона скота, сеновал (пунька), баня. Для водопоя скота около колодцев стояли камяги (корыто, выдолбленное из стволов толстых сосен), долбили их топором - пазником. Все строительные работы выполнялись в основном топором, теслом, пазником, стамеской, деревянными циркулями, пилой, поперечной и продольной, все инструменты хранились под навесом.
Вход в дом начинался с непокрытого крылечка, в сени вела прочная дверь. Сени - небольшой холодный коридор без окон. Он заканчивался маленькой кладовкой, которую называли - «казенкой» (от слова «казна»). Там хранились продукты: печеный хлеб, мука, иногда одежда. Обстановка внутри дома была очень скудная. Посреди стол, вдоль стен лавки, деревянная кровать, на ней матрац, набитый соломой, или потник скатанный из шерсти, и шубное одеяло. На стене висел деревянный самодельный шкаф, где хранилась посуда, сделанная из корней березы (корнешки). Печь в доме занимала большую площадь, была глинобитной. На шестке стояли чугунок и глиняный горшок. Глиняные горшки были в обиходе, в них варили кашу, щи, держали молоко. За печкой – переулочек, около двух аршин шириной, там хранились предметы домашнего обихода, а в зимнее время держали ягнят, телят.
Украшений в доме особых не было. В праздники на передний стол, перед божницей, стелили самотканую скатерть. На небольшое зеркало, в простенке между окнами, вешали вышитое полотенце. На стенах висели киотки – рамки с фотографиями. Посреди потолка висела керосиновая лампа, в вечернее время она освещала избу. Полы не красились. Вышаркивались голиком (небольшой пучок прутьев), посыпались каленым песком (песок просеивали через решето, насыпали на противень и калили в печи, говорили, чтобы песок был жарким). Питались продуктами собственного приготовления. Пекли хлеб, варили бурдук, делали толокно, затерку, лапшу, солодуху, ботвинью, квас. Картофеля сажали мало, урожай был низкий, еле хватало до следующего. Сеяли коноплю, из семян которой делали масло или мололи их. Из муки пекли лепешки, а из стволов трепали пеньку, затем расчесывали её, пряли, а из полученных ниток ткали холст. Из холщовой ткани шили одежду, мешки, вили веревки.
Труд земледельца был очень тяжёлым. Орудия труда крестьянина оставались долгое время неизменными. Весенняя вспашка достигала 16-17 см , а паровая - 12 см. Сев зерновых проводили по свежевспаханному полю из деревянного лукошка с наплечным ремнём. В него входило около пуда зерна. Сеяльщик веером рассыпает семена, а следом деревянной бороной они зарываются в рыхлую землю. Уборка урожая - трудоёмкая работа. Хлеб жали серпом, иногда косили косой с грабками, затем вязали в снопы. Ставили их по 10 в суслоны таким образом, чтобы внутрь не попал дождь. Затем на телегах возили на ладони обмолачивали деревянным молотилом -цепом. Снопы укладывали и по команде цепями молотили, били по колосьям в чётком ритме.
Вымолоченное зерно перебрасывали деревянной лопатой из вороха в ворох. Чистое зерно нагребали в ящик-носилки или тулуны (кожаный мешок 4-5 пудов). Мололи зерно на ручных мельницах, их было 2-3 в деревне. Были и круподёрки. Позднее появились водяные мельницы. Первый мельник Ефимов Дорофей Иванович.
Скоту на зиму косили сено основное орудие труда на сенокосе коса (литовка). Ее лезвие отбивали, оттягивали в холодном состоянии на отбое ( на деревянную чурочку клали лезвие косы, постукивали узкой кромкой легкого молотка), время от времени лезвие косы шлейфовали деревянной лопаточкой, смазанной мелким мокрым песком. Сено гребли деревянными граблями. Вилами складывали в копну. Основным транспортным средством являлась двухколесная телега. При вывозке леса использовали дроги. Зимой ездили на санях. Сани изготавливали из березового материала. Полозья и дуги гнули весной на специальном станке – бало. Упряжка лошади состояла: дуги, гужа, седелки, шлеи, вожжей, хомута, узды.
Все жители села жили единолично. У кого в семье больше мужчин им работать в своем хозяйстве было легче. Они могли больше обработать земли и разработать дополнительные участки. Сохранились названия этих участков: Севостьянов гаражник, Захарово поле, Прокопьева юртежка и т.д. В то время их называли заимками. Весной туда перегоняли скот и жили до осени, на зиму перебирались в село. Работали много, но денег не было, приходилось продавать излишки продуктов, везли на конях или сплывали на плотах в Улан-Удэ. Деньги были очень дорогие «На пять рублей можно было купить коня в упряжке» - говорил старожил Клим Севастьянович (1897 года рож).
Установление советской власти
После Великой Октябрьской социалистической революции по всей стране проходит мероприятие по установлению советской власти. (Б. архив фонд №16 опись №1 дело №1) (протокол №1 заседания Окино – Ключевского управления).
Протокол №1 заседание Окино – Ключевского народного Волостного собрания составлен 3 сентября 1922 года. «…Людей грамотных, развитых и не слабохарактерных, которые в течение годовой своей службы должны наладить волостные и сельские аппараты. Провести все законы, распоряжения и мероприятия. Правительства в жизни на местах.
Избрали членами Окино - Ключёвского волостного управления по большинству голосов 3 человека. От Билютая членом волостного управления избран Федотов Фома Ермолаевич.
Из протокола Билютайского сельского собрания от 10 сент. 1922 года (Б. архив фонд №16 опись №1 дело №1)
Председателем сельского комитета избран Ефимов Селивёрст Кириллович. Зампредом Гаврилов Егор Иванович. Казначеем Чижиков Семен Иннокентьевич.
Сельский комитет заседал в зимовье Дерябина Агапа Мануиловича. Собирали с населения зерно, хранилось оно в амбаре. Весной по решению членов комитета распределяли зерно бедным жителям села для посева, а также решали вопросы жизни села. Отправляли хлеб на содержание служащих уездного нарревкома (Бичурский архив фонд16 опись дело №1). «13марта 1922 года Троицкосавский уездный нарревкома.
« Следующий из Билютайского общества хлеб, на содержание служащих уездного нарревкома, поступал в количестве тридцати пяти пудов ярицы. Билютайский нарревком представляет и вместе с тем покорнейше просит указать ямщику, куда сдать хлеб и в получении не оставить, выдать квитанцию. Председатель Гордеев, секретарь…». В 1922 году в селе Билютай был образован Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Бичурской волости Верхне - Удинского уезда Прибайкальской губернии Дальневосточной республики. Первым председателем был Ефимов Симон Тимофеевич (Бичурский архив Фонд №16 опись №1 дело№1).
Первые мероприятия по наведению порядков и выполнению распоряжений правительства были приняты в этом же году на заседании уполномоченных Окино - Ключевского народного Волостного собрания, на котором присутствовало от нашего села четыре человека (архив документы те же).
О медицине
Уполномоченные собрания выражают, что «их волость исключительно большей частью состоит из старообрядцев, и их религия не допускает лечения медработниками. Это считается великим грехом идти в противоречии своей религии. Старообрядческое население предпочитают обходиться своими способами лечения, и что в их волости никогда не замечается заболеваний, от которых народ страдал бы и происходили бы смертные случаи. Медицина не допустима у них, в силу того, что они в пищу употребляют большей частью зелень, кислые и горькие овощи. Население волости не может обойтись без названных продуктов, так как они являются единственным и излюбленным предметом их употребления и просят избавить их от лечения медицинским способом. Что касается содержания волости фельдшера предоставлять ему квартиры и отопление, то они от этого не отказываются».
Об образовании
Прослушав доклад уполномоченного Троицкосавского Народного Уездного Управления, Уполномоченные выражают: « Образование своим детям они желают дать по-своему достатку и в тех школах, где найдут для себя возможным. Указывают, что в текущем году урожай плохой и школу в волости они содержать не в состоянии. А также необходимо сделать опрос родителей детей всей волости, кто из них пожелает учить своих детей в школе, предложить содержать школу за свой счет. Предпочитают учить своих детей по своему старообрядческому обряду и славянскому языку. Уполномоченные Билютая категорически отказались.
Земельный вопрос
Докладчик Жаркой в краткой форме указывает на массовые захваты в уезде земельных угодий у Бурятского населения. Уездное управление напрягает все силы, чтобы только уладить конфликты между русским и бурятским населением, но не в силах разрушить и неоднократно обращалось в областное управление и правительство, о скорейшем командировании центральной правительственной земельной комиссии для разрешения земельного вопроса на местах.
О посевной компании
Тот же докладчик говорит, что каждую весну граждане Троицкосавского уезда находятся в затруднительном положении по запасам семян. Объясняется тем, что крестьяне беспощадно хлеб перегоняют на самогонку и на кормление проходивших через Ключи войсковых частей. Надеемся, что с эвакуацией японцев с Востока вопрос о посевной кампании решится в благоприятном смысле. Предлагает гражданам волости образовать хлебозапасный магазин.
О дорожно-подводной повинности
Организация подводной повинности за плату по 6 коп. золотом с 1апреля по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября, т.е. на время распутицы, а в остальное время по 3 коп золотом с версты и с лошади. Привлечь бурятское население к отбыванию подводной повинности наравне с русским и пропорционально количеству лошадей. Билютай с самоном Бур-Харлун 1парная и 2 одноконных подводы.
О самогоноварении
Постановили:
Всякого гражданина, попавшегося с выгонкой самогонки, штрафовать в размере 5 пудов первый раз и 10 пудов во второй раз и арестовывать сроком по усмотрению Волостной власти.
В 1922 году в селе был образован Билютайский сельский совет рабочих крестьянских и красноармейских депутатов Бичурской волости, Верхнеудинского уезда Прибайкальской губернии, Дальне-Восточной республики. 30 мая 1923 года на основании Постановления ВЦИК в связи с образованием Бурят-Монгольской АССР. Билютайский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Бичурской волости, Верхнеудинского уезда Прибайкальской губернии, Дальне-Восточной республики, Бурят-Монгольской АССР.
Постановлением ВЦИК от октября 1923г. в связи с укрупнением Прибайкальской губернии Билютайский сельский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Бичурской волости, Верхнеудинского уезда Прибайкальской губернии, Дальне-Восточной республики, Бурят-Монгольской АССР.
В 1930 году в Билютайский сельский совет вошли села: Верхний Мангиртуй, Нижний Мангиртуй. Ново-Десятниково отделилось. Сельский совет стал в селе Нижний Мангиртуй.
В 1938 году Билютайский сельский совет переведен в село Билютай. В него вошли села: Билютай, Ара-Харлун, Средний Харлун, Нижний Мангиртуй и Верхний Мангиртуй.
2июля 1942 года Билютайский сельский совет разукрупнен, от него отделились Нижний Мангиртуй и Верхний Мангиртуй.
Председатели сельского совета.
1922-1925 годы Ефимов Селиверст Кириллович
1925- 1929 Гладких Матвей Ефремович
1930-1935 сельский совет перенесен в село Нижний Мангиртуй.
1935-1939 Карбоинов.( имя отчество не установлено)
1940-1941 Федотов Максим Семенович
1942-1948 Гладких Матвей Ефремович.
1949-1955 Федотов Проклантий Семенович
1955-1956 Дерябин Никифор Калистратович
1957- 1958 Ефимов Федор Ермилович
1959- 1960 Ефимов Иван Гурьянович
1961 -1966 Ефимов Иван Васильевич
1967- 1970 Бальжинов Сундуп Цыренович
1971-1973 Гордеев Абакум Иванович
1973-1984
Комментарии