Книга «История моей малой родины», книга об Ангое, - итог большого труда, результат исследовательской деятельности историко-краеведческого музея «Истоки». Авторы данной работы в составе шести человек под руководством Хоменко К.П. в течение 5 лет собирали материал и, обобщив, систематизировав всё, написали историю своей малой родины.
Ребята рассказали о том, каким сложным и в то же время романтичным был путь от первого срубленного дерева, первого дома до красивого посёлка сблагоустроенными квартирами.В книге собрано и проанализировано множество интересныхфактов о жизни села Ангоя за 30 лет, начиная с первого дня. Здесь - хронология основных событий, биографии строителей из бригады Азербайджанбамстроя, благодаря которымна карте нашей страны появилсяпосёлок, творческие портреты и рассказы о смелыхлюдях, наших земляках, участвовавших в строительстве БАМа, очерки о людях, внесших весомый вклад в историю села, летопись школы, очерки о ветеранах войны и тружениках тыла, сведения о развитии здравоохранения, культуры, о национальных традициях.
Новизна в том, что руководитель музея Хоменко К.П. и её помощники явились первыми историографами. Никто до нихисторию Ангои не писал. Читателипознакомятся с подлинными документами, фотографиями, свидетельствами и воспоминаниями очевидцев. Уникальностьв том, что мы стоим у самых истоков – историю пишем с самого начала ина основе рассказов самих очевидцев, самих строителей. Основные методы сбора материала: интервью, беседы, изучение семейных альбомов, фотографий, изучение старых газет. Подаренные фотографии, старые газеты хранятся в музее.
Работа ещё не закончена. Многое предстоит выяснить, например, дату приезда Гейдара Алиева строители помнят как 1943 год, а во всех печатных изданиях – 1942 год. Не весь материал обработан, поэтому работа ещё будет продолжаться.
Цельисследовательской работы:
•сохранить память об историко-культурном наследии наших предков, продолжить работу по укреплению связи между поколениями, изучив судьбу своих родственников и земляков.
Ожидаемый результат проекта:
•внестисвой вклад в сохранение прошлого и настоящегомалой родины - создать книгу«Историясела Ангоя».
Написание книги об истории своей малой родины – это важный шаг вдуховно-нравственном становлении ребёнка. Считаем также, что такаяработа имеет историческую ценность, так как в ней -достоверные факты, все фамилии людей, даже не живущих сегодня в Ангое, но внесших вклад в её строительство. К сожалению,в некоторых случаях указаны только фамилии, имена их никто не помнит, видимо, в связи с тем, что работали они недолго.
Но всё написанное - это то, что останется в памяти для многих поколений.
Литература
1.Байкальские легенды и предания. Фольклорные записиЛ. Е. Элиасова. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 1984.
2. Воспоминания самих участников всех событий, материалы интервью, опросов, анкетирования, бесед.
История села Ангоя Северо-Байкальский район
Общее руководство проектом - Хоменко КлараПетровна, учитель русского языка и литературы, руководитель музея
Помощники в сборе материала:
(Бондарь Елена
(Калинина Мария
(Морозова Анастасия
(Гаджиев Фархад
(Батурин Иван
(Аргунов Виктор
Составление статей: Калинина М., Гаджиев Ф., Хоменко К.П.
Компьютерная вёрстка,редактирование статей:
Хоменко К.П., Калинина М.
Адрес музея: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, с. Ангоя, ул. Азербайджанская, 4
2011
Посвящается строителям, ветеранам,
учителям, всем односельчанам, живущим
и тем, кого уже нет с нами, с благодарностью за их самоотверженный труд
О прошлом,
настоящем
и будущем
села Ангоя,
возникшего на пути Байкало-Амурской магистрали
БАМ – ветвящийся кедр:
ствол его – колея,
корни – щедрые недра,
люди – словно хвоя,
ветви – автодороги,
шишки – станций огни,
память светлая многим…
Мы её сохраним.
ВладимирЮринский
Слово о родине
(Спор с Мариной Цветаевой)
У неё в Москве Всякий дом мне чужд,
Колокола звонят – Всякий храм мне пуст,
У меня в селе Потому что ро дней
Цепи гор стоят. Даже маленький куст.
Круглый год в снегуСколько ягод у нас -
Да со всех сторон, Никогда не счесть.
И на том берегу- Если бережным быть,
Всюду. С давних времён. Они для каждого есть.
У них царственный видИ добром, и теплом
И таинственный взгляд, Земля славится.
Белизною блеститДля кого – Ангоя,
Их красивый наряд.Для меня – красавица.
Верхняя АнгараПусть есть краше земля,
Под стать природе всей. Но другой не хочу.
Слагать песни пораТы – моя, Ангоя,
О её красе.Я – любовью плачу.
И гордимся мы
Славной речкой-рекой,
Наслаждаемся мы
Её студёной водой.
Хоменко Клара Петровна,
учитель русского языка и литературы
История появления посёлка на карте
Раньше, до революции, на территории Северо-Байкальского района проживало три эвенкийских рода: киндигиры,чильчигиры, шамогиры. Наша территория относилась к киндигирскому роду. Граница между киндигирским и чильчигирским родами проходила по ручью Герандай. Киндигиры кочевали по берегам рек Верхняя Ангара, Кичера, Холодная, Чая, Тыя, Чуя и по восточному побережью Бакала.
Река Верхняя Ангара была нанесена ещё на карту С. Ремизова. Корни названия: от тюркского «ангар» - широкая долина; от бурятского «ангар» - проём, ущелье, щель; «агаи» - разинутая пасть, рот.
Северо-Байкальский район образовался в 1825 году. Мы знаем, что Сибирь – это место ссылки, поэтому все посёлки в то время начинались обычно с острогов.Сначала строили остроги, в которых поселялись русские ссыльные. Но наш посёлок (сначала это был посёлок, а потом уже село) начался, конечно, не с острога.Своим рождением он обязан строительству Байкало-Амурской магистрали.
НазваниеАнгоя– тоже в переводе с эвенкийского «анга» означает "рот, пасть, ущелье, расселина". По мнению других эвенков, «ангоя» -«святое, тихое место».
Действительно, тихое место, окружённое белоснежными горами и тайгой, расположенное недалеко от Байкала в природной зоне тайги, по нехоженым тропам которойещё до БАМаходил местный житель Тулбуконов Эдуард Иванович, абориген нашего края.
Село построено в живописном и удобном, закрытом от ветров месте, между железной дорогой и судоходной для небольших речных катеров рекой Верхняя Ангара. Если точнее – в Верхнеангарской котловине на правом берегу реки Верхняя Ангара, прославленнойв бурятском фольклоре прекрасными легендами.Мы благодарны тем, кто определял место для Ангои, за то, что выбран удивительный уголок природы.
Вот одна из легенд, рассказывающая о том, как две реки получили название «Ангара» (мы знаем, что, кроме Верхней Ангары есть ещё просто Ангара).
«В незапамятное давнее время, когда еще солнце не так грело, как теперь, когда рыбы были малявками, а лес походил на корешковые кусты, вся нынешняя Сибирь была покрыта почти одним чистым льдом. Озер здесь бы¬ло мало, а рек не было совсем. Прошло с тех пор много миллионов годов. Лед и снег растаяли под солнцем, когда оно начало сильнее греть; лес вытянулся к небу и стал тайгой, появились звери и птицы, рыба выросла боль¬шой, а солнце спустилось поближе к земле, чтобы давать всему земному жизнь. В то время, откуда солнце восходит, в Сибирь пришли разные люди.Первыми из них были тунгусы. При них Байкал стал морем, а Ангара рекой.
Как это было, о том старики знали, нам велели рассказывать, а в книгах об этом нету даже строчки. И вот про это тут от тунгусов слыхала моя мать и рассказыва¬ла. Она много знала, и память у ней такая богатая была, что раз услышит, потом всю жизнь помнит.
Байкал сначала небольшим озером был, потом к нему потекли маленькие речки. Но от них он не рос, все оста¬вался таким же. Но вот в крупных горах пробился из-под земли ключ, и валом повалила вода. Дошла она до Байкала, а там ей громадные скалы дорогу перегородили. Катилась та вода, катилась, и набралось ее столько, что скалы не удержались и развалились.
Хлынула вода в Байкал, смыла все скалы и камни и соединилась с Байкалом. В проходе в Байкал, где раньше были скалы, появилась дыра, похожая на рази¬нутую пасть зверя. Тунгусы закричали: «Ангара, анга¬ра!» По-тунгусски такая пасть зовется «ангарой», отсюда и за рекой имя это пошло. Удивились тунгусы, куда же теперь озеро всю эту воду денет, и пошли по берегу. Наконец, тунгусы дошли до громадной скалы. Дальше идти некуда, и остановились они тут на житье. Пожили немного и вдруг услыхали, как скалы разваливаются, земля вся дрожит, светопреставление началось. Потом все стихло, туман ушел, и в скале громадной появилась такая же дыра, как та, похожая на пасть зверя. Тунгусы закричали: «Ангара, ангара!» В нее повалила вода и по¬текла вниз. Тунгусы и эту дыру прозвали Ангарой. Только первую они прозвали Верхней Ангарой, а вторую просто Ангарой.
Пожили тунгусы у второй Ангары и разбрелись по разным местам. Другим людям они рассказывали, как «Ангары появились» и почему им такое имя дали. С тех пор оно так и идет, про то каждый старик знает».
Так как же происходило рождение нашей малой родины?
4 июня 1981 годаглавный железнодорожный путь БАМа достиг 460-го километра Западной части магистрали. Решили: здесь будет заложена станция Ангоя.
19 августа 1981 годана месте будущего населенного пункта был высажен первый десант строителей от СМП-608, базировавшегося в посёлке Кичера. У них былазадача – определить место для будущей станции и организовать питание для строителей БАМа. Строительство посёлка пока ещё не планировалось.
Бригада первопроходцев состояла из пятерых мужчин и одной женщины.
«Одна женщина» – этоЕмельянова Любовь Николаевна, уроженка города Орджоникидзе, много лет проработавшая начальником станции, затем дежурной по станции. Сейчас, продолжая жить в Ангое, она находится на заслуженном отдыхе.
- Приехали, кругом лес, установили два камня, разожгли костёр, чайник был и кастрюлька. Потом кирпичи нашли. Мимо проезжала машина, нашли у них какую-то железку и соорудили что-то вроде печки, - рассказывает Любовь Николаевна.- Заедали комары, в тот год как раз медведь-шатун ходил. Но о неудобствах некогда было думать.
А ещё Любовь Емельянова говорит, что не испугают её никакие трудности, «зря что ли добивалась с большим трудом, чтобы на БАМ отпустили. Работала в городе Минеральные воды, потом поехала в Ереван, была дежурной по станции.В 1974 году услышала, что набирают на стройку,на ветку Усть-Илимск, по комсомольским путёвкам, сразу подала заявление. Каждую кандидатуру рассматривали персонально, так как было почётно поехать на стройку. Но эту девушку с отделения дороги из Еревана отпускать не хотели. Только благодаря настойчивым требованиям отпустили. Закончилась стройка –возвратилась домой. А тут новый призыв – на БАМ! И пошли пути-дороги: Иркутск, Братск, Кунерма, Нижнеангарск, Ангоя. «Ангоя», в которую приехала Люба, - просто тайга. Ни домов, ни печки, не говоря уж о каких-то удобствах, за водой ходили на первый мост (около километра).
Мы узнали о том, что несколько ночей они ночевали под небом, а потом уже первый вагончик привезли. Жили при керосиновых лампах. Проезжие подбрасывали бензин, керосин. В эти же дни на попутках приехалаСветлакова Лилия Петровна, в сентябреТокарева Нина, Адонина(в будущем дежурные по станции). «Где сейчас дорога, был сплошной лес, который ещё и кормил первых жителей: ягоды было оченьмного, причём совсем рядом. Трудно было с водой и со светом. Гладили одежду, укладывая под матрац, как раньше, до революции», - вспоминают женщины. Но работали. И работали непо долгу, а по зову сердца.
В 1981 годук будущему посёлку Ангоя подвели рельсы БАМа. Руководил бригадой укладчиков киевлянин Александр Бондарь, который впоследствии получил высокое звание Героя Социалистического Труда.
Вскоре отделением временной эксплуатации былаоткрыта станция Ангоя.Её первым начальником стала Светлакова Лилия Петровна, приехавшая, как уже говорилось, в первые дни почти в одно время с первой бригадой. Но она проработала недолго – не больше полугода (выехала по семейным обстоятельствам сначала в Куанду, затем в Северобайкальск). Заменила её Емельянова Любовь Николаевна, проработавшая начальником станции с 1981 по 1988 год. Она вспоминает: «Был установлен вагончик, который заменил железнодорожный вокзал. А я была одновременно и начальником станции и начальником вокзала. Трудностей было много. И днём, и ночью, и в летний зной, и в зимнюю стужу по глубокому снегу вручную приходилосьпереводить стрелки».
Когда укладка дороги подошла к Ангое, началась большая выгрузка. В день больше 60 вагонов разгружали, а дальше развозили на машинах.
Начинают прибывать и другие люди. В сентябре 1981 года приезжает Скорик Валентина Владимировна (ныне Белецкая), первая с высшим образованием, работает товарным кассиром на двух станциях – Уоян и Ангоя.
8 октября 1981 года приехал электромеханик связи Белецкий Владимир Николаевич, встретил здесь только что прибывшего Магомедрасулова Курбана Мамедовичаи Скорик Валентину (свою будущую жену).
В феврале1982 годапривезли вагончик с плитой. В нём открыли котлопункт. Это была первая столовая, в которой работали Завгородняя Людмила Ивановна и «баба Катя» ( Терентьева Екатерина). Семья Завгородних начала ездить в Ангою ещё с августа 1981 года и до сегодняшнего дня живёт в Ангое. Виктор Васильевич работал электриком. Электрик нужен был, а жить пока негде было. Сначалаеду варили в самодельных печках, потом печи из кирпича выкладывал Зарипов. Но пока ни печей, ни электричества не было, варили на самодельных печках прямо на улице (есть хотели все, и сэтим ждать было нельзя).
Каждый рассказчик всегда удивляет нас: вспоминают с улыбкой, с радостью. «Молодые были», «хорошо было, весело», «трудно, конечно, холодно, но всё равно здорово» - вот фразы, которые звучат чаще всего. Для многих важную роль играл комсомол: «сказали – идёшь и делаешь, тут уже никаких отговорок».
Многие из этих людей – сегодняшние жители села. Людмила Ивановна работает сторожем в школе, а Виктор Васильевич – долгое время работал электриком в котельной, затем – сторожем, сейчас – на заслуженном отдыхе.
Магомедрасулова Лариса Геннадьевна, дежурная по станции, с улыбкой говорит: «Не из-за денег приехали, романтика звала. По молодости трудности не осознаёшь. Жили дружно». Надо отметить: о дружбе и честности говорят все, никто никогда не прятал деньги, да и во всём доверяли друг другу.
Жизнь Ларисы Геннадьевны тоже интересная. Сначала судьба забросила её на Кубань, затем в Сибирь (Кунерма, Ангоя). Так и осталась в Ангое, вышла замуж, родила двух девочек, дала им высшее образование, всю свою жизньработает на железной дороге.
Сентябрь 1981 года.Прибыл первый поезд на станцию Ангоя,подошла бригада Бондаря, ведущая железнодорожную линию.
Прибытие первого поезда – это очень радостный праздник для всех, событие государственной значимости, поэтому и встречали поезд со слезами на глазах, с чувством удовлетворения от хорошо выполненной работы. Одновременно расчищали площадку для первых домов и вели железнодорожную линию. В музее сохранилась флтография Мамедова Мазахира, запечатлевшая это событие. Он рассказал нам о том, как встречали первый поезд в Улькане и Ангое.
В каждом построенном азербайджанцами здании – частица его труда. На БАМ Мазахир приехал в 1974 году по комсомольской путёвке в отряде, состоявшемиз 83 человек. Сам родом из Нагорного Карабаха. Как услышал про «стройку века», так и отправился в райком комсомола, чтобы шагнуть «в неведомое, заведомо трудное, слегка прикрытое словом «романтика» (Газета «Путь Октября». 1987 год).
И всегда в первых рядах. Работал столяром и плотником (за несколько лет вырос в опытного бригадира плотников), на железной дороге монтёром пути, был членом райкома партии Казаченско-Ленского района, заместителем секретаря парторганизации СМУ Азбамстрой, председателем профкома. Простой парень из Шушинского района стал умелым организатором производства. Сегодня Мазахир Бахыш оглы живёт рядом с нами, принимает активное участие в жизни села.
Государственное сочеталось с личным
Март 1982 года.Сыграли первую свадьбу (Белецкий В. Н. и Скорик В. В.) Первые свадьбы на селе – это ожидание начала новой жизни, ведь скоро появится человек, родиной которого станет Ангоя.
Пришли на БАМ, чтоб не уйти обратно,
Чтоб жить, и строить, и растить детей,
Чтоб дети малой родиной своей
Посёлки БАМа с гордостью назвали.
Л. Махитаров
Семьи создавались одна за другой. Первая свадьба(март 1983 год)в Ангое была у Белецкого Владимиа и Скорик Валентиыа.Апрель 1983 года– свадьба у четы Магомедрасуловых - Ларисы и Курбана.
1984 год– свадьба в семье Золтуевых. Марина Владимировна сначала работала вожатой, затем преподавателем математики. Сейчас она завуч школы. Её родители, Васильевы, работали на строительстве Ангои крановщиками.
В 1982-1983 годахСМП 608 производит вырубку леса под строительную площадку. В эти же годы строятся первые жилые дома.
1983 год. Появление первой улицы связано со знаменательным событием – приездом космонавта. Торжественно и радостно встречали строители Бурятского участка дважды Героя Советского Союзалётчика-космонавта СССР Владимира Ковалёнка. Ковалёнок Владимир Васильевич приехал в день закладки первой улицы, спилил 3 дерева, написал на дощечке«Улица Космонавтов».Так и назвали эту улицу.
Весна 1984 года. Приехал первый секретарь ЦК компартии АзербайджанаГейдар Алиевдля решения вопроса о строительстве п. Ангоя. Гейдар Алиев был в то времязаместителем председателя Совета Министров СССР, первым секретарём ЦК компартии Азербайджана. От него зависело финансирование строительства, отправка строительных материалов, решение вопроса о том, будет ли продолжать работать бригада Азбамстроя, прибывшая в основном составе из Баку, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, будет ли Ангоя просто станцией или посёлком.
Лето 1984 года. Принято решение: на месте станция Ангоя возвести посёлок. Как это было? Бригада «Азбамстроя» заканчивала строительство посёлка Улькан. Можно было разъезжаться по домам. Но за 10 лет люди сработались, сдружились, уезжать не хотелось. В это время и приехал на БАМ Гейдар Алиев, о личной встрече с которым вспоминают наши односельчане: Нуриев Серадж, Мамедов Мазахир, Казымова Зоя Николаевна. Доброжелательным был разговор Г.А. Алиева со своими земляками, участниками отряда «Комсомолец Азербайджана».
Ведь это он напутствовал их в далёкую поездку на работу в Восточную Сибирь. Строители обратились к нему с просьбой найти ещё один объект. Выслушав пожелание строителей, Гейдар Алиев буквально месяца через полтора решил вопрос об открытии ещё одной точки на БАМе. Это и была Ангоя.
24 сентября 1984 года. На ангоянскую землю прибыла бригада строителей СМУ «Азербайджанбамстрой» в количестве 27 человек. Их девиз: «Построили Улькан – построим и Ангою». Первому десанту предстояло в непроходимой тайге всего за несколько месяцев возвести домики, столовую, баню, подготовить площадку для будущих многоэтажных зданий.
Вопрос о том, кто поедет в Ангою первым, решался непросто. Хотя, казалось, нелегко сменить таким трудом добытый уют Улькана на щитовые домики в глухой тайге, заявлений с просьбой включить в состав первого десанта было раз в десять больше, чем нужно. Пришлось руководству управления даже объявлять своеобразный конкурс. Словом, в первый десант подобрали самых лучших, самых нужных на первом этапе строительства.
В состав первой бригады входили Юнг Вячеслав (сейчас живёт в Германии), Касьянов Александр (живёт в Улькане), Садилов Иван Александрович, Воротников Владимир, Лобанов Николай Михайлович, Алимардан, Самедов Нариман (Азербайджан), Султанов Эльхан (заслуженный строитель Азербайджана, секретарь комитета комсомола, имел звание Почётного пассажира первого поезда по маршруту Северобайкальск – Куанда за высокие производственные показатели), Романов Юрий, Петрунин Александр Иванович (парторг, бригадир этой бригады), Юнг Валентин Евгеньевич, (бригадир каменщиков - Германия), Бортников Валерий Васильевич (главный инженер), Романов Александр (14 августа 1981 года ему вручена Почётная грамота как передовику производства), Онищенко Вячеслав (мэр Улькана), Калбалиев Александр (Азербайджан), Мамедов Мазахир Бахыш оглы (председатель профкома, Заслуженный строитель Азербайджанской ССР. В 1994 году ему присвоено звание Почётного пассажира юбилейного поезда по маршруту Таксимо – Северобайкальск), Шабанов Абдулхалыг Абдулгамид оглы (почётный пассажир первого поезда по маршруту Северобайкальск – Куанда за высокие производственные показатели).
Первые посланцы солнечного Азербайджана срубали деревья, расчишали место под фундаменты школы, больницы, жилых домов. Их руками посторены торгово-общественный центр, котельная, вокзалЕ, очистные сооружения. Благодаря им мы живём в красивом селе с прекрасными благоустроенными квартирами и слушаемих рассказы о том, как они заставили отступить тайгу. Никто не думал, что эти южные, не приспособленные к морозам парни смогут выстоять, не сдаться, не отступить перед неустроенностью быта. Но они выстояли!
Оказывается, поехать на БАМ было очень почётно. Брали только тех, у кого 2-3 строительные профессии. В Азербайджане было подано 1200 заявлений на 80 мест. В списках отряда оказались наши односельчане. У многих из них уже выросли дети, появились внучата, для которых Ангоя – малая родина. А вот изпервопроходцев БАМа в Ангое осталось трое – Мамедов Мазахир, Нуриев Сирадж Гусейн оглы, Исаев Михаил.
На сооружение Ангои переходили постепенно. Сначала – первые посланцы, затем, через 2-3 месяца,подъезжали из Улькана другие.
Возглавлял строительствоГаджиев Исрафил Исмайлович, сразу показавший себя большим знатоком строительных дел. Начальник стройки -заслуженный строитель Азербайджана. Награждён орденом «Знак почёта», медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Главным инженером стройки былБортников Валерий Васильевич.
12 октября 1987 года– дата образования Ангоянского сельского Совета. Указом Президиума Верховного Совета Бурятской АССР за счёт включения посёлка Ангоя, находившегося в административном подчинении Кичерского поселкового Совета депутатов трудящихся, образован Ангоянский сельский Совет Северо-Байкальского района. Председателем сельского Совета была назначена Осьминкина Неля Васильевна. Она принимала поздравитель ные телеграммы, приходящие из Москвы и Азербайджана для строителей в честь каких-либо праздников. Вот одна их них в честь 10-летия Азбама:
Исполнилось 10 лет коллективу строительно-монтажного управления "Азербайджанбамстрой".
Посланцы Азербайджана оправдали высокое доверие своей республики. Преодолевая трудности, они самоотверженно строили посёлок Улькан, сформировали слаженный рабочийколлектив. С 1985 года коллектив стал строить новый, современный постоянный посёлок Ангоя на Бурятском участке Байкало-Амурской магистрали. Выросли первые дома, скоро примет пассажиров вокзал, порадует маленьких бамовцев детский сад с плавательным бассейном. Впереди новые дела на благо нашейлюбимой Родины!
1987 – 1989 годы–годы сдачи в эксплуатацию основных объектов. Сданыстроителями Азбамстроя амбулатория, здание ТОЦ, баня, вокзал, детский сад с бассейном, тяговая подстанция, жилые дома во временном и постоянном исполнении. Сдача каждого нового объекта – это и радость, и гордость, и ещё одно подтверждение тому, что строители, несмотря на трудности, с достоинством делают своё дело. В музее есть очень ценные фотографии, показывающи, как постепенно менялся облик вокзала (начиная от первого вагончика до сегодняшнего здания), который с 2008 года считается архитектурным памятником.
У села Ангоя своё особенное лицо. Коллектив СМУ «Азербайджанбамстрой» постарался, чтобы в фасаде станционного здания угадывались архитектурные очертания строений родной республики. Издалека в Бурятию завезён отделочный камень травертин. Когда лучи солнца касаются стен, облицованные этим материалом, кажется, что фасад станции улыбается.
Это наше, членов музея решение: считать вокзал, созданный руками строителей Азербайджанбамстроя, достопримеяательностью села. Это прекрасное архитектурное сооружение в азербайджанском стиле с декоративным панно внутри центрального зала, сделанное в Баку. Это необычные стрельчатые окна, чётко выраженная, устремлённая вверх центральная часть здания. Мозаика зала ожидания отражает черты азербайджанской культуры, быт горских народов – сватовство, свадьбу, рождение нового человека. Внутреннее пространство наполнено воздухом, светом, в то же время защищено от прямых солнечных лучей.
Много мастерства, новых подходов в монтировании конструкции применили в строительстве котельной, где одновременно с возведением здания шёл и монтаж оборудования. Его вели укрупнёнными блоками, что было инновационным при сооружении подобного рода котельной. В результате слаженной работы, творческого подхода комплексная бригада сдалаобъект в постоянную эксплуатацию раньше намеченного срока. Опыт по возведению котельной в нашем посёлке был использован при строительстве подобных сооружений в других подразделениях треста.
«Коллектив горячего цеха»- так называем мы сегодня работников котельной поселения. В ней трудится хороший, дружный коллектив, возглавляемый умелым руководителем Стрекаловым Алексеем Ивановичем.
В цехах предприятия всегда порядок. Четко работает технологическое оборудование. Заканчивается зима, а с ней и отопительный сезон. Сезон, который одни ждут с нетерпением, чтобы получить тепло в свои квартиры и учреждения, другие с опасением того, как он пройдет. Несмотря на суровую зиму, в нашем селе, к счастью, всё проходит удачно: в домах тепло, сбоев с поставкой угля не бывает.
Из кранов течет холодная и горячая вода. А за всем этим стоят люди, которые выполняют свои функциональные обязанности добросовестно.В 2010 - 11 годахколлектив обновился, в него влились молодые люди, которые успешно работают с теми, кто уже не один год трудится на данном предприятии: Токмаков Илья, Кустов Юрий, Байков Василий , они учатся ремеслу уже у опытных стажистов : Байкова Н.Н., Сауэр В.Р., Романова А.Ю., Новик О.И.. Обслуживание электрооборудованияпроводит уже много лет Ахметов С.Н., Матвеев Л.А., Семенов В.Н. Бункеровщицами работают Сучкова Светлана, Кустова Наталья, КашинаТатьяна Анатольевна. Шашина Т.М, Сауэр Т.М. - аппаратчики ХВО. Обязанности по уборке твердых, жидких отходов выполняет Кондеев В.А.
Вернёмся на несколько лет назад…
После сдачи всех основных объектов жизнь в Ангое продолжалась и наполнялась новыми событиями.
18 июля 2008 года. История посёлка пополнилась новой, действительно значимой страницей. В этот день произошло событие государственной важности не только для Ангои, но и для всей республики и страны -присвоение вокзалу имени Гейдара Алиева,выдающегося государственного и политического деятеля, сыгравшего главную роль в появлении на карте страны нового посёлка. Значимость этого события в том, что протянута ещё одна ниточка в дружбе азербайджанского и русского народов.
Каждый штрих изжизни строителей для нас интересен, хотя они живут обыденно и скромно и не кричат о том, что всё, чем мы пользуемся сейчас, сделано их руками. Но мы, первые их историографы, знаем, что наше внимание им очень дорого, поэтому так подробно рассказывают. Каждый человек в жизни идёт своей дорогой.У наших односельчан – дорога честная. Не наделила их судьба громкой славой, но нашим глубоким уважением – да. История, написанная нами, подтверждает, что уважать наших соотечественников ЕСТЬ ЗА ЧТО!
Комментарии