Санагинский (Санага-Булакский) дацан был одним из самых знаменитых и больших дацанов Бурятии. Его история является бесценным наследием культуры санагинских бурят, и бесспорно исследования религиозных обрядов, биографии знаменитых лам являются интересными и актуальными для современной молодежи: ведь как гласит известная пословица - «человек, не знающий и не почитающий историю своего народа, подобен утопающему».
Особенно красочным и интересным обрядом, проводимым в дацане, является мистерия цам, и в разных местах он имеет свои особенности и цам проводимый в Санагинском дацане также отличал свой неповторимый колорит, определяемый местными особенностями.
Автор: Гомбожапов Эрдэм, ученик 9 класса Санагинской школы.
Особенности проведения мистерии цам в Санагинском дацане.
Санагинский (Санага-Булакский) был относительно большим монастырем, в котором число монахов достигало 500 человек. Каменное здание дацана было построено китайскими мастерами. Деревянные части и детали, небольшие деревянные храмы сооружались местными бурятскими мастерами по дереву.
При дацане функционировал богословский факультет цаннит чойра. В дацане изучали философские основы буддизма, периодически проводились диспуты-состязания, выпускные экзамены (дамжаа) молодых ученых лам. Ламы, пробывшие в дацане более 10 лет после окончания полного курса обучения, совершенствуясь в знаниях и умении, сдавали экзамен «аграмбын дамжаа» и получали ученую степень «аграмба». В Санагинском дацане лам, имевших эту степень, было немало: в частности, Дамшаагай ламбагай был известен как аграмба лама.
Санагинский дацан располагал полным комплектом сочинений Ганжура и Данжура, также он был одним из немногих монастырей в Бурятии, где проводились хуралы, сопровождаемые мистерией цам. На такие хуралы собиралось множество народу, не только со всей Закамны, но приезжали с Тунки.
По словам информаторов, мистерии цам, проводимые во время разных хуралов, носили различные названия – Дуйнхор сам (Дуйнхор, или Калачакра - символическое божество буддизма), Догшидой сам, Майдарин сам и т.д. На цаме появлялись маски таких персонажей, как Буха (бык), Буга (олень), Сагаан убгэн (белый старец), докшиты (добудийские божества принявшие буддийское учение и давшие клятву быть его защитниками. ) – Лхама сахиусан (покоровительница Санагинского дацана), Улаан сахиусан (Жамсаран ), Намсарай (или Вайшравана- божество богаства) в сопровождении восьми спутников, которых здесь называли «восемь красноликих сыновей Намсарая» (Намсарайн найман улаан хубууд).
Появлялись на цаме и маски «хозяев» четырех сторон Санагинской долины. Баатар хан был казак, русский по происхождению, погибший при установлении русско-китайской границы и обожествленный после смерти. По описанию на цаме Баатар-хан выступал в русской одежде, в шляпе, с правой саблей в руках, причем в руке у него обязательно была рыба (в качестве жертвоприношения ему также выставляли жареную рыбу). Появление изображения Баатар-хана связывается с именем Хоршид-гэгэна, который сочинил солчит, или тахилын судар (обрядник), посвященный ему.
Владыка восточной горы Субурга – Доржи шэдил, или Жалба шэдил появлялся на цаме в маске темно-красного цвета, в синем шелковом дэли, держал в левой руке бумбу (священный сосуд), а в правой – саблю. При нем находилась жена, двое детей в белом одеянии и два батора в красном одеянии.
Присутствовал также суровый владыка западной горы Хурмаста уула, или Цэдэп Балва. По записи Г.Д. Нацова хозяин западной стороны- Хан-нойен был в маске коричневого цвета, в красном дэли.
Хозяин северной стороны – Сангийн нойон – покровитель богатства появлялся на цаме в белом дэли, с посохом, под правой подмышкой у него был ящик с драгоценностями.
По данным наших информаторов, хозяином северной горы считался Буха нойон, с тибетским именем Ринчин-хан.
Маски участников цама изготовлялись санагинским мастером художником – ламой Лубсановым Даши (в 1930 годы был репрессирован). Маска Жамсарана была украшена 8 кг. кораллами.
По некоторым данным в санагинском дацане во времена настоятеля ширетуя Цыбденова была установлена бурхана Майдари. Проведение в дацане майдари хурала, сопровождаемого мистерией цам, обставлялось очень торжественно. Этот хурал здесь обычно приходится на май, 15 число четвертой луны. Во время хурала совершалось круговое движение вокруг дацана, символически изображавшее пришествие нового Будды Майдари. Во главе процессии монахи везли колесницу, запряженную «слоном» зеленого цвета (слон - ездовое животное Майдари – «Майдар бурхан зан хулдитэй»).
Последний цам в Санагинском дацане был проведен 1933 году. В 1937 дацан был разрушен, а его 500 лам отправили в ссылку, вернуться из которой удалось только единицам.
Таким образом 1933 год был отмечен как год последнего цама, и начала разрушительной войны против религии. Цам как красочная и торжественная мистерия является не только неким религиозным действием, но и как зеркало отображает особенности культуры местных бурят, ее пластичность, гибкость и в каком-то смысле ее толерантность (присутствие Баатар-хана).йййййййййййййййййййййййй
Комментарии