Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Предания села Ацагат

20 марта 2012
Предания села Ацагат

Предания являются одним из древних жанров устного поэтического творчества. Каждый народ имеет свою историю, которая прежде всего находит отражение в   преданиях. Творцом и носителем  является сам народ.

             

Предания в основном носят местный характер. Предания посвящаются историческим событиям и их активным носителям.

 

В условиях обновления общества, возрождения национальной культуры возникает необходимость поиска новых подходов в исследовании истории нашего села. Большое значение для решения этих проблем имеют легенды ипредания.

 

Предания являются одним из древних жанров устного поэтического творчества. Каждый народ имеет свою историю, которая прежде всего находит отражение впреданиях. Творцом и носителемявляется сам народ.

Предания в основном носят местный характер. Предания посвящаются историческим событиям и их активным носителям. «Местные предания имеют отличительную особенность, они, как метко выразился В. О. Ключевский, «цепляются» за местную историю края, их содержание насыщено локальными фактами»[1].

 

Предания охватывают реальные события. Предание – есть народный рассказ, повествующий об истории общественной жизни и отдельных людей, об истории освоения окружающей человека живой и неживой природы[2].

 

Классификация преданий.

 

Первую попытку классификации преданий сделал в 1930-х годах Никифоров. Данная классификация носит общий характер[3].

 

Исходя из местного репертуара, наиболее подходит классификация Элиасова. Элиасов классифицирует на 8 циклов. Из 8-ми циклов в Ацагате встречаются 5.

 

Классификация преданий по Элиасову[4].

 

1. Генеалогические предания.

2. Предания о заселении и освоении земель.

3. Топонимические предания.

4. Предания об исторических лицах и событиях.

5. Предания о природе и природных богатствах.

 

Генеалогические предания

 

По роду мы Шара Гушад. Поэтому в генеалогических преданиях Ацагата рассказывается о Хоридой мэргэне. Имеются предания о Хун шубуун. История хоринского рода излагается в многочисленных вариантах. Но в то далёкое время, мы думаем, что они носили в себе необходимые черты правдиво-исторических сказаний.Из другого предания мы узнаём, что в Тугнуйской долине живут наши родственники – род Гушад. По рассказу Цырендоржиева Р.Г, 1911 г.р[5]., во время засухи по просьбехамба ламы Юролтуева наши родичи помогли нам семенами пшеницы.

 

Предания о заселении и освоении земель

 

В репертуаре бурятского фольклора старожилов Ацагата встречается предание о происхождении Ацагата.

 

Хоринская хроника относит несчастное замужество Бальжан хатан и переезд хоринцев к началу 17века. Предание о Сагаан хада корнями уходит в легенду о Бальжан хатан.

 

В качестве подарка «энжэ» Бальжан хатан был подарен народ 11 хоринских родов. Но жизнь Бальжан на чужбине не удалась. Она вынуждена была перекочевать побегом. Войско, настигнув их, в соответствии с приказом хана, умертвило Бальжан хатан.

 

С предания о Сагаан хада берёт своё начало история возникновения села. В 17 веке народ 11 Хоринских бурят, боясь погони монгольского войска, бежал в страхе и расселился по берегу Байкала и острову Ольхону. Жили они в этих местах несколько лет[6].

 

В начале 17 века хоринцы называли своей родиной узкую прибрежную полосу на западной стороне Байкала, остров Ольхон[7].

 

В предании, записанной у жительницы Ацагата, говорится о том, как глава рода Гушад Ногто со своим родом в зимнее время отправился в дальний путь к озеру Хорхойто, что находится в Еравне. Путь через Байкал был очень трудным. Они стелили войлок, чтобы переправить скот.

 

В одно прекрасное утро у главы рода Гушад расстегнулась подпруга седла у подножияСагаан хада. Ногто слез с коня,оглянувшись вокруг, он увидел прекрасную картину. Посмотрев на восток, он увидел восход солнца, с западной стороны через гору Тамхиту шли их многочисленные стада. И это было три знамения.

 

Глава рода Ногто решил остаться в этой местности. У подножия Сагаан хады на камне есть следы ребенка и коровы, и это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота[8].

Родословная рода Гушад[9]

 

Алтан хаан

Барга Баатар

Хоридой мэргэн

Гушад

Шара

Шγγлэнгэ

Шоохой

Нэмхэ

Ногто

 

Предание о заселении Ацагатаимеет большое познавательное значение, оно построено на подлинных исторических фактах. По своей форме повествования представляетжанр устного рассказа. В предании объясняется причина переселения, описывается природное богатство.Племена селилисьнедалеко от тайги, рядом со степями. Нетронутые природные богатства благоприятствовали быстрому заселению. В преданииАцагата причиной заселения стали тризнамения, знаки свыше.

 

Из сравнения спреданиямио заселении других земель видно, что по своим художественно-выразительным средствам предания они сходны. В них используются одинаковые композиционные приёмы: повествование начинается с переселения племён, преодолевающих препятствия, описывается привольная жизнь на новой земле.

 

Итак, предания данного цикла раскрывают процесс, каким образом шло освоение человеком природы, как он постепенно заселял новые земли. Следуя строго историческим фактам, можно с полной уверенностью сказать, что это предание возникло в хронологической рамке, как и шло заселение.

 

Топонимические предания

 

В народе широкобытуют предания, в которых рассказывается о происхождении названий местностей, рек, гор и т.д. Это самые распространённые предания. Человек, тесно связанный с географической средой, не может не интересоваться тем, что его окружает. Топонимические предания носят самый противоречивый характер. Одно и то же название может иметь несколько преданий.

 

Асагад

 

По рассказам старожилов, происхождение слова «Асагад» старомонгольское, означающее «каменистая местность». По преданиям глава местного рода Ногто намеренно выбрал эту местность, руководствуясь правилом:

 

Шулуутай газартагэрээ таби,

Шонотой газарта малаа γдхэ,

что означает: Дом ставь на каменистой местности,

Скот разводи в местности, где много волков.

 

Слово Тамхита имеет 2 толкования.

 

Тамхита

 

В стародавние времена скончался хан у бурят и встал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберёт камни с горы.Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком.

 

Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита.

 

По первой из версий хозяин горы любит покурить (букв. «табак»)

 

2 вариант.По этой местностипроходил Великий путь монгольских завоевателей. Существует легенда о том, как монгольский предводитель, остановившись на отдых на горе, оставил свой кисет. С тех пор гора называется Тамхита, что в переводе означает «табак».

 

Сюжет второго варианта предания основывается на исторических фактах. Несмотря на фантастический характер преданий, ценность различных вариантов заключается в том, что они отражают попытку народа объяснить и осмыслить живую историю.

 

Происхождение названий, окрашенное иногда вымыслом, дало бытовать многим преданиям, народ пытается объяснить многие явления историей развития общества.

 

Интересенмотив «невинно гонимых девушек при жизни притеснявшихся родственниками и умершими в результате их жестокостей и преследований. После смерти эти несчастные при жизни девушки превращаются в заянок – хозяек конкретных местностей. О трагической жизни таких девушек повествуются в предании «Дэлгэр эжы», «Могто Эжы».

 

Хозяйка горы Дэлгэрявляется шаманкой. По рассказам старожилов нашего села, Дэлгэр хγгшэн приходит на помощь в трудную минуту, она является в образе бабушки в синем тэрлике.

 

Верующие люди молятся хозяйкам этих гор, ежегодно проводится обряд Обоо.Хозяев обоо относят к группе посланцев бога, призванных охранять людей, содействовать их благополучной жизни.Например, с западной стороны Ацагата находится священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу.Рассказывают, что хозяин горы старик, он любит входящих, не любит уходящих, т. е. радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат. По преданию, всячески помогает приезжим, и они быстро богатеют, живут в достатке. По первой из версий хозяин горы любит покурить (букв. «тамхин-табак»).

 

На северо-западе – священная гора γндэр Байса. Её называют повелителем ветров. Хозяйкой γндэр Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к γндэр Байса с молитвой о хорошей погоде.

 

Дэлгэр хада[10]

 

Случилось это в стародавние времена. Выдали девушку замуж в Шолоты. Затосковала она и самовольно вернулась в родные места. Сильно разгневанные родители насильно увезли её. По дороге, не стерпев страданий, она умерла. Похоронили её на горе, с вершины которой открывается вид и на Нарин-Ацагат, так и на Шолоты.

 

Могто эжы[11]

 

 В местности Бэсээхэй жила богатая семья. Дочь их полюбила парня-бедняка. Родители нашли ей богатого жениха. В день свадьбы девушка надела нарядную одежду и вышла погулять. Не дождавшись её возвращения , родители начали искать и нашли её, повесившейся на дереве. Девушку похоронили на этой горе. И с тех поргора получила название Могто эжы. Отсюда следует, что у бурят существовал насильственный характер брака, основанный на купле-продаже.

 

Ёщё раньше, до принятия бурятами буддизма, горе Тамхита поклонялись и приносили жертвоприношения шаманы. Предание о шаманке записано уСамбуевой Д., 1915 г.р.в 1997 г. Из предания узнаём, что с проникновением буддизма началась вражда между двумя религиями, в результате ламы оттеснили шаманов.

 

О проклятии шаманки

 

Однажды на горе Тамхита шаманка совершала молебен. Лама, увидевший её,был страшно возмущён и приказал поймать шаманку и сбросить её вниз по северному склону Шγγргэтэ. Шаманку, истекающую кровью, заметила молодая женщина, пасшая коров, оказала помощь, смыла с неё кровь.Рассказывают, что шаманка произнесла заклинание:

 

- Будешь матерью 8 детей,

 - Будешь хозяйкой 8 домов,

 - Будешь в солнечном месте,

 - Проживёшь 100 лет.

 

Говорят, что заклинание шаманки сбылось. Женщина, спасшая шаманку, жена Шодомсая, стала матерью восьми детей, прожила в достатке и в благоденствии ровно сто лет. Потомки её удачливы, успешны, состоятельны.

 

А роду, сбросившему её с горы,шаманка произнесла заклинание закрыть дорогу людям этого племени: «Эрын һайгаартнай жолоошониие хэхэб, эхэнэрэй һайгаартнай тогоошониие хэхэб», что означает «Пусть лучший из мужчин ваших будет всего лишь водителем, а лучшая из женщин – поваром»

 

Предания об исторических лицах и событиях

 

Ацагатская земля богата выдающимися людьми. Многим из них посвящены легенды и предания.

 

Юрθθлтын хамба

 

Юрθθлтын хамба уделял огромное внимание своим землякам. Под его чутким руководством были расширены посевные угодья. Многие жители села стали заниматься земледелием. Были огорожены пастбища, сооружали плотины.

 

Сам хамба лама был человеком трудолюбивым, поэтому недолюбливал тех, кто не хотел работать. Он всегда был в курсе дел своих односельчан, наблюдал за всеми жителями. С местности Ацагатского аршана с его двухэтажного дома с помощью бинокля можно было наблюдать за всем, что происходит в округе. Наказывал ленивых и нерадивых хозяев.

 

Чойнзон –Доржо Юролтуев беспокоился о будущем своих земляков и говорил о том, что будут они жить одним селом (жили в то время разрозненно), что лучше всего жить рядом с дорогой.

Не прошло и двадцати лет, и то, что предсказывал хамба-лама, сбылось[12].

 

О Бабжа баторе.

 

Предания о Бабжа баторе воскрешают далёкое прошлое хоринцев, хронологически восходя к драматическому и полному событиями периоду их истории – к рубежуХVI- ХVII вв.

 

Бабжа барас батор- одно из первых исторических имён, которое сохранила устная поэзия бурят. Дела и облик его были выхвачены из безбрежного моря жизни и запечатлены в памяти народа.

 

По преданию могила легендарного героя хоринцев Бабжи-Барас батора находится в местности Бэсээхэй. Через некоторое время после захоронения местный старик - мудрец поведал, что в полости грудной клетки батора волчица родила волчонка. Это было очень плохой приметой, значившей, что в продолжительное время в роду хоринских бурят не родится батор (богатырь).Примета, по- видимому, оправдалась – по преданию, у хоринских бурят долго не рождался человек исключительной силы.

 

Предание о Бγхэ Бадмасэрэне[13].

 

Победителей состязаний борцов на сурхарбанах, людей большой физической силы буряты называли бγхэ. До наших дней дошли имя силача Бγхэ Бадмасэрэна. Он ещё при жизни стал живой легендой.

В округе не было людей, которые могли бы состязаться с ним. Потомки Бадмасэрэна , действительно, отличаются высоким ростом, силой.

 хэ Бадмасэрэна. Он ещё при жизни стал живой легендой.

В округе не было людей, которые могли бы состязаться с ним. Потомки Бадмасэрэна , действительно, отличаются высоким ростом, силой.

Однажды в Эгитуйском дацане был устроен большой найр (праздник), на который были приглашены все силачи хоринских родов. С Ацагата приехал Юрθθлтын хамба, взял с собой местного ацагатского силача Бадмасэрэна. Всех уложил Бадмасэрэн, но на финальном поединке силы начали ему изменять. Тогда в молитве он призвал на помощь хозяев своей местности. Рассказывают, первой появилась женщина в синем тэрлике и при её появлении моментально соперник был повержен.

 

 Предания представляют собой живую историю родного края, созданную самим народом.

 

 Историческая информация становится всё более популярной у народа.Многие мои сверстники интересует история нашего села.

 

Локальный репертуар складывался по линии собственного творчества. В процессе бытования устные рассказы при передаче от поколения к другому постепенно обрастают элементами вымысла, художественной окраской.

 

Духовное формирование личности происходит путём усвоения общественно-исторического опытав процессе норм социально-этнических отношений. Эти нормы зафиксированы в народных преданиях, где сосредоточены ценностные качества, нравственные и эстетические эталоны, принятые в социуме. Мы видим, как глава рода заботится о своих родственниках, каким уважением пользовался Юрθθлтын хамба, как он заботился о своём роде, Баторы были готовы отдать свою жизнь за свою Родину.

 

Предания Ацагата играют для нас большую роль. Легенды и предания отражают исторический процесс развития общественных условий жизни ацагатцев. Их историческая, познавательнаяи художественная ценность неоспоримы. Предания продолжают жить, они заслуживают того, чтобы их не оставляли в забвении.

 

Ацагатские предания являются одним из ярких исторических свидетельств о том, как формировалисьотношения между жителями села.

 

Исследование показывает, что в преданиях получили подробное освещение история, традиционная культура нашего села.Анализ преданий показывает, как причудливо переплетаются древность с современностью, как подлинные исторические факты перемежевываются иногда с вымыслом. И эти предания связывают нас с прошлым.

 

Для преданий характерно то, что они имеют историческую познавательную ценность. Указанный жанр служит источником исторического познания далёкого прошлого и современности. В этом заключается большое значение преданий, повествующего об истории народа, о его материальной и духовной жизни.

 

Список литературы

 

Баторов В.Ц. Ацагат, Улан-Удэ, 2002.

Бурятские летописи, Улан-Удэ, 1995.

Бурятский фольклор, Улан-Удэ.,1970

Гунгаров В.Ш. Мифγγд ба домогууд, Улан-Удэ, 2001

Зориктуев Б.Р. Буряты, Улан-Удэ,2000.

Митыпова Г.С. Ацагатский дацан, Улан-Удэ, 1994

Традиционный фольклор бурят. У-У., 1980

Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири, Улан-Удэ, 1960

Шагжина З. Истоки родной земли, «Вперёд», 13 нобря 1993 г.

Список информаторов

 

Дондукова Д.Д., 1907 г.р.

Доржиев Т.Д., 1958 г.р.

Игнаева А.Д., 1936 г.р.

Насатуева Д., 1911 г.р.

Раднаева Т.Ц., 1938 г.р.

Самбуева Д, 1915 г.р.

Цындыжапова Ч. Б., 1924 г.р.

Цындыжапов Б.Н., 1959 г.р.

Цыренов Ю.Э., 1915 г.р.

 

Приложение

 

Топонимические предания

 

Лама добуун

 

В 1891 году ацагатцы встречали на этом холме цесаревича Николая. Обед был назначен на12часов 20 июня. Угощали высокого гостя рубленныммясом, завёрнутым в тесто – бууза. Цесаревич оценил вкус бурятского блюда – рубленного мяса, завёрнутого в тесто.

 

С западной стороны Ацагата – священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу. Рассказывают, что хозяин горы старик, он любит входящих, не любит уходящих, т.е. радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат, но не любит, когда люди уезжают из Ацагата. По преданию, всячески помогает приезжим, и приезжие люди богатеют, живут в достатке. По первой из версий хозяин любитель покурить (букв. «тамхин – табак»). По другой версии, гора получила название из-за трубки, забытой Чингисханом на ней во время похода.

 

С севера – священная Сагаан хада (Белая гора). На склоне этой горы есть удивительные камни с отпечатками ног детей и животных. Мудрецы утверждают, что это благоприятное место для выращивания детей и разведения скота.

 

На северо-востоке – священная гора Арьяа Баала.

 

На северо-западе- священная гора γндэр Байса. Её называет повелительницей ветров. Хозяйкой γндэр Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются γндэр Байса с молитвойо хорошей погоде.

 

Дэлгэр хада

 

Случилось это в стародавние времена. Выдали девушку замуж в Шолоты. Затосковала она и самовольно вернулась в родные места. Сильно разгневанные родители насильно увезли её. По дороге, не стерпев страданий, она умерла. Похоронили её на горе, с вершины которой открывается вид и на Нарин-Ацагат, так и на Шолоты.

 

По преданиям Дэлгэр эжы не раз оказывала помощь в трудную минуту своим землякам. Она являлась в образе женщины в синем тэрлике.

 

Предания об исторических личностях

 

Дара хатуу.

 

Про него рассказывают, что он зубами откусывал подковные гвозди. Когда он работал в лесу, ему на голову случайно упал срубленный свежий заплот и переломился пополам, а он стоял как ни в чём не бывало.

Цырен хурдан.

 

В давние времена в Ацагате жил человек по имени Цырен хурдан. Старожилы рассказывали, что он настолько был быстрым, чтопосле рубки бревна, когда он ложил топор на снег, снег таял так, как будто туда положили уголь.

 

Донид сильный.

 

 В Ацагатском дацане работал батрак по имени Донид. Он был настолько силён, что во время 1-ой мировой войны на оборонных работах в Архангельске он таскалодну шпалу на одной руке, а другой рукой держал чётки и перечитывал мантры.

 

Легенда

 

Мангиhата

 

 Местность Мангиhата с давних пор будоражит воображение кладоискателей и не раз подвергалась их нашествиям. Легенда гласит, что здесь зарыт клад золотой монголов. Могущественный монгольский богач на караване из 60 верблюдов вывез золото. Выбрав удобную местность (Мангиhата), он зарыл караванное золото. Затем выкупил девушку, тут же её убил и оставил еёдух охранять этот клад.

 

[1] Л.Е.Элиасов. Русский фольклор Восточной Сибири.

[2] Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири.

[3] Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири.

[4] Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири.

[5] Цырендоржиев Р.Г., 1911 г.р.

[6] Бурятские летописи. У-У, 1995

[7] Зориктуев Б. Р. Буряты. У-У, 2000

[8] Насатуева Д., 1911 г.р., запись рук. , 2001 г.

[9] Цыренов Ю.Э., 1916 г.р., запись рук., 1997 г.

[10] Цындыжапов Б.Н., 1959 г.р., зап. в 2006 г.

[11] Сономдоржиева Ц.Ж., 1955 г.р., зап. 2000 г.

[12] Цыдендоржиев Р.Г., 1911 г.р., записи рук. , 1996 г.

[13] Цындыжапова Ч.Б., 1924 г.р., зап. в 1999 г.

Автор: Долгорма
Просмотров: 4351

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -