Предания являются одним из древних жанров устного творчества. Они представляют собой большой интерес как в историческом, так и в лингвистическом отношении. Каждый народ имеет историю, которая прежде всего находит отражение в преданиях.
«Усердно читай старинные сочинения и исторические повествования. От этого совершенствуется разум и расширяется кругозор» Э-Х. Галшиев «Зерцало мудрости» Предания являются одним из древних жанров устного творчества. Они представляют собой большой интерес как в историческом, так и в лингвистическом отношении. Каждый народ имеет историю, которая прежде всего находит отражение в преданиях. Творцом и носителем является сам народ. Предания в основном носят местный характер. Они посвящаются историческим событиям и активным их носителям.
«Местные предания имеют отличительную особенность, они, как метко выразился В.О.Ключевский, «цепляются» за местную историю края, их содержание насыщено локальными фактами» Целью данной работы является исследование топонимических преданий Ацагата. Первую попытку классификации преданий сделал в 1930-х годах Никифоров. Данная классификация носит общий характер . Исходя из местного репертуара, наиболее подходит классификация Элиасова. Элиасов классифицирует на 8 циклов.
Из 8-ми циклов в Ацагате встречаются 5. Классификация преданий по Элиасову . 1. Генеалогические предания. 2. Предания о заселении и освоении земель. 3. Топонимические предания. 4. Предания об исторических лицах и событиях. 5. Предания о природе и природных богатствах. Топонимические предания Цикл топонимических преданий Л.Е. Элиасов представил в виде нескольких групп. 1. Предания о происхождении названий населенных пунктов. 2. Предания о происхождении названий гор. 3. Предания о происхождении названий рек и речушек. 4. О происхождении названий отдельных географических мест. Прежде чем рассматривать топонимические предания, мы рассмотрим генеалогические предания и предания о заселении и освоении земель для того, чтобы определить к какому роды мы относимся, как шло освоение нашими предками новых земель. Генеалогические предания По роду мы Шара Гушад. Поэтому в генеалогических преданиях Ацагата рассказывается о Хоридой мэргэне. Имеются предания о Хун шубуун.
История хоринского рода излагается в многочисленных вариантах. Но в то далёкое время, мы думаем, что они носили в себе необходимые черты правдиво-исторических сказаний. Из другого предания мы узнаём, что в Тугнуйской долине живут наши родственники – род Гушад. По рассказу Цырендоржиева Р.Г, 1911 г.р ., во время засухи по просьбе хамба ламы Юролтуева наши родичи помогли нам семенами пшеницы. Предания о заселении и освоении земель. В репертуаре бурятского фольклора старожилов Ацагата встречается предание о происхождении Ацагата. Хоринская хроника относит несчастное замужество Бальжан хатан и переезд хоринцев к началу 17 века. Предание о Сагаан хада корнями уходит в легенду о Бальжан хатан. В качестве подарка «энжэ» Бальжан хатан был подарен народ 11 хоринских родов. Но жизнь Бальжан на чужбине не удалась. Она вынуждена была перекочевать побегом. Войско, настигнув их, в соответствии с приказом хана, умертвило Бальжан хатан. С предания о Сагаан хада берёт своё начало история возникновения села.
В 17 веке народ 11 Хоринских бурят, боясь погони монгольского войска, бежал в страхе и расселился по берегу Байкала и острову Ольхону. Жили они в этих местах несколько лет . В начале 17 века хоринцы называли своей родиной узкую прибрежную полосу на западной стороне Байкала, остров Ольхон . В предании, записанной у жительницы Ацагата, говорится о том, как глава рода Гушад Ногто со своим родом в зимнее время отправился в дальний путь к озеру Хорхойто, что находится в Еравне. Путь через Байкал был очень трудным. Они стелили войлок, чтобы переправить скот. В одно прекрасное утро у главы рода Гушад расстегнулась подпруга седла у подножия Сагаан хада. Ногто слез с коня, оглянувшись вокруг, он увидел прекрасную картину. Посмотрев на восток, он увидел восход солнца, с западной стороны через гору Тамхиту шли их многочисленные стада. И это было три знамения. Глава рода Ногто решил остаться в этой местности. У подножия Сагаан хады на камне есть следы ребенка и коровы, и это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота . Ежегодно у подножия Сагаан хады проводится обряд Обоо. Предание о заселении Ацагата имеет большое познавательное значение, оно построено на подлинных исторических фактах.
По своей форме повествования представляет жанр устного рассказа. В предании объясняется причина переселения, описывается природное богатство. Племена селились недалеко от тайги, рядом со степями. Нетронутые природные богатства благоприятствовали быстрому заселению. В предании Ацагата причиной заселения стали три знамения, знаки свыше. Из сравнения с преданиями о заселении других земель видно, что по своим художественно-выразительным средствам предания они сходны. В них используются одинаковые композиционные приёмы: повествование начинается с переселения племён, преодолевающих препятствия, описывается привольная жизнь на новой земле. Итак, предания данного цикла раскрывают процесс, каким образом шло освоение человеком природы, как он постепенно заселял новые земли. Следуя строго историческим фактам, можно с полной уверенностью сказать, что это предание возникло в хронологической рамке, как и шло заселение. Топонимические предания Предания о происхождении названий населенных пунктов Асагад
По рассказам старожилов, происхождение слова «Асагад» старомонгольское, означающее «каменистая местность». Бурятская топонимия в основе своей является монголоязычной. Топоним «Ацагат» происходит от древнемонгольского слова, которое на современном бурятском языке означает "каменистая местность". Село с одноименным названием есть в Монголии. В работе Кожевниковой Л. Ю . «Типы образования монгольских топонимов (на примере произведений монгольской художественной литературы)» имеется пример - «Асгатын гол». Мельхеев М.Н , объясняя значение топонимов «Наран», «Наратай», «Нарын» - от бур. наран - солнце, отмечает, что есть с. Нарын-Ацагат. Название села Нарин-Ацагат официально пишется Нарын-Ацагат, «нарин» бур., означает «узкий», т.е село находится в ущелье, с западной стороны – гора Тамхита, с восточной стороны находится холм «Зүүн гүбээ» - Восточный холм. По преданиям глава местного рода Ногто намеренно выбрал эту местность, руководствуясь правилом: Шулуутай газарта гэрээ таби, Шонотой газарта малаа γдхэ, что означает: Дом ставь на каменистой местности, Скот разводи в местности, где много волков. О происхождении названий гор В народе широко бытуют предания, в которых рассказывается о происхождении названий местностей, рек, гор и т.д. Это самые распространённые предания. Человек, тесно связанный с географической средой, не может не интересоваться тем, что его окружает.
Топонимические предания носят самый противоречивый характер. Одно и то же название может иметь несколько преданий. Слово Тамхита имеет 2 толкования. Тамхита В стародавние времена скончался хан у бурят и встал вопрос об избрании нового монарха. Предсказательница предрекла, что ханом будет тот, кто соберёт камни с горы. Один молодой человек начал собирать камни и оставил кисет с табаком. Люди не нашли на горе ни одного камешка, а обнаружили лишь кисет. С той поры дали название гора Тамхита. По первой из версий хозяин горы любит покурить (букв. «табак») 2 вариант. По этой местности проходил Великий путь монгольских завоевателей. Существует легенда о том, как монгольский предводитель, остановившись на отдых на горе, оставил свой кисет. С тех пор гора называется Тамхита, что в переводе означает «табак». Сюжет второго варианта предания основывается на исторических фактах. Во многих легендах о географических названиях упоминается имя Чингисхана, будто бы он, побывав в той или иной местности, присвоил названия разным местностям, которые сохранились до сего времени. Д.Г. Дамдинов предполагает, что определенная часть устных преданий является поздним домыслом благодарных потомков Чингисхана.
Несмотря на фантастический характер преданий, ценность различных вариантов заключается в том, что они отражают попытку народа объяснить и осмыслить живую историю. Происхождение названий, окрашенное иногда вымыслом, дало бытовать многим преданиям, народ пытается объяснить многие явления историей развития общества. Интересен мотив «невинно гонимых девушек при жизни притеснявшихся родственниками и умершими в результате их жестокостей и преследований. После смерти эти несчастные при жизни девушки превращаются в заянок – хозяек конкретных местностей. О трагической жизни таких девушек повествуются в предании «Дэлгэр эжы»(1), «Могто Эжы»(2). Хозяйка горы Дэлгэр является шаманкой. По рассказам старожилов нашего села, Дэлгэр хγгшэн приходит на помощь в трудную минуту, она является в образе бабушки в синем тэрлике. Верующие люди молятся хозяйкам этих гор, ежегодно проводится обряд Обоо. Хозяев обоо относят к группе посланцев бога, призванных охранять людей, содействовать их благополучной жизни.
Например, с западной стороны Ацагата находится священная гора Тамхита, расстелившая свой подол навстречу солнцу. Рассказывают, что хозяин горы старик, он любит входящих, не любит уходящих, т. е. радуется, когда люди приезжают жить в Ацагат. По преданию, всячески помогает приезжим, и они быстро богатеют, живут в достатке. По первой из версий хозяин горы любит покурить (букв. «тамхин-табак»). На северо-западе – священная гора Үндэр Байса. Её называют повелителем ветров. Хозяйкой Үндэр Байса считается змея, способная разгонять бурю и непогоду. Ламы при молебне обращаются к Үндэр Байса с молитвой о хорошей погоде. Гора Сагаан хада находится у истоков речки Нарин-Ацагат, по преданию там находятся шаманские захоронения. О происхождении названий рек и речушек Исследуя предания о происхождении речек, ручейков, ключей нашей местности, можно отметить, что они получили названия по названию местности, например, село Нарин-Ацагат – речка Нарин-Ацагат, улус Хара-Ацагат – речка Хара-Ацагат, улус Хуһата-Ацагат – речка Хуһата-Ацагат. Хүндэлэн горхон - речка получила название «поперечная» по тому, что она протекает поперек местности. Гаатиин ханааб – «канава гати» происходит от русского слова «гать» – переправа.
Ацагатская земля богата аршанами. В 1913 году по инициативе А. Доржиева и Ч-Д. Юролтуева был построен Ацагатский мамба дацан – Центр тибетской медицины Восточной Сибири. Целебная вода аршана благотворно влияла на исцеление людей. Имеются источники – нюдэнэй аршаан, Түмэрхэн булаг – железный ключ. О происхождении названий отдельных географических мест У подножия Үндэр Байса находился улус с красивым названием Бэсээхэй – Байсын үбэрөөрхин, в переводе означает «люди, живущие у подножия высокой скалы». В местности Бэсээхэй имеются плиточные могильники бронзовой эпохи, могильники монголов позднего средневекового периода. Местность Золтын бургааһан – кустарники Золты – названа в честь человека по имени Золто, хозяина стойбища. Таким образом, топонимические предания могут помочь в освещении вопросов происхождения географических названий и представляют большую ценность в изучении истории родного края. Они являются ценными познавательными источниками и художественными памятниками. Таким образом, топонимические предания могут помочь в освещении вопросов происхождения географических названий и представляют большую ценность в изучении истории родного края. Они являются ценными познавательными источниками и художественными памятниками. 5. Предания о природе и природных богатствах. Интересные чудеса природы встречаются в местности Ацагат.
Жители села бережно хранят предания о родных краях. Сохранились предания о Хара-Шибирских столбах, об озере Боро нуур, которое находится на вершине горы. Это прекрасное место можно назвать райским уголком. По преданию весной, во время перелета, на озере отдыхали лебеди. Лебедь – хун шубуун является праматерью хоринских бурят, поэтому хори буряты с почтением относятся к лебедям. Хара-Шибирские столбы – это ряд гигантских столбов, выложенных из отдельных камней, несколько десятков метров высотой. Хара-Шибирские столбы – священный дар природы. Существуют легенды о том, что строили каменные исполины древние люди. По данным преданиям ацагатцы могут представить богатства края, это прививает любовь к Малой родине. Заключение Предания представляют собой интерес как в историческом, так и в лингвистическом отношении.. Духовное формирование личности происходит путем усвоения общественно-исторического опыта в процессе норм социально-этнических отношений. Эти нормы зафиксированы в народных преданиях, где сосредоточены ценностные качества, нравственные и эстетические эталоны, принятые в социуме. Мы видим, как глава рода заботится о своих сородичах, каким уважением пользовались предводитель рода, ламы, простые люди, готовые отдать свою жизнь за свою родину. Предания Ацагата для нас играют большую роль. Легенды и предания отражают исторический процесс развития общественных условий жизни ацагатцев.
Их историческая, познавательная и художественная ценность неоспоримы. Предания продолжают жить, они заслуживают того, чтобы их не оставляли в забвении. Топонимические предания могут помочь в освещении вопросов происхождения географических названий и представляют большую ценность в изучении истории родного края. Они являются ценными познавательными источниками и художественными памятниками. Для преданий характерно то, что они имеют историческую познавательную ценность. Они служат источником исторического познания далёкого прошлого и современности. В этом заключается большое значение топонимов, повествующих об истории расселения народа, о его материальной и духовной жизни. Знание топонимики заставляла сама жизнь. Бурятский народ вел кочевой образ жизни, поэтому знание тех или иных мест положительно влияло на их благосостояние. Через знание топонимики, легенд и преданий, связанных с ними, прививалась любовь к Матери-земле, бережное отношение к своему родному дому - Природе.
Каждый житель хочет знать историю своей земли, любить и беречь свое Тоонто, которое зовется – Ацагат.
Дэлгэр хада Случилось это в стародавние времена. Выдали девушку замуж в Шолоты. Затосковала она и самовольно вернулась в родные места. Сильно разгневанные родители насильно увезли её. По дороге, не стерпев страданий, она умерла. Похоронили её на горе, с вершины которой открывается вид и на Нарин-Ацагат, так и на Шолоты. 2. Могто эжы В местности Бэсээхэй жила богатая семья. Дочь их полюбила парня-бедняка. Родители нашли ей богатого жениха. В день свадьбы девушка надела нарядную одежду и вышла погулять. Не дождавшись её возвращения, родители начали искать и нашли её, повесившейся на дереве. Девушку похоронили на этой горе. И с тех пор гора получила название Могто эжы. Отсюда следует, что у бурят существовал насильственный характер брака, основанный на купле-продаже. 3. Лама добуун В 1891 году ацагатцы встречали на этом холме цесаревича Николая. Обед был назначен на 12 часов 20 июня. Угощали высокого гостя рубленным мясом, завёрнутым в тесто – бууза. Цесаревич оценил вкус бурятского блюда – рубленного мяса, завёрнутого в тесто. С тех пор это место называется Лама добуун. 4. О проклятии шаманки Ещё раньше, до принятия бурятами буддизма, горе Тамхита поклонялись и приносили жертвоприношения шаманы. Предание о шаманке записано у Самбуевой Д., 1915 г.р. в 1997 г. Из предания узнаём, что с проникновением буддизма началась вражда между двумя религиями, в результате ламы оттеснили шаманов. Однажды на горе Тамхита шаманка совершала молебен. Лама, увидевший её, был страшно возмущён и приказал поймать шаманку и сбросить её вниз по северному склону Шγγргэтэ.
Шаманку, истекающую кровью, заметила молодая женщина, пасшая коров, оказала помощь, смыла с неё кровь. Рассказывают, что шаманка произнесла заклинание: - Будешь матерью 8 детей, - Будешь хозяйкой 8 домов, - Будешь в солнечном месте, - Проживёшь 100 лет. Говорят, что заклинание шаманки сбылось. Женщина, спасшая шаманку, жена Шодомсая, стала матерью восьми детей, прожила в достатке и в благоденствии ровно сто лет. Потомки её удачливы, успешны, состоятельны. А роду, сбросившему её с горы, шаманка произнесла заклинание закрыть дорогу людям этого племени: «Эрын ћайгаартнай жолоошониие хэхэб, эхэнэрэй ћайгаартнай тогоошониие хэхэб», что означает «Пусть лучший из мужчин ваших будет всего лишь водителем, а лучшая из женщин – поваром». Местность Түмэрхэн Булаг связана с жизнью шаманки Юмсүүхэн. Предания об исторических лицах и события Ацагатская земля богата выдающимися людьми, многим из них посвящены легенды и предания.
Ацагатцы гордятся своими земляками:
А. Доржиев – учитель 13 Далай ламы, Ч-Д.Юролтуев – доктор тибетской медицины и многие другие. 5. Юролтын хамба Юрθθлтын хамба уделял огромное внимание своим землякам. Под его чутким руководством были расширены посевные угодья. Многие жители села стали заниматься земледелием. Были огорожены пастбища, сооружали плотины. Сам хамба лама был человеком трудолюбивым, поэтому недолюбливал тех, кто не хотел работать. Он всегда был в курсе дел своих односельчан, наблюдал за всеми жителями. С местности Ацагатского аршана с его двухэтажного дома с помощью бинокля можно было наблюдать за всем, что происходит в округе. Наказывал ленивых и нерадивых хозяев. Чойнзон –Доржо Юролтуев беспокоился о будущем своих земляков и говорил о том, что будут они жить одним селом (жили в то время разрозненно), что лучше всего жить рядом с дорогой. Не прошло и двадцати лет, и то, что предсказывал хамба-лама, сбылось . 6. О Бабжа баторе. Предания о Бабжа баторе воскрешают далёкое прошлое хоринцев, хронологически восходя к драматическому и полному событиями периоду их истории – к рубежу ХVI- ХVII вв. Бабжа барас батор - одно из первых исторических имён, которое сохранила устная поэзия бурят. Дела и облик его были выхвачены из безбрежного моря жизни и запечатлены в памяти народа. По преданию могила легендарного героя хоринцев Бабжи-Барас батора находится в местности Бэсээхэй.
Через некоторое время после захоронения местный старик - мудрец поведал, что в полости грудной клетки батора волчица родила волчонка. Это было очень плохой приметой, значившей, что в продолжительное время в роду хоринских бурят не родится батор (богатырь). Примета, по- видимому, оправдалась – по преданию, у хоринских бурят долго не рождался человек исключительной силы. 7. Предание о Бγхэ Бадмасэрэне . Победителей состязаний борцов на сурхарбанах, людей большой физической силы буряты называли бγхэ. До наших дней дошли имя силача Бγхэ Бадмасэрэна. Он ещё при жизни стал живой легендой. В округе не было людей, которые могли бы состязаться с ним. Потомки Бадмасэрэна , действительно, отличаются высоким ростом, силой. Однажды в Эгитуйском дацане был устроен большой найр (праздник), на который были приглашены все силачи хоринских родов.
С Ацагата приехал Юрθθлтын хамба, взял с собой местного ацагатского силача Бадмасэрэна. Всех уложил Бадмасэрэн, но на финальном поединке силы начали ему изменять. Тогда в молитве он призвал на помощь хозяев своей местности. Рассказывают, первой появилась женщина в синем тэрлике и при её появлении моментально соперник был повержен. 8. Клад монголов Местность Мангиһата с давних пор будоражит воображение кладоискателей и не раз подвергалась их нашествиям. Легенда гласит, что здесь зарыт золотой клад монголов. Могущественный монгольский богач на караване из 60 верблюдов вывез золото. Выбрав удобную местность (Мангиһата), он зарыл караванное золото. Затем выкупил девушку, убил её тут же и оставил дух её охранять этот клад.
Комментарии