Происхождение названия села имеет несколько версий. Первое: старожилы рассказывают, что войска Чингис хана, проходя через нашу долину, забыли ковш, т.е. «шанага». Второе: саадын гол-отдаленный край. Третье: сайн нуга-благодатная долина с прекрасными пастбищами.
Выполнила: ученица 6 класса Шагжеева Арюна
Руководитель: Будажапова Клавдия Гомбоевна- учитель истории
Топонимы религиозно-мифического происхождения от различных культовых слов распространены во многих местах Бурятии и Закамны.
У бурят две религии: шаманизм-древняя религия и ламаизм (буддизм), распространившийся в Забайкалье с ХVIII века. Насаждалась и третья религия-христианство, особенно среди западных иркутских бурят. С шаманизмом связаны прежде всего культовые места в чистых лиственничных и березовых лесах, на возвышенности или на горе, у истока родников (целебных аршанов) и ключей.
Примечательно, что щаманские святые места называются «тайлаган», тогда как ламаистские называются «обоо» и «уула». В Закамне до сих пор сохранились культовые шаманские места, которые не ламаизированны. Например, начиная с верхней зоны:
1). Хуштын тээбиин тахилга в Далахае.
2). Тутхалтын тээбиин тахилга в Утатуе.
3). Зэмхын таабайн тахилга - на границе Санаги и Цагаан-Морина
4). Хужарай таабай
5). Сарлаанай таабай. в Санаге.
6). Улаан Шулуун
7). hонгинын таабай-восточнее Цагаан-Морина и Мылы
8). В Мыле много шаманских мест поклонения потомков хамниганов.
9). В Бортое также много мест поклонения рода хуркут.
10). Хуухэн Бумбэ хатанай тахилга-в Енгорбое.
11). Паандар таабай-в Енгорбое.
12). Булгаастай-в Шара-Азарге.
13). Гэнжэгэн тээбии-в Нурте.
14). В Хужире также проводится тайлган.
15). Ехэ абгазын тахилга-в Ехэ-Цакире.
16). В Хуртаге и в Хамнее много шаманских мест.
17). Yндэр баабай в Улекчине.
Кроме того много ламаистских мест поклонения в каждом селе.
Святые места Санаги.
«Санага! Санага! Словно сказочный сон Санага!»-так воспел свой родной край известный бурятский поэт Мэлс Самбуев.
Происхождение названия села имеет несколько версий. Первое: старожилы рассказывают, что войска Чингис хана, проходя через нашу долину, забыли ковш, т.е. «шанага». Второе: саадын гол-отдаленный край. Третье: сайн нуга-благодатная долина с прекрасными пастбищами.
Буддизм-ламаизм проник в Санагу и Закамну в ХVIII веке, поэтому преобладают ламаистские святые места в трех долинах Санаги: собственно Санагинской, Хурлика и Джиды. Известны и всенародно почитаются пять священных уул-гор: Ринчин хаан, до ламаизации назывался Буха ноен-покровитель плодородия крупного рогатого скота и изобилия. По легенде Буха ноен прибыл из Тункинской Торы, даже заметна тропа, ведущая на север. Раньше обряд поклонения проводили вместе лама и шаман, вплоть до 1960-х годов лама Ойдоп таабай и шаман Дальбиин Доржо. Эта гора находится на восточной стороне села. Далее к юго-востоку находится Генин-Чимбуу уула.Хозяин – благоверный белый старец, покровитель учения, по- скольку у подножия находится дацан и в последнее время построен величественный гигантский субурган. На юге расположен Субурган уула-покровитель женщин и детей, а также здоровья.
На юго-западе-Баатар хаан-покровитель военнослужащих, поскольку хозяин горы русский казак, погибший во время установления русско-монгольской границы. Поэтому обязательно хозяина угощают рыбой-ленком или хариусом и кто едет на военную службу обязательно берут с собой горсть земли с горы Баатар хаан. На западе села расположена самая грозная гора-Хаан Хурмаста-владыка грозы и молнии оберегает село от града, засухи и наводнения. Хужарай обоо-место поклонения жителей так называемой «второй бригады», т.е.верхней зоны села. Баян зурхэн находится на северо-восточной части Санаги, по форме напоминает сердце. У подножия этой горы родился Дымбуу-лхаарамба-доктор буддийской философии, который получил это высокое звание в Тибетской Лхасе и был учителем Далай ламы ХIII. Маантын уула находится чуть южнее Баян зурхэн. У подножия бьет из под земли чистый родник. Эти 8 уул почитаются по буддийским канонам обычно поздней весной, летом или осенью, когда природа еще не уснула.
В Санаге есть и сакральные шаманистические места поклонения родов шошоолог и аштараг- хонгоодор. В этнографической литературе род шошоолог считается сильным шаманским родом, происходящим из 99 тэнгриев и небесной девы-Лебеди. Когда гремит гром, то человек из этого рода с молитвой обращается к небу и погода как бы успокаивается. Аштараг-родоначальник санагинских хонгодоров был шаманом. На северо-западе села находится святой объект «Ганса хуша», где похоронен Аштараг. Раньше он был шаманским объектом, а сейчас обряд проводят ламы. Если хозяин сердится, то посылает град и ливень.
1). Хужарай таабай-верхняя зона села.
2). Сарлаанай таабай-нижняя зона села. родовые места поклоненения
3). Улаан Шулуун-нижняя зона села. подрода мосхоосхо рода шошоолог
4). Зэмхын таабай-на границе с Цагаан-Морином родовое место поклонения рода аштараг- хонгоодор.
Хужарай и Сарлаанай таабай родные братья рода шошоолог. Позднее Сарлаанай таабай стало местом поклонения подрода мосхоосхо, которые были казаками, а жители верхней зоны-отог зон т.е.простые миряне.
Ямпил боо-шаман из мосхоосхо, говорят пропал два месяца и вернулся верхом на косуле и с почетом был принят сородичами на белой кошме и принес шерсть 5-ти видов скота и якобы этот подрод разбогател. И действительно первый богач Санаги да и всей Закамны Зандайн Лыксек был из мосхоосхо. Унтановы, Дашеевы, Шадараевы были раскулачены в 30-ых годах ХХ века. Ямпил боо сказал своим сородичам, что после него не будет сильного шамана, а будут «аяга баряашад» ,выполняющие простой обряд. Его прах покоится в местности Бомбой в Yндэр Шэнэhэн на юго-западе села.
Местные особенности при посещении и проведении обряда поклонения святым местам Санаги.
1). Прежде всего при этом надо быть «чистым», т.е.до посещения святых мест три недели не участвовать в похоронах и родах.
2). При обряде на Хаан Хурмаста участвуют только мужчины, женщины не должны участвовать при обряде.
3). Во время менструации женщины и девушки не посещают святые места, не готовят ритуальные блюда.
4). Обряд проводят только мужчины как на шаманских, так и буддийских сакральных местах.
5). Также обряд проводят только местные шаманы и ламы.
6). При обряде поклонения Батар-хаану обязательно рядом с ламой обряд угощения хозяина проводит старец из подрода мосхоосхо рода шошоолог, на ряду с традиционными бурятскими блюдами, как молоко, саламат, молочные пенки, хурууд-бурятский сыр, сладости обязательно присутствует местная рыба (ленок, хариус).
7). При поклонении Ринчин-хаану рядом с ламой также обряд угощения проводит старейшина из рода аштараг-хонгоодор.
8). При шаманском обряде, когда угощаются хозяева или местные духи, то при угощении Хэстын тээби, ни в коем случае нельзя подносить водку, а то хозяйка рассердится и пошлет на скот волков. Когда вселяется ее дух в человека, то он говорит ее устами, что она бабушка и пьет только чай и молоко. Из Монголии в ХVIII веке прибыли в наши края три сестры: Хэстын тээби – хозяйка Сагаан Бэлшыра на границе с Монголией, Тутхалтын тээби – хозяйка Утатуя, Хуштын тээби – хозяйка Далахая.
Заключение.
В ходе исследования я пришла к таким выводам что основными святыми местами поклонения Санаги являются 5 священных гор-«уул»:
Ринчин –хаан
Генин-Чимбуу
Субурган уула
Баатар хаан
Хаан Хурмаста
где обряд проводятся ламами, но почитаются еще:
Хужарай обоо
Баян зурхэн
Маантын уула
Итого 8 священных уул-8 хизаар, 8 уула. Кроме того есть сакральные места, которые почитаются и где молятся по шаманистическим кананом, это
Хужарай таабай -верхняя зона села
Сарлаанай таабай-нижняя зона села родовые места поклонения подрода
Улаан Шулуун-нижняя зона села мосхоосхо рода шошоолог
Зэмхын таабай-на границе с Цагаан-Морином родовое место поклонения рода аштараг-хонгоодор.
Почитая и оберегая святые места, мы должны жить в здравии, счастье и благополучии, изобилии и богатстве, ибо природа-наша общая мать и мы должны в первозданности донести до будущих поколений.
Источники:
1). Галданова Г.Р. – «Закаменские буряты»- г. Новосибирск 1991 г.
2). Гунгаров В. – «Урданай туухэ домогууд»-г. Улан-Удэ 1992г.
3). Доржиев Б.Ш. – «История Закамны»-г. Улан-Удэ 1994 г.
4). Зундуев Р.Д. – «Санага нютагай нангин шутоон газарнууд»-«Ажалай туг» 2001 г.
5). Ринчинов Ц.Ц. – «Санагын сэгнэшэгуй баялигhаа» - Закаменск 1995 г.
Информаторы:
1). Бабалаева Ц.Ж. – моя прабабушка.
2). Балуев В.Ч. – ветеран пед.труда.
3). Гомбоев Ш.Ц. – бывший хуварак Санагинского дацана.
4). Унтанов Д-Ц.А. – подполковник КГБ в отставке, бывший хуварак.
5). Унтанова Д.Ю. – сестра моей прабабушки.
6). Унтанов Р.Б. – ветеран пед.труда.
Комментарии