Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История образования с. Алцак

20 марта 2012

Изучение жизни своей малой Родины - очень актуальная тема сегодня. Во-первых, история страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаем любовью к своей малой Родине, тем она дороже нам, потому что восхищаешься подвигами предков, гордишься ими, появляется желание продолжать их созидательный труд.

 

Во-вторых, изучая документы, архивные материалы, мы вносим свой вклад в изучение краеведения.

 

В-третьих, изучая переломные годы в судьбах людей, осуждаешь зло, кровопролитие, т.е. проходя со своими героями через экстремальные ситуации, - воспитываешься и сам. У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. Вот и для меня Алцак самое лучшее место на всем белом свете!

 

Выполнила: Будаева Дулма Энхэевна

Руководитель: Цырендоржиев Чингис Будаевич

 

«Стоит деревня наша на горке

 

некрутой:

 

Родник с водой студеной

 

от нас подать рукой

 

Мне все кругом отрадно,

 

Мне вкус воды знаком,

 

Люблю душой и телом

 

Я всё в краю моём».

 

Изучение жизни своей малой Родины - очень актуальная тема сегодня. Во-первых, история страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаем любовью к своей малой Родине, тем она дороже нам, потому что восхищаешься подвигами предков, гордишься ими, появляется желание продолжать их созидательный труд. Во-вторых, изучая документы, архивные материалы, мы вносим свой вклад в изучение краеведения. В-третьих, изучая переломные годы в судьбах людей, осуждаешь зло, кровопролитие, т.е. проходя со своими героями через экстремальные ситуации, - воспитываешься и сам. У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. Вот и для меня Алцак самое лучшее место на всем белом свете! Каждый, кто побывал здесь, никогда не забудет бескрайние поля и степи, окружающие село, широкие просторы. На мой взгляд, здесь самая красивая природа и самые милые и добрые люди! Мне очень хочется поделиться с окружающими, рассказать им, что же происходило в нашем селе с момента его основания. В Бурятии одним из чудеснейших уголков является село Алцак Джидинского района. Село расположено в Юго-западной части района, в 78км. от районного центра села Петропавловка. В 340км. от столицы Бурятии города Улан – Удэ.

 

 

«Роднее тоонто

 

нет, и не может

 

ничего быть в мире».

 

Раднаева Г.Ж.

 

О происхождении села Алцак.

 

Есть легенда, где Чингисхан охотился на чернобурую лису. Он никак не мог ее поймать и назвал ее Эрдэнитэ хара үнэг. И где бы, та лиса не пробегала, он давал названия местностям.

 

Лиса бежала, бежала и попала в падь, похожую на раскрытый рот. Когда лиса попала в эту падь, Чингисхан легко поймал ее и решил назвать эту местность Амацаг. От слова «ама» - рот, «цаг» - открытый. Чингисхан благословил эту местность, пожелал (юроохэ), чтобы эта земля всегда была богата.

 

Со временем слово «Амацаг» стало «Алцак». И эта земля богата хорошими людьми, здесь много птиц и зверей, родников (аршаан булагууд).

 

Наши предки в основном выходцы из Монголии, из местности Сарт-Уул, т.е. Лунная гора. Существует легенда, что сартулы жили у подножия высокой горы, и вершина этой горы, светилась как луна. Отсюда и произошло название горы Сарт Уул, а мы, джидинские буряты называемся сартуулами. В данное время в долине Сарт Уул монголы не живут, хотя места благодатные и для охоты, и для пастьбы скота. Легенда гласит, что монголы не живут там, потому что не они настоящие хозяева тех мест, а законные хозяева, т.е. мы, должны возвратиться туда через несколько столетий. Покидая родину, будто бы наши предки заседлали коней неправильно: переднюю, часть сёдел повернули к задней части коней, чтобы не прогневить духов тех мест и тем самым, давая им понять, что когда-нибудь они вернутся назад.

 

Из истории до нас дошли сведения о том, что в 1630 году из Цэцэн – хановского аймака Монголии прибыли 7 сартулов во главе с Хулэг. Позже потомки Хулэга привели еще 50 человек различного происхождения. Большая часть выходцев из Монголии представляла собой потомков, увезенных из Туркестана во времена Чингисхана. Все они поселились по долине реки Джида, в 7 падях, истоки которых впадали в реку Джида.

 

9 местностей, где поселились сартуулы это: Алцак, Торей, Оер, Бургалтай, Зун – Нарин, Гэгэтуй, Цагатуй, Ичетуй, Инзагатуй. В их составе, кроме сартуулов имеются монголы и омонголившиеся роды – хатигад, хэрдэг, хачинууд, цонгоол, хухыд.

 

Существует легенда, что в 1660 году Харай в возрости 9 лет вместе с матерью Янжит – Дулма поселился в В – Торе в местности Жаргаланта. Эта месность и сейчас называется Харайн бууца. Там родились два младших брата Харай: Энхэ и Муихэ. Позже Харай и Мунхэ переехали в Алцак.

 

Харай, стал жить в местности Эреэн Дабаа. Мунко, в местности Нарин, где сейчас расположилось село Алцак. В то время наши предки жили по родовым селениям. В местности Баруун хотогор жили племя хэрдэгууд. В Зуун хотогоре – хухытэ, в Наринай узууртэ – хачинууд, Нариида – булогад, Очир – Дабаанда – Хатигад, Эреэн Дабаанда – харайтан, Хундыдэ – алагууд, Ууалха – хурлааг.

 

Основным занятием наших предков было скотоводство. Скотоводство было кочевым, имели зимники и летники. Разводя скот, они имели и пропитание, и одежду.

 

Хорошими охотниками считались Сэноо Цэдэб, Сэноо Цыренжап, Цэрэн – Доржо.

 

Сэноо Цэдэб прожил до 90 лет, и за всю жизнь убил 99 медведей, и даже случалось ему бороться с одним медведем. Говорят, что он был большим, сильным человеком. Он много раз побеждал на соревнованиях по борьбе, проводимых на обоонах (обоогой найрта). Однажды, на празднике Санагинского дацана, Сэноо Цэдэдб победил Пунхэн черного волка, у которого еще никому не удавалось выиграть. И даже, когда ему исполнилось 90 лет, он все еще продолжал охотиться на белок, соболя.

 

Казачество.

 

С 1764 года начинается история бурятского казачества. Первыми казаками из села были представители племени булагад (соболь). Казачья служба была не из легких, но зато престижная. По положению казаки полностью за свой счет должны были справить себе обмундирование на четыре года службы. Сукно, из которого шили военную форму, стоило очень дорого. Казак также должен был приготовить себе доброго коня, с полной амуницией, заплатить государству десять рублей за право носить сабли (по тем временам это были не малые деньги). Только состоятельные родители имели возможность собрать своих сыновей для службы. Но не редкими бывали случаи, когда сообща всем казачеством, снаряжали для службы того, у кого не было родителей или родственников.

 

Старожилы села помнят историю службы казаков Бурин – Жаргала Жамбалова и Цырена Карпушкеева, служивших на Дальнем Востоке, на реке Амур. Отслужив, но, не имея возможности прокормить себя на обратном пути домой, они продали все, что имели, в том числе и коней. Питаясь, на вырученные деньги, они возвратились домой пешком. Если казак имел право владения тремя десятками земли, то простой гражданин (отог зон) – всего полтора десятка земли, т.е. сенокосными угодьями. Посевные площади не делили, обрабатывали, кто, сколько мог вспахать. Каждый год в марте созывалось общее собрание, которое передавало земли умерших или родственникам, или тем, кто достиг к тому времени возраста, дающего право владеть землей.

 

В силу особых бытовых условий, люди строили на своих участках зимние дома, а летние ставили в других местах. Состоятельные имели, и весенний (хабаржаан), и осенний (намаржаан) дома. Поэтому в течение года перекочевывали с места на место по два – три раза. Каждое племя имело свои постоянные (основные) места жительства, вот почему сейчас представители разных племен покланяются духам – хозяевам разных гор и долин. Каждое племя сохранило свою родовую легенду, где содержится немало поучительного и занимательного для потомков. В истории каждого племени есть не мало таких деталей, которыми можно гордиться.

 

К примеру, представители племени хухыд (кукушки) славились прекрасными голосами. Амурову Содному выпала честь исполнить песню для Доржи Банзарова. Видный ученый был в наших краях проездом: пролегала дорога в Иркутск, тогда через наше село, через Почтовый хребет, она была проложена на средства баснословно богатого купца из Кяхты Игумнова, и называлась Игумновсим трактом. Вот поэтому наши односельчане провожали Доржи Банзарова до горы Бууралай Дабаа, и, прощаясь с ним, на вершине горы спел Содном Амуров свою песню. Память людская сохранила только две строчки:

 

Дааган, дааган хээрээрээ

 

Далай гаа гаталхынь хараьуута…

 

Другой представитель этого же племени Гарма Чомболой участвовал в чествовании Николая Александровича Романова на станции Мысовой. Это было в 1981 году, когда столь высокий гость был там проездом на Дальний Восток. Наш земляк спел ему песню собственного сочинения. Слова этой торжественной песни сохранились:

 

Цагаан нуурай хойхонуур

 

Цад ль хонхонь дууляатаа

 

Цагаар тvргэн заларсан

 

Цагаан хаанай тайшаа.

 

Холбо нуурай хойхонуур

 

Хорин хонхонь дууляатаа

 

Хубяар тvргэн заларсан

 

Хубил гаан хаанай тайшаа.

 

Жамцуев Даша Норбоевич из племени хачинууд, будучи на Кавказском фронте, сблизился с большевиками, проникся их идеей, вступил в Красную гвардию. По возвращению домой вел большевистскую пропаганду.

 

К 1917 году в селе представители 9 родов – племен: булагад, хатигад, сартуул, хэрдэг, хачинууд, хухыд, алагууд, хурлааг, цонгоол.

 

К 1920 году было ликвидировано различие в землепользовании между казаками и улусными, что, естественно, вызывало серьезные недовольства со стороны тех, кто терял свои привилегии.

 

В данное время в селе проживают представители 14 родов племен: булагаад, сартуул, хатигад, хухыд, хэрдэг, хачинууд, алугой, цойгоол, хурлааг, атаган, пойпо, тэртэ, цэнхилэй – заягтай, зээрдэ азарган.

 

Раздел 2

 

Село в период

 

Гражданской и Великой Отечественной войны.

 

Безусловно, история развития Отечества России прошла по судьбам наших земляков. Наши казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Много их полегло на поле брани. Те, кто был призван в армию во время империалистической войны, воевали в стане белых под командованием офицера Лютера.

 

Великая октябрьская революция повергла многих в смятение. Находились среди них и такие, кто сознательно перебегал на сторону красных. Например, Ринчинов Ринчин Чагдурович всю гражданскую прошел с красными, свой боевой путь завершил на станции Даурия. Время было суровое, смутное, но мирное население тогда в полной мере, так и не поняло: какой смысл в этой братоубийственной войне? Многие перебрались в Монголию, тем самым, потеряв связь с родными на долгое время, а некоторые – навсегда.

 

Были в селе, и активные большевики. Жамцуев Даши Норбоевич из племени хачинууд, будучи на Кавказском фронте, сблизился с большевиками, проникся их идеей, вступил в Красную гвардию. По возвращению домой вел активную большевистскую пропаганду.

 

Участник первой мировой войны Бадмаев Гармажап Банзаракцаевич из племени хатигад (Ешиин Лубсан) рассказывал о том, как революционно настроены люди, на фронте находили друг друга: «В коротких передышках между боями солдаты и офицеры выходили из окопов, играли, веселились и шалили, как дети. На тонкой бумажке из-под папирос писали слова «Молот», «серп» и заставляли друг друга читать их с обратной стороны. Получалось слово «престолом». Говорили, что скоро серп и молот, займут царский престол. Также была игра: кто из 15 спичек сможет сложить – имя человека? Многие складывали: «Ленин». Таким образом, люди узнавали своих единомышленников».

 

В начале Великой Отечественной войны на защиту Родины из нашего села ушло свыше 120 человек. Из них вернулись только 50 человек. Боевые награды имелиБадмаев Лубсан – Цырен Гармаевич,Сабсаев Цыренжап Раднаевич,Доржиев Тубан Доржиевич,Буянтуев Семен Чагдурович. Они все сражались за Родину, как и все воины, проявляя при этом храбрость, мужество, отвагу и героизм.

 

Воины – земляки в годы

 

Великой Отечественной войны.

 

В этом альбоме использован материал из личного архива ветерана Великой Отечественной войны, инвалида, ветерана педагогического труда Сабсаева Цыренжап Раднаевича.

 

Слово о тех, кто вернулся с Победой с Великой Отечественной войны на защиту Родины от немецко-фашистских войск, были мобилизованы с нашего Алцакского сельского совета по неполным данным 183 человека.

 

Военно-политическую подготовку проходили в разных военных частях на востоке страны и в МНР. Направлялись на фронт в разное время и сражались в разных направлениях. На восточных рубежах страны оставались в основном молодежь призванные в 1943 – 1944г.

 

С

Просмотров: 6492

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -