Гармаева Екатерина, ученица 10 кл.
Руководитель:Хажеева Т Б., учитель истории
В последние годы мы становимся свидетелями необычайных событий в нашей жизни, связанных с Учением Будды. Буддизм является одной из ведущих мировых религий и самой старейшей. Более 2500 лет назад гениальное учение Будды появилось в Индии и оттуда распространилось по планете. Буддизм смог найти ключи к умам и сердцам далеко за пределами Индии. Буддизм, его философия, деятельность Высоких Пандито Хамбо Лам сыграли большую роль в формировании единого бурятского этноса, национального характера, мировоззрения и образа жизни. Современный период возрождения и развития духовной культуры бурятского народа вызывает необходимость изучения ранее закрытых страниц бурятской культуры. После событий 30-х годов ХХ-го столетия большой пласт религиозной культуры бурятского народа на протяжении почти 70 лет был под запретом. И тем интереснее нам сегодня открывать эти сокровенные знания.
Глава 1. История Баргузинского дацана.
Основными источниками по истории распространения буддизма в Баргузинской долине являются бурятские летописи, архивные материалы Баргузинского дацана и Баргузинской степной думы. Ниже даны ранжированные во временном порядке сведения из летописей баргузинских бурят, касающиеся буддийской веры.
С конца XVIII буддийская вера начинает проникать в Баргузинскую долину. По данным истории это вторая волна распространения буддизма на территории вокруг озера Байкал. От первой волны буддизма известно не очень много письменных или других памятников. Определенно о раннем проникновении буддизма в Бурятию свидетельствует находка буддийского навершия V века на Иволгинском хуннском городище. К XI-XVI векам относятся находки буддийских символов на могильнике Ина Баргузинского района. Здесь были обнаружены выдавленные на тонких бронзовых пластинках буддийское изображение и ваджра.
В старинных летописях баргузинских бурят зафиксированы первые факты приобщения наших предков к буддийской вере. В 1807 году хоринский тайша Галсан Мардаев и известный в народе Молон багша - хоринский йогин-предсказатель, во время отдыха на Гаргинском аршане поставили первый бумхан и провели первый молебен на баргузинской земле. В то же время умер тайша Эмэшхэ Бойтоков, родившийся в год овцы, 57 лет, и Молон багша прочёл заупокойные молитвы. Это первый похоронный обряд по ламаистским требованиям на нашей земле.
В 1810 году на берегу Бургали (Борогол) ламы без разрешения поставили хурдын сумэ и провели молебен. В Улюкчикане, Халзаарте поставили бумханы, провели молитвы.
В истории распространения буддизма в Баргузинской долине большой вклад внёс Ширээтэ Сонгольского дацана Селенгинского ведомства Содбо Нимайлан. Начиная с 1811 года по 1842 год, он шесть раз приезжал в Баргузинский дацан, проводил молебны, распространяя учение Будды.
Становление буддийской веры, приобщение к нему происходило при жёстком сопротивлении приверженцев исконной религии бурят-шаманов. В летописи красочно описывается эпизод сверхъестественного противостояния шамана Тэтэгэр Урбана и ламы Содбо Нимайлана.
Быстрому расцвету дацана способствовали старания старейшин и предводителей баргузинских бурят, которые были ревностными последователями буддизма. Так по инициативе тайши баргузинских бурят Цанкира Андреева начала применяться тибетская медицина, обучение людей, сбор лекарственных трав. По поручению Санкир нойона ламы Сультим и Дажар привезли из города Кяхты тибетские лекарства и продавали их. Это была очень прогрессивная и положительная практика для того времени, так как в то время не было врачей и больниц.
К 1825 году в Баргузинской долине были поставлены первые маленькие буддийские часовни - бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте, на берегу реки Бургали (Борогол) был поставлен хурдын сумэ и в них проводились молебны.
Назрела необходимость постройки большого дугана. По данным летописей в 1825 году, в год деревянной мыши Санкир нойон и 5 родовых шуленг и более 2 тысяч баргузинских бурят мужского рода отправили письмо хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали.
В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тамгой-печатью бандидо-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана.
В то время в Баргузинской долине активно действовали христианские миссионеры, которые проводили крещение бурят, и они очень ревниво относились к быстрому становлению буддийской веры среди баргузинских бурят. В летописи описывается, что в 1827 году, в год огненной свиньи, по доносу миссионера Фёдора Миронова о том, что буряты без разрешения строят дацан, проводилось расследование и, так как было предъявлено письмо Пандидо-хамбы, то расследование было прекращено.
В 1828 году, в год земляной мыши, Нимайлан лама, приехав в Баргузин из Сонгольского дацана, провёл освящение нового дацана. Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсарана сахюусана.
Со временем берег реки Борогол на котором располагался Баргузинский дацан начал разрушаться, вода начала подмывать берег. И поэтому было принято решение перевести дацан на берег озера Сагаан Нуур. Для этого пригласили ширетуя Агинского дацана Галсан-Жимба Тугулдурова, который в Баргузине совершил обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана вблизи озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато.
В 1861 году, в год курицы, с согласия генерал- губернатора Баргузинский дацан был переведен в местность Сагаан - Нуур. Интересны факты приобретения обществом баргузинских бурят священных буддийских книг. Первую книгу – тибетский «Юм» в 1818 году привёз из Кяхты лама Хайдап Зооноев.
В 1845 году, в год змеи баргузинские буряты попросили в Чисанском дацане прислать рукописный Ганджур и приобрели его за 870 рублей серебром. Как повествуют летописи, Нада Ихиныров и Пилдан Партуев внесли значительный денежный вклад в приобретение 108-томного учения буддизма.
В 1879 году, в год зайца, Цэрэнжаб Сахаров через переписку с Найданом Гомбоевым (зятем декабриста М.Бестужева), находившимся в Пекине, для Баргузинского дацана, по желанию всего народа приобрёл Данжур.
Учение Будды в Баргузинской долине, как и по всей земле, вокруг священного Байкала, было важным компонентом духовной, социальной, материальной жизни баргузинских бурят, способствовало консолидации и развитию этнической общности, оказывало огромное влияние на мировоззрение, нравственность, психологию и культуру общества. Баргузинский дацан был центром культуры и просвещения народа, медицины, художественных промыслов, зодчества, книгопечатания и т.д.
Ведомость о числе ламаитов и идолопоклонников по ведомству Баргузинской степной думы за 1859 год.
По данным ведомости в 1859 году всего баргузинских бурят было 9096 человек.
Подавляющее большинство исповедовало буддизм: 8364 человека, было 8 лам, 14 молебищь, 1 кумирня, 2 хурула—все деревянной постройки. Шаманской веры: 683 человека, было 6 шаманов, молебищь не имеется. Также имелись 49 человек греко-российского исповедания.
1.1.Генеалогия ширээтэ лам дацана Баргузинского дацана.
Линии преемственности Ширээтэ лам Баргузинского дацана с 1828 года по 2010 год на протяжении 182 – х лет насчитывает 12 учителей. 1. Цультим Арзанов (1829-1837) 2. Дажарон Зонооев (1837-1841) 3. Хайдап Зоноев (1841-1850) 4. Дондуб Старуин (1850-1854) 5. Санжи Шинтадов (1854-1889) 6. Шанжи Танхаев (1890-1891) 7. Цырен Ламаев (1891-1893) 8. Шагжи Цыбиков (1893-1894) 9. Цыден Соодоев (1894-1901) 10. Сультим Ламатханов (1901-1913) 11. Жамсаран Бадмаев (1913-1931) 12. Цыден Намжилов (с 2005 ...)
V Ширээтэ Баргузинского дацана Санжи Шинтадов.
В истории Баргузинского дацана наибольший след оставили Ширээты Санжи Шинтадов и Цыден Содоев.
Санжи Шинтадов родился в 1823 году, принадлежал 1-му hэнгэлдурскому роду, в возрасте 7 лет стал хувараком Баргузинского дацана. О Шантагай ламхай (Чинтадай лама) – Санжа Шинтадов, говорят, что он был гэгэном – перерожденцем Нимайлан ламы и воплощением Ямантаки.
Содой лама называл Шантагай ламахая своим учителем и весьма почитал его. Едва завидев, Соодой лама бросался навстречу своему учителю, чтобы помочь сойти с коня.
Шантагай ламхай был очень эксцентричным человеком. Однажды он приехал на собрание богачей, разряженных в шёлковые одеяния, и помочился на них. Когда все возмутились, он воскликнул: «Аршанда хуртэгты!», то есть: »Да окропит вас священный нектар!». Однажды его избили. Люди сказали обидчику: «Напрасно ты сделал это – ведь он не простой человек, а гэгэн (лама высокого духовного положения). Пойди к нему, попроси прощения». Тот явился к Шантагай ламахаю и попросил прощения. Шантагай ламхай заплакал и сказал: «Ты не меня обидел. Я – что? Ты обидел Того, Кто всегда рядом со мной – моего Защитника».
Шантагай ламхай Санжи Шинтадов в 1821-1891 годах был настоятелем Баргузинского дацана.
Список лам и хувараков Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин» 28 декабря 1837 года (см. Приложение №3).
14-летний, Санжи Шинтадов каким-то образом оказался среди высокочтимых лам. Вероятно, это говорит о необычайных способностях и таланте будущего учителя Цыдена Соодоева.
Сойбон Санжи Шинтадов, 17 лет. В хувараки посвящён в 1830 году ныне покойным ширээтэ ламой Дажароном Зооноевым. Выбран в сойбоны и исполняет обязанности без утверждения с 1837 года. Причислен к 1-му hэнгэлдурскому роду. Холост, живёт при дацане. Занимается скотоводством, земледелием совместно с отцом в местности Бихилимжин Борогол в 2-х км. от дацана. Сойбон лама принимает участие во всех молебнах при дацане и в местностях.
1.2 Великий сын Баргузинской долины.
После нахождения богини Янжимы, все поняли, что ритуальную пирамидку ”саса» в этом месте оставил великий сын Баргузинской долины, Ширээтэ Баргузинского дацана в конце 19-го века Цыден Соодоев—Соодой лама. Ведь именно в этих местах, по рассказам старожилов, он проводил медитации и даже производил поиски «живой воды»; недалеко отсюда он родился. И есть стойкое верование у баргузинских бурят, что именно в этих местах надёжно спрятаны священные реликвии Баргузинского дацана, разрушенного в 30-е годы.
Хамбо лама Аюшеев часто повторяет: «в буддизме случайностей не бывает» и сегодня понятно, что божество Мудрости и Искусства Янжима была главным божеством визуализации Соодой-ламы и неслучайно проявилась именно перед самим Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым.
Священный дух Yндэр Багши—Высокого Учителя вот уже более 160 лет незримо реет над Баргузинской долиной, осеняя и благословляя нас.
Сквозь толщу лет идет ровный теплый свет, излучаемый взглядом нашего Высокочтимого Соодэй Ламы, перерожденца великого Нагарджуны, образованнейшего человека, великого ясновидца и пророка. В 1983 году был опубликован справочник о буддийских перерожденцах (Катманду, Непал), где имеется статья о Цыдене Соодоеве с приложением его фотографии, - он признан воплощением индийского философа и йогина Нагарджуны (около II века нашей эры). Нагарджуна—легендарный основоположник махаяны, учения «Срединного Пути», переданного ему божеством Манджушри.
Все жители Баргузинской долины верят, что дух Yндэр Багши охраняет и защищает их. Во многих домах баргузинских бурят на самых почетных местах находятся его фотографии, тайком размноженные, они хранились все 70 лет гонений на религию.
1.3 Репрессии буддийского духовенства в 30-х годах XX века.
На рубеже XIX-XX вв. в Бурятии начинается обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, направленное на модернизацию церковной организации, некоторых сторон вероучения и обрядности в соответствии с меняющимися условиями. В 1922 году Агван Доржиев приехал в Баргузин. В Баргузинском дацане он выступил перед ламами и простыми верующими с проповедью своей обновленческой идеи. Предчувствуя гонения на религию, он пытался уберечь буддийскую веру от уничтожения. Ламы вняли призывам реформатора придерживаться праведной жизни. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 году один из двух дуганов при большом дацане перевозили на новое место – в подножие священной горы Бархан. Построили из него двухэтажную молельню. По своему архитектурному облику она не была похожа на типичные бурятские молельни с взлетающими крышами, а напоминала Санкт-Петербургскую буддийскую святыню. В 1923 году дацан в Барагхане был освящён при участии Агвана Доржиева.
Ламы с помощью своих родственников построили небольшие стандартные домики дачного типа. Были распланированы крошечные участки земли под огород, которые так и не были использованы по назначению…
Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский посёлок в 100 домов были оставлены. Несколько позднее их использовали на хозяйственные нужды, образовавшиеся поблизости колхозы.
Хотя после установления советской власти обновленческое движение получило некоторое развитие на принципах лояльности к новому режиму, в ходе массовых репрессий против последователей буддизма, которые развернулись в конце 30-х годов, многие ламы были расстреляны или сосланы в лагеря, некоторые сложили сан и стали простыми мирянами и скрывались. Жестокие гонения на веру закончились полным разгромом буддийской церкви и наступили времена безверия, активно насаждался атеизм.
На фотографии 1930-х годов из Музея истории Бурятии изображён Баргузинский дацан, когда он уже не действовал, так как с фронтона и крыши сняты священные символы победы буддизма «Ганчжир» и «Жалсаны» и «Колесо учения».
Жалцаны – это цилиндрические надставки на крыше, символы триумфального распространения буддизма, восьмиградусное колесо вероучения хурдэ с лежащими по обе стороны от него ланями над порталом и, наконец, венчающий храм ганчжир (тиб.— «полный сокровищ»). Ганчжир и жалцаны заполняются печатными молитвами «мани» на освящении храма.
В «Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия» изданной в Улан-Удэ в 2008 году указаны имена лам Баргузинского дацана репрессированных в 1932 – 1938 годах. Некоторые приговорены к высшей мере, то есть к расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме, некоторые к 10 годам. Все они были реабилитированы в 1957, 1962 годах.
В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана, возле священной горы Бархаан, была возведена ступа. В основание ступы, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX- XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам Баргузинского дацана безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.
Ниже приводятся некоторые данные из архивов Бурятского отделения Комитета госбезопасности отражённые вКниге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия:
Ахитаев Шоймпол, 1873 г.р., Агинский, образование высшее тибетское. Проживал: БМАССР, Баргузинский район, улус Харгана. Арестован 20.02.1932 г., дело рассмотрено ПП ОГПУВСК 19.08.1932 г. по статье 58-2, 58-10. Решение по делу: прекращено в связи со смертью. Реабилитирован 20.11.1992 г.
Васильев Лудуп, 1890 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинский район, улус Харгана, бурят, малограмотный, беспартийный, лама-гэбши, проживал БМАССР, Баргузинский район, улус Саранхур. Арестован 12.12.37. Дело рассмотрено Тройкой НКВД БМАССР 13.03.38 по статьям 58-2, 58-7, 58-9, 58-11. Решение: высшая мера наказания.
Будаев Жамба Батуевич, 1904 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинский район, улус Улюн, бурят, грамотный средне по-монгольски, средне по-тибетски, проживал улус Аргада. Арестован 18.02.38. Дело рассмотрено тройкой НКВД БМАССР 16.03.38 по статье 58-10. Решение: 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 18.08.62.
Анганов Ринчин Анганович,1870 г.р., уроженец БМАССР, Баргузинского района, улус Буксыкен. Бурят, грамотный, Баргузинский дацан. Арестован 15.03.1938, дело рассмотрено Районным Отделом НКВД 02.03.1939 по статье 58-10. Решение по делу: прекращено в связи со смертью. Реабилитирован 09.091992 г. Уголовное дело № 3107
Аюшиев Галдан Абидуевич,1880 г.р., проживал улус Буксыкен, бурят, образование высшее тибетское. Арестован 14.06.38., дело рассмотрено Верховным Судом БМАССР 05.08.39 по статье 58-2, 58-10 ч.1., 58-11. Решение 10 лет лишения свободы. Реабилитирован Верховным Судом РСФСР 03.12.57.
Выводы по 1 главе:
В жизни баргузинских бурят буддийская вера, деятельность Баргузинского дацана и выдающихся лам философов, мастеров духовной практики имели огромное значение для всего общества. Баргузинский дацан был центром духовной и культурной жизни, центром книгоиздания, тибетской медицины, ремёсел и народных промыслов.
Глава 2. Возрождение Баргузинского дацана.
2.1. Местная религиозная организация.
В 2005 году была юридически зарегистрирована Местная религиозная организация «Баргузинский дацан», которая является правопреемником Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин», возведённого в 1828 году. МРО «Баргузинский дацан» входит в состав Буддийской традиционной Сангхи России. В Баргузинском дацане работают четверо лам: Шэрээтэ Цыден лама, Сультим лама, Пурбо лама, Тугут лама, а также двое хувараков, десять хувараков учатся вБуддийском университете «Даши Чойнхорлин» имени Д.Заяева.
В дацане проводится множество хуралов: Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.
Ежегодно 24 числа весеннего месяца Дракона по лунному календарю на месте проявления богини Янжимы и в Баргузинском дацане проводится буддийский обряд почитания богини Янжимы, молебен во имя благополучия всех живых существ. Хурал проводится XXIV Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым и всеми Ширээтэ ламами дацанов этнической Бурятии. Молебны проходят при небывалом стечении верующих и паломников.
На празднике проявления богини Янжимы устраиваются большие концерты. Участвуют коллективы художественной самодеятельности Баргузинского района, профессиональные певцы и музыканты посвящают богине Янжиме в дар песни и танцы. Исполнители, будь то профессиональные артисты или участники художественной самодеятельности, подносят в дар богине Янжиме своё творчество от чистого сердца и богиня в ответном даре являет им милость в виде удачи и благоденствия. Так же проводятся традиционные игры «Эрын гурбан наадан». Кроме того, Баргузинский дацан проводит ежегодный традиционный турнир по национальной бурятской борьбе среди юношей. Турниры проводятся в спортивных залах Баянгольской и Улюнской школ. Проводимые дацаном «Игры трёх мужей» и турнир по национальной борьбе способствуют возрождению и сохранению исконных традиций бурятского народа.
2.2. Проявление лика богини Янжимы.
2 мая 2005 года возле улуса Ярикто Баргузинского района было открыто самопроявившееся изображение богини Янжимы. Предыстория этой удивительной находки такова. В 1996 году местные жители неподалеку от этого места нашли шкатулку внутри которой находилась какая-то культовая вещь. Они съездили в Иволгинский дацан и рассказали ламам о своей находке. Ламы посоветовали им привезти шкатулку, но что поразительно, они не смогли ее найти. Видимо в то время еще не пришло время для открытия Янжимы. Затем эта история забылась.
В конце апреля 2005 года в Баргузинский район приехала делегация Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Хамбо Ламой Д. Аюшеевым для освящения мест возведения дуганов в улусах Ярикто и Баянгол и для поиска места возведения Баргузинского дацана. 29 апреля Хамбо Лама провел буддийский обряд освящения места возведения дугана и уехал в Курумканский район. До границы района его сопровождали представители администрации и проезжая местность «Униган», он сказал: «Здесь что-то есть. Возможно здесь что-то найдется».
2 мая вместе с Хамбо Ламой, Ширээтэ ламой Баргузинского дацана Цыденом Намжиловым несколько жителей Ярикто, в том числе 4 женщины поднялись наверх к подножию горы «Улзаха». После осмотра шкатулки Хамбо Лама определил, что это буддийская ритуальная пирамидка— «ступа тысячи будд” - “саса” и она указывает на место пребывания бурханов. Вот что рассказывает Хамбо Лама Дамба Аюшеев: « 2 мая 2005 года, 24 числа месяца дракона по лунному календарю, когда мы возвращались из Курумканского дацана, нас встретили на дороге жители Ярикто и мы поднялись наверх к подножию горы Улзаха. Оказывается, жители Ярикто и духи-хранители с 1996 года сокровенно сохраняли маленькую «ступу тысячи Будд». С 11 часов начали двигать камни, Когда перевернули один камень, под которым нашли сасу, то под ним оказалась огромная неподъемная каменная глыба. А прошло уже три часа, все устали, начали отчаиваться. Я взял лом и начал простукивать этот камень и когда поднял голову, откуда-то мне в лицо ударил яркий свет, так что я даже зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном сером валуне метрах в 10 от себя увидел четкое изображение танцующей богини...». Некоторым она казалась танцующей, другим беременной, а некоторым с ребенком на руках.
И действительно, богиня Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты.
Рядом располагаются защитники богини, многие видят слона с правой стороны от Янжимы, некоторые видят с левой стороны очертания медведя. После нахождения богини Янжимы, все поняли, что ритуальную пирамидку — «сасу» в этом месте оставил великий сын Баргузинской долины, Цэдэн Соодоев—Соодой лама.
Тибетское имя Янжимы - Янченма указывает на ее статус супруги Манджушри, Бодхисаттвы Великой Мудрости. Богиня Янжима не очень известна в Бурятии, её индийское имя Сарасвати. Это великая богиня, покровительница искусств, наук, ремёсел и мудрости, легендарная создательница древнеиндийского языка—санскрита, давшего начало всем современным языкам индоевропейской семьи, в которую входят английский, немецкий, прибалтийские, славянские и другие языки Европы. Верующие буддисты боготворят Сарасвати, как учителя всех без исключения видов искусств, которая дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие и тонкий ум.
Вывод по 2 главе:
Таким образом, начиная с 2005 года, открывается, новая страница в деятельности Баргузинского дацана. Возрождение буддийского вероучения в настоящее время в Баргузинской долине связано в первую очередь с феноменом проявления лика богини Янжимы в местности Униган возле улуса Ярикто. Богиня Янжима официальным решением Сугунды признана одной из пяти буддийских святынь Бурятии.
Заключение
В ходе данного исследования рассмотрены вопросы места и значения буддийской веры, Баргузинского дацана в жизни баргузинских бурят XIX – XX веков и в настоящее время.
Мы видим, что в жизни баргузинских бурят буддийская вера, деятельность Баргузинского дацана и выдающихся лам мастеров духовной практики имели огромное значение. Как центр всей жизни наших дедов и прадедов возле озера Цаган Нуур горделиво сверкал золочёными крышами, ганчжирами и чжалцанами храмовый комплекс Баргузинского дацана.
Баргузинский дацан представлял собой целый комплекс с главным храмом, маленькими святилищами, молитвенными мельницами (хурдэ), башенками с колокольчиками, жилыми домами лам и паломников, мастерскими и строениями для занятий сельским хозяйством. Дацан был центром духовной культуры, просвещения баргузинских бурят, центром медицины, художественных промыслов, зодчества, книгопечатания.
В процессе анкетирования учащихся и жителей улуса Улюн выяснены знания опрошенных о прошлом и настоящем Баргузинского дацана.
О том, что первый Баргузинский дацан был построен в 1828 году, знают всего 2 процента школьников и 8 процентов взрослых. Это очень мало и нужно проводить дальнейшие исследования и публиковать материалы о дацане в газете «Баргузинская правда».
Баргузинский дацан в настоящее время находится в местности Униган. Это известно подавляющему большинству – 58 процентам школьников и 83 процентам взрослых.
О Ширээтэ Баргузинского дацана Цыдене Намжилове осведомлены 39 процентов школьников и 51 процент взрослых. Это говорит о том, что молодое поколение живёт в условиях свободы вероисповедания и более информировано, а часть старшего поколения жившее в пору атеизма не проявляет большого интереса к вере.
Начиная с 2005 года, открывается, новая страница в деятельности Баргузинского дацана. Возрождение буддийского вероучения в настоящее время в Баргузинской долине связано в первую очередь с феноменом проявления лика богини Янжимы в местности Униган возле улуса Ярикто. В настоящее время Баргузинский дацан является местом паломничества не только для жителей Баргузинской долины.
Богиня Янжима официальным решением Сугунды (верховное собрание) признана одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Поклониться Богине Янжиме приезжают отовсюду, люди разных национальностей и вероисповедания.
Использованная литература
1 Буддизм. Каноны Искусство // научное издание.- М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. – 600 с.: ил
2 Богиня Янжима // фотоальбом. – Улан-Удэ.: «Нова-Принт», 2009. – 36 с.
3 Бурятские летописи. - Улан-Удэ, 1996. – 197 с.
4 Лама Цыден Содоев. – Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1996. – 64 с.
5 Информатор Ширээтэ лама Баргузинского дацана Цыден Намжилов.
6 Книга памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия // Составители С.В.Васильева, Н.Найданова, С.Бухаев, научный редактор К.Б.-М.Митупов. – Улан-Удэ. -292 с.
7 Содой лама. - Улан-Удэ, «Бэлиг», 2006. – 81 с.
Комментарии