По свидетельству потомков старообрядцев в 1920 — 1930 в деревне сохранились стародавние традиции, в том числе древние славянские обычаи и обряды, строго регламентировались в будни и праздники.
В настоящее время в Куготах сохраняются некоторые обычаи и обряды, но первоначальная магическая функция их не осознается современными жителями деревни. В наибольшей степени проявляются игровые компоненты обрядности. Строго соблюдались все традиции перед Пасхой.
Во- первых, в строгом посте и непрестанных молитвах проходила Страстная неделя. В Куготах ее называют страшной, посвященная памяти страданий Господних. У нас в Куготах,— вспоминает Екатерина Поликарповна Калашникова 1915 г р. Постились все и даже мужики молотили зерно и поствовали. Особенным днем на Страстной недели считался четверг. Его называли «чистым», так как в конце его хозяйки мыли и скоблили некрашеные полы, стены внутри и наружи домов, лавки голяком, который делали из лучины или метлы, заранее приготавливая дресву и ветошь. Грех было не мыть, все должно было мыться, и штоб каждая щепочка перевернулась и обмылась. ( Полина Поликарповна Фетисова 1912г р.) Особенно почетным было мытье икон. Взрослые старались доверить это занятие детям, так как считалось, что смывается 40 грехов, которые ребенок совершит в будущем. Очищение дома, двора, самого человека, несомненно, имело магическое значение, хотя смысловое содержание, заложенное в очистительных обрядах, жителями деревни не всегда осознавалось.
Пол в горнице пересыпался пережженным песком. В чистый четверг изготовляли ритуальные обереги: пережигали соль, золу, стряпали ритуальный хлеб мякушки. Эти приготовленные на огне средства защиты имели некогда магический смысл.
«Четверговая соль» по мнению жителей нашей деревни, имела целебную силу. Ее использовали при болезнях человека и скота и как защитное и средство от порчи против колдунов и колдовок. На страстной неделе бывало, колдовки делались голубками, кусками, собаками и доили коров. ( Феклунья Климовна Павлуцкая. 1917 г р.) Четверговую золу рассыпали по грядкам, охраняя тем самым посевы от невзгод. А когда были едино — мечные хозяйства, то золу, а еще шелуху (скорлупу) от крашеных пасхальных яиц носили и разбрасывали по полям. Яйцо в магических обрядах играет важную роль и имеет особое аграрное — продуцирующее значение. Интересные материалы, связанные с магией яйца и скорлупы от пасхальных яиц приводит В.В.Болонев в народном календаре семейских Забайкалья. 19- 20 в
Исследователь отмечает, что в основе веры в чудодейственную силу яиц лежит идея возрождения, плодородия и нескончаемости жизни, выраженная формулой яйцо - птица-яйцо.
В чистый четверг совершалось и множество других ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье, в хозяйстве на весь предстоящий год. Важное место в обрядовом цикле отводилось домовому. В Куготах домового называют также Суседкой, Букуседкой. Домовой в поверьях предстает в качестве оберега от злых сил. Чтобы умилостивить домового, многие хозяйки пекли мякушки маленькие круглые хлебцы. Выпекались они по определенному правилу: необходимо было сначала садить в печь макушки, а затем через них булки хлеба. Макушки разносили в места предполагаемого обитания домового: на чердак, в подпол, в стайку. К домовому, как к покровителю животных обращались с просьбой хозяин домовой, хозяин дворовой, я тебя кормлю, пою, ты мою скотину оберегай от всех невзгод (Татьяна Пимовна Калашникова 1907 год рождения.)
Поверья о домовом и дворовом бытуют и по, сей день. Когда новорожденного ребенка вносят в дом или когда заводят новую скотину во двор, то приговаривают: хозяин домовой, хозяин дворовой прими (называешь, кого нужно принять) ни день дневать, ни ночь ночевать, а век вековать. Или же когда переезжают в новый дом, то домового следует приглашать. Берут заслонку от печи и говорят: Хозяюшка домовой, хозяюшка
дворовой, вот тебе сани, поедем с нами. На новое место, на мое тесто. (Надежда Аверьяновна Калашникова 1959 г р )
Субботу страстной недели называют сочельником. В этот день красили яйца, мылись в бане и готовились к Пасхальной службе. В сочельник особенно, сильна была вера в колдунов. До сих пор существует на этот счет множество поверий и суеверий. В К Грудинина 1945 год рождения рассказывала: «Мне бывала моя мама наказывала: ты не вздумай ничего давать в сочельник. колдовки ходят, обязательно будут просить».
А дедушка Исай учил читать меня молитву, чтоб колдуны и колдовки отворачивались. По наставленью деда Исая, заговор молитву от колдунов и колдовок надо читать непременно на ветер только тогда колдуны и колдовки будут отворачиваться.
Господи, благослови меня,
Я стою на сей земле.
Колдунам и колдовкам
Чародеям и чародейкам,
Заклинаю вам зубы, губы,
А глаза в тыл отверну
Отниму язык- силу оружия
Нашего Господа Иисуса Христа
Двадцати пяти словами, двадцати пяти стрелами.
Встречали Пасху радостно. Всякая душа празднику радовалась.
Пасха удивительна,
Пасха простительна,
Пасха богом дадена. Солнышко греет, земля радуется! Солнышко греет, люди радуются.
На Пасху дети ходили из дома в дом, где их одаривали крашеными яйцами.
Любимым пасхальным развлечением было катание яиц по специально сделанному желобку или с горки.
Катание яиц возникло не как забава, а как магический акт ( В К Соколова): соприкасаясь с землей, яйцо символизировавшее зарождение новой жизни должно было пробудить ее от земного сна.
Другим любимым занятием на Пасхе были качели, для постройки которых заранее выбирали молодую березу. Скручивали жердины между собой вверху кольцами, затем закрепляли к козлам. Качались все, и даже маленькие дети на специально построенных именно для них во дворе качелях. Ф Ф Болонев считает, что качания на качелях в старину было очистительным обрядом.
Традиционно было и есть гуляние молодежи в специально для этого отведенном месте, в Куготах на Камню - небольшая гора в центре деревни. Большой популярностью среди молодежи и у подростков пользовалась хороводная игра: А мы просо сеяли. Вот что об этом рассказывает Феклунья Климовна Павлуцкая: Собирались на Камню, сеяли просо, ребята в одну сторону, девки в другую, и попеременно, то ребята шли нам на встречу, то шли мы им навстречу и отступали, или круг водили. Игра хоровод. А мы
просо сеяли» бытовала в деревне до 1970 годов. Водили и другие игровые хороводы.
Там на приволье, на Камню наши бабушки и дедушки вели кружево веселых хороводов и игр. Сейчас не водят хороводы их внуки и правнуки, но осталось хорошая традиция собираться на Камню в праздники и в торжественные случаи жизни.
Отсюда с камня забирали куготинских парней и мужчин на фронт, а мирное время на солдатскую службу. Куготинцы почти всем селом провожают призывников с Камня. Здесь давались и даются напутствия и наказы, сыпались и сыплются поцелуи, проливаются и проливались слезы прощания. Здесь призывника раньше сажали в конную повозку, а теперь в машину и он долго машет платком провожающим землякам. А еще камень называют «Гора любви». Все влюбленные приходят сюда, никакой свадебный кортеж не проедет мимо. Гора любви здесь встречают рассвет выпускники Куготинской школы. Отсюда взору открывается захватывающая дух панорама села, лугов, рек Гахайки и Сухары и леса за селом. Поглядеть с Камня на красоту родного уголка ходим и мы, куготинцы, специально, особенно в праздники.
Комментарии