Старый Онохой, расположен в долине реки Уды на правом ее берегу. Старый Онохой вместе с улусом Онохой Шибирь входят в состав МО СП "Старо-Онохойское". Население которого насчитывает 1070 человек.
Мое родное село, расположено в долине реки Уды на правом ее берегу.
Старый Онохой – моя малая родина. Здесь родилась я и мои братья, и когда-то эту землю выбрали мои бабушка и дедушка, которые приехали сюда зимой 1964 года на сплав леса по реке Уда.
В начале XX века местность, где зарождалась и проживало население будущего селения Онохой, находилось на территории первой дачи Хоринского ведомства, от города Верхнеудинска до урочища Нохой.
Вообще, начало основания села можно отнести к 1923-1925 годам. В эти годы здесь жило всего несколько семей, это семьи Василия и Петра Балаганских, Пержаковых, Брындиных, Карноковых, Стуковых которые, наверное, в поисках лучшей жизни переселились сюда с Байкала. Позже сюда приехали семьи Баторовых, Дашиевых.
В то время, Старый Онохой состоял всего из нескольких небольших домов, расположенных вдоль Читинского тракта. Читинский тракт, или как мы сейчас его называем трасса, проходил в том месте, где сейчас улица Центральная, на которой я и проживаю. Только после войны, когда село стало расширяться, тракт отвели выше села. А вот в конце Центральной улицы, где сейчас стоит дом Виноградовых, стояла часовня, где священником был Мануйлов, который в 1938 году покинул село, и после его отъезда часовню снесли.
В тот же, 1938 год, началось массовое заселение села. В те времена госодударством велась политика коллективизации, и именно, следуя ей, в 1936 году был создан колхоз «Путь Сталина». В село начинают прибывать семьи, которые стали перевозить с собой дома и строить их вдоль Читинского тракта.
В 1939 году вышло постановление об освоении бурятских земель. Из Бурятии в Татарстан выезжали вербовщики и агитировали людей на переезд. Так в 1940 году в село прибыли семьи Муктаксимовых, Шакировых, Гилязовых, Сабирдзяновых, Садреевых. Прибывшим давали переселенческий билет, выделяли дом, скот, землю, ссуду на 10 лет. Переселенцы расселились не только в Старом Онохое, но и в других близлежащих селах.
А в начале сороковых годов в селе Усть-Брянь был расформирован колхоз, и люди оттуда, так же стали переезжать к Читинскому тракту.
Вот так, в селе уже насчитывалось около 60 домов. Население занималось овощеводством, земледелием, скотоводством. Трудовые будни сменялись праздниками… Причем, хочу заметить, что как и в те времена, так и сегодня в нашем селе прекрасно уживаются замечательные люди разных национальностей: русских, бурят и татар.
В 1936-1954 годах в селе была построена опытническая станция – госселекция, по выращиванию полевых культур. А основная масса мужского населения работала на сплаве и лесозаготовке. Во время войны сплав лег на хрупкие плечи женщин, которые выполняли трудную и опасную работу по сплаву. Им приходилось работать и холод и в зной. На левом берегу реки, была сплавная контора.
Хотя и распался совхоз «Эрхирик», в котором была задействована значительная часть населения, люди все равно нашли себе работу в поселке Онохой и городе Улан-Удэ. Сейчас народ в основном выживает собственным подворьем, стараются держать скот, а продукты продают на рынках поселка и города.
В 2005 году выбрали свою администрацию, восстановили фельдшерский пункт, Дом культуры, где проходят культурные мероприятия и занимается татарский ансамбль «Оккошлар», в котором задействованы и стар и млад села. По выходным проводят дискотеки для молодежи. Еще работает школа – девятилетка, есть два магазина, где все, как везде. В Старом Онохое работает несколько частных предпринимателей, занимающихся в основном деревообработкой и сельским хозяйством.
В 2007 году село Старый Онохой принял Республиканский Сабантуй. Праздник прошел очень весело и организованно, при стечении многочисленных гостей со всей республики и Татарстана. Празднуется Сабантуй в нашем селе с 2000 года в честь окончания весенних работ, начала лета. Сабантуй – это праздник плуга, праздника труда и общения. В празднике вся душа народа, его традиции и обычаи.
В последнее время администрация старается облагородить село, теперь осталось решить вопрос с занятостью населения. Учитывая трудолюбие и ответственность наших жителей, можно надеется, что село возродится. Ну а нам, молодому поколению, важно не оставаться равнодушными к делам наших земляков и самим стремиться улучшить наше будущее. И я верю, что у нас обязательно все получится, и мы вместе сделаем нашу малую родину лучше!
Комментарии