Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История основания села Верхний - Сутай

19 марта 2012
История основания села Верхний - Сутай

Заимка, принадлежащая Сластину Карпу Гордеевичу и его брату Сластину Трифону Гордеевичу, была началом основания села Верхний Сутай. Они были уроженцами села Большой Куналей Тарбагатайсокого района. Заимка существовала до 1924 года. Затем многие стали переселяться с села Большой Куналей в Заимку, на выделенные пашни выехали Кушнарев Дмитрий Романович – уставщик и Трифонов Иван Михайлович – кузнец.

 

Далее стали образовываться улицы. Первый дом в начале улицы «Таежная» был построен в 1925 году. Село состояло около 100-120 дворов. Жители заимки были в основном старообрядцы.

Старообрядцы – группа русского населения в силу ряда исторических причин, хорошо сохранившая до середины 20 века традиционный уклад жизни. Верхний- Сутай- семейское село даже сегодня может показаться «Путешествием в историю» - это прослеживается в самих людях в их говоре, одежде, а также в особенностях жилых построек, орудии труда и утвари. Старообрядцы в кратчайший срок освоили прежде бесплодные земли, научились выращивать на них рожь, пшеницу и ячмень. Их опыт возделывания земли стал образцом для других народов, проживающих в этих местах, в том числе и для коренных жителей- бурят.

В качестве наиболее характерного принципа планировки семейского селения Верхний- Сутай служило село Большой Куналей. Село состоит из двух улиц, расположенных по обе стороны горной речки. Развитие сельской традиционной застройки у семейских вдоль реки, объясняется, прежде всего возможностью использовать речную воду для полива огородных культур, для хозяйственных и домашних нужд.

Усадьбы в селе семейских обычно состояли из трех изолированных частей - переднего двора, скотного двора и огорода. На переднем дворе находился жилой комплекс: изба, горница, зимовье, амбар, завозня с погребами, навес для телег и саней. На скотном дворе сооружался хлев, стайки, сарай для лошадей, отдельный сеновал, тут же устроен «мерлок» - теплый хлев для свиней, стоят «комяги» - большие колоды из которых кормят и поят скот.

В основе планировки жилья лежала одна и та же мера – бревенчатая. Лес для строительства заготавливали в марте, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленное дерево при сушке не коробилось. Мартовское солнце пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы. Смолистое дерево меньше поддается гниению, наиболее прочнее и долговечнее.

Лиственница использовалась на первых трех венцах строения, она не боится сырой земли, тающего снега, служит надежной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающей потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. Из лиственницы изготовлялись желоба-водостоки, воротные столбы, строили бани и погреба. Весь основной сруб делали из сосновых бревен, более легких и теплых. Из сосновых плах настилали пол и потолок. Из ели выполняли конструктивные части кровли – «курицы». На крышу использовали пихтовник. Чистый и гладкий в обработке кедр шел на наличники, отделку избы и воротные полотна.

Внутри избы всегда чисто и опрятно. Пол застилается коврами – «кругами». Прежде всего при входе в помещение бросается в глаза передний угол, в котором устроено божница, заставленная иконами старинного письма, большей частью образами – Николая Угодника, Божьей Матери, Спасителя, Георгия Победоносца. Свои иконы семейские бережно хранили и хранят, по сей день, передавая их из поколения в поколение.

В доме, как правило, находится большая русская печь, опечек. Помещение перед печью – куть, часто отделялось «заборкой» - перегородкой из досок или было отделено занавеской. Печь не прилегает близко к боковой стене, там небольшое помещение – коридор «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда; перед печью расположен лаз в «подполье», где также хранилась часть посуды. Внизу вырыта яма для овощей, картофеля, моркови и прочего. В подполье также чисто и прибрано, там также хранятся кадушки, банки с соленьем.

В кути находится шкаф для посуды, стоит «самопрялка» и «швейка».

Дома два раза в год перед большими праздниками мыли снаружи снизу до верха. Расписаны ставни, наличники окон, фронтоны и ворота.

К детям у семейских родители относятся хорошо, любят и не стесняются большим количеством их («бог даст, куда их девать) ласково обращаются с ними, очень редко ругают. С раннего детства ребенок семейских имеет большую свободу: в заботах о хозяйстве некогда наблюдать за ним, и малыши остаются на попечении нянечек – своих старших сестренок. С 8-9 лет детей начинали приучать к работе. Мальчика отец брал с собой на работу, девочку учила мать вязать, прясть, ухаживать за огородом, а также следить за порядком в доме.

В народном быту у семейских широко было представлено шитье из лоскутов, как одно из традиционных видов народного творчества. Семейские женщины проявляли особое пристрастие к вышиванию, вышитым изделием «рушниками» украшен «передний» угол. Вышивали полотенца на зеркала и на божницы. К пасхе место возле икон украшали «подрушниками», вышивали шторы и наволочки. Подбирали нитки –зеленые, красные, черные и сами делали рисунки: обычно это был русский традиционный и украинский орнамент рушников, преимущественно растительного характера. Рушники делали красочными неповторимыми русскими швами «роспись» и «козлик».

Семейские умели работать от зари до зари и после зари, но это не означало, что они не знали отдыха, и отдыхать тоже умели.

Из фольклорного наследия, которое достаточно объемно, особенно прославилась семейская песня. Интерес к семейским песням обусловлен, несомненно, их древностью, а также тем, что они были пронесены через века и сохранены доныне. Музыкально одаренных среди семейских много. В нашем селе до настоящего времени живут мастера народного распева. Они поддерживают традиции своих родных мест, передают песенное богатство своим детям. Семейская песня живет, радует людей, дарит им утешение и духовную бодрость.

Во время Великой Отечественной Войны на фронт ушли 112 человек, вернулись 53 человека.

Нынешнее население с. Верхний Сутай составляет 77 человек. Основным видом деятельности является сельское хозяйство, т.е. в основном население занимается подсобным хозяйством.

Автор: Дарима80
Просмотров: 5857

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Ветераны тыла
20.03.2012
Верхний Сутай
Гимн Сутая
19.03.2012
Верхний Сутай
18.03.2012
Верхний Сутай
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -