В Бурятии одним из чудеснейших уголков является село Алцак Джидинского района. Село расположено в Юго-западной части района, в 78км. отрайонного центра села Петропавловка. В 340км. от столицы Бурятии города Улан – Удэ.
Необыкновеннаякрасота нашейместности – края зеленногомассива, соболиных гори чистыхродниковпоражаетвоображениегостей, носамое ценноев нем – этоего народ, сумевшийсохранитьи донестичерез века до наших днейсвоиобычаиитрадиции, живущийпо ним и святособлюдающий их. Внашемселе есть народныйфольклорныйансамбль« Дэбэсэнэм», которыйболее40летвноситсвоюлептувделовозрождениянациональнойкультуры,используя всвоейдеятельностиподлинные этнографическиематериалымузыкально – хореографическогоивокальногонаследия.
Фольклорный ансамбль«Дэбэснэм»был создан на базе Алцакского сельского Дома культуры в 1969 году. В 1968 году по инициативе Сабсаева Цыренжапа Раднаевича впервые после долгого забвения из старинныхсундуков были вытащены бесценные украшения татурга (женский головной убор изсеребра и кораллов), хэтэ хутаг (мужские чеканные изделия из серебра). С той поры и началась вторая жизнь этих украшений. Они массивные, тяжелые, под них подогнана концертная программа ансамбля.
Для быстрых зажигательных движений и песен они не подходят, поэтому в репертуаре – протяжные старинные песни. Представим себе мысленно выступление самодеятельного коллектива.… Открывается занавес. И в притихший зал на фоне звона серебра льются мягкие звуки лимбы – бурятского народного инструмента. Им вторит высокий женский голос. Мелодия древняя, как земля бурятская. В ней слышатся отголоски песен кочевников, раздолье бескрайних степей, ароматная – ганги… Мелодию поддерживают крепкие мужские голоса, вот так постепенно песня заполняет весь зал: «Дэбэсэнэм, дэбэсэнэм арачулаа, Дэбэсэнэм дээ торгыгоо…». Участники ансамбля поют так, как пели буряты, сто, двести и более лет назад. И это придает выступлению необыкновенную оригинальность исконно бурятского искусства.
Оригинальные старинные бурятские костюмы, которые передаются из поколения в поколение, большие серебряные украшения, нанизанные на серебряную нить. Коралловые украшения – у женщин, серебряные ножи, красочные пояса – у мужчин, все это создает оригинальность их выступлениям.
В то время с участниками ансамбля работали Доржиев Сергей Будаевич, заслуженный работник культуры РСФСР (хореограф), Дандаров Жамсаран Дармаевич (хормейстер). У истоков ансамбля стоят учителя старшего поколения:Сабсаев Цыренжап Раднаевич, Буянтуев Дондок Олзоевич, Банеева Нина Дамдиновна, Сабсаева Тамара Сосоровна, Батомункуева Долгор Очировна, а так же талантливые наши сельчане Зундуев Ж., Осоров Е.Ф., Самбуев Ц-Д. и другие.
Ансамбль «Дэбэснэм» выступал на сценах многих Европейских стран. Там пресса отмечала, что таких костюмов и старинных национальных украшений, пожалуй, нигде не найти, как только в бурятском селе. Красочная одежда, национальный колорит их выступления своеобразен и принес творческому коллективу широкую популярность. Ансамбль принимал участие во многих зональных и всероссийских фестивалях, конкурсах.
В 1976 году ансамбль принимал участие в республиканском смотре сельской художественной самодеятельности и стал лауреатом. В январе месяце 1977 года ансамбль выезжал на зональный смотр художественной самодеятельности в г. Иркутск, где становится лауреатом Всероссийского и 1 Всесоюзного смотра народного творчества. В июне 1978 года ансамбль участвовал на заключительном концерте 11 Всесоюзного смотра народной песни в г. Якутске. В январе 1980 года принимали участие в выступление по телевиденью. На многих представительных смотрах строгое жюри непременно отличало высокое мастерство, самобытный талант участников ансамбля.
В июне 1982 года ансамбль принял участие в фольклорном фестивале народного творчества стран социализма в Чехословацкой Социалистической республике. Одним из лучших в республике коллективов художественной самодеятельности справедливо считался фольклорный ансамбль «Дэбэснэм» - многократный лауреат зональных и всесоюзных конкурсов. Глубокое знание истоков устного поэтического и песенного народного творчества бурят, их танцевального искусства, использование ярких национальных костюмов, профессиональное мастерство участников ансамбля снискали ему популярность в народе, славу и известность. Не случайно решением Министерством культуры РСФСР ему было присвоено звание народного академического ансамбля.
В 1988 году ансамбль принял участие во Всесоюзном фестивалетворчества в г. Ашхабаде и стал дипломантом фестиваля
А в 1990 году ансамбль принял участие в международном фестивале «Голоса женщин России от Белого до Японского моря» во Франции.
В 2000 году(июль) ансамбль принял участие в фестивале «Голоса севера» в Польской народной республике в г. Гданьске.
АнсамбльнеоднократныйучастникМеждународногобурятскогонациональногофестиваля«Алтаргана»,фестиваля«Ночьёхора»и другихреспубликанскихирайонныхмероприятий.
На«Алтаргане - 2006»ансамбль показалсвадебныйобряд«Цайлалга»истал дипломантомфестиваля.
На «Алтаргане - 2008»ансамбльпоказал отправление охотниковна промысел, исполнениевсехбурятскихобрядов:подношение хозяевам подношениехозяевамгор с просьбойобудачнойохоте, ночуяукостра они, проводятгаданиенабараньейлопатке. Раноутром, услышавревсохатых, позвукуопределяютихвозраст. Выбравнаправление, вдругнатыкаютсянамедведя, смертельноранив зверя, ониподходят ктуше иублажаютдухзверя, говоря, чтоониневиноваты вегогибели, чтомедведь, видно, самсвалилсяскруч…Завершаетсядействие обрядом встречиудачливыхдобытчиков женщинамиспеснями, ёхором.
Ансамбльвыступилдостойно,получилдипломиденежныйприз.
Комментарии