Самым тяжелым следствием командно-административной системы сталинского типа стали массовые, необоснованные репрессии , широко развернувшиеся в 30-е годы прошлого века. В архиве Министерства безопасности Республики Бурятия/ КГБ/ хранится 11 тысяч дел на репрессированных.
Терпение крепких , работящих людей не безгранично ивспыхнула ярость возмущенных.
Восстание крестьян улуса Дырестуй произошло 30мая1931года.Участникамивосстания стали около 50 человек. Этот вооруженный протест был быстро подавлен.
Часть мятежных крестьян была арестована и репрессирована, некоторые скрылись в соседних районах, третьи бежали в Монголию.
Восстание послужило прекрасным поводом для расправы с зажиточными крестьянами и середняками, кто сопротивлялся коллективизации.
Выполняя распоряжения высшего руководства страны, часть кулаков расстреливали, остальных выселяли. Менее«опасных» выселяли не столь далеко, сгоняя с обжитых мест, более «опасных»- обязательно в «необжитые или малообжитые местности». Такой участи подверглись многие крестьянские семьи Дырестуйского улуса. Следствие по делам обвиняемыхкрестьян проводились поспешно, с нарушением процессуальных норм. Обвинения предъявлялись не на основе доказательств вины, а по принципу, раз кулак или середняк, значит виноват. Зачастую наказанию подвергались люди, сочувствующие восставшим. Расправившись с восставшими, сломили сопротивление оставшихся, которые волей-неволей записались в колхоз.
Следующий этап репрессии в нашем селе коснулся лам и хувараков Атаганского дацана. Служителей дацана обвинили в идейной поддержке восставших, это был повод для власти лишить людей духовной опоры.Наряду с другими дацанами, храмами был закрыт Атаганский дацан. Большинство лам репрессировано, оставшиеся выселены в отдаленные районы, за пределы республики. Дацан разграблен.
Репрессировали не только самих кулаков, но их семьи, не жалея детей и стариков. Их земли и имущество передавалиськолхозам.
Число пострадавших от этой политики точно неизвестно, по некоторым данным , оно составило не менее 5млн.человек. И среди них есть наши земляки, пострадавшие в 30-е годы.
ПРИМЕР: Рассказ внучки репрессированного в 1931г.Цыцыкова Жигжит Мансаруновича /уроженца улуса Жырестуй/ – Банзаракцаевой Цырен-Долгор Цыбик-Доржиевны, эту семейную историю ей рассказала тётя Дулма, дочь Цыцыкова Ж.М., так как самой Цырен-Долгор Цыбик-Доржиевне в то время было всего 2года.
Цыцыков Жигжит Мансарунович/ 1871г. рождения/ к 1930году был зажиточным человеком, имеющим несколько сот коров, овец и лошадей. Имел большую работящую семью из 10человек, из которых 8 детей/ 6 сыновей – Лубсама/1898г/, Цыбик-Доржи/1902г/, Ширап-Жалсан1907г/, Жамьян/1905г/, Доржи/ 1908г/, Бовулэ/1912г/ и двух дочерей – Норжима/1910г/ и Дулма/1914 /. После восстания дырестуйских крестьян в 1930г. против коллективизации, через год семья Цыцыковых была репрессирована.Всёимущество и скот были конфискованы, семья арестована и отправлена в ссылку. Забрали всех,
старых и молодых. Сначала семью отправили на подводахв Селендуму, оттуда на пароходе в Улан-Удэ.
Заключили в пересыльную тюрьму, затем посадили в товарные вагоны и отправили в Красноярский край. Высадили их на какой-то таежной станции вместе с такими же «врагами народа» и погнали в таёжную глубь. Жить стали в бараках. Взрослые работали на лесоповале; лес сплавляли по реке Енисей. Испытали голод, холод, мошкару, болезни- хотя прошло много лет с тех пор , воспоминания даются со слезами……
В Улан-Удэ их вернули в 1937г. или в 1938г.
Вернуться домой не разрешили, отправили на поселение в село Турку Прибайкальского района. Жили и работали там до 1945года. Мужчины во время войны ушли на фронт, некоторые скрылись в Монголии.Такие историивжизни нашего села не единичны.Принудительная коллективизация нанесла большой урон стране и её экономике. Многие из раскулаченных погибли в тюрьмах, в процессе переселения или на тяжелых работах.Была уничтожены наиболее трудолюбивые, предприимчивые селяне, – которые давали большую часть товарной продукции.
В эти годы чудовищно уничтожались церкви, дацаны, мечети.
Надругательство над верой нанесли огромный нравственный ущерб, разорвали связь поколений.
Комментарии