Жизнь той или иной территории не начинается с указов об установлении административных границ и не заканчивается ими. Она связана миллиардами нитей с прошедшими веками, с живыми народами, с настоящим и будущим.
«Прибайкалье» - это гораздо больше, чем территория, премыкающая к великому озеру Байкал. Влияние Байкала – это притягательная и животворящая сила, которая воздействует на людей, заставляя их преобразовывать дремучую природу в удобную для жительства местность. «Прибайкалье» - это, прежде всего, сами жители, создавшие этот удивительный, процветающий уголок Республики Бурятия на берегу озера Байкал. Именно они, жители «Прибайкалья», их труд сохранили этот чудный уголок природы – Байкал, бриллиант в обрамлении изумрудов лесов.
Моя Ильинка – история села
Живу с открытою душою,
Друзей встречаю хлебом-солью…
Делюсь и радостью, и болью
С тобой, как с матерью родной…
Сибирь ветрами прожигала.
Хотя судьба меня ломала,
Зато в Ильинке есть мой след.
Всю жизнь в долгу перед тобой.
Щади меня и верь, как сыну.
Тебя в беде я не покину,
Была бы только ты со мной.
Александр Пахомов
Край родной «Прибайкалье»
Прибайкалье на протяжении тысяч лет было территорией, на которой пересекались миграционные потоки с востока на запад, с запада на восток и с севера на юг.
Племена тюркоязычных, монголоязычных, тунгусоязычных народов не просто проходили, но и оседали на долгие столетия на данной земле, оставляя после себя памятники культуры и истории. Все мы обогатим историю родного Прибайкальского края.
На рубеже нового века и тысячелетия Прибайкальский район отметил свой 70-летний юбилей со дня образования его как административной единицы. За короткий исторический период произошли значительные перемены как в жизни населения, так и в народном хозяйстве. Из района с кустарным производством, десятками сельхозартелей и единоличников он превратился в индустриально-аграрный. Заводы, комплексы, предприятия транспорта и строительства, курорт и санаторий – сегодняшняя действительность района. Уроженцы Прибайкалья работают на всей территории нашей великой России: от Тихого океана до Балтики, от льдов Севера до пустынь юга. Они стали инженерами, геологами, директорами предприятий, учёными, военными. Они занимают высокие должности и остаются рядовыми великой страны. Они всюду несут с собой частичку нашей земли, природы, они несут и память о Байкале, передавая остальному миру невидимую силу нашей Родины – Прибайкалья.
Жизнь той или иной территории не начинается с указов об установлении административных границ и не заканчивается ими. Она связана миллиардами нитей с прошедшими веками, с живыми народами, с настоящим и будущим.
«Прибайкалье» - это гораздо больше, чем территория, премыкающая к великому озеру Байкал. Влияние Байкала – это притягательная и животворящая сила, которая воздействует на людей, заставляя их преобразовывать дремучую природу в удобную для жительства местность. «Прибайкалье» - это, прежде всего, сами жители, создавшие этот удивительный, процветающий уголок Республики Бурятия на берегу озера Байкал. Именно они, жители «Прибайкалья», их труд сохранили этот чудный уголок природы – Байкал, бриллиант в обрамлении изумрудов лесов, так в своей книге «Прибайкалье» сказали Александр и Надежда Затеевы.
Моё село – Ильинка
Первые исторические сведения о населённых пунктах на месте современного посёлка Ильинка относятся к 1675 г. «Село возникло как заимка селенгинских казаков в конце 1660-х и потому долгое время носило другое название – «Большая заимка». Первые пашни в Забайкалье возникли в районе Ильинской слободы в 50-х годах XVII века».
В записках Н. Спафария за 1675 год отмечено: «хлеба пашут много». Уже в 1675 г. поселение считалось «слободой», а это значит, что там уже была какая-то церквушка, хотя официально церковь построена в 1689 г. В некоторых документах село называется «Ильинской заимкой». Данное название свидетельствует о производственной специализации, ведь «заимка» - это временное, обособленное жильё, хутор, летник и т. д. для выполнения работ: пастьбы, сенокошения, пахоты, отдалённое от основного жилья. «Слобода» - это прежде всего промысловая специализация свободных жителей поселения. В отношении Ильинки в XVII-XIX вв. – это извоз. «Слобода» это также и некий административный центр с часовней, церковью.
Для того, чтобы была возможность зафиксировать большое количество пашни, нужно главное условие – наличие этой пашни. В условиях Прибайкалья это, большей частью, пашни, освоенные из-под леса. Для того, чтобы их было много, нужны годы, десятилетия. Под 1675 годом имеется запись, что в Ильинке было 20 дворов. Таким образом, это подтверждает, что земли по рекам Итанцы и Селенги начали осваиваться за три десятка лет до дат, зафиксированных в документах. 1646 год – год создания поста (поселения) в устье р. Итанцы, зимовья. Следовательно, ильинское поселение (заимка, слобода, острог, деревня, посад) являлось специализированным, функциональным, производственным (хлебопашество, заготовка сена) участком Итанцинского зимовья и было создано одновременно с ним. Само положение Ильинки на главном тракте (Московском) предопределило развитие главного её промысла – извоза. С каждым годом тракт Иркутск – Верхнеудинск – Кяхта (Монголия, Китай) представлял всё больше грузов для перевозок.
Расширение долины Селенги у Ильинки давало возможность увеличивать хлебные запашки, а обилие рыбы в Селенге позволяло развивать рыбный промысел.
Строительство монастыря в 4-х верстах от Ильинки придало поселению определённую ауру.
В связи с усложнением военной ситуации в Забайкалье в 1688 г. в Ильинске строится Ильинский острог. Полк московских стрельцов построил острог около Ильинской слободы. Острог стоял рядом со Слободой. 26 января 1688 г. иркутский воевода А. Синявин в «отписке» окольничьему Ф. А. Головину просит о присылке пороха и свинца в Ильинскую слободу. По всем сибирским городам и острогам производится набор промышленных, торговых и гулящих людей, посылаемых в Ильинскую слободу в формирующийся там полк Ф. И. Скрипицына. Уже к концу 1688 г. царскому послу Ф. Г. Головину удалось набрать 2000 человек и с этим отрядом окончательно разбить осаждавших остроги монголов и навсегда отбить атаки на Забайкалье. В 1689 г. Ф Г. Головину удалось заключить с Китаем Нерчинский договор и определить границу, разделившую обе империи на три столетия.
Заключение договора внесло свои коррективы в жизнь Ильинского острога. Как военное сооружение он потерял своё значение. Люди, набранные в полк Скрипицына, после разгрома монголов и спада военной напряжённости стали расселятся в Забайкалье, в том числе и остались и в Ильинском остроге. В 1696 г. казаки Ильинского острога участвовали в мятеже против Иркутского воеводы. Причина – «воровство» осторожного начальства: невыплата денежного и кормового довольствия, мздоимство чиновников. Более двух сотен казаков переплыли Байкал и участвовали в штурме Иркутского острога.
В 1716 г. Лоренц Ланг, проезжая по Московскому тракту, отметил на месте Ильинки «Большую заимку» (острог), а через 20 лет (1735-1736 гг.) Миллер отметил, что в Ильинке 75 дворов.
В 1735 г. ильинский казак Е. Ловцов совершил поездку на оз. Котокель, а затем съездил до Туркинских горячих вод. Его именем названа речушка, впадающая в реку Селенгу – р. Ловцовая, находящаяся в восточной стороне села Ильинка.
В 1775 г. в Ильинской слободе по «ревизской скаске» числилось 1279 ревизских душ, и это было наибольшее количество населения среди острогов Забайкалья. Однако под 1807 г. в Ильинке числится 39 дворов с население 227 душ обоего пола. Возможно, Ильинский острог, Ильинская слобода, Ильинка в XVII-XIX вв. как населённые пункты стояли раздельно и учёт вёлся раздельно. На основе с. Ильинка существовало отдельное Ильинское общество.
В 1800 г. по новому административному делению в Ильинке создаёться Ильинская волость Селенгинского дистрикта Удинской провинции. Территория Ильинской волости была обширна. В неё входила часть Прибайкалья, Кударинская степь и часть Кабанского района. Но в 1807 г., по просьбе жителей волости, волостное правление переводится в Кабанск. Название же «Ильинская» за волостью сохраняется до1882г. в 1882 г. ввиду проводимой реформы принимается «Положение», по которому волость разделяется на Кабанскую и Троицкую с центром в с. Троицк. Однако в быту название волости «Ильинская» сохранялось до 1895 г.
Извоз как промысел имел значительные объёмы. В «Ведомостях об извозной промышленности за 1844 год», которые хранятся в архиве РБ по делам Ильинского волостного правления, отмечается, что «извозом купеческих кладей занимается население изо всех селений Ильинской волости, на тракте и вдали лежащих». Из общего количества пудов соли – 36459 перевезено в Читу и Верхнеудинск от Байкала 29550 пудов – крестьянами Ильинской волости.
В 1854 г. историк Ю. Гагмейстер, отмечая неблагополучные условия для хлебопашества в Ильинской волости, заметил, что крестьянство этих мест «преимущественно питается промыслами», «промышляют извозом» и производят много овса, который продают перевозчикам». Это сказалось на специфике местного сельхозпроизводства. В 20-30-х годах XIX в. овёс составлял 33 % всех культур. В 1848 г. овёс и ячмень составляли вместе около 52 % сбора яровых.
В середине XIX века в Ильинской волости было 14 хлебных магазинов, к которым было приписано 4834 души.
В XIX веке вокруг Ильинского острога стали возникать «кожевенные фабрики» немалым числом. В Забайкалье покупались и продавались кожи разных сортов: низкосортные – «дублёные», мякотные, дублёные подошвенные, а также высшие сорта – юфтевые, выделанные на чистом дёгте. После устройства почтовой службы в Ильинке устраивается почтовая станция, которая впоследствии переводится в Татаурово. С середины XIX века и появлением пароходов жители Ильинской слободы стали заниматься продажей дров. Не остались жители Ильинки в стороне и во время строительства железной дороги. Они работали на стройке, а потом – на обслуживании железной дороги. Около Ильинки устраивается разъезд «Лесовозный».
После революции село Ильинка получает новое развитие. На окраине села, в сосновом бору, строится Детский тубсанаторий. На горячих водах источника «Питателевский» Минздрав республики и предприятия города Улан-Удэ строят санатории и дома отдыха. Но главным фактором развития села стал Селенгинский лесозавод треста «Бурятмонголлес», который начал строится в 1926 г. К нему от разъезда проводится железнодорожная ветка.
Селенгинский лесозавод со временем развился до крупного предприятия – «Селенгинской лесоперевалочной базы» с 1200-1400 работниками. Для лесобазы создаётся Селенгинский ОРС, строятся жильё, детсады, столовые, школа. В селе создаётся Дом быта, кинотеатр «Зенит», сберкасса, аптека, ДК, кафе и прочее. Развитие лесопереработки на лесобазе такого уровня, что от неё отделилась «мебельная фабрика». Лесобаза вела масштабное строительство жилья: посёлок лесобазы поглотил бывшее село Ильинское.
Жители Ильинки в годы ВОВ участвовали в боях, из 315 человек 74 погибли. В 2002 г. были живы 43 ветерана.
В Ильинке имеются почтовое отделение, отделение полиции, филиалы суда и прокуратуры.
Первая школа в п. Ильинка построена ранее 1900 г. Церковь построена в 1689 г., в 1800 – каменная. В годы «богоборчества» церковь была полностью разрушена. В настоящее время Ильинская Богоявленская церковь действует, но восстановить её в прежнем состоянии пока не удалось.
Ильинцы помнят о своих земляках: Алксендре Пахомове – поэте, Михаиле Мельчакове – авторе романа «Свежун», Мельчакове Юрии Михайловиче – полковнике, зам. Министра МВД РБ.
Я очень горд, что известный и уважаемый человек нашего села Мельчаков Юрий Михайлович, является ещё и дедушкой моей 3-летней сестры Елизаветы Лейнвебер. Мы будем равняться на лучших, оставим свой след в истории села добрыми делами и достижениями. Наше село будет ЖИТЬ.
Как и родоначальница нашего рода, моя бабушка Лейнвебер Нина Даниловна тоже мечтала быть педагогом и после окончания Баянгольской средней школы, Закаменского района поступила в педучилище № 1 г. Улан-Удэ. Окончив училище 1 июля 1971 года по направлению Министерства образования приехала работать в Ильинскую среднюю школу, где проработала 35 лет, до выхода на пенсию. Она отличник народного просвещения, ветеран труда.
В 1971 г. 10 августа Нина Даниловна вышла замуж за немца Лейнвебер Фёдора Ивановича (21.05.1950), который до сих пор работает на лесобазе. Мой дед был и крановщиком, и электриком на предприятии, а сейчас, в свои 61 год он капитан Ильинского парома, ветеран труда.
В село Ильинка в 1971 году мои бабушка и дедушка приехали молодой семьёй, которой было всего 6 дней, т. к. они поженились 10.08.1971 г., а на работу бабушка вышла 16.08.1971 г. Село Ильинка стало их семьёй, работой, вообщем – ЖИЗНЬЮ.
В семье Лейнвебер родились дочери Маргарита(21.04.1980), Лидия(04.09.1981) и сын Данил(11.03.1985).
Моя мама Маргарита и тётя Лидия продолжили учительскую династию, окончив Бурятский Государственный Университет. Мама работает в той же школе учителем начальных классов, где проработала много лет моя любимая бабушка. А тётя и дядя уехали покорять Москву, но при любой возможности едут домой, В ИЛЬИНКУ.
12.04.2001 года родился я, Артур, а 30.06.2008 года родилась моя сестрёнка Елизавета. ИЛЬИНКА наша РОДИНА!
Комментарии