Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Казачество на территории Нижнеторейского сельского поселения

17 марта 2012

В  июле  2012  года  в  Джидинском  районе  будет  проходить  4-ый  казачий  круг. В  18-веке  были  созданы  казачьи  караулы, станицы. Были  такие  караулы  в  сёлах  Хулдат, Шартыкей.. Многие  жители  из  сеа  Хулдат  и  Горохон  переехали  к  нам  на  жительство. Потомки  хулдатских  казаков, проживающие  в  селе  Нижний  Торей, оставили  свои  воспоминания  Нижнеторейской  сельской  библиотеке


Из  воспоминаний  Москвитина  Фёдора  Васильевича.
 
В  1727  году Саввой  Рагузинским  подписан  Буринский  договор  между  Монголией  и  Россией. Были  созданы  караулы  по  10-20-30-40  дворов. Построено  зимовье. Казаки  Джидинские  пришли  с  Дона. В  1695  году  основана  станица  Харацай  и  от  неё – караулы - Цакир, Хамней, Хулдат, Желтура,  Боций  и  др. Расстояние  между  караулами  2-5  суток  езды  на  лошадях. Граница  караулами  охранялась  до  1727  года. 1727 езды
 
Казачьи  фамилии : Тугариновы, Полютовы, Якимовы, Москвитины, Федосеевы, Базаровы, Цыдыповы, Переушины.
 
Москвитиных  в  Хулдате  было  5  родов- Сергеевские, Лаврентия  Романовича, Атамановы, Семена  и…
 
Москвитин  Роман  прибыл  с  двумя  братьями  в  Бурятию, один  из  которых  поселился  в  Кяхтинском  районе  в  селе  Тамир, а  другой – в  Модонкуле  Закаменского  района. Они  прибыли  сюда  после  заключения  договора  с  Китаем, когда  была  установлена  граница.  В  Хулдате  был  установлен  пост  казачий. Граница  проходила  по  реке  Джиде, и  образовалось  маленькое  поселение. Вместе  все  поселились  роды  - Москвитиных, Тугариновых ( Егор  Иванович, Никон  Тугаринов, Михаил  Устинович) и др.
 
Охраняли  границу  за  бесплатный  надел  земли. Были  пастбища, пашни, сенокосы. Землю  делили  по  мужчинам. С  рождения  готовили  к  служению  в  казачестве: оружие, коня, обмундирование ( летнее  и  зимнее). И  постепенно  изучали  военное  дело. Атаман  села  готовил  к  службе. Станица  была  в  Харацае. Они  подчинялись  ему. Молодые  казаки, достигшие  совершеннолетия  ( 18  лет) несли  государственную  действительную  службу  в  войсках. После  прохождения  службы  возвращались возвращались  домой,  и  занимались  сельским  хозяйством, но  несли  государственную  службу  по  охране  границы  на  своём  участке. Но  в  случае  военных  действий, они  призывались  все.
 
Романа  Москвитина    дети – Павел, Роман, Осип,  Лаврентий, Трифон  и  Поликарп  служили  действительную  службу. Служил  один  в  Порт – Артуре, а  Поликарп ( самый  младший) воевал  на  войне  1914  года. Он  был  награждён  двумя  Георгиевскими  крестами. Лаврентий  Романович  женился  в  городе  Артёме, привёз  жену  в  Хулдат. А  сын  Лаврентия  Романовича, Василий  Лаврентьевич  в  1910  году ( до  революции)  вместе  со  своими  земляками  проходили  действительную  службу  в  Верхнеудинске, на  Батарейке.  Перед  разгромом  царской  армии  молодые  люди   получили  отпуск  и  приехали  домой. Начала  устанавливаться  Советская  власть. Началась  Семёновская  кампания. Хулдатские  казаки  были  мобилизованы мобилизованы  Семёновым  и  увезены  в  Монголию. Позднее, когда  Семёновцы  начали  уходить  на  Восток, Хулдатские  казаки  решили  возвращаться  домой  разными  путями. Беженцев  Семёновцы  вылавливали  и  расстреливали. Среди  окружённых  и  приговорённых  к  расстрелу  оказался  и  Москвитин  Василий  Лаврентьевич.Его  вместе  с14-ью  воинами  нагнали  возле  села  Тамир  и  по  чистой  случайности, получив  двойное  ранение  в  правую  грудь, он  остался  жив. После  этого, родственники  из  Тамира  его  тайно  переправили  в  Хулдат, где  свирепствовали  белогвардейцы – каратели  во  главе  с  латышом  Лютером. Семья  тайно  его  выхаживала  и  лечила. В  селе  Лютер  держал  власть, жестоко  обращался  с  людьми, если  кто – то  не  снял  шапку, не  поклонился  ему, то  быстро  и  жестоко  наказывали  нагайками. После  установления  Советской  власти, Василий  Лаврентьевич  вступил  в  колхоз. В  царской  армии  он  отслужил  7  лет. С  начала  1941  года  был  призван  в  вооруженные  силы  и  служил  во  внутренних  войсках ( охрана  заключённых) сначала  в  городе  Закаменске, Инкуре, а  затем – в  Норильске  ( до  1948  года). После  демобилизации  работал  в  колхозе  имени  Калинина  Торейского  района. Выполнял  разные  сельскохозяйственные  работы, но  больше  плотничал

( строительные  работы, производство  сель.хоз . инвентаря – вилы, грабли, телеги, сани. Вырастил  5  детей – 4  мальчика ( Николай, Иван, Алексей, Василий)   и  1  девочку( Екатерину). Старший  сын  Василий – фронтовик.
 
У  Лаврентия  Романовича  было  2  жены. Первая  жена  утонула  и  осталось  2-е  детей – Наталья, Василий. Лаврентий  Романович  женился  во  2-ой  раз. Иван  Лаврентьевич, младший  брат  Василия  Лаврентьевича, был  наследником, имел  хозяйство, но  попал  под  раскулачивание  и  был  сослан  в  Колобки  ( Иволгинский  или  Селенгинский  район). Откуда  неоднократно  сбегал  и  в  результате  таких  побегов  был  осужден  и  направлен  в  Бамлагерь ( Строительство  БАМА) После  окончания  срока, он  получил  специальность  шофёра  и  его  направили  на  работу  в  Закаменск  на  Джидокомбинат, где  он  работал  шофёром  по  перевозке  вольфрамового  концентрата  на  станцию  Джиду, до  окончания  Великой  Отечественной  войны. Так  и  шофёром  проработал  30  лет.
 
- обращается  Тугаринов  Николай  Иннокентьевич  из  Иркутска. У  наших  деда – Тугаринова  Глеба  Даниловича ( 1880 года  рождения)  и  бабушки – Анастасии  Родионовны ( 1882 года  рождения) было  8  детей – пять  сыновей  и  три  дочери.  Внук  его – Тугаринов  Николай  Дмитриевич  живёт  в  селе  Нижний  Торей( он  долгое  время  работал  шофёром  на  скорой  помощи  в  больнице).
 
Дед  наш – потомственный  забайкальский  казак. В  1938  году  был  репрессирован  только  за  то, что  не  пожелал  вступить  в  колхоз,  и  был  осуждён  на  10  лет  по  статье  58, ч.2. Отбывал  свой  срок - в  знаменитом  Краслаге, где  трудился  на  валке  леса. В  1943  году  в  возрасте  63  лет  он  там  умер. Чтобы  потомки  знали  свои  корни, гордились  тем, что  они – частица  могучего  рода – племени.
 
Устный рассказ -  воспоминание Морозова Василия Григорьевича
 
(1910 года  рождения  с. Шартыкей) о казаках:
 
«В 1934 году был я, помню, на съезде казаков. Нас понабрали, - это меня, да еще одного. Отсюда на конях до Березовки мы ехали в казачьей форме. Все помню. Старик-то я давнишний. Казаки-то там красиво че ездили, пели хорошо. В руках у каждого плетки. Форма – клинок, лампасы. Старикам-то отцам, ох че, раньше тяжко было у кого 2-3 парня. Отцам ихним  нужно было денег много, чтобы сыновьям купить одежду и коней. Вот такое было дело.» (Записано в июле 1998 года).
 
Казаки  Соколовы
 
Прадед Соколовых  был казаком из России и примерно в 1850-1860 годы нес службу в селе Харацай на заставе. Его жена была местной женщиной, но их имена до нашего времени стерлись из памяти внуков. Из их семьи известно только о двух их сыновьях Василии и Борисе, хотя семейство по рассказам было большим.
 
У Василия и его жены Евдокии было 7 детей, сыновья: Григорий, Поликарп ,Терентий, Георгий, Сергей. Дочерей: Евдокия и Ефросинья.

Сыновья принимали участие в Великой Отечественной войне, но никаких записей кроме Поликарпа нигде нет.
 
Члены  народной  казачьей  дружины  при  Нижнеторейской  сельской  администрации  на  1  марта  2012  год.
 
1.Тугаринов  Александр  Семёнович.
 
2. Поломошнов  Сергей  Георгиевич.
 
3.Гилязов  Алексей  Хамитович.
 
4.Кречетов  Иван  Николаевич.
 
5.Михайлов  Василий  Николаевич.
 
6.Соколов  Владимир  Иванович.
 
7.Гилязов  Матвей  Махмутович.
 
8.Тугаринов  Юрий  Иванович.
 
9.Щербаков  Виктор  Васильевич.
 
10.Грыдин  Константин  Ильич.
 
11.Дроздов  Вячеслав  Борисович.
 
12.Мельников  Леонид  Владимирович.
 
13.Мельников  Владимир  Дмитриевич.
 
14.Филиппов  Пётр  Николаевич.
 
15.Егоров  Александр  Николаевич.
 
Поэзия  местных  авторов  о  казаках

Семёнова  Л.К.


 
Джидинским  казакам.
 
Будем  жить! Будем  петь! Будем  ждать!
 
За  любимых  и  близких  людей
 
Бокал  полный  до  дна  выпивать,
 
За  погибших, ушедших  друзей
 
Будем  больно  и  скорбно  молчать,
 
И  за  них, не  успевших  сказать,
 
Будем  жить, будем  петь, будем  ждать…
 
Золочёных  крестов  купола
 
Над  Россией – бессмертья  венец.
 
А  святые  для  сердца  слова:
 
« Отче  наш – наш  единый  Отец»-
 
Боль  с  рождения  в  сердце  влила,
 
И  ваяла  крестов  купола,
 
Золочёных  крестов  купола…
 
 От  погибших  за  веру  привет,
 
И  как  символ  грядущих  веков,
 
Оберег  от  нечаянных  бед-
 
Свет  сияющих  куполов!
 
И
И  звонит, и  звонит  Благовест,
 
Растворяясь  в  душе  и  мольбе,
 
И  плывёт  по  земле  как  завет:
 
От  погибших  за  веру  привет.
 
Будем  жить! Будем  петь! Будем  ждать!
 
Верой, правдой  и  честью  служить.
 
Если  надо, то  будем  страдать,
 
И  безмерно  всем  сердцем  любить.
 
Чтобы  вишня  росла  и  цвела,
 
Чтоб  Россия  жила  и  была,
 
Да  святятся  над  ней  купола!
 
Золоченых  крестов  купола…
 
 
В  мае  2008  года  в  Нижнеторейском  доме  культуры  прошло  мероприятие , посвященное  казачьему  роду  Федосеевых. Многие  из  этого  рода  были  казаками  в  селе  Хулдат.. В  данное  время  молодое  поколение  рода  Федосеевых  создали  казачий  ансамбль  « Черемушки»  и  выступают  с  казачьими  песнями  в  сёлах  Джидинского  района  и  даже  за  его  пределами..     

 
Морозова  Тамара  Семёновна
 
С  песней  по  жизни.
 
 
Представители  Федосеевского  рода
 
Музыкально  одарённые  от  природы.
 
Песню  в  семье  слышат  с  детства
 
И  никуда  от  неё  не  деться.
 
Песня  в  воздухе  витает,
 
Всюду  их  сопровождает,
 
Песенку  мурлычут  на  ходу.
 
А  сойдутся  вместе
 
Да  как  грянут  песню-
 
То – то  будет  слышно  за  версту.
 
Выросли  парни,
 
У  всех  свои  дела.
 
Но  увлечённость  песней
 
В  ансамбль  их  привела.
 
Сами  играют, сами  поют.
 
Люди  охотно  их  слышать  идут.
 
Федосеевы  с  песней
 
По  жизни  шагают.
 
Выросли  дети, внуки  подрастают.
 
Все  связаны  с  песней  незримо.
 
Как  это  необходимо!
 
Духовная  связь  с  годами  не  рвётся,
 
Другим  поколениям  передаётся. 

Автор: t.lamyxina.
Просмотров: 6510

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -