Красивое старинное село Верхний Жирим расположено в живописной впадине, окруженной горнами отрогами, в 80 км от г. Улан – Удэ и 30 км к юго – западу от районного центра с. Тарбагатай
Есть село среди гор
С добрым гордым названьем Жирим
Здесь, кто жил и живет,
Мы всегда восхищаемся им,
Потому что оно
Пораскинулось очень красиво.
Но, а люди живут
И здоровы, и дружны на диво.
Красивое старинное село Верхний Жирим расположено в живописной впадине, окруженной горнами отрогами, в 80 км от г. Улан – Удэ и 30 км к юго – западу от районного центра с. Тарбагатай.
Село имеет второе разговорное название «Шариха», основал её кто – то из Шариных. Эта фамилия нередко встречается в архивных документах и в исторической литературе. Так в Национальном архиве Республики Бурятия и исповедной росписи Тарбагатайской Зосимо – Саввативской церкви за 1758 год находим семью ясашнего Ивана Иванова сына Шарина, 38 лет, жена ево Ирина Александровна, 27 лет, дети их Константин, 8 лет, Иван, 3 лет. (НАРБ. Ф. 207, оп.1,д.1616, л.5)
Из работы А.П. Васильева «Забайкальские казаки», узнаем, что Шарин был селенгинским дворянином и был назначен Иваном Якобием штаб – офицером и инструктором формируемого нерегулярного войска. Он был командирован в бурятские улусы с целью привлечения бурят для несения пограничной службы распределения их по полкам. Селенгинские буряты записывались в полки добровольно. Желающих записаться в полки было много, но записывали только тех, кто не имел недоимки ясака, и к тому же исключительно конные, оставляя бесконных ясачными. (Васильев А.П. 1916, т.II, с.181 – 182).
А нам известно, что в Забайкалье люди такого статуса или звания имели свои родовые гнезда, свои заимки с домовым строением. Не исключено, что в районе Верхнего Жирима ему принадлежали какие – то угодья. Не случайно же сохранялось название Шарин луг. А село Верхний Жирим имело другое, первоночальное название Шариха или Шарихинское до 1883 г.
Фамилия Шарина встречается и в работах Вл. Гирченко, которого автор называет толмачем, т.е. переводчиком, который мог поселить группу старообрядцев в этих местах, возможно, на своей заимке.
При поселении семейских деревня названа Чиримской, причем, их две части. В одной поселены старообрядцы, признающие священство, в другой – беспоповцы, беспоповщина. Поселили их сначала в разных селениях Тарбагатайского ведомства. Потом перевели на речку Чирим. Чирим, или Жирим, в переводе с бурятского означает «седельная подпруга». (Болонев Ф.Ф. Сокровище земли Тарбагатайской).
В словаре Элиасова Л.Е. «Русские говоры Забайкалья» слово «жирим» переводится как «седельная подпруга, обшитая тканью»: «привязал коня, ослабил жирим и зашел в дом, Тарбагатай. В гору ехать, пришлось подтянуть жирим». Когда ехали из Верхнеудинска или Тарбагатая перед Харабчином (название местности) ослабляли жирим, а проезжая подтягивали. Отсюда и название Верхний Жирим. Слово «жирим» является трансформацией бурятского «жэрэм», что обозначает «подпруга». «Улам жэрэмээ тайлажа»… (Толковый словарь бурятского языка. 1992 г).
Слова жирим проникла в речь старообрядцев в процессах способов хозяйствования из – за особенности расположение села, здесь пролегал конный тракт в Тугнуйские степи и этот атрибут упряжи был зачастую востребован.
В начале XX века село имело 60 дворов. Из них 7 хозяйств зажиточных крестьян – кулаков, 13 хозяйств середняков, остальные бедняки. Правил селомстароста, сотский и десятский. Десятский нес полицейскую службу. Все они выбирались на сельском сходе из зажиточных семей. Кроме этого была еще одна должность – десятник, который избирался из бедняков. В его обязанности входило собирать народ на сход, а также вызывать крестьян. Сход собирался для решения важных дел. На нем обязаны были присутствовать только мужчины. Сходом руководил староста.
Писарь писал протокол и решение схода. Сход был всегда направлен на выгоду «богачей», если же кто из бедного населения пытался опровергнуть «власть имущих», тот подлежал жестокому наказанию. Староста, сотский и десятский ездили в село Барыкино – Ключи, где было волостное правление и церковь. В церкви они принимали присягу на верность царю. В начале века стояла Иннокентьевская церковь, которую строили жители сел Харитонова, Хандагатая, Барыкино, Барыкино – Ключей, Верхнего Жирима. В 1908 году в село приехал поп Барыкино – Ключей с предложением постройки школы, но староверы отказались. В 1911 году поп опять навестил село и с тем же вопросом, староверы также отвергли его предложение. Но тем не менее старообрядцы обучали своих детей церковно – славянской грамоте: часовнику и псалтырю. Их обучал человек, знающий церковно – славянскую грамоту. Обучение было направлено на группу мальчиков (8 – 10 человек), осуществлялось поочередно.
В 1917 году по селу разнесся слух о свержении временного правительства и установления Советской власти. После официального уведомления народ собрался на митинг. В селе были созданы Советы.
В 1918 году в стране разразилась Гражданская война. В селе стали создаваться первые комсомольские ячейки. Первыми комсомольцами были Иван Павлович Рандин, Михаил Савельевич Дорофеев, Михаил Гаврилович Русин, Ефросинья Ивановна Ошуркова, в комсомольской ячейке к тому времени состояло 13 человек, комсомольцы проводили собрания, говорили о раскулачивании, о том, чем можно помочь Советской власти, вели пропагандистскую и агитационную работу среди населения.
Часто в село приезжали семеновцы и устраивали погромы, тогда коммунисты и комсомольцы скрывались от них, прятались в лесах.
Вместо народной власти, белобандиты образовали свои земские учреждения, во главе которых стояли кулаки. Это было время жестокого террора. Для создания партизанских отрядов велась агитационная работа.
Коммунисты Петр Иванович Девятов, Иван Ивлеевич Емельянов, Павел Куприянович Китаев проводили небольшие собрания, за организацию которого существовала такая мера наказания как расстрел, а за участие – 50 плетей. Но, несмотря на такие угрозы, агитаторы звали народ на вооруженную борьбу.
Активными участниками партизанского движения за Советскую власть в Забайкалье являлисьУльян Иванович Ефремов, Семен Яковлевич Серков, Петр Михайлович Асташов, Савелий Антонович Китаев, Иуда Антонович Китаев, Трофим Тимофеевич Емельянов и другие.
В 1923 году в частном доме Трофима Тимофеевича Емельянова былаоткрыта первая начальная Верхнежиримская школа. Первыми учителями были Семен Иванович Штенников, Варвара Иннокентьевна Вторушина, Василий Степанович Брянский. А семилетнее образование получали вшколе крестьянской молодежи (ШКМ) в Барыкино – Ключах. Директором ШКМ был Казаков В.В. учителя Сивухин И.Ш., Кальсин Е.В. При ШКМ было большое хозяйство: лошади, коровы, свиньи, кролики. Ученики учились, а после занятий работали.
Уже с 20 – х гг. в селе устанавливается советский порядок. Начинают создаваться коммуны. Существовало три коммуны: коммуна имени Дзержинского, коммуна имени Урицкого и коммуна имени Менжинского. Председателем первой коммуны сначала был Михаил Матвеевич Русин, но позже ею стал руководить Петр Иванович Девятов. В эту коммуну входило 12 хозяйств. Коммуной имени Урицкого руководил Леон Ивлеевич Емельянов, а третьей – Павел Куприянович Китаев. С 1930 гг. начинается строительство колхозов. Первые колхозы служили примером новой жизни для крестьян. Впоследствии, в 1935 году все три артели объединились в колхоз имени Дзержинского, председателем которого был избран коммунист Девятов П.И., а в 1937 году председателем колхоза стал Рандин И.П.
В это жевремя начался процесс раскулачивания. В результате репрессий народ стал испытывать страх, неуверенность в завтрашнем дне,готовность слепо поддерживать генеральную линию партии, доносы, всеобщая подозрительность, поиск вредителей стало нормой. Десятки семей в нашем селе постигло горе, шел процесс раскулачивания. Фамилии тех, кто был раскулачен: Васильев И.П., Дорофеев Л.С., Емельянов Д.И.. Емельянов И.В., Емельянов П.Р., Китаев В.В., Русин И.М., Трифонов И.Ф., Трифонов М.Л., Трифонов Н.И., Трифонов Ф.Л.,Александр Фадеевич Трифонов был расстрелян органами НКВД в 1938 году.
В период с 1935 по 1940 гг. произошли изменения в селе Верхний Жирим. В 1935 году построенаи открыта новая школа (в настоящее времянаходитсяврачебная амбулатория). С 1935 – 1936 гг село получило телефонную связь, в каждом доме были установлены радиоточки; построены новый клуб, магазин, колхозная контора, детские ясли.
В 1938 г. начинается организация МТС (Машино - тракторная станция). Первым директором был Грудинин Т.М., в этом же году создается женская тракторная бригада(с. В. Жирима, Барикино, Куйтуна, Б. Куналея). Бригаде передали 3 трактора ХТС (колесный), 1 трактор У-2 (колесный), 1 трактор НАТИ (гусеничный) и плуги, сеялки, 2 бороны.Первыми на селе трактористками стали Ксения Павловна Китаева, Елена Петровна Емельянова, Александра Петровна Девятова.
МТС коренным образом изменила облик села. Стали работать курсы трактористов и комбайнеров. Молодежь получала возможность стать квалифицированными механизаторами. В 1940 г открыт фельдшерский пункт.
Вечером 22 июня 1941 года была объявлена мобилизация старших возрастов, а на утро в Тарбагатайский РВК стали отправлять мобилизованных. По селу раздались слезы женщин и детей. Из семей уходили кормильцы, лучшие работники. На фронт из села ушло 106 человек. Первая похоронка пришла 29 октября 1941 года на Степана Кузьмича Асташова, который погиб в Московской области в деревне Кузовлево. Не пришли с полей войны 49 односельчан, из которых 16 числится как без вести пропавшие, 57 фронтовиков вернулось в родное село.
В честь войнам – землякам, погибшим на фрондах Великой Отечественной, в центре села, около Дома Культуры поставлен памятник в 1969 году.
В 1948 году 13 подростков тружеников военного тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг». К их числу относятся Вера Евдокимовна Дорофеева, Устинья Яковлева Трифонова, Семен Иннокентьевич Клементьев и другие.
В апреле 1957 года произошло объединение двух колхозов: «Путь Ленина» (Барыкина – Ключи) и имени Дзержинского в один колхоз «Советская Россия», председателем которого был назначен Самуил Иудович Дорофеев.
Комментарии