Моя малая родина- с.Алан. Чем же знаменита моя родина? Конечно же, замечательными людьми. А главной гордостью нашего села является Анинский дацан.
Глава I
Из истории Анинского дацана.
1.1. Хроника строительства Анинского дацана.
С историей каменного Анинского дацана связано много легенд, сохранившихся в памяти местных жителей. Так, летом 1992г. информатор Дымбрылов Доржи-Палан Дымбрылович сообщил: «Дамба ноен был богатым среди бурят, изначально он начал строить церковь, а затем передумал, впоследствии его жена Шойжит-Хатан завершила переделку церкви под дацан». Другой информатор Ригден Цыбикдоржиев, который в 80-е годы рассказал корреспонденту газеты «Удинская новь» о том, что в свои молодые годы он слышал, как Агинский бурят Бадмаев, личный лекарь царя, начинал строить дацан, как христианскую церковь, где собирался крестить своих хоринцев. Но дела у него не пошли, а после того, как подняли второй этаж, вообще строительство заглохло. Не смог, приглашенный издалека литейный мастер, по каким-то причинам отлить колокол. А позже Дамба-Дугар- ноен достроил начатое Бадмаевым, но уже как дацан.
Краеведом Харитоновым В.А. обнаружены архивные документы, указывающие на то, что для строительства бурятских дацанов часто приглашали русских мастеров, так по «особливому договору» 1818 года- Иркутские цеховые Теплых и Домнин, а с другой стороны- главный тайша Хоринских родов Дымпил Галсанов, заключили контракт о строительстве каменного Кундуйского дацана.
Эти два примера, связанные с историей строительства каменного здания, объясняют особенности архитектурного облика дацана. Безусловно, и то, что первыми строителями Анинского каменного дацана были русские мастеровые, которые привнесли черты православных храмов в облик Анинского дацана. Анинский дацан, среди известных дацанов, был первым, выполненным в камне.
В начале XX века Анинский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма- цокчен-дацана и 12 дуганов, не включая храмовые хозяйственные и служебные постройки.
В первой четверти XIX века Анинский дацан представлял собой квадратный в плане двухэтажный приплюснутый куб, покрытый каменной усеченной пирамидой, завернувшейся двухъярусным фонариком. Кроме большого купольного свода, по углам здания возвышались 4 кирпичных башенки. В центральный объем здания с четырех сторон света врезались одноэтажные выступающие объемы, сходные с пристроем. Над южным выступом возвышалась башня высотою в 12 саженей, напоминающая колокольню. Через ее нижний ярус входили в главный храм, а по винтовой лестнице поднимались на второй этаж. В левом и правом выступах также имелись входы, к которым вели лестницы, а в северном- по традиции располагался алтарь. Эти объемы, покрытые шатровыми крышами, заканчивались такими же двухъярусными фонариками. Перекрытия первого и второго этажей опирались на 30 колонн, поставленных в шесть рядов. Здание опоясывалось террасой на каменных сводах, которая повторяла конфигурацию плана. Вокруг второго этажа шел балкон. «Сооружая храм, - как пишет Минерт Л.К., - строители добились замечательного результата: они без предварительного опыта и аналогий в зодчестве Забайкалья возвели громадный каменный пирамидальный шатер с размерами сторон примерно 8 саженей и высотою 5 саженей».
По докладной записке А.Позднеева, который работал с архивом дацана в 1909г., следует, что «здание названного дацана было возведено из камня и покрыто железною крышею в 1808г. и что вскоре после сего стены этого здания под тяжестью этой кровли лопнули и дали трещины, а засим некоторые места железа разошлись и разорвались, по сему в дождевое время в дацане через его крышу постоянно струилась вода. Однако здание продолжало существовать и ламы признали, что в нем, возможно, было отправлять хуралы еще в течение 50 с лишним лет».
В 1862г. в районе дацана произошло землетрясение, что повлекло за собой трещины на задней стене здания, а 1 августа 1864г. «в Ане случилась страшная буря, она во многих местах сорвала железные листы с крыши дацана, оторвала тесовую обшивку с деревянной лестницы дацана и совершенно сняла с кровли деревянный мезонин дацана, - чем привела, писалось в дацанском архиве того времени,- в совершенно невозможный вид и положение». Это событие, по-видимому, послужило одной из главных причин реконструкции дацана, другой же причиной могло быть то, что внешний вид здания, напоминающий церковь, уже не устраивал иерархов дацана.
В 1865г. в течение года в дацане был произведен ремонт, но основная реконструкция здания затянулась на пятилетие. При весьма рациональном сохранении каменных конструкций здания дацана получило совершенно новый архитектурный облик. Снесли до уровня первого этажа южную башню и башенки на остальных выступах, вместо карниза первый и второй этажи получили широкие темные фризы с непременными элементами храма буддийской архитектуры дисками - толи. Перед всеми тремя входами устроили портики с массивными колоннами - их архитектурным продолжением, на втором этаже сделали двухколонные портики со всех четырех сторон. Вместо каменного шатра второй этаж закончили плоским перекрытием, на который поставлен третий - сакральный этаж в виде павильона с небольшими портиками со всех четырех сторон. Сооружение получило отчетливо выраженное ярусное членение с пирамидальным силуэтом. В каждом случае уменьшение следующего этажа использовано для устройства кругового ритуального обхода. Павильон был покрыт четырехскатной железной крышей с понятыми углами. Центр крыши занимал священный символ «ганджир», вертикаль которого зримо закрепляла ось центрической композиции здания.
В 1898г. прихожане Анинского дацана приняли решение о расширении храма за счет пристройки. 24 февраля 1898г. они «составили приговор о том, что дацан вместимостью своею далеко не соответствует действительной. А потому постановили: не возводя особого здания, сделать для помещения богомольцев, к существующему дацану с южной стороны деревянную на каменном фундаменте пристройку, размером вдоль 12 сажень и в ширину 10 сажень. Так как работа по постройке будет производиться местными мастерами и плотниками, то сумма потребную на эту постройку определить не более в 2тыс. рублей, у коих 1 тыс. безвозвратно ассигновать из имеющихся на лицо собственных средств дацана, а другую тысячу рублей добровольно пожертвуют… почетные инородцы и зажиточные буряты: выборный Чимыт Бадмаев, зайсан Радна Намсараев, Сандан Бадмаев, Дондуп Жан Намсараев, Хардай Цыренов, Цырен Бадмаев, Бадма Бадуев, Чойвон Бадмаев, Гончик Намсараев по сто рублей.»
По данным информатора Мигжитова Р.Б., необходимость в пристрое появилась у Анинского дацана, когда дацан приобрел «1000 Будд благих времен». И, таким образом, созрела идея расширить не только соборный храм, но и основную ее часть- алтарь. Строительство пристроя было закончено в 1899г., новый объем расположился впереди главного фасада здания, примыкая к его южному выступу с главным входом. Стены деревянного сруба на высоком бутовом цоколе были гладко обшиты досками и побелены, что придавало вид каменных. В восточной и западной стенах было по шесть попарно сгруппированных окон, к южной стене примыкал четырех колонный портик. Широкая лестница вела к трем главным дверям входа. В целом пристрой нового здания свидетельствовал о возросших возможностях Анинского дацана.
1.2. Утраченные дуганы Анинского дацана.
С самого начала становления Анинского дацана по плану в задней части двора размещались два небольших храма Курдуна (Хурдунай сумэ) и Докшитов, а затем появились два других- Дэмчика и Аюши. Остальные дуганы располагались за пределами забора.
Джуд-дацан или Хурдунай сумэ, или сумэ Дэмчок относится к числу утраченных зданий. Время постройки этого сумэ колеблется между двумя датами: 1822 и 1824гг. Это сумэ просуществовало в комплексе Анинского дацана свыше 60 лет и речь не могла уже идти об исправлении дугана, так как здание к тому времени пришло в ветхость. Строительство нового сумэ Хурдэ датировано 1885 годом, этим же годом произошла трансформация сумэ Хурдэ в Джуд дуган, одновременно, с открытием школы Джуд, где «тантризм изучали по системе… джуд- мад лхасской традиции.» Здесь особо следует отметить, что среди джудских школ бурятских дацанов, только в Анинской школе Джуд была «бродячая школа- гонуд».
Как сказал информатор Цымнилов Р.Ц., инициатором открытия бродячей школы- гонуд при Джуд- дацане был Гушик-лама Агван Доржиев, что сыграла немаловажную роль в утверждении и уважении к этой школе. В школе –гонуд служили ламы из 5 хоринских дацанов. Служили «хату-тарин хурал», что дословно переводиться как «сложная, тяжелая мантра» свыше 100 лам, которые в течение года по ходу солнца должны были по дацанам проходить круг пешком. Службу гонуд-ламы начинали до восхода солнца, ночевали в хурдунэй сумэ в сидячем положении, имели право в сутки только один раз питаться, не снимали одежду в течении месяца. В эту школу попадали только сильные духом и телом ламы, так как многие ламы боялись жесткой дисциплины и аскетического образа жизни.
Здание в настоящее время полностью утрачено.
Дуйнхор-дуган. Первоначальная постройка датируется 1811г., хотя в книге Н.Кириллова указывается 1829г. Несмотря на разночтения, известно, что в 1878г. анинцы получили разрешение на ремонт здания, которое было посвящено тантрийскому Будде Дуйнхор, в молебствиях, обращаемых в этом сумэ к бурхану Дуйнхор, выражались молитвенные благопожелания, чтобы в будущей своей жизни, молящиеся возродились в блженном царстве Шамбала.
В бурятских дацанах сумэ Дуйнхор было немногочислен, в семи дацанах: Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Анинском, Зугалайском и Хужиртайском проводился Цам Дуйнхор.
Содержание Цама, «заключается в представлении грозных божеств и гениев- покровителей буддизма, а также в изображении их борьбы за буддийскую церковь…»
В тридцатые годы здание было разобрано и вывезено в Хоринск, где располагался до 70-х годов районный военкомат.
Манба дуган. (Сумэ Оточи) основан в начале века, располагался в северо-восточном углу ограды Цокчен-дацана. Архивных источников по строительству на данный период необнаружено, кроме описания алтаря на 1916 год: «кумирия Оточи, как посвященная богу врачевания, сумэ Оточи, где проходили занятия и хуралы имела названия Манба дугана или Манбын сумэ от имени Будды Манлы, в честь которого он обыкновенно строился и , который почитался покровителем медицины, … имеет своими основными кумирами медные изваяния бурхана Манлы и 7 основных учеников его. На жертвенном столе перед этими бурханами, в качестве жертвоприношений насыпаны и разложены лекарственные растения и травы, курительные свечи, книги и всякого рода жертвы». По данным информатора Мигжитова Р.Б., первыми учителями медицинской школы Анинского дацана были ламы из Цугольского и Ацагатского дацанов, здесь ежедневно читался хурал бога Оточи, по определенным дням проводилось служение, именуемая «Ихе Оточи» (Большой хурал Оточи бурхан).
Чойра-дуган (сумэ Аюши) относится также к числу утраченных зданий, первоначальная постройка, по данным А.М.Позднеева, датируется 1811г., по данным П.Кириллова- 1830г. Несмотря на разночтения даты строительства сумэ Аюши, имеем сведения, что в 1878г. сумэ пришло в ветхость и анинцы возбудили ходатайство о ремонте названного дацана, с пояснениями, что не имеют план здания. На что Иркутский губернатор разрешил демонтаж сумэ Аюши без планов, не озаботившись же составлением их в ту пору. Официальной датой основания школы цаннита в Анинском дацане считается 1858г. Появлением школы цаннита свидетельствовало о высоком степени подготовленности бурятского духовенства и , в частности, лам анинского дацана. Усиленное развитие этой школы и ведение в практику цаннит-хурала побудило анинских лам к строительству надлежащего просторного помещения. В январе 1880г. ширетуй Анинского дацана Жамбаев спешно отправляет к забайкальскому губернатору телеграмму о том, что «сумэ бурхану Аюши от ветхости и сильного ветра сильно повреждено, так что угрожает падением. В виду экстренности опасности от падения решаюсь ходатайствовать перед вашим превосходительством разрешить разобрать это сумэ». Разрешение на подписью генерала Педашенко извещало: «поручаю объявить ширетую Анинского дацана Жамбаеву, что на разобрание сумэ Аюши препятствий не имею». Далее, по сведениям А.М.Позднеева, анинцы решили прибегнуть к очередной хитрости. Отстроив громадный каменный дуган шириною в 8 сажень, длиною в 12 сажень, анинцы представляют Сандана Намжилова, который якобы жертвует это здание Анинскому дацану на предмет устройства в нем кумирии. Здание было разобрано в 30-х годах, был снесен второй этаж, служебные постройки вывезены. До начала 90-х годов первый этаж здания использовался под конюшню колхоза с. Алан.
В 1915г. по инициативе Агвана Доржиева на самой северной стороне комплекса было возведено еще одно здание, предназначенное для второй школы цаннит- дацана (Мункэ маани сумэ). Если в первом здании Чойра- дугана учились буддийской философии хувараки, то во втором здании собирались ламы из разных дацанов, желающие пополнить свои знания, поучаствовать в диспутах, продолжить обучения трактатов по богословню, философии, логике, этике и т.д. Цаннит- ламы, причисленные ко второй группе, проводили время в чтении и составлении выписок из различных сочинений, изучали различные толкования и комментарии по отдельным интересующим их вопросам, производили сличения текстов. Изучали они, по словам Цымнилова Р.Ц., «илэрхэй аймак саба», после чего они знали не только точный смысл писаний, но и держали в своих руках таинственные силы управления природой. Многие ламы этой школы в дальнейшем пополняли состав «бродячей школы» гонуд лам.
В конце 30-х годов здание было разобрано.
Майдари дуган. Культ бодхисаттвы Майдари, почитавшего как Грядущий Будда, имел широкое распространение в забайкалье, поэтому каждый дацан старался приобрести статую Майдари и 1000 будд. В архивеГМИРиА хранится написанная современниками история возведения большого Майдари Анинского дацана, повествующая о том, что в 1891г. путешествующий цесаревич- будущий Государь НиколайII- посетил Бурятию. Ламы испросили у него разрешения построить в Анинском дацане «великого Майдари в 80 локтей» ростом. Анинцы вначале мечтали возвести его из дерева, но потом решено было делать из меди с позолотой. Весной 1896г. шесть представителей Анинского дацана, в числе которых был и художникЧимитдорж, и мастер по меди и золоту Цыден-зураг, взяв собранные народом деньги, выехали из Анинского дацана через реку Ургу в знаменитый своими мастерами Долоннор. Заказ на отливку бурхана он был принят в мастерской Юнке-Ин-Тун-Жан, где обещали закончить работы к 22 дню последнего осеннего месяца того же года. Цена за великого Майдари была назначена в 30 тыс. лан серебра.
Как правило, когда изображение божества собиралось в целое, то существовала определенная система заполнения полой статуи, куда входили семена растений, курительные свечи, благовония и пр. В голову клали 9 различных предметов, в горло- 1, а в грудь-20, куда входили священные книги Ганджур 108 томов и маний, в туловище 19 предметов, в нижнюю ее часть-11, в подставку-6. Также в число пологаемых вещей входил и «пелден»- вещество в форме белых круглых пилюль, почитаемая как святыня, выходящее из тела Будды. В скульптуру Анинского Майдари, по рукописи, перечень которой занимает несколько страниц, было вложено: в ушинину на голове Майдари вложили 100тыс. священных книг и свертков, а в грудь- части одежды священных, принадлежавших первым воплощениям Панчен-богдо, Далай- ламы, Джебзун- дамбы хутухты и т.д. В этом перечне значатся колоссальное количество книг и предметов священного почитания из Тибета, Индии, Монголии. Собирали статую бурхана «во избежание его осквернения, работавшие в нем в специальных светло-желтых одеждах, соблюдали строгое воздержание (не ели мяса и лука, только молочное, не курили и не нюхали табак и т.д.)».
По свидетельству бывшего хуварака Анинского дацана Мигжитова Рабдана Базаровича, скульптуру Майдари собирали китайские мастера из Долоннора, свыше 10 человек, руководил ими бурятский лама Очирэ Сандак. По материалам экспедиции 1927г. Р.Мэрдыгеева, П. Дамбинова «Майдар Анинского дацана представлял из себя гигантскую статую с изображением будущего будды в сидячем положении. Высота Майдари 5 саженей и 2 аршина. Одно ухо этой громадины не меньше роста взрослого человека в натуральную величину. Анинский Майдари считается по величине самым большим из всех Майдаров, имеющихся в дацанах бурят-монголов».
Не долгий срок в истории Анинского дацана был отведен уникальной скульптуре Майдари и одноименному храму. На втором этапе национализации и внедрения декрета об отделении церкви от государства, в апреле 1936г. комиссией по ликвидации Анинского дацана был составлен акт о разборке скульптуры под предлогом, что «внутри находится холодное и огнестрельное оружие» и есть «секретная дверь сидения Майдари-бурхана». «Мы, комиссия, … проверив эту дверь… нашли следующее: 1. Огнестрельное и холодное оружие-106 шт. 2. Золото царской чеканки. 3. Серебро царское. 4. Шелковые материалы. По ходу изложенного, комиссия считает, что ламы Анинского дацана, скрыли оружие и
предметы, имели стремление восстать против Советской власти и что это обстоятельство сигнализирует против действительного закона Советской власти. Постановили: все оружие без исключения сдать в РО НКВД, а остальное имущество запечатать в дугане сургучной печатью, с опечатыванием двери и сдать председателю и сторожам Будаеву и Чимытову в принятие на хранение».
Сумэ было разобрано в конце 1939- начале 1940 годов, в разборке его местные жители не участвовали. Они верили в Грядущего Будду, приход Майтрейн.
Барай–сумэ (типография, печатия). Развитие философской, медицинской, тантрийской школ, внедрение буддийских религиозных обычаев в быт населения обусловили необходимость снабжения духовенства и верующих предметами культа- богословский литературой, скульптурными и живописными изображениями божеств и т.д. И в 1880г. по ходатайству цугольских лам Хамбо-ламы Цугольскому дацану и нескольким другим дацанам, в том числе и Анинскому, было разрешено «печатание книг».
Здание печатии находилось в северо-западном направлении от цокчен-дацана.
1.3. Субурганы.
В комплексе Анинского дацана в свое время было возведено 26 субарганов, 4 из которых стояло за пределами комплекса, расположенные по 4 сторонам света. Все субурганы были связаны со значительными событиями дацана или в ознаменование каких-либо событий, но время их возведения по архивным данным не выявлено, так как на сооружение субургана не требовалось специального разрешения русского правительства.
Субурган, стоящий на северо-восточном углу был сооружен на месте первого деревянного храма1811г. На восточной стороне цокчен дацана в 1904г. во время русско-японской войны был воздвигнут субурган «Зугдул Намжилма». Именно в это время подобные субурганы воздвигаются во многих бурятских дацанах.
4 субургана, стоящие по углам ограды цокчен дацана, по –видимому, несли охранный смысл. Из воспоминаний Батуевой Лхамы Гуруевны, старейшей жительницы с.Алан: «В суровые 30-ые годы все субурганы были уничтожены. На сегодняшний день восстановлены 20 субурганов. 6 субурганов были восстановлены жителями с.Ульдурга Еравнинского района. 3 из них восстановлены под руководством Бадмы γбгэна, а еще 3 – под предводительством шэрээтэ Анинского дацана Дамба ламы. На северной стороне комплекса, в 70-80-ые годы, усилиями жителей с.Алан, вновь обрели новую жизнь 9 субурганов». Информатор Мижитов Р.Б. сказал, что передний субурган был сооружен в честь первого ширетуя дацана, а остальные 8 в честь последующих ширетуев.
На северо-западной стороне сохранилось еще 5 субарганов, значение которых на сегодняшний день не выявлено.Каждую весну я и мои друзья вместе с жителями села, ездим в Анинский дацан убирать территорию дацана, белить субурганы. Мне очень отрадно, что таким образом вношу частичку себя в сохранении нашего национального достояния, которому веками поклонялись мои предки.
Глава II
Ламы Анинского дацана
2.1. Настоятели Анинского дацана.
Дацан быстро процветал. В 1840г. при дацане числилось около восьмисот лам. Из среды лам Анинского дацана вышло немало ученых лам, которые сыграли немалую роль в становлении авторитета дацана среди верующих. В истории Анинского дацана настоятелями были весьма просвещенные священнослужители, которые знали не только каноны буддизма, но и хорошо разбирались в психологии верующих и, к тому же, умели лечить больных не только от физических недугов, но и душевных болезней. В наше время таких лам не столь уж много. Из воспоминаний Ринчиновой Сэсэгмы Будаевны, жительницы с.Алан: « По рассказам стариков в 1909г. в Анинском дацане служили ламы умеющие летать». Очевидцем этого уникального явления был дедушка Нимацыреновой Ц-Х.Г. Лхасаранов Дашибалдан Шойбонович. В то время ему было 4 года.
В книге Б-Д.Гасаранова «Анаа нютагай урданай ба мγнөөнэй тγγхэ»говорится, что в Анинском дацане до его разрушения было 14 шэрээтэ лам. Первым настоятелем храма стал многоуважаемый Дандар Хара-Нохойн. А после Тγбөөшын Шоймпол, Малын Шираб, Тγмэрэй Лубсан-Дагба, уроженец Кижинги Барын лама, уроженец с. Галтай Мухар-Шибирского района Намжилай Галдан. Седьмым шэрээтэ был Дэлэгэй лама (Байсын-γбэрэй ), который умер в возрасте 60-ти лет. После него настоятелем дацана стал уроженец с. Байсын-γбэр Аюшын Галдан до 1893г. Следующим настоятелем стал Дагба-Жалсан Содбын с. Ульдарга, который умер рано в возрасте 56 лет. Затем настоятелем становится Захарай лама (Шираб-Нимбу), знавший наизусть буддийскую книгу «Алтан гэрэл». После смерти Захарай ламы настоятелем выдвинут Лайдабай Намжил из Селенги. Затем он уехал в свою родину. Лайдабай ламбагай хорошо знал искусство врачевания. В трудное время Советской власти друг за другом настоятелями Анинского дацана были Шагдарай Доржо, Ширабай Дамби-Нима, Дэмшэгэй лама из Алана, последний настоятель до разрушения Анинского дацана.
После открытия нового Анинского дацана в ноябре 1991г., первым настоятелем был назначен жодче лама Баяр Очиров. Затем в январе 1992 году, по настоянию Пандито Хамбо ламы Мунко Цыбикова, настоятелем назначается Баяр Аханаев, уроженец с.Хоринск.
Затем настоятелями становятся Нима-Цырен Бодиев из Кижинги, Дамба Сультимов из Еравны, Батар Цыдыпов, Мунко Цыремпилов, Бадмажап Цыренжапов. На сегодняшний день настоятель Анинского дацана Еши-Легцок Дарижапов, который много сил уделяет возрождению Анинского дацана.
2.2. Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов – ученик Анинского дацана.
В Анинском дацане получили знания и продолжили свою учебу множество известных лам, в их числе – XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов.
Перерожденец I Пандито Хамбо Ламы Дамба-Доржо Заяева, первого главы буддийской церкви России, XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов родился в 1852г. в местности Улзы Добо. Рано лишившись родителей, он около пяти лет пас овец у Батобазаровых Ринчин и Надмит в местности Ошор-булаг. С детства отличался целеустремленным и независимым характером. В 15 лет Даша-Доржо поступил в Анинский дацан, находящийся в трехстах километрах от его родных мест, и двадцать с лишним лет постигал здесь учение Будды. Прошел полный курс обучения – знал старомонгольский язык, санскрит, изучал тибетскую письменность, буддийскую философию. Успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился как ученый монах.
В тревоге за будущее Этигэлэй Хамбо оставил послание своему народу. 15 июня 1927г. XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов в состоянии медитации ушел в Нирвану.
По преданию, уходя из жизни, Даша-Доржо Итигэлов завещал своим ученикам: «через тридцать лет откройте саркофаг и посмотрите на меня». Он знал, что увидят его ученики, и специально к этому готовился. Учитель после своей смерти намеревался своим нетленным телом доказать, что учение буддизма есть истина и люди должны следовать ему, несмотря ни на что.
Следуя духовному завещанию в 1955г. группа лам под руководством Хамбо-ламы Дармаева пришла к месту захоронения своего учителя. Все это происходило тайно – религиозные убеждения в то время были не в почете. Ламы вскрыли захоронение, убедились, что тело находится в полной сохранности, сменили саркофаг и соль, в которых находилось тело. Это было первое вскрытие. Второе произошло спустя почти полвека.
И вот 10 сентября 2002г. саркофаг торжественно ввезли на территорию Иволгинского дацана. 11 сентября в присутствии судмедэкспертов саркофаг был вскрыт. Увиденное повергло всех в шок. Тело за 75 лет осталось нетленным. Самое невероятное, что оно специально не подвергалось мумификации. Хорошо различимы даже черты лица.
В дни больших хуралов тело Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова выносят на поклонение верующим. В один из таких дней я побывала в Иволгинском дацане и поклонилась нетленному телу Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлова. Выйдя из дацана, некоторые верующие говорят, что Пандито Хамбо Лама им улыбнулся или плакал.
В буддийских писаниях говорится, что поклонение праху великого йогина, кем был при жизни Даша-Доржо Итигэлов, есть благодеяние и способствует избавлению от влияния зловредных сил, очищению кармы и следующему благому перерождению. Так что все жители Бурятии: и буддисты, и не буддисты – стали свидетелями появления новой религиозной святыни огромного значения.
Я в двойне рада тому, что Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Итигэлов постигал учение Будды именно в нашем Анинском дацане.
Комментарии