Никонова Аня Ученица 8 «б» класса
Руководитель: Грыдина Татьяна Ивановна.
1.Зарождение образования в селе
Наше село было основано в 1789 году. До революции на территории аймака работало две церковно-приходских школы для русских. Одна из них была в нашем селе. Развитие образования в нашем селе шло с церкви, которая образовалась 4 января 1871 года и сгорела в 1931 году со всем имуществом по неизвестной причине. При церкви была церковно-приходская школа, образованная 15 февраля 1886 года, в этой школе в одном классе учились 3 года. Образование длилось в течение 6 лет. Со 2-го года изучали такие предметы как старославянский язык по церковным книгам, «Закон Божий», «Чисослов» и Евангелие». Обучали учащихся письму и счету. Для того времени это были самые грамотные люди на селе. Здание церкви находилось по ул. Советской (ныне ул. Андрея Мельникова). Сейчас там стоит старое здание почты – купеческое здание.
В селе, кроме церковно-приходской школы, была и светская школа. Она появилась в 20-е годы, когда в нашем селе была образована коммуна «Авангард» в 1923 году. У грамотных членов коммуны зародилась мысль учить молодежь грамоте. Один из коммунаров Алексеев Еремей Кузьмич организовал школу. Школой служило помещение – зимовье. Преподавали в этой школе Алексеев Роман Даниилович и Алексеев Еремей Кузьмич. Затем они организовали «Ликбез» (ликвидацию безграмотности), учили грамоте молодых и старых. В 1924 году в селе действовал детский приют, где жили сироты и дети из многодетных и бедных семей. Заведующим был Крючков.
2. Школа колхозной молодежи
В 1930 году была создана школа-семилетка, единственная в Селенгинском районе «Школа колхозной молодежи». Первый выпуск ШКМ был в 1932 году. Занятия проходили в разных зданиях. Было много общежитий, так как в школе учились ребята из разных районов Бурятии. Первыми учителями были Браун Мария Андреевна, Браун Эдуард Мартынович, Кривоножкина Зоя Андреевна. В 1935 году – Черняк Иван Павлович, Запорожец Владимир Николаевич – директор школы, Костик Нина Ефимовна. Экспозиция школьного музея располагает подлинной фотографией учеников ШКМ, где хорошо сохранилась на обратной стороне печать школы, в Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ) на экскурсии. Из воспоминаний Труневой Анисьи Елизаровны, которая участвовала в этой поездке: «Учеников было много, спрос на учебу строгий. В основном учились мальчики, девочек было мало». Из воспоминаний Ломухина Василия Павловича: «Изучали все трактора. В 1939 году, закончив семилетку, уехал в Петропавловку, где закончил Среднюю школу. На начало было 16 человек, закончили 10 человек, из них одна девушка».
О профессиональной подготовке учителей 30-х годов говорит документ «Характеристика на учителя Торейской школы Красикова Степана Прокопьевича». Красиков Степан Прокопьевич с 1892 года рождения. Беспартийный, по происхождению крестьянин. Является преподавателем труда. Педагогический стаж 4 года. За время преподавания показал себя как хорошего специалиста, ремесленника. Как преподаватель подготовлен недостаточно. Малограмотный, самостоятельно планировать не может. В общественной работе участвует. Является председателем совета Торейской школы.
Из документа мы узнаем, что он в 30-е годы малограмотный, а в 20-е грамотный, даже учитель в 20-е годы. Ремесленник. Нужна профессиональная подготовка в 30-е годы. Так как Красиков Степан Прокопьевич 1892 года рождения, то мы приходим к выводу, что образование в селе началось в конце 19 века.
В 30-е годы учителями в основном работали приезжие.
3. Школа 40-х годов.
В годы ВОВ школа находилась на месте здания сельской Администрации по ул. Советской (ныне А.Мельникова). В 1942 году школа горела, но не вся, а один кабинет. В остальных продолжали учиться.
«До войны коллектив учителей был большой. Работать было радостно, но вот грянула война и нарушила все наши планы, и убила радость» (Из воспоминаний Труневой А.Е.).
В войну организовывали комсомольско-молодежные «фронтовые» бригады. В школе была организована агитационная бригада под руководством Надежды Яковлевны Савельевой.
В войну было очень трудно: вся школа ходила на сбор колосков, ходили по домам, собирали золу для удобрения полей. Но до обеда шли занятия. Тетрадей и учебников, как таковых не было. Писали на газетах между строчками. Писали обыкновенными перьями, так как ручки были не у всех. Вместо чернил использовали сок свеклы, сажу. Для учителей было отведено поле в Кундуе, вечером они ходили жать хлеб.
В 1942 году во время летних каникул в школе был создан отряд из тридцати человек, разделенный на звенья. Каждый из его членов на период полевых работ решил выработать по 75 трудодней и выполнить норму выработки на 150 %, активно участвовать в массовой и политической работе, выпускать стенгазету, быть бдительным и зорким».
По окончанию лета в газете «Стахановец» была заметка о том что «Хорошо работает на полевых работах бригада Нижнеторейской неполной школы, под руководством учительницы Нины Петровны Клевцовой. В бригаде 26 учащихся, они выработали 602 трудодня». В этой же газете отмечается, что «хорошо работают на колхозных полях учащиеся Нижнеторейской школы. В течение лета в колхозах «Ворошилова», «Кирова», «Авангард» выработали 3745 трудодней. В 1942 году в республике проходил сбор средств на строительство эскадрильи боевых самолетов. Активное участие в сборе приняли ученики и учителя Нижнеторейской неполной школы. Учащиеся собрали наличными 1146 рублей, восемь учителей школы собрали 1220 рублей, а сторож Савельев Филипп внес свой заработок за месяц.
По итогам 1943-1944 учебных годов отмечается работа учителей Вершининой и Савельевой, добившихся «замечательных показателей по обучению и воспитанию детей».
4. Школа послевоенного времени
В деревне, несмотря на послевоенные трудности, большое внимание уделялось просвещению. В Нижнем Торее сразу же после войны семилетка была образована в среднюю школу. Строительство средней школы было одной из самых первых послевоенных построек. Здание школы запущено в эксплуатацию в 1951 году. Строители были из села Нижний Бургалтай (Пансанов Дамба Пагбаевич). Стройка шла ударными темпами. Это было деревянное двухэтажное здание с печным отоплением, кабинетной системой обучения, с новым оборудованием. Для населения Торея это было чудо. Лес был подобран одного размера, его специально пропускали через кольцо. Обучение проводилось в две, три смены. Третья смена вечерняя школа. В школе сложился дружный, работоспособный коллектив, который возглавлял длительное время Ермолай Михайлович Баранников. Среди учителей того времени можно отметить Батышеву (Францкевич) Елену Михайловну – ей одной из первых учителей было присвоено звание «Заслуженной учительницы», И.М. Брянского, Олзоева, А.С.Федотову.
На январском совещании 1948 года при обсуждении доклада «О мерах борьбы с второгодничеством» говорилось, что учителя Нижнеторейской средней школы Е.М. Францкевич и А.С. Федотова благодаря … «умелой постановке учебной, воспитательной, постоянной, повседневной творческой работы, добиваются прочных действенных знаний учащихся».
Из молодых учителей особым уважением пользовался Шулунов Владимир Ефимович – учитель математики. Этот человек был не только учителем, но и другом детворы. Он играл почти на всех музыкальных инструментах, хорошо пел, танцевал, участвовал во всех мероприятиях, как в школе, так и в Доме Культуры.
Председателем совета дружины была Иванова Антонина Дмитриевна (позже учитель математики нашей школе), вот, что она вспоминает: «Мы любили своего вожатого Данри. Он ходил в военной форме, всегда подтянутый. На всех сборах он читал нам свои стихи. В эти годы между отрядами организовывали соревнования по учебе, дисциплине и общественным делам. Каждый отряд стремился быть победителем».
По воспоминаниям Черняевой Надежды Леонидовны: «В 1952 году райком комсомола, отправил меня на работу в Торейскую школу старшей пионервожатой. Дирекция школы выделила комнату, где мы её оборудовали под пионерскую. Провели разбивку по отрядам, провели выборы актива. У нас были свое знамя, атрибуты. Ребята занимались полезным физическим трудом, особенно большинство ребят любили участвовать в художественной самодеятельности. Несколько раз агитбригада выезжала в соседние села, на ферму с концертами. Ребята любили танцевать, ими всегда была украшена концертная программа. Помню, мы провели сбор дружины, которой посвящался смерти товарища Сталина. Проработала я три месяца, а потом райком направил меня создавать в Торее детские ясли».
В 1952 году был первый выпуск Нижнеторейской средней школы в количестве 13 выпускников десятиклассников:
Петрова Дина Петровна – учитель.
Соколов Василий Георгиевич – инженер г. Свердловск.
Будунов Василий Демьянович – военный летчик.
Иванова Антонина Дмитриевна – учитель математики.
Трофимов Илья Иннокентьевич – главный специалист Сельского хозяйства Бурятии.
Гочеева Ханда Дамдиновна - учитель русского языка в г. Улан-Удэ в 17-ой школе.
Яковлева Любовь Гавриловна.
Тугаринова Александра Пантелемоновна.
Носкова Эльвира Александровна – учитель биологии в г. Иркутске.
Павлова Анна Прокопьевна – сельскохозяйственный институт.
Григорьев Юрий Владимирович.
Бекетов Степан Александрович – научный работник.
Петрухин Михаил Степанович.
Первые выпускники разъехались в разные концы нашей страны, приобрели хорошие специальности, получили высшее образование.
В 1952 году был первый выпуск Нижнеторейской средней школы. Изучая материал архива школьного краеведческого музея, Национального архива республики Бурятия, архива Джидинского района пытаемся установить дату образования Нижнеторейской средней школы.
Согласно, архивной справке Национального архива республики Бурятия от 17 мая 2002 года за №104: «Национальный архив РБ сообщает, что согласно паспорту школы за 1946-1950 года Нижнеторейская средняя школа существует с 1945 года. Другими сведениями архив не располагает».
Но в 1952 году был первый выпуск учащихся школы в количестве 13 человек. Значит, средняя школа начала свою работу не с 1945 года, как значится в архивной справке, а с 1949 года.
Согласно архивной справке в 1946-1947, 1947-1948, 1948-1949, 1949-1950 учебных годах Торейская школа обслуживала учащихся таких населенных пунктов: Нижний-Торей, Тохой, Желтура, Шартыкей, Горохон, Хулдат.
По справкам не значится обучение учащихся 8-9-10 классов с 1946-1950 года. Поэтому вывод такой – справка, данная Национальным архивом не точная.
Сведения за 1946-1947 учебный год, за подписью директора школы Брянского; 1948-1949 учебный год за подписью директора С.Хамаганова; 1949-1950 учебный год за подписью директора школы С.Хамаганова.
Этот вывод подтверждает другой документ – паспорт средней школы за №36, в котором значатся учащиеся с 8-10 классы. 1950-1951 год один восьмой класс в количестве семнадцати человек, один девятый класс в количестве десяти человек, а 1952 году десятый класс закончили тринадцать учащихся. Таким образом, вывод подтверждается.
Теперь Торейская школа обслуживала учащихся таких сел: Нижний Торей, Хулдат, Нижний Бургалтай, Желтура, Тохой, Шартыкей, Нарын, Капчеранка, Укырчелон, Верхний Торей, Армак, Алцак, Верхний Бургалтай, Горохон. В 1950 году для учащихся из других сел был открыт интернат.
Обучение проводилось на русском языке. Особо выделено в справке школы за 1946-1950 учебные года, данные о количестве учащихся бурят по классам, отдельно девочек с 1-4 классы.
1946-1947 уч. г. – 197 учащихся, 28 не обучалось.
1947-1948 уч. г. – 215 учащихся, 54 не обучалось.
1948-1949 уч. г. – 244 учащихся, 69 не обучалось.
1949-1950 уч. г. – 249 учащихся, (примерное количество учащихся на сегодняшний день).
1950-1951 уч. Г. 137 учащихся, 29 не обучалось.
С 1-10 классы:
1950-1951 уч. г. – из всех сел 509 человек.
1951-1952 уч. г. – из всех сел 448 человек.
1952-1953 уч. г. – из всех сел 518 человек.
1953-1954 уч. г. – из всех сел 580 человек.
Число учащихся растет за счет того, что обслуживали также другие населенные пункты.
Выпускники школы 50-х годов показали мощный потенциал коллектива учителей в подготовке учащихся. Об этом говорят достижения учащихся:
Бекетов Степан Алексеевич – научный работник
Климов Николай Николаевич – профессор кафедры физико-математического факультета. В науке в настоящее время занимается полетами электромагнитных предвестников землетрясений. Радиофизик. Ученый, секретарь диссертационного совета по защите докторских диссертаций. Член диссертационного совета, при Иркутском военном авиационном инженерном институте.
Будунов Николай Федорович – профессор, окончил физико-математический факультет Московского Государственного университета.
Игошев А.И. – профессор физико-математических наук, в данное время проживает в Канаде.
Ломухин Юрий Лупонович – профессор, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией радиофизики Бурятского научного центра.
В 50-е годы, в нашей школе работали такие преподаватели:
Баранников Ермолай Михайлович директор школы, с 1920 года рождения, преподавал историю. Награжден медалями и Орденом Славы 3 степени.
Шулунов Владимир Ефимович – учитель математики, с 1927 года рождения.
Нимаева Дарима Нимаевна – учитель математики, с 1927 года рождения.
Спронина Н.Н. – г. Ульяновск, учитель русского языка.
Алемасова М.Н. – учитель русского языка, с 1927 года рождения.
Баторова Е.Р. – учитель русского языка, с 1927 года рождения.
Черных Н.Г. – учитель русского языка, с 1932 года рождения.
Шатуева Лидия Степановна – учитель истории, с 1925 года рождения.
Крамеева А.З. – г. Орел, учитель географии, с 1927 года рождения.
Бурлова В.Н. – учитель биологии, 1921 года рождения.
Киселева С.И. – г. Иваново, учитель немецкого языка, с 1931 года рождения.
Бутаков А.И. – учитель математики, 1918 года рождения, награжден тремя медалями.
Хаимчикова Г.Ш. – учитель химии.
Шулунова Т.М. – учитель истории, с 1923 года рождения.
Кочелев Н.Г. – учитель физики, с 1926 года рождения.
Захаров В.М. – учитель черчения и физического воспитания, с 1927 года рождения.
Михалева К.И. – учитель, с 1919 года рождения.
Савельева Н.Я. – учитель, с 1920 года рождения.
Федотова Н.С. – учитель (отличник просвещения), с 1915 года рождения.
Бальчугова З.Н. – г. Ульяновск, учитель, с 1922 года рождения. Награждена медалью за трудовое отличие.
Францкевич Елена Михайловна – учитель, 1908 года рождения (отличник просвещения), награждена знаком почета, медалями.
Таюрская Н.И. – учитель, с 1914 года рождения.
Красикова А.И. – учитель, с 1929 года рождения.
Кривоножкина Зоя Андреевна – учитель, с 1920 года рождения.
Лебедева С.И. – учитель математики
Смирнова М.Н. – учитель, с 1930 года рождения.
В 1950 – 1951 уч. г. Директором был Баранников Ермолай Михайлович. В 50-е годы в школе число учителей из Бурятии было больше, чем в 30-е годы.
В стенах этой школы еще 35 лет шла школьная жизнь. Коллектив учителей, работников школы 35 лет подряд провожал учащихся в большую жизнь с аттестатом о среднем образовании Нижнеторейской средней школы (такой аттестат Мельникова Иннокентия Дмитриевича – выпускника 1958 года хранится в архивах школьного музея).
Выпускник 1959 года Климов Николай Николаевич, с 1903 года рождения. О школе остались самые теплые воспоминания. С 1-4 классы его учила Батышева Елена Михайловна – она относилась к детям, как к родным: старалась чем-нибудь угостить. Это было в трудное послевоенное время, когда хлеба не ели досыта.
О жизни школы можно судить по грамотам, которые выдавали учителям и ученикам: стрелковые соревнования, художественная самодеятельность, работа кружков. В декабре 1958 года ученик нашей школы был чемпионом района и Бурятии по конькобежному спорту на дистанции 1,5 и 3000 метров.
В 1958 году учились в двухэтажной школе. Директором был Будажапов Дондок Дабаевич. В этом же году в школе был открыт авиамодельный кружок. Учителем химии была Красикова Антонида Петровна. По немецкому языку – Решетникова Валентина Ивановна. По физике преподавал Шулунов Владимир Ефимович. Математику преподавала Иванова Антонина Дмитриевна. Физическую культуру вел Саргаев Ким Аюшеевич. Русский язык и литературу преподавала Шулунова Клавдия Ивановна. В это время было много кружков. Хоровой вел Шулунов Владимир Ефимович. Благодаря ему наша школа занимала первые места в районе по художественной самодеятельности, по физике и математике.
Будунов Николай Федорович, с 1941 года рождения. В 1958 году закончил школу. Профессор, доктор физико-математических наук. По его учебникам занимаются учителя педагогического института. С 8-10 классы учился в Торейской школе. В 1959 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в аспирантуре. Преподает в Иркутском университете. У него много научных трудов. Одну из своих работ он подарил своей учительнице математике Ивановой Антонине Дмитриевне.
В 1959 году в честь 300-летия, добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства за добросовестный плодотворный долголетний труд знаком «Отличник народного просвещения» были награждены учителя: Иванова Ольга Тимофеевна, Красикова Антонина Ивановна, Кривоножкина Зоя Андреевна, а учителю Шулунову Владимиру Ефимовичу вручили Почетную грамоту Министерства просвещения. Также он был награжден орденом Ленина, дважды получил премию Сороса.
В конце 50-х и начале 60-х годов началась перестройка школ. Суть её заключалась в том, что вводилась 11-летнее обучение, и все семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, а 10-летние в 11-летние. Важным направлением ставилось усиление связи школы с трудом.
С 1945-1960 годы существовал Торейский район, село Нижний Торей был районным центром, в котором выпускалась газета «Торейский колхозник». Ежегодно 9 мая проводилась традиционная эстафета на приз газеты. Учащиеся школы принимали в ней активное участие и почти каждый год занимали призовые места. В этой же газете в 1953 году было напечатано стихотворение по поводу смерти товарища Сталина нашей землячкой Октябриной Соколовой.
Отличались ученические коллективы и на смотрах художественной самодеятельности. Газета от 17 мая 1959 года сообщала: «Торейская средняя школа заняла первое место в смотре художественной самодеятельности. Многоголосый хор ее отличается большой отработкой и гармоничностью исполнения. В этом немалая заслуга руководителя И.И. Жарынина. Учащиеся 3 «а» класса исполнили русский танец, члены кружка немецкого языка исполнили песни и прочитали стихи на немецком языке.
На учительских конференциях отмечали, что уроки Анны Семенов Верницкой отличаются педагогическим мастерством и целеустремленностью. А учащиеся получают не только глубокие знания, но и умение, и навыки ручного труда. Ее ученики активны, прилежно работают на пришкольном участке, участвуют в сборе макулатуры и металлолома.
И в те далекие времена школа принимала иностранных гостей. Зимой в Нижнем Торее побывала делегация пионеров начальной школы трудового объединения аратов «Гэрэлтэ зам» центрального аймака Монгольской народной республики. Пионеры посетили уроки, мастерскую, присутствовали на сборе, где их приняли в почетные пионеры, побывали на ферме и в детском саду. В эти же годы проходила стройка мастерских, силами учащихся школы.
6. Школа в 70-е и 80-е годы.
Учащиеся Нижнеторейской средней школы продолжали трудовые традиции 40-х годов: на фермах, по уборке урожая, чистке полей и. т. д., совмещая работу с учебой, спортом, художественной самодеятельностью и в 70-е и в 80-е годы.
В 19 75 году был создан лагерь труда и отдыха «Чайка». Палаточный лагерь вместил 25 ребят. Первыми руководителями были Тугаринов Николай Иннокентьевич, Москвитин Федор Васильевич, Кузнецов Георгий Иннокентьевич. В 1977 году производственная бригада школы была награждена вымпелом ЦК ВЛКСМ, Почетной грамотой Джидинского отдела народного образования за 1 место в социалистическом соревновании. В 1978 году ЛТО «Чайка» был премирован автобусом «Кубань», в 1979 году награжден Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Бурятской АССР, а в 1980 году – премирован трактором ЮМЗ.
Лучшие стригали съездили в Монгольскую Народную Республику. В 1987 году школьная производственная бригада была представлена в Москве на ВДНХ. Целевая программа трудового воспитания получила высокую оценку.
7. Школа сегодня
В этом же году коллектив Нижнеторейской средней школы справил новоселье в новом здании школы: в кабинетах – новая мебель, на окнах цветы, красивые шторы. Учителя оформляли свои кабинеты. 12 кабинетов были признаны лучшими в районе. Открыт компьютерный класс. В новой школе ввели сменную обувь.
Создавались центры по интересам – «Живопись» под руководством Цыреновой Светланы Аюшеевны, «Народные промыслы» (изделия из бересты) – с Москвитиным Ф.В., спортивные центры и. т. д. Под руководством Москвитина Ф.М. ребята изучали полезные ископаемые нашего края. Итогами работы стала экспозиция в школьном музее и кабинете географии.
В новом здании школы разместился актовый зал, спортивный зал, столовая. Была сдана в эксплуатацию теплица. По итогам года пришкольный участок, под руководством Медведева Михаила Иннокентьевича, занимал первые места. Эта работа была продолжена Морозовой Татьяной Николаевной и Щербаковой Галиной Авдеевной. На пришкольном участке, занимающем площадь в 1 га. ведется опытническая работа с профессором Анатолием Георгиевичем Кушнаревым (заведующим кафедрой растениеводства и луговодства БГСХА, доктором сельскохозяйственных наук), который приезжая сюда весной и осенью, следит за работой, проводит консультации, советует, где лучше посадить ту или иную культуру.
Старое здание школы было переоборудовано для шестилеток, Дома творчества, библиотеку. Для отопления школы была построена новая котельная, которая обслуживала два школьных здания, Дом культуры, детский сад, детские ясли, сельский Совет, библиотеку села.
В 80-е годы возобновил туристическую работу Соколов Сергей Георгиевич, начатую в 30-60-е годы Запорожцем В.Н. и Тугариновым Николаем Иннокентьевичем. Он создал туристический клуб «Искатель». Ребята побывали в городах Средней Азии, Ленинграде, Москве, на озере Байкал, на Аршане и в других местах.
В то же время в школе было организовано ателье «Ромашка». Который возглавляла учитель труда Чупышева Лидия Николаевна. Изделия ателье и учебно-производственной мастерской продавали в магазинах. Уже в это время учащиеся знакомились с рыночной экономикой. Заложенная база дала результат – призовые места на олимпиадах, конференциях.
В 1990 году по инициативе директора школы Грыдина Василия Федоровича был открыт школьный краеведческий музей. В музее представлены предметы утвари, берестяные изделия изготовленные Федором Васильевичем Москвитиным – оригинальные экспонаты: предметы, для обработки кожи, борона и. т. д. С ними мастер занимал призовые места в районе и республике.
За период с 1970 по 2005 г. Школой руководили Трофимов Василий Иннокентьевич, Тугаринов Николай Иннокентьевич, Медведева Евдокия Иннокентьевна, Москвитин Федор Васильевич, Грыдин Василий Федорович, Филиппов Владимир Николаевич, Смолин Сергей Николаевич – директор школы с 2004 года.
Нижнеторейская средняя школа стабильно занимала и занимает призовые места на районных олимпиадах по химии, биологии, немецкому языку, математике, трудовому обучению, истории Бурятии, истории Отечества, праву, экономике.
В 2000 году школе присвоен статус Федеральной Экспериментальной площадки. В рамках программы – английский язык, информатика, музыкальное развитие, индивидуальный подход к каждому ребенку. Была создана специальная игровая комната она сочетала приятную обстановку располагающую к отдыху это мебель, мягкие игрушки, занимательные игры. Обклеенные обоями стены, на полу постелен палас. В этом кабинете работали с экспериментальным классом по системе Эльконина-Давыдова такие учителя как В.М. Егорова, Л.Н. Кузнецова, И.Б. Сабкеева.
В то же время на базе нашей школы была открыта конноспортивная школа.
В школе в 2000 году был создан центр молодежной деятельности «Бесконечность» по программе «Reap International». Учащиеся нашей школы побывали в Америке по программе обмена опыта сельских школ России и Америке. Учащихся сопровождали учителя: Филлипов В.Н., Москвитина Н.Ф.
Взаимно и американцы посетили Нижний – Торей. Создали конноспортивную школу. Подсобное хозяйство получило новый трактор, машину.
25 июля 2003 года двери Нижнеторейской средней школы распахнулись в ожидании гостей: ровно сто лет назад появилось это учебное заведение. За годы своего существования немало перемен и преобразований пришлось ей пережить. Приезжали выпускники нашей школы со всех уголков России, вспоминали прошедшие школьные годы, делились впечатлениями, посетили школьный краеведческий музей.
Нашу школу по-прежнему представляют ученики школы.
При школе работает Дом творчества, в котором есть такие кружки:
«Кройка и шитье» - руководитель Бадмаева Наталья Бамбаевна.
«Пчеловодство» - Иванов Владимир Евлампьевич.
«Цветоводство» - Якимова Ирина Дмитриевна.
«Декоративная роспись» - Гарипова Ольга Алексеевна
«Радиопеленгация» - Поломошнов Владимир Ильич.
«Кружок по деревообработке», «Сувенир», «Резьба по дереву», «Обработка бересты» - Никонов Геннадий Николаевич
«Музыкальный» - Поломошнов Владимир Ильич.
«Волшебная нить» - Колодина Наталья Ивановна.
Директором Дома творчества является Колодина Наталья Ивановна.
Заключение
Заканчивая свою работу по истории школы с начала возникновения до настоящего времени, я пришла к таким выводам.
Образование в селе началось в конце 19 века с церковно-приходской школы.
В 1932 году был первый выпуск учащихся Школы колхозной молодежи (семилетка)
Первый выпуск средней школы был в 1952 году.
В 30-е годы в школе работали, в основном, приезжие учителя. Школа дала путевку в жизнь всем своим выпускникам. Но и сегодня выпускники школы радуют нас своими достижениями. Все выпускники нашей школы разъехались в разные уголки нашей страны, но они всегда будут помнить свою школу и ее учителей.
Нижнеторейская средняя школа существует с 1949 года.
Список использованной литературы.
Материалы Национального архива Республики Бурятия.
Материалы архива Джидинского района (Паспорт школы за №36, архивная справка Национального архива РБ от 17 мая 2002 года за №104).
Воспоминания старожилов села Нижний Торей (Ламухин Василий Павлович, Морозов Василий Григорьевич, Никонов Иван Назарович и другие.)
Крюков Н.А. «1896 год», 98 стр.
«Зевс», 1907 г., 731 стр.
Панчуков А.П. «История начальной и средней школы Восточной Сибири», Улан-Удэ, 1950 г.
Личные дела учителей 1936 года.
Газета «Джидинская правда» №57 (от 21 июля 2003 года), №58 (от 24 июля 2003 года), №59 (от 28 июля 2003 года), от 7 ноября 1942 года, о 20 ноября 1976 года.
Материалы школьного краеведческого музея.
Комментарии