Об особенностях развития за 100 последних лет села Санага с использованием материалов Русского императорского географического общества 1912 года
100 лет назад, весной 1912 года, члены экспедиции Русского Императорского Географического общества впервые посетили моё родное село Санага Закаменского района. Сведения об этом остались в архивных материлах Кяхтинскго краеведческого музея. ( Инв.№2130 краткий отчёт о весенней экскурсии по р. Джида в 1912 г. М.И. Молессон).
И что же увидели учёные этой экспедиции? Есть подробные описания географических особенностей прекрасной, нетронутой природы нашего горного края. Пишут, что тайга состоит из лиственницы и кедра. Несмотря на обилие кедровников, добывание орехов, как промысел, в Санаге не существует. А в наше время, промысел кедровых орехов поставлен на поток. В незабываемые девяностые годы, когда не было работы, тайга спасла многие семьи от нищеты и голода. Но люди не берегут кедровники, жгут, оставляют за собой вырубленные деревья, загубленные ягодники, будто они больше сюда никогда не вернутся. Не задумываются о том, что их же дети и внуки будут жить здесь, они будут также любить свой родной край, и также они будут пользоваться дарами тайги. За 100 лет наши леса остались на первый взгляд такими же девственными, нетронутыми, хотя и они значительно поредели. За сто лет человек научился, с помощью техники, беспощадно и бездумно истреблять леса в своих целях, как и для личного пользования, так и для обогащения. И что же останется от наших лесов через сто лет?
Далее пишут, что в лесах много зверей, но охотой занимаются мало, в основном по настроению, хотя весенние рога-панты стоят очень дорого - 12-15 рублей. Белки и соболя водятся в лесах в изобилии. Также как и сто лет назад, охота является для сельчан любимым занятием, немалым подспорьем в хозяйстве. Нынешние охотники не отличаются особой бережливостью к матушке природе, для них не существует никаких моральных запретов в отношении живой природы. Результатом такого природопользования явились поредевшие леса, уменьшилось количество диких животных.
Также в материалах тех ученых отмечается, что население Санаги в незначительной степени занимается земледелием, засевают небольшие площади рожью (ярицей), ячменем и овсом, огородничество развито мало. Половина хлебов выбивается градом, случается, всходы гибнут от заморозков, но большей частью урожай бывает выше среднего. В наше время ситуация по земледелию почти не изменилась.
Из-за сурового климата предгорья гольцов население Санаги выращивает только картофель, изредка овёс на зеленку. В последние годы развивается личные тепличные хозяйства, несмотря на зону рискованного земледелия.
До 1991 года в Санаге был крупный совхоз по разведению мясного скота калмыцкой породы, тогда было положено начало разведению племенного скота, мраморное мясо, которого высоко ценилось и ценится сейчас. После развала совхоза сельчане образовали свои личные подсобные, фермерские хозяйства, которые сейчас успешно развиваются в новых условиях. Санагинцы в любые времена никогда не утрачивали своих навыков скотовода-кочевника, не утрачивали традиционных навыков, опыта разведения домашних животных.
И в те далёкие времена разведение скота являлось основным занятием наших предков. И они были истинными мастерами своего дела. Об этом с восхищением пишут участники экспедиции: «Санагинский скот крупной породы - яки и сарлыки. Этому занятию благоприятствует изобилие пастбищ и природных солонцов. Откормленный скот большими партиями закупается иркутскими мясоторговцами, которые ежегодно съезжаются в Санагу, во второй половине марта, выбирают и закупают скот на местах, а затем перегоняют его в Иркутск через Тунку. Средняя цена одной головы 60-75 рублей. Цена определяется на глаз. Главным знатоком и мастером определения веса славился Д.А. Ваганов. Молочное хозяйство наиболее развито у бурят, у некоторых из них имеются даже сепараторы». Также: «Посёлок Ключевской – Санага имеет свыше 2 тысяч жителей: из них, русских около 30 человек- казаков, Забайкальского казачьего войска и их семьи 8 дворов, а остальные буряты, казаки и ясачные Закаменской инородческой управы. Эти буряты принадлежат к другой ветви народа, а именно, к монголо-бурятам, язык которых стоит ближе к монгольским наречиям.»
За сто прошедших лет население Санаги нисколько не увеличилось, а наоборот, уменьшилось на данный момент времени в Санаге проживают чуть больше 1800 человек. Этому способствовало отток населения в город из-за безработицы сейчас, также ранее исторические и социальные факторы: войны, репрессии.
Дальше, в материалах экспедиции приводятся данные о моральных и человеческих качествах наших предков, которыми, нам ныне живущим, можно гордиться. «В отличие от степных бурят, санагинские буряты роста среднего и выше среднего, лицом белы, любят наряжаться, украшать себя, любят петь, плясать по нескольку дён подряд, нраву лёгкого, весёлого, доброго. Они покладисты, уравновешенны, живут дружно с соседями- монголами, урянхайцами, которые живут в 25-30 верстах, и с русскими тоже.
Санагинские буряты – народ развитой, податливый к цивилизации и культуре. Мальчики-буряты, учащиеся в Ключевском приходском училище, по отзыву учителей, отличаются редким прилежанием. Некоторым из них приходится, например, ездить в школу верхом за 5-8 вёрст, что в раннее зимнее утро, при 30-40 градусах мороза, нелегко и для взрослых, между тем не было случая, чтобы ученик пропустил из-за этого уроки. К сожалению, здание училища худое, недостроенное».
В 2011 году в Санаге сдано в эсплуатацию новое, современное здание средней школы, где обучаются 320 учеников. Нынешние ученики Санагинской средней школы, будем надеяться, нисколько не будут уступать в прилежании и по морально-нравственным качествам своим предкам. Новое поколение всегда лучше предыдущего. Иначе жизнь стояла бы на месте.
Отмечено, что большую часть года буряты проводят в окрестностях Санаги и переносят юрты в посёлок только на летнее время, ближе к дацану, центру общественной, культурной жизни поселения. Особо отмечается влияние ширетуя Санагинского дацана - Сандавай Лодой аграмбы, в народе Убгэн багша.
Там же: «Пьянство в Санаге наблюдается лишь в единичных случаях, несмотря на то, что водка там своя, не покупная и обходится им очень дёшево. Русские выкуривают из ярицы так называемую «самосадку», а буряты приготовляют молочное вино - «архи». Казенного склада вина ближе 15 вёрст не имеется. При отсутствии пьянства все праздники и свадьбы проходят в Санаге спокойно, без брани и кровопролития. Даже в дни Сагаан - Сара (бурятского нового года) проходят замечательно тихо: ни ссор, ни громкого пения подгулявших бурят. Последние объясняют это главным образом строгостью своего Ширетуя. Убгун багша 16 лет был настоятелем местного дацана, поддерживая образцовый порядок в дацане, он также заставляет и своих подчинённых лам оказывать в том же духе влияние на окрестное бурятское население».
Санагинский дацан «Даша Пунсэглинг» был восстановлен в 1991 году. Дацан был полностью разрушен в тридцатые годы. Были репрессированы более 500 лам и столько же хувараков. Восстановленный и обновлённый дацан в настоящее время также оказывает большое влияние на местное население, выросло новое поколение юных санагинцев, при жизни которых, дацан всегда был, и буддизм для них не только религия, а образ жизни. Пьянство и алкоголизм в жизни нынешнего поколения санагинцев как и непреодолимый атрибут современной цивилизации, присутствует, но не в таких ужасающих разрах как в других местах нашей необъятной России. Спасли большинство населения Санаги их моральные устои традиционного воспитания - та же религия, и веками устоявшийся уклад жизни, когда для того чтобы выжить, достойно прожить свою жизнь, воспитать своих детей нужно работать изо дня в день, ходить за скотом. Лень и безделие никогда не приветствовались.
Высоко ценилось умение работать, строить, создавать. Недаром славу и гордость сельчан составляют издавна искусные мастера-чеканщики, кузнецы, строители.
За сто прошедших лет санагинцы стали образованнее, культурнее, цивилизованнее. Вместе со страной пережили все исторические явления прошедшего века, показали себя достойными гражданами своей страны. К сожалению, мы утратили многие ценности традиционного воспитания и уклада жизни. Но, несомненно, мы приобрели невероятно много из того, что нам преподносит современная жизнь- все блага современной цивилизации и культуры. Мы сохранили богатства нашего родного края, пытаемся отстоять нашу тайгу в нетронутом виде. Мы, санагинцы, сохранили в душе нашу главную ценность - наш язык, наш менталитет, нашу самобытную культуру - главные составляющие национальной идентичности бурят.
Я работаю начальником метеостанции Санага Бурятского ЦГМС. Станцию нашу открывали в 1881 году те же ученные Русского Императорского Географического общества. С тех пор метеостанция бесперебойно работает уже больше 130 лет.
Дармаева Санжай-Ханда Долгоржаповна
Комментарии