Так пусть живёт родная школа
Свои традиции храня,
Гордясь за тех своих питомцев,
Кто проживает жизнь не зря.
Дореволюционная Бурятия была одной из самых отсталых,как в экономическом так и вкультурном отношении,окраин царской России.Лишь октябрьская революция дала право на образование.Встал вопрос о ликвидации неграмотности срединаселения.Внашем селе были сплошь неграмотные. В начале 20-х годов к нам приезжает семья переселенцев.
Главу семьи звали Федот Андреевич, их сын данила знал грамоту и стал обучать крстьянских детей на дому за плату с целью заработать на жизнь.Платили кто чем мог. Обучал детей старославянскому языку,чтению.письму.Его первые ученики;Федотов Проклантий Сеенович,Чижиков Тихон Семенович ,Ефимов Иван Васильевич,Ефимовы Гаврил Агеевич и Иван Агеевич,Ефимов Иван Финалеевич,Ефимов Абросим Ермилович.
Но пстепенно на культурное развитие,особенно на развитие народного образования и школьного дела, в нашей республике стало уделяться внимание.В условиях Бурятии имелись специфические трудности в развитие образования: во-первых староверческое или "семейское" население крайне недоброжелательно относилось к светской школе, к развитию светского просвещения, что было обусловлено их религиозными взглядами; во вторых кочевой образ жизни бурят, их культурная отсталость . безусловно,затрудняли работу по развитию школ и просвещения.
Из отчета Наркомпроса республики за 1923-24 учебный год, видно что в в этом учебном году по Бурятии насчитывалось 438 школ 1 ступени. Одной из 438 была и наша школа.
Село Билютай входило в Окино-Ключевскую волость Троицкосавского уезда.
Из Протокола №2 заседания уполномоченных Окино-Ключевского народного волостного Собрания от 4 сентября 1922 года , где присутствовало четыре человека от нашего села :
"Троицкосавское Народное Уездное Управление,принимая во внимание, что на содержание школ и педагогического персонала казной отпускается производная в мизерном размере, что бывший в предыдущем году подбор школ в Троицкосавском уезде был неудачен,а поэтому постановили:школы оставить в больших селах и народное образование поставить на надлежащую высоту, что старое правительство не стремилось поднять народное образование в деревне за последние годы дошло до упадка , и поэтому докладчик надеется на народное собрание, что оно вынесет свое постановление о функционировании в текущем учебном году школы в Окино-Ключевской волости, указывая при этом, что образованный человек больше принесёт пользы, чем человек тёмный.
На однозначный доклад уполномоченные возражают, что образование они желают лишь дать по-своему достатку и в тех школах , где найдут для себя возможным, но указывают, что в текущем году урожай плохой и школу в волости они содержать не в состоянии.
Докладчик указывает, что учителя в школах будут содержаться за счет казны, а общества должны только представить помещение под школу, квартиру учителю и отопление, которое выразиться не в значительной степени и не тяжелым бременем волости. Уполномоченные возражают, что необходимо сделать опрос родителей всей волости, кто из них пожелает учить своих детей в школе и предложить последним содержать школу за свой счет .Они неправомочны решать такой вопрос и указывают на полную невозможность привозить детей из села. Предпочитают учить своих детей , по – своему , старообрядному образу и славянскому языку, больше всего и изменить порядку своих предков они не в коем случае не сеют, что не касается тх лиц , которые пожелают учить своих детей в школах.
По обмену мнений уполномоченных с докладчиком поступило следущее предложение: уполномоченные села Окино-Ключи и села Билютай категорически отказываются от содержания у себя школы» (протокол № 2 заседание 37 уполномоченных Окино-Ключевской волости Народного собрания,состоялось 4 сентября 1922 г.)
В архивных документах города Кяхты мы находим отчет учительницы Билютайской школы 1 ступени от 19 января 1924 года Жарковой. Она пишет : « На ваше преписание и№ 777 сообщаю ,что на место своего назначения я прибыла 20 ноября, занятия начались 22 ноября» (Троицкосавский архив,фонд 139,опись № 1,дело №34,лист №8)
Отсюда следует , что школа в нашем селе начала функционировать с 1923 года.В феврале 1924 года Билютайская школа переименована собранием билютайской общественности в честь товарища Ленина в школу «25 октября» Учительница жаркова проработала до июля 1924 года.
Затем к нам приезжает Марина Антоновна Голдаевич В своей переписке с троицкосавским Аймачным отделом Народного образования, она пишет: «Занятия в школе начались с 15 октября 1924 года Такое позднее началозанятий объясняется неаккурвтным сбором учащихся , из-за отсутствия необходимой одежды. В настоящее время из 20 записанных учеников, школу посещают 13 учеников. По имеющимся сведениям учеников соберется 25-30 человек»(Троицкосавский архив , фонд 139,опись №1, дело №34 ,лист 10)
Обучение проходило в крестьянских домах, арендованных на определенный срок.Из учетных карточек школы к началу 1924-25 уч.года учитель Голдаевич мария Антоновна,образование 8 классов Троицкосавской женской гимназии,общепредметник, преподавала в неделю 28 часов.
Школа была государственная,существовала за счет Губкассы.Школа массовая,преподавание ведется на русском языке.Обучается 32 ученика, из них 28 мальчиков и 4 девочки,крестьянских детей было 29.,рабочих-4.Дети учились разновозрастные от 8 лет до 16.занятия в наемном здании. неприспособленном,в тесном помещении.Освещение в школе керосиновое.В школе имеются учебно-наглядные пособия.учебники,методическая литература.В приложении к отчету учительница Мария Антоновна просит ; "Прошу выслать по возможности скорее карандашей ,хотя бы 2 десятка,букварей 12 штук.
У нас на 33 человека 17 букварей и осталось 10 штук карандашей.За отсутствием в селе Билютай торгового пункта, ученикам нет возможности достатькарандаши, приходится писать по очереди, что сильно тормозит школьные занятия, а также прошу сообщить , как поступить при занятиях со взрослым население относительно учебников. Со взрослыми мы занимаемся по тем же букварям" (ТР.архив,фонд 139,опись №1.дело 34,лист №1)Это свидетельствует о том,что проходило обучение и взрослого и населения. Ввиду разновозрастного состава и того, что учащиеся поступали в разное врея в школу, а в холодное время годачасто пропускали по причине отсутствия теплой одежды, учебный процесс проходил с трудом. Учительница Гольдаевич пишет в отдел народного образования : "Сообщаю до 20 октября было только 7 человек, в последнее время ещё прибывают по одному. Прошу сообщить ,возможен ли отказ ученика , что по тесноте помещения-нет возможности, а также ввиду того , что с вновь прибывшим придется заниматься отдельно, так,как ученики пришедшие в школу ранее прошли половину азбуки, и в нсастоящее время 1 класс разделен на три группы: а) умеющие читать, б)прошедшие половину азбуки, в)не знающие ни одной буквы"
В первые годы существования школа испытывала большие материальные затруднения. В распоряжение школы средств не поступало, в отчете на конец учебного года никаких изменений в количестве учебников,наглядных пособий нет. Лишь сделано 2 стола и 2 скамейки на сумму 10 руб.30 коп. Школа находится в наемном помещении, очень тесном, непригодным под школу, не хватает столов, лавочек, плохая обеспеченность учебниками и учебными пособиями. Из воспоминаний Ефимова Еремея Иудовича: "Нам приходилось писать уже на списанной бумаге между строчек, а у кого газеты были, то и на них. Одна книга ходила по рукам учеников, быстро приходила в негодность, хотя все старались обращаться с ней аккуратно, киниги берегли"..Из отчета учительницы Марии Николаевны Лапшевской 1926-27 учебного года:В школе ведется безучебное преподавание, форма учета знаний учащихся:круговые тетради, выставка"
В 1925 году "куплено обществом здание под школу и помещается не в центре деревни так, как переноску его в центр оставили до весны." Дом куплен у Ефимова Василия Карповича сначала под клуб, затем перевезли под школу.
В 1928 году в нашем селе школа именовалась "четырехлеткой" Из воспоминания Гордеевой Степаниды Гурьяновны, 1920 года рождения; " Я пошла учиться с 8 лет , окончила 2 класса, мало-мало читаю, умею расписываться. Учились по два класса вместе: и большие и маленькие.Учили Зоя Андреевна, Агния Георгиевна, Зеленецкий Алексей сергеевич"
В 1931-32 году школа стала называться начальной. Находилась на том же месте, что и сейчас. Здесь жил Разуваев Михей Агапович, его раскулачили, а дом заняли под школу, сюда и перенесли ещё два крестьянских дома.Стали приезжать учителя из московской области. Работали два брата Гордеевы Степан Степанович и Николай степанович.Заведущим начальной школы был Петр Афанасьевич Молоков из города Улан-Удэ. Перед войной директором школы был Ветошников Петр Иванович, от нас ушел на фронт летчиком, служил и погиб в боях.Учителями работали Екатерина андреевна Игумнова, ария Дмитриевна маслякова,Мария петровна Большакова.
В 30-х годах в школе появилась пионерская организация.Первые пионеры были: Ефимов иван Сафонович, Чижиков алексей семенович, Федотов Яков Ермилович. Из воспоминаний Чижикова А.С.:" Ни какой атрибутики не было,галстуков мы не носили. Нам объявили; "Вас принимаем в пионеры".Так мы стали пионерами, потом стали носить галстуки.Галстук был закреплен значком,где указано пионер какой степени.Звание пионер как то дисциплинировало"
В 1938-39 году недалеко от села Билютай был расположен пионерский лагерь.Об это мы узнали от Сундупа Бальжинова ;" Пионерский лагерь был расположен на противоположном берегу реки Хилок в километрах 3-х по течению в местности старая деревня. та было шесть пятистенных добротных домов,построенных ещё до революции.Они принадлежали колхозу Крумина.Эти дома были отданы под пионерский лагерь, где отдыхали ребята из сел Окино-Ключевского куста-около 70-80 детей. "
Из воспоминаний Еремея Иудовича :" Комсомольская организация появилась в селе в 1938 году.Первым комсоргом был учитель Молоков Петр афанасьевич.Первыми комсомольцами: Чижиков иван афанасьевич, Тимофеев Фирс Климович, ефимов Филипп кузьмич и я. Жизнь была трудной и в тоже время полной задора. С утра и до ночи работали на полях и фермах , а вечером проходила вся усталость. Проходили репетиции струнного оркестра, ставили пьесы, с постановками выезжали в соседние села.Занимались спорто.В свободное время учили взрослых грамоте"
К 1941 году было обеспечена сплошная грамотность молодого поколения в бурятии, так как все родившиеся после 1922 года должны были проходить обязательное начальное обучение.После 4 класса дети шли работать.
Началась Великая Отечественная война. Из воспоминаний Судомойкиной Евгении 1934 года рождения; "Мое обучение пришлось на самое трудное время.Отец у нас был на фронте.Надо было помогать по дому, да и средств учиться не было, у кого были постарше сестры . братья, они работали, а младшие учились, а я была старшая в семье и пришлось мне проучиться всего 3 класса и идти работать"
"Во время войны в классах были еще разновозрастные дети, некоторые начали учиться и бросили, затем снова вернулись в школу, много было второгодников. В школу ходили в ичигах, в семейской одежде, а в теплое время босиком, бывало что, старшие дети снимали одежонку, младшие одевали , да в школу"-вспоминает Степанида Гурьяновна.
Ученики в свободное время работали в колхозе и свои заработки перечисляли в фонд фронта.
Начальная школа просушествовала до 1953 года. В этом году делается пристрой и школа преобразуется в семилетнюю. Директором школы назначается Перелыгин Никифор Иванович, родом из Бичуры. В 50-х годах в нашем селе люди материально обеспечены были плохо.На одном из заседаний правления заслушали директора Перелыгина.ОН обращается с просьбой "Выделите помощь хлебо школьникам".решили выдавать школьникамм по 200 грамм хлеба и стакану горччего молока.
" В школе была дисциплина, хотя в классах были переростки.Все уважали и боялись Никифора Ивановича"-из воспоминаний Шутилова Александра Николаевича,1940 года рождения.
Для дальнейшего обучения дети ехали в Окино-Ключи. Из первого первого выпуска семилетней школы продолжали дальнейшее обучение несколько мальчиков: Чижиков Алексей Тихонович, Гладких Андрей Абросимович, Тимофей Абросимович, и одна девочка Ефимова василиса Сафоновна.расстояние до Окино-Ключей 20 км.Организованного подвоза не было и дети жили на квартирах.
Первыми выпускниками восьмилетней школы были-Ефимов Федор Иванович, Тимофеев Петр милентьевич, Ефимов Иван иванович, Чижиков семен Тихонович, Чижиков Николай Тихонович, Лазарева Татьяна Ивановна,Ефимова Галина Ивановна, Дерюгина Рита Авдеевна и др. всего 18 человек. Их классным руководителе был Чижиков Алексей Тихонович.
Директором назначается Тунухунов Григорий Ильич. Для получения среднего образования снова ехали в Окино-Ключи или в Подлопатки. С 1974 года обучались в Верхнем Мангиртуе, там был построен интернат, и был организован подвоз детей.
Директора школы часто менялись
1965-1966 Бамбаев Дугар бамбаевич
1966-1970 Ломбоцыренов Борис Ширипович.
1971-1977 Унагаев Владимир Иванович
1977-1978 Ефимов Степан Гаврилович
1978-1979 Федотова Тамара Павловна
1979-1980 Зоркальцев Георгий Николаевич
1980-1985 Дерюгин Федор Авдеевич
В 1985 году к школе делается пристрой, и школа реорганизуется в среднюю.
1985-1989 Притчин Анатолий Гаврилович
1989-1998 Болонева Ольга Григорьевна
1998-2010 Туйманова Елена Климовна
2010- Болонева Ольга Григорьевна
Первыми выпускниками средней школы были : Ефимов Гена, Судомойкин Сережа, Судомойкин Петя, Судомойкин Сережа, Москвитин Федя, Тимофеев Володя, Дерябин Петя. Классным руководителем была Федотова Тамара Павловна
Комментарии