Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Древняя земля эвенков

19 марта 2012
Древняя земля эвенков

Нашей станет опорой

Буйный Витим голубой,

О сыновьях легенды

Станут славой Джилинды.


1. Ясачные люди

 


После сооружения в 1652 году Баунтовского острожка русские служилые люди расширяют территорию своего проникновения в привитимской тайге. Так в 1661 г. сотник стрелецкий и казачий Иван Тарков доносил Енисейскому воеводе, что Емельян Миронов со служивыми людьми обнаружили на устье реки Кыдимит, притока Витима неясачных людей. Почеганского рода князца Ковнукана Тунгунова с братами, детьми и его улусными людьми пришел и собрал с них ясак три сорока 16 соболей (136 штук).

 

 Через год на этом месте был сооружен острожек, названный позднее Кучидским. На карте земель Иркутского острога видим Кучидский острог (Ныне местность Хушида), который основан в 1662 г. и стал опорным пунктом для сбора ясака с эвенков, промышлявших по верховьям реки Витима и реки Кыдимит (ныне Кыджимит). Также хранит земля наша тепло и радушие, которые принес с собой в эти места Георги / Иоганн Готлиб/, который в 1772 году посетил местность Хамна- Нуга в научных целях. Из записки путешественника: ( Оленьи Тунгузы кочуют со своими стадами, в коих бывает от 20 до 1000 оленей, в высоких и лесистых горах Баунтовского. Содержанием оленей удовлетворяют они всем своим надобностям… сиречь довольствуются мясом, молоком, сыром. Из кож шьют одеяния, спят на них и покрывают ими свои юрты, из рогу и костей делают посуду, из жил нити и проч.., при том ездят на оленях верхом и запрягают их в сани. Словом сказать, олени- всё их добро и имение…. Зимою ходят на звериной промысел, а летом готовят рыбу.. Они крайне бедны и ничего, кроме звероловной снасти, нескольких собак, также одеяния и юрт не имеют) Усть-Джилинда и ближайшее её окружение в давние времена была родовой территорией старинного эвенкийского рода бекрен. Этот род жил возле местности Хушида, также здесь кочевали рода Чильчагиров и Киндигиров. В результате длительного контакта с

 

хоринскими бурятами они перенимают от бурят их хозяйственный уклад и образ жизни и становятся конными тунгусами (мурченами). В отличие от остальных эвенкийских родов Баунта они имеют бурятские имена и фамилии и даже веру свою утратили став ламаистами. Вплоть до установления советской власти в районе и коллективизации обитатели Верхне-Витима вели полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством, и относились к хамнеганам (конным эвенкам) и только часть эвенков занималась оленеводством. В летнее время все оленеводы стояли поблизости от Бурульзая, отгоняя на пастбище оленей в гольцы. На промысел копытного зверя выезжали на ближайшие охотугодия, а именно: рек Муясун, Дулесму, Шанунду, Жилинду (так названы речки в источниках). Осенью и зимой кочуют по рекам: Муясуну, Шанунде и вообще по всем левым притокам р. Кыдимит до вершины. В вершине Кыдимита переходят на правую сторону его и идут до устья, далее идут по Витиму до Бурульзая. Другая часть охотников кочуют по рекам Джилинда, Куцай, Витим, Марикиткан по правой стороне Витимкана. 20-30-е г.г. Коренное население – эвенки. На берегу Витима создается Чильчагирская община. В неё входят семьи – Мордонова Тулдо, Молокова Жамсо, Мордонова Степана и многих других. Община занимается оленеводством и охотничьим промыслом. В 1930 г.

 

24 марта на общем собрании охотников района было решено организовать пять оленеводческих коллективов. В 1931 г.

 

второй Чильчагирский род вынес постановление об оседании всего рода на базе организации охотартели. В 1932 г.

 

в Бурульзае было образовано простейшее производственное объединение «Бойчен» из эвенков второго Чильчагирского рода. В 1933-1934 г.

 

в объединение вступили полуоседлые эвенки (тунгусы) проживающие в урочищах Курлюкта, Жилинда, Борто. В 1936 г.

 

в «Бойчене» состояло 42 двора, где насчитывалось 153 едока, в том числе трудоспособных 72, из них охотников 24, ловцов (рыбы) – 8, по социальному составу хозяйства определялись 37 из бедноты, 5-середняков. В эти же годы из Бутуя прикочевали буряты, которые поселились улусами в местности Аян, Борто, Омоне, Бурульзае. Это семьи Цыбеновы, Тимаевы, Цыреновы, Папуевы и др. впоследствии центром поселения становится Бурульзай. 28 мая 1938 год. Образован Бурульзайский избирательный округ, куда вошли поселения Бурульзай, Куцай и стойбище эвенков в Борто. 14 октября 1939 год. Все кто жил в Бурульзае и Тилиме перекочевали в Джилинду. Обосновались на высоком берегу Витима. Были построены амбулаторный пункт, маленькие жилые домики, работала столовая. Тогда здесь жили семьи Гуруевых, Надмитов Д., Дымбрылова Е., Папуев Р. В конце 1940 г.

 

образовался колхоз получивший название имени Молотова, с местом оседания в Джилинде. Собирали со дворов по 1 корове, по1 лошади вместе со сбруёй. седлом, санями. В хозяйстве насчитывалось 7 коров и 10 лошадей. Первой дояркой была Пальхеева Пунсук Базаровна, пастухом – Кокчендуев Николай Георгиевич, конюхом – Папуев Ринчин Гальчеевич. Наряду со скотоводством люди занимались охот - промыслом. На вырученные деньги колхозники купили в селе Исинга Еравненского района плуги, бороны, сенокосилки. После проливных дождей сильно поднялся уровень воды в реках Витим и Джилинда. Вода вышла из берегов и затопила деревню. Домики, стоящие на самом берегу унесло водой. Решено было перенести поселок на новое место, у подножия горы «Цыганка». Для этого нужно было корчевать пни. Была организована бригада, во главе которой поставили Эрдынеева Тудупа Жанчибоновича. Несмотря на то, что начало колхозного строительства в Джилинде пришлось в основном на военные годы, село росло и строилось. В этом же году перевезли, магазин, склады, жилые дома. Открываются почта, фельдшерский пункт, клуб. В 1941году открылась начальная школа. Первыми учителями работали Белова Елена Григорьевна , Константин Алексеевич (фамилия неизвестно) ,который ушёл на войну в этот же год. Началась Великая Отечественная война. Джилинда проводила своих односельчан на фронт. 1942г отменным охотником зарекомендовала себя за годы войны бригадир охотничьей бригады Анна Догончина, удостоившись за свой труд впоследствии Ордена Ленина. В 1943году учащиеся начальной школы решили внести деньги в фонд помощи детямосвобожденных районов, страны, они собрали 400 рублей. Ученики Молоков Миша и Фирсов Володя по 40 рублей и Филатов Спиридон, Найканчина Зина по 20 рублей.

 

В 1944 году в Багдарин пришел первый обоз из 9 пар оленей, запряженных в нарты, привезено 10 бочек ягоды, весом в 780 кг. На обратный путь обоз погрузил 10 кулей муки, весом в 600кг, 490кг кондитерских изделий. 1945г – День Победы. 25 Джилиндинцев пали смертью храбрых на полях сражений.

 

1941 год. Война. «По радио услышали, что началась война, - вспоминает Тимаева А.Н., нам сообщили, что наш учитель Константин Алексеевич (фамилию не помню) ушел на войну. Уходили и наши джилиндинцы. А мы стояли на бугре и провожали их. Стояли пока они не скрылись из виду. Сразу стало жить тяжелее. В годы войны мы подростки работали наравне со взрослыми. В 14 лет я была звеньевой в полеводческой бригаде. На берегу озера был большой огород, на котором выращивали картофель, капусту, турнепс, морковь, свеклу. Работа была тяжелой, приходилось на себе на себе таскать тяжелые ведра с водой из озера для полива. Все родилось на славу. Урожай картофеля хранили в огромном погребе, который был выкопан внутрь бугра. Никогда зимой он не замерзал. Овощи делили на трудодни.» Джилинда проводила своих односельчан на фронт. Многие из них сложили свои головы во имя Победы над врагом. Это Апполонов, Ачкин, Бадмаев, Догончин, Мордонов, Нимаев, Тимаев, Цыдыпов, Дамбуев, Нимбуев и другие. Неимоверный труд в военное лихолетье лег на женские плечи. Женщины ухаживали за скотом, заготавливали корма, выходили на пушной промысел. 1.После войны. В впервые мирные дни колхозное производство начинает расти. Растет животноводство, где председателем был товарищ Дандинжапов. План на 1 ноября выполнен на 108 %, в том числе по лошадям 108,9%. КРС-102,5%, овцам-115%, оленям 105,7%, свиньям-250%. По выполнениям плана развития животноводства колхоз имени Молотова занял 1 место в аймаке и ему присуждено переходящее Красное Знамя исполкома аймсовета и аймака партии. 1948 г. состоялась первая сессия сельского Совета, которую открыл старейший депутат, председатель Доржи Бадмаевич Дамдинжапов. 19 мая 1949 г. выполняя свои обязательства, бригадиры фермы Бурульзай - Аюшеев и Сага-Нуга – Бадмаев, несмотря на тяжелые условия зимы, недостаток грубых кормов успешно провели зимовку скота. Все поголовье сохранено, без падежа 19 мая 1955 г. на полях колхоза им. Молотова с каждым днем все шире развертываются полевые работы. Среди пахарей первенство в социалистическом соревновании держат члены артели Бадма Молоков, Лука Каюнчин, Адо Догончин и другие. Ими вспахано 13 га. В колхозе идет деятельная подготовка к посадке картофеля и овощей. 28 июня 1956 г. оленеводы сельхозартели им. Молотова в нынешнем году применяют частую перемену пастбищ, что благотворно сказывается на здоровье животных. В оленеводческих пунктах артели организованно пошел прием молодняка. Получено более 300 оленят. В этом году колхоз им. Молотова переименован в колхоз «Заветы Ленина УСТЬ - ДЖИЛИНДА СЕГОДНЯ Территория муниципального образования сельское поселение «Усть-Джилиндинское эвенкийское» расположена в юго – западной части территории Баунтовского эвенкийского района. В границах территории расположены два населённых пункта: посёлки Усть-Джилинда и Кыджимит. Административный центр – поселок Джилинда. Общая площадь земель в черте поселка сельского типа Усть – Джилинда составляет 59 га. Поселок, расположен на месте слияния двух рек: Витим и Джилинда. Ближайший населенный пункт Романовка – 90 км. До районного центра- -270 км. До Улан – Удэ – 560км. До Читы – 270км. Общая численность дворов на два населенных пункта составляет 145 . Национальный состав населения, преобладает русское население, а также значительную прослойку эвенки и буряты. Русские-120 Эвенки -115 Буряты-44 Татары -1

 

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Школа, врачебная амбулатория, библиотека, Сельский дом культуры

 

ПРЕДПРИЯТИЯ: Метеостанция, Лесничество, Ветстанция, Администрация, ООО « Стрелец»,

 

ООО «Витим», Почта России, Узел связи ( рация), МУП ЖКК, СПК «Джилиндинский»

 

СПК « Джилиндинский» специализируется на скотоводстве и коневодстве. Порода скота: симментальская калмыцкая 58 голов, лошадей 180.

 

МУП « ЖКК» представлен дизельной электростанцией мощностью 100 Ватт, которая обеспечивает потребности населения в электроэнергии.

 

На территории поселения работает узел связи, обеспечивающий рацию, таксофонная связь «Сибирь Телеком»

 

Поставщиком продуктов питания и хозяйственных товаров является ООО «Стрелец»- Раднаева Т.Н ООО « Витим»- Парфенов Б.Г.

 

В данное время функционирует медицинское обслуживание. В её составе: родильное отделение, лабораторное, прививочное, процедурное, акушерское, врачебно- терапевтическое отделения. Амбулатория оснащена современными биохимическими анастезаторами. Функционирует аптека.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: Детский сад «Солнышко». Усть – Джилиндинская основная школа. Сегодня – это 8 кабинетов, спортзал, библиотека, спортивная площадка, столовая, компьютерный класс, столярная мастерская. С 2009 учащиеся участвовали в эксперименте ЕГЭ, участвуют на районных спортивных соревнованиях, где занимают призовые места. Школа подключена к сети Интернет.

 

На территории поселения множество проявлений алюминиевой руды, таких как Мухальское и Бурульзайское месторождения. Эти месторождения для п. Джилинды имеют высокую промышленную ценность. Руды являются громадным богатством Баунтовского района, и при их разработке район превратится в один из важнейших промышленных объектов в масштабах России. Стоимость руд Мухальского месторождения многократно превосходит стоимость золота, добытого в районе за всю его 150- летнюю историю. Усть-Джилинда превратится в один из промышленных объектов. Вырастут города, пойдут поезда, станет туристическим объектом. Жизнь наладится, начнется возрождение культуры, традиции.

Просмотров: 8772

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -