В последнее время возникло стремление к духовному возрождению в результате радикальных перемен, проводимых в России. Усиливается интерес к истории своего народа. Многие народы подвергаются сильной ассимиляции, утрачивают свой родной язык, традиционные обычаи, нравы, уклад жизни, у бурят в результате географической разобщенности также отмечается процесс ассимиляции.
В такой ситуации растет стремление бурят к объединению усилий для возрождения и развития национального языка, культуры, традиций.
В условиях двуязычия сохранен язык, традиционный уклад жизни, старинные обычаи.
Этим уникальным местом является Ацагат, привлекающий внимание не только жителей республики, но и иностранных гостей. Название села «Ацагат» происходит от древнемонгольского слова, в переводе означает каменистую местность.
В последнее время возникло стремлениек духовному возрождению в результате радикальных перемен, проводимых в России. Усиливается интерес к истории своего народа. Многие народы подвергаются сильной ассимиляции, утрачивают свой родной язык, традиционные обычаи, нравы, уклад жизни, у бурят в результате географической разобщенности также отмечается процесс ассимиляции.
Втакой ситуации растет стремление бурят к объединению усилий для возрождения и развития национального языка, культуры, традиций.
В условиях двуязычия сохранен язык, традиционный уклад жизни, старинные обычаи.
Этим уникальнымместом является Ацагат, привлекающий внимание не только жителей республики, но и иностранныхгостей. Название села«Ацагат» происходит от древнемонгольского слова, в переводе означает каменистую местность.
Поэтому возникает вопрос: в чемсостоит уникальность Ацагата, почему обращают нашему селу такоепристальное внимание? Какова причина сохранения традиционного уклада жизни.
История Ацагата интересует всех его жителей. Нет будущего у того народа, который не знает своей истории.В нашей школе в течение нескольких лет ведется поисковая работа по направлениям: 1) история села в легендах и фактах; 2) знаменитые земляки3) традиции и обычаи ацагатцев.
Целью данной работы является изучение истории возникновения и развития села, как населенного пункта в период17—начала 20 века.
Данная работа – первый шаг к изучениюактуальной проблемы – знания своих истоков, истории.
Уходят старожилы села, пройдет времяи некому будет рассказать о славном прошломнашего прекрасного родного уголка.
Методом поисковой работы, бесед со старожилами села изучением специальной литературы и архивных материалов собирается ценный для нас материал.
2. Основная часть.
Тоонто нютаг – малая Родина…В сердце каждого из нас живет это прекрасное чувство – любовь к своей малой Родине. Она источник силы, источник вдохновения.
Ацагат находится в 50 км от г. Улан-Удэв Заиграевском районе. С запада находится священнаягора Тамхита, с юга протекает река Уда, с севера окружают горы Дэлгэр, Сагаан хада, Дабхар Сагаан, Yндэр Байса.
Ацагат – это единственное селов районесохранившее свой родной язык, традиции, обычаи.
Легенда о возникновении села.
История возникновениясела начинается с легенды о Бальжин хатан(конец 16 века).
В качестве «энжэ» - подарка Бальжин хатан был подарен народ 11-ти хоринских родов. Но жизнь Бальжин хатан на чужбине не удалась, она вынуждена была перекочеватьпобегом. Войско, настигнув их, в соответствии с приказом хана, умертвила Бальжин хатан.
Боясь погони, народ 11 хоринских родов, бежал в сильном страхеи расселился поберегу Байкала и острову Ольхону. Жили они в этих местах несколько лет [1].
В начале 17 века хоринцы называли своей родиной узкую прибрежную полосу на западной стороне Байкала, остров Ольхон [2].
В легенде, которую рассказывают старожилы нашего села говорится о том, как глава рода Гучит Ногто сосвоим родом в зимнее время отправился в дальний путь к озеру Хорхойто, что находитсяв Еравне. Путьчерез Байкал был очень трудным. Онистелили войлок, чтобы переправить скот.
Сагаан хада
Однажды у подножия «Сагаан хада» у главы рода Ногто расстегнулась подпруга седла. Ногто слез с коня, оглянувшись вокруг, он увидел прекрасную картину. Посмотревна восток, он увидел восход солнца, с западной стороны через гору Тамхита шли их многочисленные стада . И это были три знамения , знак свыше (дэмбэрэлтэй тэмдэгγγд).
Глава рода Ногто решил остаться в этой местности, котораяоказаласьблагодатным краемдляблагополучиялюдейиразведенияскота.
Хормойгоодосоошондэбдиhэнхγнмалхоеройудэхэhайханнютаг [3].
У подножия Сагаан хадана камне есть след ребенка. Это означает, что местность благоприятна для рождения детей. Также находили след коровы – знак благополучного разведения скота.[4]
Родословная рода Гучит
Алтан хаан
Барга Баатар
Хоридой мэргэн
Гушад
Шара
Шуулэнгэ
Шоохой
Нэмхэ
Ногто
Предания о горе Белой
Долина Ацагата знаменита историческими местами. Здесь находятся захоронения монгольских предводителей, места, связанные с шаманскими обрядами.На горе Зγγн губээ сохранилось место, где проводился обряд тайлган. На горе Тамхита также имеются исторические места. Они оберегаются жителями нашего села, как памятники истории прошлого нашего народа. Отсюда следует, что до распространения буддизма мы поклонялись шаманизму.
«Сагаан-хада» гора, расположенная у истоков реки Нарин-Ацагат, с восточной её стороны. По преданию там находятся шаманские захоронения. Находили головной убор шамана «Бєєгэй оргой тγмэр зэд hабанууд»
На юго-восточном склоне этой горы имеется «каменная голова», у которойесть много «хозяев», а на юго-западном склоне, неподалеку, на поляне есть два каменных «обо». Старожилы утверждают, что хозяева этой горы – величественны (ехэ эзэтэй).
По южному склону горы имеются две половины канавы, так называемые «монгол субаг» (монгольские канавы).
Также на южном склонегоры «Сагаан-хада» (напротив Ацагатского аршана) есть несколько каменных «обогор шулуун». Некоторые утверждают, что это захоронения монгольских предводителей, самый крупный из них – монгольского хана дорга.
«Зγγн ундэр Тотхолто» - на южной её вершине находятся также «обо». Предание гласит, что человек по имени Алагшан, проживающий на правой стороне реки Шулуута, испросил у шаманов о судьбе своей и женитьбе, на это шаманы ответили, что если женишься на шаманке с восточной стороны, то будешь счастлив, (подойдет ему), тогда он нашел в Ярууне единственную дочь родителей и посватался. На его предложение эта девушка ответила тем, что какой сон приснится, так и поступим. Шаманке приснилось, что этой жизнью прервется род Алагчин, так как их брак будет бездетным. Несмотря на это предостережениебрак их состоялся, она прожила долго. После её смерти, это место считается «Удаганай газар хатуу газар».
К югу от вершины «Тотхолто» есть возвышенность (гγбээ) «Малгайта», которая доходит до реки Уды. На склоне этого губэ имеются захоронения монголов.
«Баруун Yндэр», «Бадагаа» - гора, расположенная у истоков реки Нарин-Ацагат, с западной её стороны.
На восточном её склоне, называемой «Эреэн нарhан» («пестрые сосны» имеются монгольские могильники. Обнаруживали различные культовые предметы. Более 20 лет назад ( это в 20-е годы ) молодой человек по имени Бухай Чимэд, раскопал один могильник и обнаружил множество монет и понес их Иролтуеву, тогда он заставил отнести обратно.
«Шэнэhэн Тγглэ» - в этой местности, расположенной к востоку от «Нимбубууса», от зимовья Нимбу имеются также захоронения, возможно, сохранились получше.
«Тамхита уула» - на южной и западной стороне встречаются могильники. Недалеко от Нарин-Ацагата в местности, «Yдэ мурэнэй бага ехэ Ёнхор», в лесочке также находятся захоронения. Есть раскопанные и также нетронутые могильники . Также на берегу реки Yды в местности Хара Шулуута встречаются каменные «обо»[5].
СтановлениеАцагата как населенного пункта.
В 17 – 18 векахбурятывеликочевойобразжизни. Занимаясь преимущественно скотоводством,ониселилисьнебольшимигруппамивместах, богатыхтравойиудобныхдляведенияскотоводческого хозяйства.
УрочищеНарин – Ацагат, уподножиягорыЦагаанДабаанвдолинерекиУдык19векубылозаселеновосновномпредставителямиодного изхоринскихродов – Гучит,которыйимелдвекости: Хара, Шара.
УлусНарин – Ацагаткакисторическинаселенныйпунктобразовалсявначале19-говека,официальноеегооформлениевулусбылопроизведенов1822году.
УлусыНарин – Ацагат, Хара – АцагатотносилиськХодайскойинороднойуправе, котораярасполагаласьвселении Нохой.
С1850годаулусыбылипреобразованывбулуки.УлусНарин – Ацагат
былпростопереименованвНарин – Ацагатскийбулук. Кэтомувременионсостоял
изпредставителейГучитскогородаинебольшогочислародаХубдууд.
1904годусовместносХараиХосото – АцагатскимибулукамиНарин – АцагатобъединилсяводинкрупныйАцагатскийбулуквходившийвсоставХодайской инородческойволости .
Ацагатскийбулуксостоялиз215- тиюрт. Булукизаведовалисьсельскимистаростами.В1917годунаобщебурятскомсъездевг. Верхнеудинскебылипринятыосновныеположения« Статусаовременныхорганахпоуправлению» ,согласнокоторомубылсозданединыйверховныйорган – Бурнацком . С этогомоментаадминистративно – территориальнаяструктураприобреласледующийвид : Бурнацком – аймак – хошуун – сомон (улус). АцагатскийсомонвходилвсоставХоринскогоаймакаХодайскогохошууна.
В1918годуАцагатскийбулукраспалсянатрисомона: Хосото- Ацагатский, Хара – АцагатскийиНарин -Ацагатский.
Во время коллективизации была образованав 1929 году коммуна имени Дабаин (председатель Бурятского ЦК).
В 1931 году 40-50 дворов отделились от коммуны и организовали ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли).
В1939годубыл образованколхозимениЛенинапутемслиянияселНарин – Ацагат,Хара – Ацагат, Мухар-Нур ,Хотогор.
С этого момента идетпереселение жителей этих селв нынешнийАцагат.
С 1959 года Ацагат входит с состав колхоза «Онохойский», с 1962 годаявляется3-м отделением совхоза «Эрхирикский».
В конце 80-х годовв Ацагате был образован совхоз «Ацагатский».
В 92году совхоз «Ацагатский» распадается на крестьянские хозяйства. Каждое хозяйство имеет сенокосные угодья,пашню, пастбища .
Ацагатская долина издавна славилась благодатной почвой. Леса богаты растительностью. Аршан имел огромное значение для жизнедеятельности людей. Чистая целебная водаблагодатно влияла на здоровье жителей. И не случайно именно здесь был построен крупный медицинский центр – центр тибетской медицины Бурятии, известного не только в республике, но и за ее пределами. Степи славились богатой растительностью, 1793видаразличных лекарственных растений были найдены в этой местности. Эти травы широко применялись при изготовлении лекарств. На исцеление пациентов благотворно влияли живописная местность, священные места, чистая ключевая вода, природно-климатические условия.
Главным занятием было скотоводство. Для ацагатцев была присуща пастбищная форма содержания в сочетании со стойловой. Примерно с октября до мая жили на зимних стоянках (γбэлжөөн), находившихся в защищенных от ветра местах, недалеко от гори лесов , в падях и распадках. На зимних стоянках располагались постоянные утепленные дома, сараи, амбары, скотные постройки. В летнее время кочевали в местность Урда Бэе. Переправлялись через реку Уда. Пастбища по берегу реки были очень хорошими, поэтому это место было выбрано не случайно.
Основная часть населения владела четырьмя видами скота: лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы. Особенно большое значение имели овцы. Они давали шерсть, молоко, мясо, кожу. Баранина у бурят считалась лучшим мясом по вкусовым и питательным качествам ипреподносиласькак самое дорогое угощение. Козы чаще всего содержались в хозяйствах бедняков, которым было выгодно разводить именнокоз.
Этнический облик
Русские путешественники иисследователи отмечали, что буряты народ развитый, податливый к цивилизации и культуре; их особо отличают стремлениек знаниям, любовь к детям и подлинное уважение к старшим [6].
Любовь к детям и подлинное уважение к старшим– одиниз основных принциповвзаимоотношений между старшимии младшимижителейнашегосела. Главная чертав сфере отношений – сдержанность и доброжелательность. Старшие по возрасту пользовались особым авторитетом, поэтому отношение к родителям, вообще к старшим, отличалось большой почтительностью. Внешнее проявление радости, любви не было типичнымв отношении собственных детей. Хвалить своих детей, гордиться ими считалось неприличным. Особое внимание уделялось гостеприимству.
В первую очередь уделялось большое внимание обучению детей. Этому способствовал Ацагатский дацан, который являлся центром духовной и культурной жизни. Дацан приобщал к буддизму, был центром просвещения. Дацанская школа открывала дорогу в мир знаниймногим нашим сельчанам. Здесь преподавали тибетскую грамоту, курс обязательного ламского обучения. Также учили родному языку на старомонгольской письменности. Именно из стен этой школы вышли такиевыдающиеся деятели, как Агван Доржиев , Чойнзон Юролтуев, Ринчин Номтоеви многие другие.
В 1928 году открылась начальная школа в селеАцагат, которая играла и играет огромную роль в обучении и воспитанииподрастающего поколения.
3. Заключение
Почему мы хотим привлечь внимание молодого поколения к делам давно минувших дней, к устройству жизни наших предков? Сегодня, в век «механической цивилизации» полностью изменилась основа материального и духовного быта населения. 70 лет социалистических преобразований «старого мира» привели обществов состояние кризиса. А глобальный технический прогресс создал реальную угрозу биологическому, социальному и природному существованию человека на планете Земля.
Разрушается такие могучие силы жизни, как родительская забота о детях. В наши дни распространенным явлением становится дети, которых оставляют родители на произвол судьбы,хотя у бурят не было таких случаев. Поэтомуопасно нарушать первичные механизмы жизнедеятельности людей. Традиционный уклад народного быта - это продукт всей истории общества. Из них состоит структура всего нашего общества.
Несмотря на процесс ассимиляции, в Ацагате не утратили своих обычаев, все от мала до велика говорят на своем родном языке и свято чтут все традиции. Это маленький островок, где сохранился старинный уклад жизни, почтение к старшим. Здесь нет преступности, люди живут в мире, в согласии, уважают друг друга, если необходимо, оказывая помощь. Традиция оказания помощизародилась при хамбо-ламе Юролтуеве.
В советские годы,в период атеизма, каждый в душе сохранилверу в светлое будущее, поэтому сохранены все обычаи, традиции, современный язык.
Список литературы
1.Бурятские летописи, Улан-Удэ , 1995.
2. Баторов В.Ц. Ацагат. Улан-Удэ, 2002.
3. БатуеваИ.Б. Буряты на рубеже 19-20-х вв. , Улан-Удэ , 1992.
4. БНЦ, ф. Нацова, оп. 1 , д.6, л. 1-8.
5. Галданова Г.Р. Закаменские буряты, Новосибирск , 1992.
6. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят, Улан-Удэ, 2000.
7. Зориктуев Б.Р. Буряты. Улан-Удэ, 2000.
8. Митыпова Г.С. Ацагатский дацан, Улан-Удэ , 1994.
9. Тумунов Ж.Д. Очерки из истории агинских бурят. Улан-Удэ, 1988.
10.Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы, бурят-монголы? Улан-Удэ, 1994.
11.ШагжинаЗ. Истоки родной земли. «Вперед», 13 ноября1993 г.
Список информаторов
1. Дондуков М-Д. Ц., 1916 г.р., с.Ацагат.
2. Насатуева Д., 1911 г.р. , с.Ацагат.
3. Цыдендоржиев Р.Э. , (1911-1999) , с.Ацагат.
4. Цындыжапова Ч.Б., 1924 г.р., с.Ацагат.
5. Цыренов Ю.Ц., (1916 – 2001), с.Ацагат .
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Бурятские летописи, Улан-Удэ , 1995.
[2] Зориктуев Б.Р. Буряты. Улан-Удэ, 2000.
[3] Насатуева Д., 1911 г.р., проживает в с.Ацагат
[4] Цындыжапова Ч.Б., 1924 г.р, с. Ацагат.
[5] БНЦ, ф. Нацова, оп. 1 , д.6, л. 1-8.
[6] Галданова Г.Р. Закаменские буряты.Новосибирск, 1992.
Комментарии