Красивы наши Гэдэнские горы и своими святыми местами (обоо): Ундэр, Дунда, Баян Дэлгэр, Дарцаг.Долина Гэдээн Нюга благодатное место. С севера полукругом закрывали долину от жгучих шартыкейских ветровГэдэнские горы. По южной стороне текла река Джида, ближе к селу нес свои воды приток Джиды –Муучай, излюбленное место купания ребятишек. Между двумя водными артериями с запада на восток тянулись черемуховые оазисы. Весною, в мае, при спуске с дабаана открылась изумительная картина: по всей южной окраине долины, волнуясь при небольшом дуновении легкого ветерка, тянулся беспрерывный ковер из белых цветов и чувствовался терпкий запах. Это цвела черёмуха на западе, в местности Жана и Мажахан.
Чего только не росло на гэдэнской земле: черёмухи и урилы ( плоды дикой яблони) тумэсэ,(корешки красных цветов), земляники, шиповники, дикий лук. Прямо с востока направо и налево тянулись природные цветочные плантации. А птицы? От тысячных роев ласточек кружилась голова: они десятками устраивали целые состязания, стремительно падая вниз, пролетая чуть ли не касаясь концами крыльев земли и вновь взмывая ввысь, в небесную глубь.В Гэдээн Нюга зимой намного теплее, чем в других местах, весной широкие склоны Гэдээнских гор рано сбрасывают снежный покров. Летом травы по пояс - и для пастьбы, и сенокоса хватает,- для скотоводства раздолье. Такие благодатные места с древности обживались людьми. По этому поводу существуют предания и легенды. «Давным-давно в южной Монголии жили два брата - два богатыря со своими подданными. Разводили скот, охотились, растили детей и жили счастливо. Но два соседних хана стали враждовать друг с другоми начали жестокую кровопролитную войну, где гибли ни в чем не повинные мирные люди- старики , женщины и дети.
И один из братьев – младший из богатырей Гэдээн- баатор, - чтобы спасти своих людей, посоветовавшись с шаманами, решил тайно со своими подданными бежать на север, в сторону Байгал – далая. Выехали темной ночью. Ехали ночь, день, еще ночь, еще день и на четвертые сутки к рассвету подъехали к месту,где горы отступали, давая дорогу на север. Это, видимо, был Желтуринский проезд, ныне застава. Переехав полноводную реку Джиду, к восходу солнца они оказались в долине , полукругом закрытой с севера горами, с богатой, по пояс, травой и обильными ключами. Тут и остановил своих людей Гэдээн – баатор и сказал: «Я обещал вам обильное и богатое место, вот оно перед вами. Здесь вы будете в безопасности и обретете покой и счастья». Но не успел он закончить свою речь,как послышался, характерный свист и огромная стрела вонзилась в сердце Гэдээн – баатора. Онуспел сказать: «Это хан отправил вдогонку моего брата, наказав: живым не сможешь вернуть, убей его. Я скоро умру.
Мои останки похороните в пещере той высокой горы, а золото спрячьте под теми семи холмами» ( В Гэдээн Нюга на самом деле есть семь одинаковых холмов – «Долоон толгой»), через сотни и сотни лет, когда наступит тяжелые времена, единственный сын отца найдет эти богатства и спасёт от гибели свой народ. А мой дух во все времена будет свами и с вашими потомками». С тех далеких времен обжили долину бурятские племена, она получила название Гэдээн Нюга(«нюга» означает долина»). Горы получила название Гэдэнских, дух Гэдэн – баатора, переименованного народам в ещё более почтительное Гэдээн – Баабай, постоянно охраняет потомков своих людей, где бы они не находились. Когда нам тяжело, мы, выросшие под своими Гэдэнских гор, громко произносим: «Гэнтын аюул болоо бол, Гэдээн Баабай хараарай!» (Помоги избежать несчастий, Гэдээн Баабай!) . И на самом деле он всегда помогает страждущему.)Горы Гэдээн Баабая настолько здесь было хорошо видимо, когда послись овец, сочиняли наши деды стихи:
«Намагай дунда суухадам
Намарай сэруун бахатай,
Найры дунда суухадам
Нагацын юроол бахатай.»
В шестидесятых годов жили в Гэдээн Нюга и Дабааны Ама потомки людей Гэдээн Баатора, люди уряанха – хачанар и хорчит –родов, носяшие фамилийАюшеевых, Бадмаевых, Буянаевых, Банзаракцаевых, Батуевых, Бумбуевых, Гармаевых, Гырыловых, Дашижаповых, Ендоновых, Жамсуевых, Жаповых, Наймадаевых, Очировых, Раднаевых, Санжибаловых, Сансуевых, Убугуновых, Ульзутуевых, Цаганкуновых, Цыденовых, Цыдемпиловых, Цыреновых, Цыренпиловых, Цымбыловых, Чердоновых…
Созданием коллективных хозяйств на селе Гэдээн была создано коммуна, председателям назначили Цыбикжапова с Оёра. Коммуна просуществовало недолго, в связи реорганизациям в коммуны, в1935 году создаликоллективное хозяйство колхоз имени «Ворошилова».И народ Гэдээна сочинили песню:
«Хул Цагаан хуринээрээ
Хундэлдуулээ Ворошилов
Хусэтэ Улаан армиидаа
Командалаа Ворошилов»
По архивным документам по сводке в колхоз вошли 87 хозяйств. На 17 сентября 1935 года было коллективизировано; лошади – 251 голов, крупно - рогатый скот -252, овец – 1143, свиней – 52. В колхозе проживало 309 человек, из них 118 трудоспособных. Под зерновые было засеяно 422 га, в то числе пшеницы – 83, овса – 65, ячменя – 18, гречихи – 29, зеленки – 11, картофеля-2,2 га.
Председателем назначили Жамцуева Правдана Бадмаевича. Старожилы, помнят благодаря заботам председателя Правдана Бадмаевич к пятидесятым годам, на селе появились клуб, радио была начато работа по электрификации. В связи с решением ЦК КПСС началась реорганизация, и решено было три колхоза объединить в один с центром в селе Нижний Бургалтай: колхоз имени «Ворошилова», (Гэдээн Нюга и Дабааны Ама), колхоз имени «Карла Маркса»( Нижний Бургалтай), и колхоз имени «Сахьяновой» (Верхний Бургалтай).
Согласно архивным данным Гэдээнская начальная школа была открыта в 1927 году и обслуживала детей Гэдээн Нюга и Бабааны Ама. Школа располагалась в деревянном здании, при ней имелись амбар. Классная комната была одна, где сидели двадцать учеников из всех четырех классов и одна учительница Ханда Доржиевна Цыбикова.
Большинство гэдээнцев нехотя, но вынуждено стали переезжать в центр село Нижний Бургалтай. Новый председатель объединённого колхозов, человек военного воспитания, коммуниста направленного об укреплении сельского хозяйства Яковлев Родион Николаевич торопил с переездом. Всего за несколько месяцев всё село переехало в центр Нижний Бургалтай.В колхозе «Мир» резко увеличилось поголовье скота всех видов, а овце поголовье в 2 раза, выросли основные фонды, денежных доход в 6 раз. Значительно поднялось материальное положение колхозников и культурный уровень села.
За период своей бытности на руководящих должностях в районах республики и возглавлял колхоз « Мир» Родион Николаевич дважды избирался в депутаты Верховного Совета Бурятской АССР, дважды членом обкома КПСС, депутатомЗакаменского и Джидинского районных советов и членом райкома партии.
В колхозе «Мир» под руководством Родином Николаевичем работали передовые механизаторы выходцы Гэдээна Наймадаев Максим Цырендоржиевич – «Заслуженный механизатор Бурятской АССР»,почетный житель села Нижний Бургалтай, Убугунов Кирилл Тумурович, Раднаев Федор Ринчинович – передовой комбайнер, Ендонов Бато-Жаргал, семья Ульзутуевы передовые чабаны, Банзаракцаев Бабу Раднаевич «Заслуженный работник сельского хозяйства Бурятской АССР», передовая доярка кавалер двух орденов Трудовой Славы Бадмаева Зинаида Бужигаевна, почетный житель села Нижний Бургалтай, Люди украсившие своим свою малую родину это Банзаракцаев Санжи Баторович журналист, автор произведения «Мая мать - монголочка», «Дождливый день», очерк «Отцовского наставления»,Цыбикова Екатерина Доржиевна«Отличник народного образования», «Ветеран труда»в военное время преподавала в селе Гэдээн, работала с утра в школе, а после уроков собирала колоски вместе с учениками, ночью участвовала в молотьбе хлеба в колхозе «Ворошилов».
В1944 году молодая энергичная учительница открыла пионерский лагерь в Гэдээне, возможно единственный в районе, где отдыхали 16 учеников. В одном из материалов известная писательница Светлана Гырылова Сандуевна пишет: «Первый учитель… Это не тот, кто научил и писать. Это тот, кто научил тебя мыслить, или указал твой жизненный путь, воспитал в тебе человека. Первый учитель – это твой большой мудрый друг. Навсегда. Таков мой первый учитель – Екатерина Доржиевна Цыбикова». Гырылова Светлана Сандуевна – поэт, прозаик, Член союза журналистов России, член Московского и международного литературного фонда России, Стипендиат Союза писателей СССР за 1989-1990 годы за роман «Босая в зеркале», «Помилуй посмертно», Дважды стипендиат Государственной Президентской стипендии за 1999 и 2001гг.
Ныне представила стихопрозу «Сущее слово просветления» - отрывок из большой рукописи «Свеча вечности».
Проходит годы столетия … Меняются поколения. Сквозь туманную даль веков, сквозь завесу времени от предков до нас доходят их обычаи и традиции. С незапамятных времен наши отцы и деды поклонялись богам, приносили жертвоприношения, молились и уверяли.
Как мы знаем, у каждой горы, деревца, у каждого куста и травинки есть свой хозяин. Не знаем мы их, не видим. Но издавна, по обычаем предков, мы каждый год ездим поклониться хозяевам гор, вершин – обоо.
С северной стороны села Нижний Бургалтай находится гора Эрээлжэ, вершиной которой является священное место Баян-Цогто. На восточной стороне села находится гора Бунхан. В местности Зэдын гол обоо- Банзай. Самые высокие священные вершины Гэдээнских гор – Ундэр, Дунда, Барун обоо.
В 2004 году на селе Нижний Бургалтай возведен субурган «Жанчип- Чойдон».По предложению нынешнего главы Буддийской сангхи Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, в местности Аман Дабаан, недалеко от села Нижний Бургалтай, 2006 году воздвигнут субурган посвященному ХVII –му Пандито хамбо ламе Лубсан Ниме Дармаеву.В1946 году в период строгой антирелигиозной политики чудом оставшийся в живых группа лам основали буддийского учения и мировозрения был наш земляк, уроженец Гэдээнской долины, последний настоятель Сартул – Булагского дацана Дармаев Лубсан Нима ( Дарма- Хамбо)
Старожилы вспоминали по его рассказам, когда восстанавливали Иволгинский дацан, поступил указ выбрать подходящее место от города Улан-Удэи построить дацан, но руководство колхоза имени Сталина наотрез отказало выделить это место, поскольку это место было пастбище молочного гурта. Дарма – Хамбо счел недопустимым это препирательство, не стал подавать жалобу в надлежащие инстанции и начал строительство дацана в болотистой сырой местности. Для строительства ему выделили одного коня.
Но целеустремленность и самоотверженность организатора сделали свое дело В 1946 году новый дацан был открыт и начал действовать. Лубсан Нима Дармаеву должность Хамбо ламы в те тяжелые времена было хлопотной, приходилось вникать во все дела, находить компромисс с властью, с чиновниками всех рангов.
У него был авторитет, на него молились и толпами стремились получить его благословения.
В течении 10 лет с 1946- 1956 годы носил сан Пандито – Хамбо ламы Бурятии.
Чувствуя слабость своего здоровья приехал в село Гэдээн, где жили дети его брата. В 1960 году он ушел мир иной, На месте его погребения на южном склоне священной горы «Гэдээн баабай» благодатные земляки возвели субурган.
Этим священным местам мы постоянно поклоняемся, молимся, ведь они оберегают нас, помогают нам обрести силу духа, и тем самым, почитая предков и их обычаи.
Комментарии