В своей автобиографической книге “свобода изгнании”духовный
Глава буддистов мира Далай ЛамаXIV пишет: “Монастырь в Улан-Удэ столице Бурятии-это одна из самыхбольших достопримечательностей, которое я видел в СССР.Он был построен в 1946 году ,когда Сталин находился навершине власти,я не понял, каким образом могло это произойти,но такой факт помог мне осознать,что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, если вовсе не выкорчевать ее”:
Одним из инициаторов и руководителей духовного возрождения буддизма СССР был Дарма Хамбо.
Трудно представить, котораяпровозгласила о наступлении эры«безбожия». Начались гонения на служителей культа, тысячи лам и священников были репрессированы, а церкви и дацаны закрыты. Не избежали такой участи ламыБургалтайской долины, в числе которых был основатель Иволгинского дацана, сыгравший значительную роль в возрождению буддизма в Бурятии, и поднял авторитет нашей религии на необходимую высоту.
Дармаев Лубсан Нима родился в 1890 году в местности Дабаны АманГэдээнской долины, в семье крестьянина-скотовода из рода «хорчит».
Мальчика, рано проявившего любознательноть и пытливость родители определили в Сартул-Булагский дацан в 7 лет. После окончания учебы, получив духовное звание “гэбши”, Лубсан Нима Дармаев становится штатным ламой Сартул-Булагского дацана.
Во время репрессии он был арестован и определен в Кяхтинскую тюрьму, на строительство дороги. Волею случая он избежал смерти от не посильного труда и голода. Охранники его без сознания бросили в канаву,что он все равно умрет. Ночью мимо этой дороги шел караван ямщиков, они услышав стон остановилисьподняли тело больного среди которых узнал своего знакомого Дарма Хамбу, с которым учился когда-то в Сартул-Булагском дацане житель села из Верхнего-Торея Сосорторов Гомбожаб.Сосорторов Г. тайком привез домой Дарма Хамбу, когда поправился, набрался сил, было решено укрыть его в укромном месте. Во время войны, люди тайком посещали его, чтобы помолится. За благополучие их близких, воюющих на фронтах. Лама вселял людям веру на благополучный исход войны, вдохновлял людям приблизить конец войны.
Принимал активное участие в сборе средств в Фонд обороны СССР. Лубсан Нима Дармаев внес в фонд обороны страны 34 тысячи рублей, за что получил благодарственное письмо от Сталина. В том же году с другими ламами обращается с ходатайством к И.В. Сталину об открытии буддийского монастыря в БМАССР. В 1946 году на съезде буддистов Лубсан Нима Дармаев избран председателем ВЦДУБ, Пандидо Хамбо ламой.
В целях привлечения Юго-Восточной Азиина сторону СССР в борьбе против Японии из Москвы в адрес Бурятского обкома партии, было направлено директива о возрождении буддизма в Бурятии, и было принято решение о строительстве дацана, которое бы стало центром буддизма.
Это ответственное задание было поручено Лубсан Ниме Дармаеву. В течении двух лет он провел огромную работу по строительству оснащению нового дацанского комплекса.
В 1946 году новый дацан был открыт и начал действовать. В течении 10 лет с 1946-1956 годыПандидо Хамбо лама Иволгинского дацана Лубсан Нима Дармаев был руководителем буддистов СССР. В 1956 году Дарма Хамбо лама вернулся на родину, и некоторое время жил у племянников в селе Гыдэн. Здесь и ушел мир иной, на склоне Гыдэнских гор построен Субурган, внутри которого был погребен Дарма Хамбо лама в сидячем положении.
Чойдопов Чойдоба Аюшеевич- лама, родился 1910 году в селе Нижний Бургалтай. С десяти лет учился в Гэгэтуйском дацане хувараком в последствии работал там же. Во время репрессии был выслан в Красноярск. Позже вернулся в родные края. Когда началась Великая Отечественная война его как и всех призвали в ряды Красной Армии.
Бадмаев Самбу Бадмаевич- лама, родился в 1899 году в селе Нижний Бургалтай. Его родители с 10 лет определили в Гэгэтуйский дацан. В последствии служил в Гэгэтуйском дацане. Был репрессирован в Красноярск. После вернуся в Бурятию устроился работать в Улан-Удэнский ЛВРЗ.
Банзаракцаев Дорни Раднаевич – лама, родился в 1910 году в селе Нижний Бургалтай. Его родители с десяти лет определили в Сартул- Булагский дацан, учился в Монголии. После окончания Монгольского Университета вернулся в Сартул- Булагский дацан. И он не избежал такой же участи, был репрессирован.
Ендонов Галсан лама - родом из Гэдэна. Учился с 10 лет хувараком Сартул-Булагском дацане. В последствии работал в дацане. Его “бар” печать хранится у внука Ендонова Зоригто.
Сойволов Лубсан -Доржи - лама, родом из Гэдэна. С малых лет родители его устроили Сартул-Булагский дацан где он и работал.
Санжин Даши Дондуб - гэбши лама Сартул- Булагского дацана. В Колмыке возвел белоснежные стены монастыря по своему проекту, который стал именоваться Дуйнхорын дацан. Соратник Агвана Доржиева.
Норбоев Самбу Доржиевич - гэлэг лама, из села Нижний Бургалтай, учился и служил в Сартул- Булагском дацане. Во время войны люди ходили к нему, чтобы он помолился за благополучие их близких воюющих на фронтах. Он вселял людям веру в благополучный исход войны, а также лечил.
Норбоев Данзан Доржиевич- эмчи лама, родомиз Нижнего Бургалтая.
Цыбиков Юможап – родом из Гэдэна.
Дашижапов Хайдап- гэбши лама, родом из Гэдэна.
Цыдемпилов Найдан- гэбши лама, родомиз Гэдэна.
Доной- Цырен лама- из села Гэдээн соратник Агвана Доржиева.
Лубсанов Дамдин Лубсанович-гэлэг лама, родомиз Нижнего Бургалтая.
Будаев Тамажаб- лама, родом из села Нижний Бургалтай.
Мункуев Чимит-Доржи – лама, родомиз села Нижний Бургалтай.
Цыремпилов Бабу Соржиевич- лама родом из Гэдэна.
Бадмаев Сандуй – эмчи лама родился в 1904 году. С малых лет учился в Сартул – Булагском дацане, и далее работал там же. Во время репрессии, он как и все ламы был репрессирован в город Куйбышев. После чего вернулся в родные края.
Слава о Сандуй ламе целительском даре была известна далеко за пределами района. Имело много случаев исцеления когда официальная медицина была бессильна. Сандуй эмчи лама лечил такие болезни как экзема, застаревшие раны, кровопускание.
Табанов Гомбожап Дашиевич – лама, учитель Сартул Булагского дацана, уроженец из села Верхний Бургалтай.
Гомбожап лама родился в 1900 году. С семи лет учился в Сартул –Булагском дацане. Его родители в колхоз вступил в числе первых. В 1937 году его арестовали. В ссылке был в месте с бывшим Хамбо ламой Мунко Цыбиковым. Когда началась Великая Отечественная война его как и всех отправили в фронт. После войны работал в родном селе кузнецом, бригадиром. Участвовал в строительстве Иволгинского дацана. У Гомбожап ламы было неотъемлемая мечта построить дуган, но время было тяжелое, мечты остались в его душе. В данное время его мечты осуществляет внук Будаев Баир.
Будаев Баир Лубсанович Баир Лубсанович. Баир лама родился в селе Нижний Бургалтай 7 сентября 1966 году. Закончил Иволгинскую среднюю школу, отслужил в рядах Советской армии, затем Закончил ВСТУ факультет электротехники. По настоянию Хамбо ламы Цыбикова Мунко и уважаемого Санжежап ламы отучился в Монголии в городе Улан-Батор, четыре года получил университетский диплом специальности астролога в Гандан дацане. После окончания университета работал в Иволгинском дацане, практику проходил в Гэгэтуйском дацане. Принимал, участие в строительстве Верхне-Березовского дацана работал, до 1998 года. Хамбо Дамба Аюшеев направил Баир ламу в Нукутский район строить дацаны, как ответственного трудолюбивого ламу. Дацан строили на личных и спонсорских средствах.
Жамцуев Вячеслав Дармаевич.В народе Балдан лама родилсяв селе Нижний Бургалтай 1963 году. В1980году закончил Нижне-Бургалтайскую среднюю школу, после окончания сразу поступил в Судостроительное училище в городе Ленинграде. Отслужив в рядах Советской армии, поступил Монгольский Буддийский университет в городе Улан-Баторе. В 1989 году по специальности лама астролога Балдан лама работал в Иволгинском дацане. Балдан ламу как молодого энергичного специалиста направили Ширэтуем, возрождать Гэгэтуйский дацан, в Джидинском районе. На средствах пожертвований и спонсоров построили Гэгэтуйский дацан.
Бадмаев Буда Бальжиевич.– гэбши лама, Ширэтуй Санкт Петербурского дацана.
Буда лама родился 1961 году в селе Нижний Бургалтай. В 1978 году после окончания Нижне-Бургалтайской средней школы поступил Ленинградский инженерно-экономический институт.
В 1995 году работал и учился в Санкт Петербургском дацане «Гунзэчойнэй», тогда был Ширетуем и учителем Данзан Хайбзун Самаев. С 2000 года Буда ламу назначили Ширэтуем Санкт Петербургского дацана «Гунзэчойнэй».
Раднаев Владимир Баторович. В народе Даба лама. Родился 16 марта 1970 году в селе Нижний Бургалтай. После окончания школы поступил Иволгинский буддийский институт «Даши Чойнхорлин» на факультет «эмчи-лама». С отличием закончив институт проходил практику в Иволгинском дацане.
Банзаракцаев Евгений Киррилович – Магистр Буддийской философии, заместитель директора по научной методической работе Агинской Буддийской акакдемии.
Евгений Киррилович родился 15 октября 1975 года в селе Нижний Бургалтай. После окончания Нижне Бургалтайской общеобразовательной школы, поступил в Агинскую Буддийскую Академию на факультет философии и тибетскую медицину.
Айсуев Вадим Дондокович. Содбо лама, родился 17 декабря 1981 года в селе Нижний Бургалтай.. После окончания школы поступил Иволгинский буддийский институт «Даши Чойнхорлин» на факультет философии. С отличием закончив институт Содбо ламу назначили «Гэсхы» в Иволгинском дацане.
2006 году под руководством Содбо ламы возведен Субурган Дарма Хамбы в селе Нижнем Бургалтайе в местности Дабааны Аман, где родился Дарма Хамба.
Раднаев Ринчин Федорович- лама, родился в 2 мая 1976 года. После окончания Нижне-Бургалтайской средней школы учился хувараком в Гэгэтуйском дацане. Наставником были ламы Балдан и Баир, закончил Иволгинский Буддийский университет. Практику проходил Санкт-Петербургском дацане “Гунзэнчойнэй” был Ширэтуем и учителем Данзан Хойзун Самаев Санкт-Петербургского дацана.С 2000 – 2011 год работал и участвовал в строительстве Нукутского дацана. В данное время его направил Хамбо Дамба Аюшеев Гэгэтуйский дацан.
Бадмаев Виталий Иванович, Даба лама, родился 1976месте с Баир ламой Ширэтуем, Унгинского дацана Иркутской области. году село Нижне-Бургалтая. Даба лама пошел по стопам прадедушки который был ламой. После 9-го класса он учился на хуварака в Гэгэтуйском дацане. Затем проучился в Монголию город Улан-Баторе чтобы продолжить учебу вернулся в Иволгинский дацан. В 1998 году его направили работать в Тункинский район ламой.
Комментарии