С ХVIII века джидинские буряты была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию.
Слово «казак» - тюрского происхождения (хасаг)и означает «вольный человек»..
Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. В начале царствования Екатерины II, сенат своим указом учредил четырёх бурятских конных казачьих полка: Ашебагатский, Цонгольский, Атаганский, Сартульский. Бургалтайцы служили в Сартульском казачьем полку.
Раньше буряты делились на два сословия: Хасагуты и отогуты. Хасагуты т.е казаки служили в казачьем войске по 20 лет, но при этом освобождались от налога(ясачной подати) и наделялись земельными участками. Отогуты в свою очередь владели землей, платили налоги(ясачные подати), но были освобождены от службы.
Впервые русские появились в Джидинском крае в связи с организацией караулов на русско–монгольской границе и проведением ряда почтовых и купеческих дорог через Хамар-Дабан. Заселенные ими пограничные караулы вскоре превратились в казачьи стоницы: Цаган-Усун, Боций, Харацай, Желтура. В ХIХ веке пришли русские крестьяне переселенцы. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведший к взаимным обменам важнейшими хозяйственно-культурными достижениями. Буряты принимали опыт русского крестьянства, стали заниматься пашенным земледелием, новыми видами ремесла, начинают переходить на оседлый образ жизни, и все это способствовало появлению более близких дружественных отношений между русскими и бурятами (тала).
В Желтуринской станице служили, часть Бургалтайских бурят была занята в охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. В 1812 году участвовали в Отечественной войне, 1854 году в обороне Севастополя, храбро сражались на фронтах русско–японской и первой мировой войне. За отвагу и мужество многие казаки были награждены орденами и медалями. Из Бургалтая казачьему сословию относится известный род Айсуевых, которые являются потомками Сартульских урянхайцев.
Интересна судьба представителей этого славного рода. От сартула Хулэгэ в четвертом поколении сын Уоб, у которого был сын Онгорой. У него было три сына: Лубсан, Базар, Буубэй. У Базара – сыновья Бато, Дампил(лама), Даша, Цыренжап, Аюша (Палутка), Очир (алцушка). Старший сын Базара Батобыл в то время видным человекам.
Айсуев Бато Базарович- 1863- 21.05.1941.гг. атаман Гэгэтуйской станицы. Родился в селе Нижний Бургалтай. Айсуев Бато последним атаманом Гэгэтуйской казачьей станицы в ХХ веке. Тогда в Забайкалье было шесть станиц. Во втором томе «Истории БМАССР»(1951) есть сведение о том, что в годы революции 1917 года он был председателем Селенгинского аймачного комитета. Еще одна информация в книге Батуева Б.Б., Батуевой И.Б. Очерк истории селенгинских бурят:«… в октябре 1918 года подвергся аресту генералом Толстихиным председатель Селенгинской аймачной думы Бато Айсуев».
Арест его был связан, видимо, из-за отказа в содействии уполномоченному атаману Семенова в мобилизации казаков на борьбу с красными, в восстановлении казачьих правлений, станиц. В то время казаки выходили из казачьего сословия. Сослуживцы называли его «Дедом». И вот бывшего атамана Гэгэтуйской станицы, который пробыл в этой должности с 1897 года по 1906 год, председателя Селенгинской Аймачной думы судили за неповиновение Забайкальскому казачьему руководству. Он помогал красным, а точнее отряду Нестора Каландарашвили и эскадронам Константина Рокоссовского в боях против барона Унгера, помогал вместе с сыновьями в доставке оружия и патронов.
В это время произошла его встреча с Сухэ-Батором и Чойболсоном, которых помогали укрывать в дацане станичные казаки Гэгэтуя во главе с Бато Айсуевым и ламами Гэгэтуйского дацана от интервентов и банд барона Унгера. Через них, казаков, держалась связь между руководителем Монгольской революции Сухэ-Батором и его сторонниками, находящимися в Монголии. Несмотря на то, что у него на руках была охранная грамота за подписью самого Нестера Каландарашвили и Сухэ-Батора, его в 30-е годы часто вывозили на допрос на пограничную заставу, делали обыск в доме – искали «спрятанное золото». И при очередном допросе документы его – охранная грамота – «затерялись», его как кулака привлекли к уголовной ответственности и приговорили к 10 годам концлагерей в Ташкентском ИТЛ, где он умер 21 мая 1941 году в преклонном возрасте 78 лет.
Бургалтайцы, особенно родственники, помнят и знают этого человека по рассказам его старших детей – четырех сыновей: Цырен-Доржо, Гомбо, Дычен, Дугар и четырех дочерей: Жаргалан, Ханда, Цырен, Дулмажап. Бато атамана все уважали, шли к нему за добрым советам и слушали его. Потомки Бато тоже были достойны отца, жили честно, трудились старались не уронить казачьей чести.(Ангарин Б., Казачество в истории бурят)( Бурятия, 1995г., 12 сентября) Все его дети были грамотными. Цырен-Доржо с Дугаром окончили церковно-приходскую школу в г. Кяхте. Цырен-Доржо учился в Ленинграде, после чего год учительствовал в Аман-Дабане. Родственники вспоминают, что он ходил в шляпе-цилиндре. После этого работал в русском посольстве в Монголии. Когда начались там репрессии, вернулся домой. Гомбо и Дычен учились в дацанской школе в Гэгэтуе. В 30-е годы начались тяжелые времена для детей Бато Айсуева.
В 1929 году Дугар вступил в сельхозкоммуну, сдав туда свое состоятельное хозяйство. Но через некоторое время братьев начали преследовать, вызывать на допросы. Дугар с Дыченом, не дожидаясь ареста, уехали с семьями в г. Улан-Удэ, поступили на Ремзавод (ЛВРЗ) работать. Работали хорошо, но жить было трудно. Приходилось обменивать вещи на еду. Друзья предупредили их, что их хотят арестовать. Они наспех увольняются с работы и уезжают в Иркутск. После нескольких побегов их все-таки выслали на Алдан. Когда началась война 1941-1945гг. братьев отправили на фронт. Они сложили головы в боях за Сталинград в 1943 году. Так необычно и сурово сложилась судьба атамана Бато Айсуева и его потомков. Когда 50-х годах началась компания реабилитации, был сделан запрос в Управление Федеральной службы контрразведки по Республике Бурятия по уголовному делу 2 декабря 1937 года в отношении Айсуева Бато Базаровича. В 1995 году пришел ответ за №13 от 15 января 1995 года, что дело направлено на рассмотрение в прокуратуру.
Основание: архивное уголовное дело №3230/с (справка прилагается).
Один только этот пример говорит о том, что Бургалтайское казачество принимало активное участие в гражданской войне и борьбе за установление Советской власти.
Для сохранение истории малой родины, культуры и традиции наших предков для будущих поколений 16 июня 2006 года был создан сельский сход населения улуса Нижний Бургалтай, где было принято решение, возродить в улусе казачье общество «Хутор Бургалтайский» по несению государственной и иной службы.
Вступили в казачье общество 128 граждан с семьями или 284 членов казачества
№Населенный пунктЧисленностьЧисленнность
дворовнаселения
1Улус Нижний Бургалтай246 958
2Вступили128 284
Это 27% населения официально зарегистрированы в казачьем обществе «Хутор Бургалтайский». Из них 134 членов казачества- безработные, 103 работающие в сферах учреждений села, 47-пенсионеров. Из 128 казаков 123 являются военнообязанными гражданами России. Из 134 безработных казаков заняты ЛПХ-38, не работают на постоянной основе-96.
Улучшение социальной инфраструктуры.
- Оказание материальной помощи по улучшению жилищных условий казаков.
- Создание Круга хуторского казачьего общества в организации льготного выделения лесоделян желающим строиться и организация доставки и помощи при строительстве, ремонта жилых домов.
- Улучшение технической базы учреждений, социальной сферы и благоустройство хутора.
Комментарии