В наше время возрастает интерес людей к историческому прошлому своего народа. История представляет уникальную ценность, достойную бережного хранения и глубокого изучения.
Нас интересует многое из истории нашего славного края. Мы изучаем историю возникновения своего села, биографии знаменитых земляков, легенды и топонимику родной земли.
Топонимы представляют собой большой интерес как в историческом, так и в лингвистическом отношении. Формирование топонимики тесно связано с социально – экономическими и природными условиями жизни и с языком народа, населяющего данную местность.
Местность, окружающая нас, является экологической нишей, здесь сошлись степи и леса, горы и долины, многочисленные флора и фауна. Все это оказывает огромное влияние на живущего здесь человека. Поэтому возникает в современном мире проблема сохранения окружающей среды родного края. И в решении данной проблемы возникла необходимость обращенияк топонимам родного края. Топонимы Бурятии изучены достаточно, в этой работе сделана попытка изучения топонимов Ацагатской долины.
Целью данной работыявляетсяисследованиеизучениетопонимов Ацагата.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
-изучить специальную литературу;
-сбор материала;
-анализ топонимов по словообразовательному, семантическому принципу;
Объект исследования: Топонимы Ацагатской долины.
Предмет исследования: Роль топонимовв сохранении окружающей среды.
При написании данной работы применяется прием анализа и обработки материалов.
Методы исследования – беседа, сравнение, обобщение, анализ, систематизация.
Практическое значение данного исследования заключаетсяв том, что он позволит глубже узнать топонимы, легенды родного края, понять их значение.
Новизна и значимость определяется:
-сделанапопытка обобщить и осмыслить топонимы Ацагата;
-результаты работы могут быть использованыдля изучения на уроках бурятского языка, истории, во внеклассной воспитательной работе.
Основнаячасть
Попроисхождениюмы -Шара Гушад11 хоринскихродов. Изучаясвою родословную, исторические документыиустныепредания, мы пришлик выводу, чтозаселение нашего села Ацагатапроизошло вконце 17 века.
Долина Ацагата знаменита историческими местами. Здесь находятся захоронения монгольских предводителей.И это доказывает то, что по этой местности проходил Великий Путь монгольских завоевателей. Существует легенда о том, как монгольский предводитель, остановившись на отдых на горе, оставил свой кисет. С тех пор эта гора называется Тамхита, что в переводе означает «табак».
У подножия священной горы Тамхита и находится Ацагат. Тоонто нютаг – малая Родина. В сердце каждого из насживет это прекрасное чувство – любовь к тоонто нютаг.
Слово «Асагад»происходит от древнемонгольского слова, означающего «каменистая местность». Селос одноименным названием есть в Монголии[1]. Издавна бурятский народ славился своимиблагопожеланиями. «Строй дом, где много камней, разводискот там, гдемного волков» гласит благопожелание. И действительно, местность, где расположено наше село, богато камнями. Окружают моё тоонто величественные горыс такими прекрасными названиями Сагаан Хада, Yндэр Байса, Боро Сагаан, Дабхар Сагаан.
Легенда о Сагаан хада
С легенды о Сагаан Хада берет свое начало история возникновения Ацагата. В 16 веке народ 11 хоринских бурят, боясь погони монгольского войска, бежал в страхе и расселился по берегу Байкала. Прожив несколько лет, они стали возвращаться на Родину.
Глава рода Гушад Ногто со своим народом отправляетсяв дальний путь к озеру Хорхойто, что находится в Еравне.
В одно прекрасное утро у Ногто расстегнулась подпруга седла у подножия Сагаан хада . оглянувшись , он увидел прекрасную картину. И они решили остаться здесь. У подножия этой горы на камне есть следы ребенка и коровы, и это означает, что местность благоприятна для рождения детей и разведения скота[2]. Родословная рода Гушад уходит вглубь на несколько сотен лет, начинаяот тибетского Алтан хана насчитывается 19 колен.
Географические названияв основном являются местными, встречаются и монгольские.
Ацагатская долина прославилась своими дацанами, известными религиозными деятелями. Здесь много мест, которым поклоняются верующие всей округи. Прославил наше село Мамба дацан во главе с Агваном Доржиевым и Чойнзоном Юролтуевым. Мамба дацан был центром тибетской медицины.
Бугын дуугаар сууряатаhан,
Боро сагаан уулатай.
Отошын орон гуулэhэн,
Урдын домог туухэтэй.
Буряад оронойм
Буурал гуламта
Буддын шажанай
Баглаата Асагад.[3]
Ацагат называли Отошын орон (страна бога Отошо – бога врачевания, исцеления, продления жизни).
Этот дацан находилсяу подножия горы Сагаан хада и вся история наша связанас Белой горой. Ведь белый цвету нас – это символ чистоты всего прекрасногои в дальнейшем наше тоонто будет таким светлым, чистым.
Проблемы сохранения Матери-природы
Буряты с большим уважением относились к Матери – природе. У многих местностей есть свои хозяева. По древнему бурятскому обычаю люди поклоняются хозяевам, которые также благосклонно относились к ним, приходяна помощьв трудную минуту.
Есть горы, которые носят женские имена: Дэлгэр эжы, Могто эжы. Это свидетельствует о почитании женщины-матери и также указывают на несчастливую судьбу женщины в давние времена. Ведь женщина не имела никаких прав. По легенде этих двух женщин насильно выдают замуж за нелюбимых, борясь с несправедливостью они умирают, но навечно остаются верны своим идеалам, став хозяйками этих гор.
Хозяином горы Боро сагаан является казак, горы Сагаан хада – три хуварака. Но не только люди могут быть хозяевами гор. Например, хозяином горы Yндэр байса является ветер.
Зная традиции и обычаи, наши сельчане свято чтут их. Поэтому необходимо сохранитьв дальнейшем природу нашего края. А в этом, надеемся, большую помощь окажут знания топонимики, их значение, их месторасположение.
СловообразовательныйанализтопонимовАцагатскойдолины
Исследователи бурятской топонимии выделяют следующие способы образования топонимических названий : аффиксация, плюрализация , словосложение.[4]
В географических названиях моего села встречаются3 способа обр
Комментарии