Дампилова Диана, ученица 8 класса МОУ «Улентуйская СОШ»руководитель Гармаева Аида Борисовна, преподаватель русского языка и литературы
Говорят, что состояние родного языка – это зеркало, отражающее развитие национальной культуры. Ведь духовное богатство, самобытность народа передается из поколения в поколение, прежде всего, через общение, посредством именно родного языка. А без художественной литературы говорить об обогащении его не может быть и речи. И я считаю, что изучение художественной литературы надо начинать с изучения творчества поэтов своей малой Родины, своего района.
Рассматривая в научно-исследовательской работе творческое наследие талантливого поэта Б-Х.Б. Доржиевой, мы раскрываем её поэтический мир через отдельные темы творчества.
Поэтическое творчество Б-Х.Б. Доржиевой - это особый мир лирического и философского видения мира, в котором отражаются как в капле воды огромный мир родного края, человеческих отношений, верность материнской любви. Поэт умеет немногими словами рассказать в своих стихах о большом человеческом чувстве поэта, гражданина, философа, знатока народных традиций и обычаев.
Таким образом, исследуя многогранное творчество Б-Х. Б. Доржиевой, нам следует выявить, в чем заключается актуальность выбранной темы. Она обусловлена необходимостью изучения творчества Б-Х. Б. Доржиевой. Творчество поэтессы относится к числу неизученных.
На сегодняшний день мы имеем только газетные публикации, посвященные творчеству поэтессы. Это в основном статьи любителей ее таланта и товарищей по перу, опубликованные в связи с юбилейными датами.
Можно сказать, что творчество талантливой поэтессы Б-Х. Б. Доржиевой практически не было исследовано.
Творческое становление Б-Х.Б. Доржиевой
Жизненный и творческий путь Б-Х.Б. Доржиевой
Бадма-Ханда Будаевна Доржиева родилась 5 апреля 1948 года в селе Улентуй Закаменского района. В 1955 году закончила подготовительный класс Улентуйской начальной школы, а в 1966 году Цакирскую среднюю школу.
В 1966 году поступила в Улан-Удэнское педагогическое училище №1, которое успешно закончила в 1969 году. В этом же году начала трудовую деятельность воспитательницей в Цакирской школе-интернат. За время работы в данной школе Бадма-Ханда Будаевна показала себя как всесторонне развитый специалист: хорошо пела, умело играла в волейбол, баскетбол, теннис. Дети любили ее за веселый, живой характер, искренность, доброту и, конечно, за профессионализм. В 1975 году Бадма-Ханда Будаевна вышла замуж за своего земляка Амар-Жаргала Долгоржаповича и устроилась на работу учителем начальных классов, и до 1990 года являлась директором комплекса школа-сад. За это время при ее активном содействии и при помощи односельчан было построено новое здание школы, приобретены новая мебель и оборудование. Бадма-Ханда Будаевна в 1998 году перевелась на должность преподавателя дополнительного образования – руководителя кружка «Краеведение».
За все время работы в данной школе и по сей день Бадма-Ханда Будаевна является активным участником художественной самодеятельности: поет, исполняет сценические роли, пишет сценарии, сочиняет стихи. За многолетний плодотворный труд она награждена медалью «Ветеран труда», многочисленными грамотами. В 1994 году Бадма-Ханде Будаевне присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ». В настоящее время Бадма-Ханда Будаевна работает библиотекарем в родном селе. Ею собран огромный краеведческий материал, проведена исследовательская работа по различным направлениям.
Писать стихи Бадма-Ханда Будаевна начала рано, в детском возрасте. Для Бадма-Ханды Будаевны поэзия разлита во всем окружающем мире. Дерево, речка, высокие вершины – все это, обогащенное ее пониманием, находит поэтическое воплощение в творчестве. Она излагает свои мысли и чувства с такой искренностью, будто это нечаянно вырвавшееся признание. Стихи Бадма-Ханды Будаевны – это не просто лирика, это философские обобщения, раздумья о жизни и смерти, о прошлом и будущем, о непростых человеческих отношениях. Основные темы творчества Бадма-Ханды Будаевны: тема Родины, тема природы, тема любви. Много стихов она посвятила подрастающему поколению. Это стихи – «Тоска по сыну», «Наказ», «Амгалану», «Булату» и т.д. И это неудивительно. Бадма-Ханда Будаевна, являясь матерью пятерых сыновей, сердцем болеет за детей. Она хочет видеть своих детей счастливыми, успешными.
Мир поэзии Б-Х. Б. Доржиевой.
Тема материнской любви
В первом разделе мы раскрываем тему любви. Объектом исследования являются стихотворения, посвященные сыновьям матерью.
В своей работе я хочу рассмотреть несколько стихотворений, объединенных одной тематикой. Тема этих стихотворений – любовь и тревога за судьбы детей.
Эхын гунигМонсогор харахан толгойешМээхэйхэнээр альгаараа тэбэринДабташагуй хоншуухан т??нт??ешьДахин, дахин ?нэрдэнэб.Ажалша танил гарыешАдхан hагад эльбэжэ,Арбагархан альганайш хонхор сооАляс х??гэндэл нэнгэнэб.?хиб??н болоод заримдааЭрхэлхээ hананаб шамдаа,Т??бии болоод нэгэндээТ?ш??д ябанаб шамдаа.?риеэ hанаха гээшэ?бшэнтэйл байна даа сэдьхэлдэ?дэр хоногой ?нгэрхэ?дыл байна даа эжыдэ.Урагшаа hанаатай ябаhандашУрма зориг т?рэхэ юмТабан жэлыш тоолоходомТолгойм ?бдэхэ, ярьяха юм.Тоска по сынуКругленькую твою макушкуНежно ладонями обнимая,До боли знакомый запахЕще раз, еще раз вдыхаю.С любовью ласкаю,Родные мне твои руки.И как младенец засыпаюНа мягких твоих ладонях.То как ребенок малыйЗа лаской прильну к тебе.То как человек старыйИду за опорой к тебе.Думы о тебеБолью отзываются в душе,Для матери ожидающей сынаВремя кажется вечностью.Видя твои старанияГордостью наполняется сердце,Но пять лет расставанья с тобойИ в сердце закрадывается тоска.
Стихотворение «Тоска по сыну» было написано в 1994 году, когда старший сын Б-Х.Б. Доржиевой уехал учиться в Индию на пять лет в Высшей Буддийской Духовной школе. В этом стихотворении центральным является образ матери – нежной, бесконечно любящей своего сына. Все стихотворение проникнуто чувством тревоги, тревоги за сына.
В стихотворении мы наблюдаем некую метаморфозу: лирический герой представляет себя сначала младенцем – ребенком – старым человеком. То есть лирический герой, сама являясь матерью, тоже хочет материнской любви. Любви всепрощающей, всепоглощающей. И это удивительно, что все мы никогда не перестаем страстно желать материнской любви и в детстве, и став взрослыми. Мать – хранительница семейного очага. Материнская любовь безусловна по самой природе. Мать любит младенца потому, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия или оправдывает какие-то ее надежды.
Если стихотворение «Тоска по сыну» проникнуто чувством любви и тревоги за сына, то в следующем стихотворении «Наказ» решается проблема нравственной природы человека. Поэтесса устами своего лирического героя дает наказ сыну.
ЗахяаАлтан дэлхэй арюухан дааАятайханаар лэ ябаарай.Олон н?хэд оньhотойхон дааОлоолби гээд лэ б? энд??рээрэй.Сэбэр hанаатай ябаал hаашниСэдьхэлшни сэлмэгхэн байхал дааЗондоо туhатай байгаал hаашниЗамшни арюухан ?нгэрхэл даа.hайн эрэ болохош гэжэhанадагби ходо этигээрэйБэрхэ баабай ябахаш гэжэЗ?рх??р?? мэдэдэгби, ойлгоорой.
НаказЗемля наша щедраЖиви с пользой на ней.Друзей разных много,Только настоящих мало.Если будешь честным,Душа твоя будет чиста.Если будешь добрым,И в беде ты поможешь товарищу,Жизни дорога твоя будет ясна.Вырастешь настоящим ты мужчиной,Я верую,Отцом хорошим станешь ты,Знаю сердцем я.
Тема родины и природы.
Для Б-Х.Б. Доржиевой присущ широкий, и вместе с тем, пристальный взгляд на мир, в котором самое важное – высокое призвание самого человека, чистота его заветного пути, его долг перед настоящим и будущим.
В своем творчестве Б-Х.Б. Доржиева воспевает свой народ, его многовековые традиции, прославляет свою малую Родину.
Зохид намжаа агаар,Зулгы дуулим сэсэг тала,hалхинhаа халхалhан хойто хадаБэеымнай н?л??лэн жэгнэдэг.Хоердохи Швейцари гэхэдэХудал болохог?й, этигэгты.С?л?? сагтаа мандаа х?рэжэ,Сэдьхэлээ амархаа, айлшалжа ерэгты.
Прозрачный воздух,Чудная природа,Здесь сами горыПокой наш охраняют.Не зря второй ШвейцариейРодину мою называют.Приезжайте к нам в гости.Здесь душой отдохнете вы.
Б-Х.Б. Доржиевой найдены точные, неповторимые образы для выражения чувств – любви к людям, к родной земле, родине. Личное и гражданское слито в ее стихах воедино:Родина! С тобою радостью я делюсь.А если настигнет меня печаль,Я кинусь в твои объятья, как ребенок,Буду плача, твои камни обнимать,Буду с тобою – в радости и в горе,Ты для меня, как вторая мать. Мир человека, мир природы, отношение человека к природе – важные аспекты творчества Б-Х.Б. Доржиевой. В ее авторском понимании назначение природы не просто в том, чтобы радовать своей возвышенной красотой, но и в конкретном служении человеку. Природа учит человека добру, формирует его духовный мир. В свою очередь, Б-Х.Б. Доржиева считает, человек не должен вносить в мир природы дисгармонию, он должен стремиться достичь таких же высот, как горы, их чистота – вот к чему надо стремиться.
Родина моя,Дождями светлыми омытая.Снегами белыми покрытая,Долина моя, любимая,Душою со мною единая.От белых снегов твоихДуша светла, вольна.От терпких цветов луговыхСила велика, мощна.Зимний ядреный холодокЭнергией заряжает крутой,Бьющий здоровьем родничокБодростью начиняет молодой.И заслуг твоих не счестьХвала тебе и честь!Мудрей, молодей, родная,Малая, но дивная Родина моя!
Заключение
Исследование многогранного творчества поэтессы Б-Х.Б. Доржиевой позволяет заключить, что ее поэзия – поэзия искренняя, поэзия мысли, поэзия, думающая и заставляющая думать. В самом деле, смысл жизни человека, долг и совесть, верность идеалам – все эти проблемы ставит в своих стихотворениях Бадма-Ханда Будаевна Доржиева. Изучая произведения Бадма-Ханды Будаевны, я вынес для себя главное, что человеческое в человеке измеряется и оценивается, прежде всего, качествами души, нравственной сутью человека, его отношением к людям и к жизни.
Мы, сегодняшнее поколение молодых улентуйцев, гордимся такими замечательными односельчанами, как Бадма-Ханда Будаевна и хотим быть похожими на них: такими же увлеченными работой, умеющими передать своим мастерством любовь к земле, к своей малой Родине.
Таким образом, мною сделана попытка охватить малую толику многогранного творчества поэтессы, выявить мир поэзии Б-Х.Б. Доржиевой.
Подытоживая, нужно констатировать, что вклад Б-Х.Б. Доржиевой в развитие бурятской литературы в целом, ее богатейшее поэтическое наследие, ее яркий талант пока еще не оценены.
Список использованной литературы1. Балданмаксарова Е.Е. Бурятская поэзия XX века: истоки, поэтика жанров. М., 2002.2. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы, 1960-1970 – е гг. -Новосибирск, 1985.3. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. -Улан-Удэ, 2002.4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.5. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. М., 1976.6. Хамгушкеева М.М. Портреты писателей Бурятии. -Улан-Удэ, 1997.7. Цыренова М.Ц., Дампилова Л.С. Основные тенденции развития современной бурятской поэзии. - Улан-Удэ, 2000.
Комментарии