Мой бабай Галиев Гали родился в 1886 года и аби Фахарниса - мать героиня родилась с 1898 году, жили они в деревне Алкаево Таканышского района республики Татарстан. У них родилось 9 детей, из них умерли две дочери: одна дочь Гульшикар в шестнадцатилетнем возрасте от тифа, другая ушла из жизни крохотным ребенком на 40 днях своей жизни. Старший сын Мисвах 1914 года рождения призвался в армию в город Севастополь, за несколько недель до окончания срока службы началась Великая Отечественная Война в 1941 году.
Моя абика не знала, что больше не увидит своего сына. Второй сын Мубарак оставался за старшего так как бабай Гали был на войне 1914 года, был в плену с войны вернулся с многочисленными ранениями в связи с этим был болен и не мог в полную силу вести хозяйство и помогать семье. Дочери Сония 1924 года рождения и Салима 1927 г.р., сыновья Хонгорей 1930 г.р. и Голим 1932 г.р., самый младший ребенок- это моя мама Гульшикар 1935 г.р., её назвали в честь старшей сестры Гульшикар.
В 1941 году бабай и аби со своей семьей отправились в Сибирь переселенцами. Они думали, что едут на 2-3 года, чтоб потом вернуться. Оставили на родине новый построенный дом родственникам, а старый дом родственников пришлось продать. К поездке подготовились, как могли: закупили ткани, одежды. Взяли с собой все самое необходимое для жизни постельной белье, подушки, одеяла, кухонную утварь, также взяли с собой одного гуся. Ехали они на товарном поезде. Моей маме было тогда немного больше четырех лет. Как рассказывает мама: «На каждой станции, кричали - кипяток! -кипяток!» и так как никто не знал русского языка, то мама думала, что это какая-то вкусная еда.
Приехали они 20 апреля 1941 года в поселок Заиграево Республики Бурятия, первую ночь переночевали в районном клубе, а на следующий день увезли их в Бурятский улус Ангир. Всего переехали 10 семей они были из разных районов Республики Татарстан. Поселили всех в одном большом доме. Постепенно все семьи строили дома и переселялись в них. Как и остальные мои аби и бабай также построили дом. Колхоз выделил им одну корову и одного барана.
Колхоз имени Ленина в селе Ангир был богатым, имел большую ферму, где отдельно была коровня и телятник, свиноферма, конеферма, овцеферма. Были богатые земли, собирали большие урожаи зерна, овса, гречихи, гороха и подсолнечника. Садили большими полями разный овощи. Имел колхоз большое хранилище для овощей, в колхозе имелся большой сад. Недалеко от сада была пасека. В колхозе также была мельница, которая находилась в лесу в 12 километрах от деревни на роднике. Работы было очень много, люди старались работать татар хвалили, говорили, что они трудолюбивы.
Никто даже и подумать не мог, что через 2 месяца начнется война. Всех мужчин забрали на фронт, также и маленького брата Мубарака, который был основной опорой для родителей. Вся работа легла на плечи женщин и подростков, там было не до учебы, надо было работать. Пахали землю на конях, сено косили в ручную, зерно собирали в снопы, потом «молотили» день и ночь, только под утро разрешали поспать. Когда заканчивались земляные работы почти всех отправляли на заготовку леса, если выполняли норму, то выплачивали небольшую сумму денег. На эти деньги в основном люди старались покупать ткани. Через каждые 5 дней на каждую семью давали по 5 килограммов муки. Варили всякие болтушки, стряпали и кормили детей. Тех, кто держал скот, заставляли сдавать государству масло, яйцо-это было свого рода налог. Благодаря тому, что село находилось рядом с лесом, у людей была возможность собирать ягоды и охотиться. Народ был дружный не смотря на разницу наций и традиций татары и буряты жили дружно. Татары быстро научились бурятскому языку, моя мама до сих пор знает бурятский язык и может свободно разговаривать.
С войны дети не вернулись. Абика от сыновей получила только одно письмо. Один сын погиб на Курской дуге, а другой пропал без вести. Всю оставшуюся жизнь аби оплакивала своих детей, а вещи и письмо хранила в сундуке. Остальные дети абики и бабая дожили до старости, обзавелись семьями и у каждого родились дети. Сония стала матерью героиней у неё 10 детей, у Салимы родилась одна дочь. У Хонгорея трое сыновей, у Голима один сын, а у нас в семье вместе со мной четверо детей.
После окончания войны многие татары уехали на родину, конечно, это были семьи, у которых материальное положение позволяло уехать.
Остались семьи Галиевых, Бурхановых, Саттаровых, Салаховых, Газизулиных, Нигматулиных и другие. Со временем их дети поженились и стали родственниками. Вот так и остались на земле Бурятской наши корни.
Хоть и родились мы в Бурятии, мы гордимся, что мы татары. Абика наша была набожная, читала намаз, держала пост, так же ценила все праздники других национальностей, на Сагаалган покупала много конфет и печенье. А на Пасху красила яйцо.
После 60-х годов мои мама- Гульшикар, Салима опа, Хонгорей обы, Сония опа с семьями переехали в село Старый Онохой и остались там жить и Мы их дети живем здесь. Мы Татары Бурятии.
Записано со слов жительницы села Старый Онохой Зайнутдиновой Рашиды Измаиловны
Комментарии