Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Летопись

15 марта 2012

Бурхинова Наташа, Ринчинова Арюна, Эрдыниева Света
Руководитель: Эрдыниева Л.Д.

«Мой край».


О, родная природа моя,
Природа села моего.
Каждый день ощущаю тебя,
Когда, проснувшись, смотрю я в окно.
Каждый день открытый мне вид
Твоих ярких бескрайних вершин.
Зиму каждую зарею горит
Поверхность твоих снежных гор.

 

Какая красивая и удивительная мысль есть у Ильи Эренбурга: «Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях: они создали реку». В могучую, широкую реку «Баргузин»впадаетмного ручьёв, и один из таких ручьёв берёт начало у нас «Улюнчик».

 

Наш ручей о человеческой памяти, а она может быть как вечной, так и короткой: судьба человека коротка, а человеческая память не имеет конца - она вечна!

Из истории создания села Улюн.Стихотворение про Улюн.
 
Улюн - мое село.
 
А почему так названо оно?
 
Я слышал, что «Улюн»-заяц ,
 
Причиной, может, стала и она…
 
В селе моем домишки небольшие,
 
Но и они для сердца мне родные.
 
Люблю поля хлебов,
 
где колос спелый гнется;
 
Где с неба песня жаворонка льется;
 
Где по утрам будильник- петух,
 
А день закончится мычаниемкоров.
 
Люблю сельчан, они у нас простые,
 
Люблю их судьбы- будни трудовые.
 
Мечтаю, чтоб цвело мое село.
 
Первые баргузинские летописцы из Улюна.
 
В 1869 году в 2-х номерах «Иркутских губернских ведомостей» (№30 от 26 июня и №33 от 16 августа) была напечатана историко-географическая статья о бурятах и эвенках (тунгусах). Статья называлась «Описание инородцев, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области» и принадлежала перу начинающего баргузинского краеведа Николая (Цывынжапа)Сахарова. В 1887 году Цыдыбжап (Александр) Сахаров написал на монгольском и русском языках «Летопись баргузинских бурят».

 Сельское поселение «Улюнское» Баргузинского района, расположено в центральной части Республики Бурятия в 315 км от административного центра республики - г. Улан-Удэ и в 35 км от районного центра с. Баргузин, в Южной части Баргузинской котловины. Юго-восточные границы поселения проходят по руслу реки Баргузин, а северо-западные границы по Баргузинскому хребту.Согласно 131–му Закону «О самоуправлении »МО СП «Улюнское » образовано в2006 году.
 
Его административные границы: на северо-востоке граничит с Курумканским районом, на юго-западе с сельским поселением «Баргузинское».Поселение состоит из улусов: Улюн, Улюкчикан, Ярикто и с. Сухая. Общая численностьнаселения на 01.01.11 человек, в том числе:

 

 

Названиенаселенного пункта

 

Общая численность

Количество
 
Дворов

Работающие

Безработные

Учащиеся

Студенты

Пенсионеры

 

Улюн

1404

368

284

219

227

95

443

 

Улюкчикан

463

97

79

157

76

16

67

 

Ярикто

171

42

29

67

12

8

23

 

Сухая

13

5

-

4

2

-

5

 

Всего

2051

512

392

447

317

119

528

 
 
Национальный состав: 85%- бурят, 10%- русские, 5%- другие. (татары, армяне, эвенки).
 
Административный центр – улус Улюн. Улюн – первое бурятское село на пути от Улан- Удэ по Баргузинскому тракту. История села тесно связанас историей освоения Сибири.
 
 По истории России мы знаем, что правительство в 17-ом веке после «смутного времени» испытывало«серебряный голод» - нехватку серебра для чеканки монет. В связи, с чем сибирским воеводам кроме задачи пополнения « государевой соболиной казны» было поручено отыскать месторождения серебра. И это поручение послужило новым толчком для продвижения в Забайкалье и Прибайкалье.Освоение бурятских земель и присоединение бурят к России не всегда шло мирно, иногда сопротивление русским было активным и ожесточённым. Вытеснение господства монгольских «Чингисидов» в Байкальской Сибири длившееся с 1628 года, со сбора первого ясака из 142 соболиных шкурок,по 1727 год, год заключения Кяхтинского договора,завершилось образованием Сибирскойгубернии. При этом у бурят и эвенков сохранилось своё внутреннее управление. С 1740–х годов учреждаются Степные конторы как главная управленческая структура. Во главе ихстановятся тайшиили шуленги. Такая контора, реорганизованная в 1824 году в Степную Думу,была учреждена в 1790 году в Улюне. (Н.А.Р.Б.)Во главе, которой ставился главный тайша.
 
Из всех Баргузинских тайш Сахар Хамнаев был ревностным поборником просвещения. Он основал в Улюне первую в баргузинской долинешколу для детей бурят. Сахар Хамнаев – выходец из племениэхирит, рода hэнгэлдэр, он правнукАндрея Шебшеева, родоначальника, под предводительством которого в 1740–ом году большая группа верхоленских бурят перекочевала в баргузинскую долину. В свою очередь, Андрей шебшеев приходилсяправнуком известному князцуШебшею (Чепчугею), оказавшему сопротивление русским в 1641 году. Сам он со старшим сыном погиб, но перед смертью успел крикнуть, что сдает на их милость жену и годовалого сына – отхона. Отхон Шебшеев вырос при матери в аманатах у русских до семнадцати лет и был отпущен,так как к тому времени надобность в заложниках – аманатах в том регионе отпала. Родившегося где-то в начале 1700-ых годов внука он назвал Андреем. И вот он Андрей Шебшеев, прибыв на облюбованные им свободные земли в нижнем течении реки Баргузин, закрепился по закону через указ коменданта Селенгинской воеводской канцелярииВарфоломея Якоби. А баргузинское начальство утвердило А.Шебшеева главнымпроживающих в долине бурят. Его главная юрта была поставлена в урочище Ярикто, в 40 км к востоку от города Баргузина, на правой стороне реки Баргузин. Недалеко на пригорке высились священные сосны, которым принесли в жертву барана и пегого быка. Верховодил этим обоо шаман Хугсу из баяндаевского рода.
 
После смерти А. Шебшеева власть власть перешла к его старшему сыну Босхолу Андрееву. Его имя занесено в историю долины в связи с тем, что в 1770–ом году он велел привить оспу своим детям, чтобы его примеру последовали отказывающиеся от прививки.
 
После смерти Босхола Андреева власть держал в руках зайсан Эмэшки Бойтоков. Баргузинское начальства утвердило главным тайшей баргузинских бурят Цанкира (Санхир) Андреева, младшего брата Босхола. При Цанкире Андреева получило распространение буддизм. В 1811–ом году на горе Жаргаланта был открыт буддийская часовня. Он же отправлял молодых людей для учебы в дацаны Хоринского, Селенгинского ведомств, покупал священные тибетскиеи монгольские книги, тибетские лекарства. Первый лама из баргузинских бурят Дансаран Шитняев учился в Эгэтуйском дацане. Позже по поручению Ц. Андреева Дансаран Шитнеев пригласил из Цонголского дацана учёного ламу для обучения детей тибетской и монгольской грамоте. А в1812 году баргузинские буряты в одно лето провели колёсную дорогу от Итанцинской волости до нынешнего Горячинска.
 
В1826 году должность главного тайши перешла его сыну Хамнаю Цанкирову. Он поддерживал распространение ламаизма в долине, его старший сын Цырен-Дылык стал ламой, а третьего сына - Сахара отправил в город Баргузин для обучения русской грамоте к частному учителю Ларионову Ивану Андреевичу. Сахар был первый из баргузинских бурят научившийся русской грамоте. И отец доверил ему представлять свой народ царю Николаю. Он выехал 2 сентября 1832 года и приехал домой 11 мая 1833 года. Сахар Хамнаев был знаком с братьями Кюхельбекер. И он еще, будучи помощником тайши с родовыми зайсанами принял решение открыт в баргузинском бурятском ведомстве, при степной думе в Улюне приходское училище с русско–монгольским обучением. Школа открылась в1844- м году. А через год по приглашению Сахара в Улюн прибыл Дмитрий Павлович Давыдов. После этой поездки Д.П. Давыдов написал одно из своих стихотворении «Думы беглеца на Байкале»
 
В 1854 году Сахар Хамнаев по желанию всего народа вступил в должность главного тайши. В этом же году тайша Хамнаевотправился в Иркутск по служебным делам. Здесь он имел беседу с Доржи Банзаровым. А в 1855 году в Улюне организованы кожевенное и суконное заведения типа мануфактур.
 
В 1875 году тайша Сахар Хамнаев по собственнойпросьбе был освобожден от своих обязанностей. Вместо него обязанности главного тайши принял его сын Цэренжаб (Константин). Судьба определила ему недолгую жизнь. В 1885 году, сорока двух лет от роду, он умер. В его правление была построена в 1884 году в Улюне православная церковь.
 
Следующим главным тайшей был избран Цыдэб-Жаб (Александр),которого больше привлекало учительство. Проработав семь лет главным тайшой, он заявил о своём желании оставить должность тайши.Просьбу уважили. Главным тайшой стал Ринчин Сотиев. И когда в мае 1896 года в Москве состоялась коронация Николая II, делегацию баргузинских бурят возглавил Ринчин Сотиев (по книге Н.Дамдинова «Баргуджин- Тукум»)
 
Цыдэб-Жаб и Цыван-Жаб Сахаровы – авторы двух баргузинских летописей. В 1869 году в «Иркутских губернских ведомостях» увидела свет работа Николая Цыван-Жаба Сахарова «Об инородцах, обитающих в Баргузинском округе Забайкальской области». В 1887 году написана (на монгольском и русском языках) «Летопись баргузинских бурят» Александра Цыдэб-Жаба Сахарова.Эти летописи подтверждают достоверность изложенныхисторических событий.
 
Вплоть до 30-х годов 20 века буряты жили родовыми поселениями (буса), состоявших из отдельных усадеб. На территории нашего поселения такими усадьбами были: Дальжиман, Алачи, Нуур, Дагальжин, Хашаарганта, Топико и т.д. Их заселяли в основном следующие рода: оторшо шоно, тумэнтэй шоно, тохой баяндай, hэнгэлдэр. Основным занятием у них было скотоводство. Каждый род поклонялся хозяевам местности – «обоо» по шаманским обрядам. Кроме этих «обоо» были места общего поклонения, которые сохранились до сих пор: «Нюдэнэй аршан» при въезде в Улюн, «Эхын жалга», «Галзуу шулуун», «Гольмакта», «Буха-шулуун», «Нухэтэй шулуун», «Атха» и другие.
 
У бурят, и по сей день, сохранились обычай поклоненияи трепетное отношение к святым местам. Такое отношение, возможно,способствует формированию у местного населения бережного отношения к окружающей среде и сохранению девственной природы.
 
 Почти всё население,наряду с шаманизмом, исповедует ламаизм. В народес большим уважением относятся к имени Содой-лама. Хотя, согласно«Положения о ламайском духовенстве», утверждённого Николаем 1 в 1853 году, на 200 прихожан был один лама, но к началу 30-х годов 20 столетия на 13-15 бурят приходился один лама. Это говорит о том, что многие ламы находились во внештатном положении. Старожилы поселения помнят имена «народных» лам Елхусней Тугмэд, Баяндын Тугмэд (был лишён свободы), Тунхэн. (по воспоминаниям Бадмаевой С.Д.-78-ти лет, Бурхинова Д. М.- 75 –ти лет). Лама Черниин, несмотря нанеоднократное заключение в тюрьму,остался верен своей вере. Многие хувараки, хотя не находились на службе в дацане, подвергались гонениям со стороны власти.В их числе: Лусалов К., Ширеторов Ч., МунхынСодноми другие.Долгие годы у нас не было ни дацанов, ни дуганов, ни лам.Только в 2005-ом году, получив духовное образование в Иволгинском Дацане, вернулся на свою малую родину молодой лама Доржиев Владимир Валерьевич – Сультим лама.А в 2006–ом году построили Баргузинский дацан,недалеко от уникального природного явления – наскального проявления Богини Янжимы.
 
На нашей земле выросло немало талантливых и одарённых людей, прославивших свою малую родину в республике и за её пределами, такие как: Эрдэн Раднаев - основатель хирургии в РБ, Цыденжапов Гомбо Цыденжапович – основатель театрального искусства в РБ, Боянова Вера Ринчиновна - министр здравоохранения БурАССР с 1948- 63 годы, Очиров Гуржап Ванюшкеевич – организатор партизанского движения на Смоленщине в годы ВОВ, Тараскин Сергей Иннокентьевич – председатель укрупнённого колхоза имени «22- го партсъезда» и многиедругие. И, конечно, очень много тех, которые творили историю на местах.
 
Истории создания коммуны в селеУлюн.
 
До революции с развитием экономики предприимчивые крестьяне стали строить минизаводы, мельницы. Например: Улзытуев Шоно на реке Улюкчикан поставил водяную мельницу, на паях с баргузинским купцом Сиротиным построил кожевенный завод по выделке дубленки. Вступив в коммуну, он все передал хозяйству (из воспоминаний ветерана Гомбоева П. М.).Первыми возглавили образованные в 1928 году коллективные хозяйства: Митапов Аранза Абаканович, Доржиев Радна Булгатович, Бадмаев Санжи Бадмаевич, Тараскин Василий Владимирович, Лосев Иван Тимофеевич, Тыхеев Ахадай Тыхеевич, Разумов, Эрдыниев Ринчин Ванюшкеевич, Будаев Буда Намсараевич, Балаганов Шагдур Пиларович , Цыренов Лубсан Самбуевич и другие. В организации коллективных хозяйств активное участие принимали первые комсомольцы: Ф. Казаков, Порфений Цивилев, Б. Мужанов, Санжи Бадмаев, Василий Тараскин, Михаил Баранов, Н. Молчанов и Иван Лосев. Если до коллективизации буряты жили друг от друга на расстоянии от 2 и более километров, то с объединением в коммуны стали переезжать на центральные усадьбы: Барун Улюн, Зуун Улюн, Барун Улюкчикан, Дунда Улюкчикан, Урда Улюкчикан, Униган, Зуун Ярикто, Барун Ярикто.
 
В 1930 году первые коллективные хозяйства объединились в более крупные коммуны: вУлюкчикане – им. Кирова (Будаев Раднажаб Будаевич), в Ярикте – им. Сталина (Федоров),в Улюне – «Ошон» (Тараскин Василий Владимирович), последняя из которых в 1935 году переименовалась в коммуну имени Ленина. Молодежь активно осваивала технику. Первые трактористы: Аранзаева Бимба Митаповна, Гатапов Бадма Гармаевич, Тогмидон Эрхито Бадмаевич, Очирова Дулма Ламажаповна, Иванов Степан Доржиевич, Бадмаева Дынцема Чимитцыреновна, Шатанов Гарма Урбагарович, Цивилева Гажидма Гармаевна, Балаганова Дулгар Шагдуровна и другие. Первые шофера: Будаев Бадма Сангадиевич, Балаганов Эрдэни Шагдурович, Чимитцыренова Бадма-Цыцык Гармаевна.
 
Неоценим вклад народных умельцев, которые из подручных материалов изготавливали различный инвентарь. Тогонов Эрдыни Цыренович изготовилуниверсальный столярный станок, жернова для новой мельницы, колёса для пилорамы и мельницы, лодки.
 
Очиров Доржи Будюдинович (Поплоо) руководил строительством первого моста через р. Баргузин.Кузнец Ринчино Буда Тибочкеевич (Будашка), под чьим руководством построена водяная мельница и лесопилка в Улюне, в составе делегации Бурятиипосетил ВДНХ, Эрдыниев Эрхито Хугчинович (Морхоотхо) изготавливал мебель, предметы украшения. Мастером серебряных дел славился Сангадиев Буда Харакшинович.
 
Председателями коммун в разные годы работали: Цыдыпов Цыремпил Будаевич, Аюшеев Дарма Николаевич, Будаев Бадма Пошхоевич и другие.
 
В канун Великой Отечественной войны коммуны производилидостаточное количество сельхозпродукции, успешно справляясь и с государственным заказом, и с собственными потребностями. Заданный темп работы не утеряли и в годы войны, в чем заслуга оставшихся в тылу.
 
В 1946 году образовались первые колхозы вместо вышеназванных коммун. Из этих трех колхозов экономически более развитым был колхоз им. Кирова. В 1949 году за высокие урожаи зерновых культур в этом колхозе получили высокие звания Героя Социалистического Труда Бубеев Радна Сагалаевич - председатель колхоза, Эрдыниев Ринчин Ванюшкеевич, бригадир полеводческой бригады, Чойропов Сандижап Баяндуевич – звеньевой полеводческой бригады. Орденом Ленина был награжден Базаров Тэхэ Ванданович, бригадир тракторной бригады Баргузинской МТС. Орденами Трудового Красного Знамени – Бадмаев Санжи Бадмаевич, Эрдыниева Очирма Ринчиновна и др.
 
Решением Бюро Баргузинского РК КПСС и исполкома райсовета в 1952 году произошло укрупнение колхозов: в Улюкчикане и Улюне – колхоз имени Ленина (председатель Будаев Будажаб Батуевич), в Ярикто, Бороголе и Хилгане – колхоз имени Сталина (председатель Зуртанов Ринчин Санжиноевич). В 1957 году за лучшие показатели в республиканском соревновании присвоено звание «лучший колхозный строитель республики» Базаров Баяндо Бажеевич.
 
26 февраля 1961 года было произведено объединение колхозов имени Ленина и имени Сталина и образован колхоз имени XXII партсъезда. Председателем был избран Тараскин Сергей Иннокентьевич. В этот период впервые колхозники начали получать заработную плату ежемесячно. Началось капитальное строительство. Люди трудились с энтузиазмом, добивались высоких показателей.
 
Первые ударники коммунистического труда: Бурхинов Дарма Молонович, Белокопытов Николай Иванович.Награждены орденами Трудового Красного Знамени – Балаганова Евдокия Шагжиевна, Бубеева Цырма Хышиктуевна, Цивилева Гажидма
 
Гармаевна, Дугаров Эрдэни Ламажапович, Цыренов Цыренжаб Очирович; орденом Знака Почета – Аюшева Сэсэг Урбагаровна, Казаков Василий Иванович, удостоен звания «Заслуженный зоотехник Бур. АССР» - Гатапов Сергей Ламажапович, также награжден орденом Трудового Красного Знамени. Наряду со скотоводствомпоявились новые направления: свиноводство и птицеводство(первыми птицеводами были Болотова Бутыд Шардаевна, Эрдыниевы Бато Монголович и Бальжин Эрдыниевна).
 
В 1972 году решением Бюро Бурятского ОК КПСС и Совета Министров Бур. АССР колхоз имени XXII партсъезда был преобразован в два самостоятельных колхоза: колхоз «Улюнский» (председатель Гатапов Сергей Ламажапович) и колхоз «Хилганайский» (Гармаев Владимир Шагжиевич). В колхозе «Улюнский» была введена новая система управления - введена должность управляющего. Ими стали: Ухинов Базар Арсаланович, ЭрдыниевВладимирРинчинович, Соломинский Николай Архипович. За трудовые успехи были удостоены звания «Заслуженный агроном» - Гармаев Бато Очирович, «Заслуженный животновод Бур АССР» - Батуев Карл Дымбренович, Бадмаев Цырен Гармаевич,«Заслуженный строитель» - Эмедеев Базар Эбхеевич.
 
К концу 1980 года и начала 90-х годов, т.е. до перестроечных процессов, когда страна перешла на рыночные экономические отношения, в колхозе «Улюнский» имелось в наличии 1700 голов КРС, 1300 голов овец, около 400 голов лошадей, около 30 тракторов, 15 зерновых комбайнов, 40 автомашин. За трудовые успехи были отмечены званием «Заслуженный агроном РБ» -Баторов Дугар Сангадиевич; орденом Дружбы народов Цыденов Василий Ламашкоевич.Высокой правительственной награды -орденов Трудовой Славы II и III степеней удостоен Ринчинов Валерий Баяндуевич.
 
В 90-е годы в нашей стране произошли изменения в политике, экономике. Начался трудный период, когда пришлось экономическим хозяйствам «выживать». Распались некогда богатые колхозы и совхозы. Но при этом в нашем районе лучше всего дела обстояли в колхозе «Улюнский», где председателем был Тэлин Станислав Ревомирович. За успехи в работеудостоен звания «Заслуженный работник АПК РБ» - Доржиев Цырен Будаевич, Зурлов Баярто Попоевич, Пиртанов Андрей Шагжиевич, Дашиев Баир Жамсаранович, Гармаев Борис Батоевич, Черных Николай Михайлович и Тэлин Станислав Ревомирович. «Заслуженный животновод РБ» - Гомбоев Лобан Гармаевич, «заслуженный ветеринарный врач РБ» - Гатапов Радна Бадмаевич. А Низовцев Иван Николаевич удостоен звания «Заслуженный механизатор РФ», награждён орденом «трудовой Славы 3 –ей степени».
 
Впервые в нашем поселении появилось новоенаправление - пчеловодство,где работал Романов ОчирСангадиевич, возобновилось огородничество, где бригадиром был Бадмаев Вячеслав Иванович.
 
Большая роль в процветании колхозного производства принадлежит и специалистам и председателям, проработавшим в разные годы: Цыремпилова А.Т., Хобраков Б-Нима, Эрдыниев Шагдур Эрхитуевич, Шагдуров Бадагар Ц., Самсонов Н. Жапович, Будаев БорисГатапович, Шарханов Анатолий Егорович, Самбаев Доржи, Тогошеев Илья, Гармаев Иосиф Бадмаевич, Гармаев Владимир Шагжиевич, Гармаев Юрий Будаевич, Раднаев ЦыдыпРаднаевич, Цыремпилова Александра Дондуповна и другие.
 
Активное руководство колхозным производством, со дня его образования до распада односистемного партийного правления в стране, принимала партийная организация колхоза. На протяжении разных лет её секретарями были: Дашиев Павел Ламатханович, Молонов Максим Энхеевич, Бадмаев Василий Санжиевич, Очиров Доржи Ламажапович, Линхоев Леонид Базарович и другие.
 
Историясозданияс. Улюкчикан.
 
Предприниматель Шоно Улзытуев был из рода Буура hэнгэлдэр (дархан бθθ) в 1920 годы жил в Улюкчикане. В то время каждая семья имела земельный участок: зимник и летник, посевную площадь до половины десятины, крупный рогатый скот, овец и лошадей. Хозяева жили друг от друга на расстоянии от 1 до 2 и более километров, жили в небольших домах, печи были сложены из сырых кирпичей. Окна в домах были маленькие, вместо стекла натягивали тонкую пленку из бычьего мочевого пузыря. Большинство населения жили бедно, имели 2-3 коровы, кто имел одну лошадь, а кто ни одной. Зерно сеяли вручную на ветру деревянной лопатой. Урожай убирали серпом и укладывали в сноп, а зерно молотили зимой на льду палкой. Люди питались основном молочной пищей, из молока делали хурунгу и перегоняли архи-молочную водку. Побочный продукт назывался арса. Это тоже очень питательный продукт, ее варили с мукой. Иногда варили саламат - кашу из муки и сметаны. В то время занимались выделкой овчин и кожи. Из выделанных овчин шили дэгэл — овчинную шубу и унты. Зимой на санях, летом на телеге возили сено на продажу в Баргузин и на них покупали материю: ситец, сатин и чай в плитках.

Шоно Улзытуев имел свою водяную мельницу на речке Лугшахан, за помол брал 10 процентов от молотой муки и на паях с Баргузинским купцом Сиротиным построил кожевенный завод по выделкедубленки, одну дубленую кожу меняли на две сырые. Занимался рыбалкой, имел невод, сети. Из добытого улова брал половину за снасти, а остальные рыбаки делили между собой. С 1929 года началась новая жизнь.
 
 Из воспоминаний моей бабушки Бурхиновой Н.Д.: «Мой дед имел семь предприятий: мельницу, молотилку, кожевенное предприятие, а также кирпичный и известковый заводы, рыбное хозяйство. В мельнице вода падала сверху на деревянное кольцо. Внизу имелись два больших круглых камня, между ними зерно и мололось, а мука падала вниз на большое корыто. В мельнице получалась мука высшего сорта, приезжали из Курумкана, да и всей округи, потому что муки было больше, чем в других мельницах. Малоимущим людям он часто молол бесплатно. Также дед самостоятельно построил приспособление в виде воронки, стенка которого была сделана из красного кирпича. В нем он и слаживал стойкой колотые дрова. Когда дрова сжигали, снизу с отверстия вытекала черная смола. Этой смолой смазывали телеги.Дедушка Шоно ловил полную лодку рыбы и раздавал бедным».

По обе стороны речки Лугшахан образовались два самостоятельные коллективные хозяйства. На правой стороне ТОЗ - товарищество по совместной обработке земли. Па левой стороне речки Лугшахан образовалась коммуна «Ошон». Первым организатором и руководителем коммуны был Цырен Норбоевич Цыденжапов. В 1933 году на базе коммуны и ТОЗа крестьяне объединились и организовали колхоз имени Кирова. По уставу член колхоза имел право содержать одну корову с приплодом, одну голову молодняка, свой дом, приусадебный участок. Узнав суть колхозного устава, многие единоличники вступили в колхоз. Все свое имущество Шоно Улзытуев, вступив в колхоз, передал коллективному хозяйству «Ошон».

Историясозданияс. Ярикто.
 
Из воспоминаний Цыренова Цырен Очировича, 1909г.р., ветерана ВОВ и труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, рассказывал о судьбе своего края: «До революции буряты жили родовыми поселениями (бууса), состоявшими из отдельных усадьб. Основным занятием у них было скотоводство. До сих пор сохранились названия местностей: Алачи, Нуур, Дагальжан, Хашаарганта, Сибхалай, Мэжэдма, Дальжиман и т.д. их заселяли в основном следующие рода: Оторшо Шоно, Тумэнтэй Шоно, Баяндай, Сэгээнэд. Я из рода Оторшо Шоно».
 
Ярикто в советский период. С установлением советской власти начались преобразования и в Баргузинской долине. Повсюду начали создаваться артели, коммуны.
 
Материалы фонда Центрального Республиканского архива: «В Ярикто в 1928 году было создано 3 артели:
 1.артель «Трудовая» - председатель Будаев Бадма Намсараевич.
 2.артель «Улаан Наран» - председатель Балаганов Шагдар Пиларович.
 3.артель «Шэнэ Зам » - председатель Цыренов Лубсан Самбуевич.
 
Позднее эти артели объединились и в 1930 году образовали коммуну имени Сталина, председатель - Фёдоров».
 
Из воспоминаний Цыренова Цырен Очировича:«В десятых годах в Ярикто открыли Нуурскую начальную школу и люди стали съезжаться к центру, образуя село, а название села оставили прежним «Ярикто», по названию местности в переводе с эвенкийского Большой муравей».
 
Первыми учителями Нуурской начальной школы были Гальчеев Аймпил, потом Урбагаров Эрдэни Мужанович, в разные годы работали учителями Гармаева Серафима Цыреновна, Бурхинова Надежда Дугаровна, Цыдыпова Санжидма Раднаевна.
 
В 1935 году коммуну имени Сталина преобразовали в колхоз имени Сталина, куда вошли сёла Ярикто, Хилгана и Борогол. Ярикто стал центральной усадьбой колхоза. Нынешнее здание клуба было конторой колхоза имени Сталина, построено в довоенный период, позже стало больницей – роддомом. Рядом были амбулатория, клуб, бригадный склад. Колхоз развивался».
 
Гармаев Бато Очирович 1931 г.р.,заслуженный агроном Бур.АССР, ветеран труда, вспоминает: «В 1961 г. колхоз имени Сталина и колхоз имени Ленина объединили один большой – колхоз имени «XXII-го партсъезда» , председателем которого назначили Тараскина Сергея Иннокентьевича, он проработал 12 лет. Центральной усадьбой колхоза стало село Улюн. Это подтверждается документами государственного районного архива. В 1972 году колхоз«XXII-го партсъезда» разделили на два колхоза и образовали колхоз «Улюнский» председателем был назначен Гатапов Сергей Ламожапович и колхоз «Хилганайский» - Гармаев Владимир Шагжиевич. Ярикто стало третьим отделением колхоза «Улюнский» и вошло в состав Улюнской сомонной администрации».
 
Из Ярикто вышло много знаменитых личностей, которые прославили малую родину далеко за её пределами, это: Очиров Гуржап Ванюшкеевич – кадровый военный, разведчик, командир партизанского соединения на Смоленщине в годы ВОВ, кавалер двух орденов Ленина. Будаев Капитон Аюрзанаевич – Председатель Конституционного Суда РБ, Заслуженный юрист России. Раднаев Эрдэни Очирович и Будаев Бато Аюшеевич- заслуженные врачи РФ. Цыренов Цырен Очирович и Цыренов Сангади Сэмбуевич – кавалеры ордена Трудового Красного Знамени и многие – многие другие.
 
III. Заключение
 
Идёт время, уходят одни поколения жителей сёл Улюн, Улюкчикан, Ярикто, приходят им на смену другие. Много тяжёлых испытаний выпало на долю моих земляков, но они всё с честью вынесли. Всё так же, как и столет назад хлопочут в сёлахжители, шумят ребятишки, лают собаки, кричат петухи.
 
И это даёт надежду, что летопись нашегородного края ещё не закончена…
 
Исследуя историю наших сел, мы пришли к такимвыводам, что жизнь, трудовой, боевой подвиг наших земляков - это достойный пример для настоящих и будущих поколений. Мы, нашепоколение: не имеем права забывать тяжкий крестьянский труд, не имеем права забывать тех, кто воевал и погиб в годыВеликой Отечественной войны.
 
Именно память илюбовь к малой Родине, к народу, традициям, истории порождает желание сделать свою малую родину еще красивее ине может быть у нас выше любви к Родине, родному краю, людям, живущим в нем.

Автор: UsosSchool
Просмотров: 5470

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -