Будаева Лариса Бадмаевна, Информационно-визитный центр «Сарасвати» Баргузинский дацан Ярикто
Основными источниками по истории распространения буддизма в Баргузинской долине являются бурятские летописи, архивные материалы Баргузинского дацана и Баргузинской степной думы. Ниже даны ранжированные во временном порядке сведения из летописей баргузинских бурят, касающиеся буддийской веры, а также некоторые архивные материалы.
С конца XVIIIбуддийская вера начинает проникать в Баргузинскую долину. По данным истории это вторая волна распространения буддизма на территории вокруг озера Байкал. От первой волны буддизма известно не очень много письменных или других памятников. Определенно о раннем проникновении буддизма в Бурятию свидетельствует находка буддийского навершия V века на Иволгинскомхуннском городище. К XI-XVI векам относятся находки буддийских символов на могильнике ИнаБаргузинского района. Здесь были обнаружены выдавленные на тонких бронзовых пластинках буддийское изображение и ваджра. Как установили ученые эти изделия не привозные, а изготовлены на месте и исполнены в технике и стиле, характерных для украшений, найденных также в хоринских могилах. По «Летописи хоринских бурят» древние хори, возглавляемые Баргу Батором вместе с сыном Бурто Чоно, прикочевали на Байкал из Южных земель, при этом отмечается факт большего распространения буддизма в древности и подчеркивается, что перекочевка на север увеличила число шаманистов.
В Баргузинской долине распространены легенды о Бурто Чоно и Гоа Марал, указывается место, где находилась стоянка легендарного первопредка Чингисхана, на широком плато «Тэптэхэ» на горе Бархаан.
В старинных летописях баргузинских бурят зафиксированы первые факты приобщения наших предков к буддийской вере. В 1775 году Эмэшкэ Бойтоков зỲỲхэй кости, онгоровский Дондок Магшамов у отдыхающего на Гаргинском аршане из Хоринского ведомства взяли уроки монгольского письма. Отец ДондокаМагшам Баяhанов в Баргузине считаетсясамым первым бурятом исповедующим буддизм.
В 1807 году хоринский тайша Галсан Мардаев и известный в народе Молон багша - хоринский йогин-предсказатель, во время отдыха на Гаргинском аршане поставили первый бумхан и провели первый молебен на баргузинской земле. В то же время умер тайша Эмэшхэ Бойтоков, родившийся в год овцы, 57 лет, и Молон багша прочёл заупокойные молитвы. Это первый похоронный обряд по ламаистским требованиям на нашей земле.
В 1810 году на берегу Бургали (Борогол) ламы без разрешения поставили хурдын сумэ и провели молебен. В Улюкчикане, Халзаарте поставили бумханы, провели молитвы.
В 1811 году, в год обезьяны, бурят Суван Аралхиев, из рода номол hэнгэлдэр, пригласил прибывшего вместе с двадцатью лишним людьми, проживающего на Гусихинском аршане Читканской волости ласаб-ширету ламу Содбо Нимайлана, считавшегося воплощением Ямантаки, рождённого в год лошади, 39 лет, из Сонгольского дацана Селенгинского ведомства, в местность Элесун и попросил сделать большой гурим. Во время своей поездки, познакомившись со здешними старейшинами, он вернулся, а позже много раз приезжал. В эту поездку вместе с Нимайланом поехал бурят екуйской кости Дансаран Шитнаев, 30 лет, чтобы статьхувараком в Эгитуйском дацане, где проучился 4 года и вернулся обратно.
Становление буддийской веры, приобщение к нему происходило при жёстком сопротивлении приверженцев исконной религии бурят шаманов и шаманистов.В летописи красочно описывается эпизод сверхъестественного противостояния шамана Тэтэгэр Урбана и ламы Содбо Нимайлана.
Узнав о приезде ламы, шаман Тэтэгэр Урбан поехал ему навстречу, чтобы помериться с ним магической силой. Он расколол надвое дугу на конской упряжи. Нимайлан лама тут же соединил половинки и бросил горсть освящённых зерён, тогда коня под Урбаном разорвало надвое. Урбан тут своей мистической силой воссоединил туловище своего коня и умчался прочь. Нимайлан лама приехал в Элесун и поселился в доме у Сувана. Во дворе Сувана был большой амбар, в котором он и поместил гостей. Ещё один шаман решил продемонстрировать Нимайлан ламе свою магическую силу: поставив собравшихся людей у стены, он стал призывать духов и входить в транс (онго оруулха), а в это время в дом стала прибывать вода, и она уже дошла до колен, а в воде появились рыбы. Шаман обратился к присутствующим, чтобы каждый из них взял по одной рыбине. И когда люди исполнили его просьбу, шаман вышел из транса, и вода исчезла. Лама спросил его: «Что же это ты показал нам?». Шаман отвечал: «Вы попросили меня показать свои способности, вот я продемонстрировал их». Тогда Нимайлан лама сказал: «Я не стану отбирать у тебя твою силу, можешь практиковать своё шаманское искусство » и подарил ему серьгу. Этот шаман известен как «отпущенный шаман» (табилгын боо). Его называли Нэйдэмсунай боо. Это был старший сын Урбана – Буурал, с серьгой в ухе.
В это же время по инициативе тайши баргузинских бурят Цанкира Андреева начала применяться тибетская медицина, обучение людей, сбор лекарственных трав. По поручению Санкир нойона ламы Сультим и Дажар привезли из города Кяхты тибетские лекарства и продавали их. Это была очень прогрессивная и положительная практика для того времени, так как в то время не было врачей и больниц.
К 1825 году в Баргузинской долине были поставлены первые маленькие буддийские часовни - бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте, на берегу реки Бургали (Борогол) был поставлен хурдын сумэ и в них проводились молебны. Назрела необходимость постройки большого дугана. По данным летописей в1825 году, в год деревянной мыши Санкир нойон и 5 родовых шуленг и более 2 тысяч баргузинских бурят мужского рода отправили письмо хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали.
В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тамгой-печатью бандидо-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана.
В1827 году, в год огненной свиньи, по доносу миссионера Фёдора Миронова о том, что буряты без разрешения строят дацан, проводилось расследование и, так как было предъявлено письмо бандидо-хамбы, то расследование было прекращено.
В 1828 году, в год земляной мыши, Нимайлан лама, приехав в Баргузин из Сонгольского дацана, провёл освящение нового дацана. Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсарана сахюусана. Проводились большие торжества, 65 коней соревновались. Здесь самым быстрым оказался рысак Дымпила Харагшанского. В бурятской борьбе победили Иискин Барюуни и Харсаанай Ойбо. Санжа Шантаадов, Сандан Убгэнов и Ендон Хамганов во главе более 10 хувараков победили в соревнованиях.
В деле распространения и утверждения буддизма среди баргузинских бурят велики заслуги ласаб-ширээтэ Снгольского дацана Содбо Нимайлана, считавшегося воплощением Ямантаки. Он несколько раз приезжал в Баргузин, проводил большие молебны и ритуалы. Вот как описывается ритуал подавления им вредоносных духов.
Нимайлан - ламахай провёл большой молебен и исполнил ритуал подавления вредоносных духов и вампиров (ада). Ночью было видно, как из-под крыши амбара вырывались языки пламени. Для того, чтобы поймать ада, Нимайлан-лама приказал сшить мешки из козьей шкуры, затем он прочитал заклинания, завязал мешки и,вызвав самых сильных и смелых молодых людей из разных мест, отправил их по домам местных жителей, наказав, чтобы они громко кричали: «Отдайте своих чертей!». Говорят, в ответ люди кричали: «Забирайте!». И так постепенно мешки наполнялись. Наполненные мешки отдавали ламе, а он с заклинаниями разрезал их и бросал в костёр. В семьях, которые утверждали, что у них нет ада, эти вредоносные существа оставались и некоторые люди, обладающие способностью видеть их, рассказывали, что уцелевшие ада, греясь на солнце, говорили между собой:
«Нимын Нимайлан лама ерэхэ гэ,
Нилхан Нимайланай туламда орохо гэ,
Ямандага ерэхэ гэ
Яман туламда орохо гэ.»
В переводе:
« Нимайлан-лама позвал нас,
Сказал: «Лезьте в мешок Нимайлана!»
Ямантака позвал нас,
Сказал: «Лезьте в козьи мешки!».
Таким образом, подавив ада и бохолдоев, стали строить в местах обитания сабдаков мунханы – в Хунтэе, Жабхалантае, Аразгуне, Добуне.
Интересны факты приобретения обществом баргузинских бурят священных буддийских книг. Первую книгу – тибетский «Юм» в 1818 году привёз из Кяхты лама Хайдап Зооноев.
В 1845 году, в год змеи баргузинские буряты попросили в Чисанском дацане прислать рукописный Ганджур и приобрели его за 870 рублей серебром. Как повествуют летописи, Нада Ихиныров и Пилдан Партуев внесли значительный денежный вклад в приобретение 108-томного учения буддизма.
В 1879 году, в год зайца, Цэрэнжаб Сахаров через переписку с Найданом Гомбоевым (зятем декабриста М.Бестужева), находившимся в Пекине, для Баргузинского дацана, по желанию всего народа приобрёл Данжур.
Со временем берег реки Борогол на котором располагался Баргузинский дацан начал разрушаться, вода начала подмывать берег. И поэтому было принято решение перевести дацанна берег озера Сагаан Нуур. Для этого пригласили ширетуя Агинского дацана Галсан-Жимба Тугулдурова (ширетуй Агинского дацана с 1858 по 1872 годы), одного из выдающихся религиозных деятелей, который в Баргузине совершил обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана вблизи озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато.
В 1861 году, в год курицы, с согласия генерал- губернатора Баргузинский дацан был переведён из местности Бургал в Цаган-Нур.
В 1876 году, в год мыши, тайша Цэрэнжаб доложил Забайкальскому военному губернатору Пятницкому, во время его пребывания в Верхнеудинске, о желании построить новый дацан, так как здешний наш Баргузинский дацан пришёл в ветхость. Губернатор поручил баргузинскому исправнику Ливотову дать подтверждение об этом и немедленно представить.
Начиная именно с этого года, велась переписка о постройке нового дацана, и в 1880 году было получено утверждение министра внутренних дел на постройку нового дацана.
Учение Буддыв Баргузинской долине, как и по всей земле вокруг священного Байкала,было важным компонентом духовной, социальной, материальной жизни баргузинских бурят, способствовало консолидации и развитию этнической общности, оказывало огромное влияние на мировоззрение, нравственность, психологию и культуру общества. Баргузинский дацан был центром культуры и просвещения народа, медицины, художественных промыслов, зодчества, книгопечатания и т.д.
Именной список
о дацанах и сумэ имеющихся по ведомству Баргузинской степной думы.
Июня 1850 года
В списке перечислены:
Баргузинский дацан «Гандан Шаддублинг», построенный по разрешению Гражданского Губернатора и Верхнеудинского Земского суда от 1 марта 1832 года за № 2562, здание деревянное.
Сумэ Кунды—этот сумэ построен при дацане в 1818 году на добровольные пожертвования, но разрешительных бумаг нет.
Сумэ Улюкчидона во имя Маха Гала—этот сумэ существует с 1824 года, но разрешения на постройку нет (при сем сумэ совершает в почете называемый Мунку Нюгна Хамидиевым), находится в 30 верстах от дацана в урочище Кашгань.
Примечание: существующие дацан и сумэ очень ветхи, имеются большие течи, требуются значительные поправки и даже постройки нового.
Ведомость о числе ламаитов и идолопоклонников по ведомству Баргузинской степной думы за 1859 год.
По данным ведомости в 1859 году всего баргузинских бурят было 9096 человек.
Подавляющее большинство исповедывало буддизм: 8364 человека, было 8 лам, 14 молебищь, 1 кумирня, 2 хурула—все деревянной постройки.
Шаманской веры: 683 человека, было 6 шаманов,молебищь не имеется.
Также имелись 49 человек греко-российского исповедания.
Линия преемственностиШирээтэ лам Баргузинского дацана.
Шэрээтэламы Баргузинского дацана.
Цультим Арзанов(1829-1837)
Дажарон Зонооев(1837-1841)
Хайдап Зоноев(1841-1850)
Дондуб Старуин(1850-1854)
Санжи Шинтатов(1854-1889)
Шанжи Танхаев(1890-1891)
Цырен Ламаев(1891-1893)
Шагжи Цыбиков(1893-1894)
Цыден Соодоев(1894-1901)
Сультим Ламатханов (1901-1913)
Жамсаран Бадмаев (1913-1931)
Тугут Намжилов (1992-1993)
Артур Намжилов (1993-2000) - Курумканский дацан
Олег Намжилов ( с 2000...) - Курумканский дацан
Цыден Намжилов (с 2005 ...) - Баргузинский дацан
V Ширээтэ Баргузинского дацана Санжи Шинтадов.
Санжи Шинтадов родился в 1823 году, принадлежал 1-му hэнгэлдурскому роду, в возрасте 7 лет стал хувараком Баргузинского дацана. По Шантагай ламхай (Чинтадай лама) – Санжа Шинтадов, говорят, он был гэгэном – перерожденцем Нимайланламы и воплощением Ямантаки.
Содой лама называл Шантагай ламахая своим учителем и весьма почитал его. Едва завидев, Соодой лама бросался навстречу своему учителю, чтобы помочь сойти с коня.
Шантагай ламахай был очень эксцентричным человеком. Однажды он приехал на собрание богачей, разряженных в шёлковые одеяния, и помочился на них. Когда все возмутились, он воскликнул: «Аршанда хуртэгты!», то есть: »Да окропит вас священный нектар!». Однажды его избили. Люди сказали обидчику: «Напрасно ты сделал это – ведь он не простой человек, а гэгэн (лама высокого духовного положения). Пойди к нему, попроси прощения». Тот явился к Шантагай ламахаю и попросил прощения. Шантагай ламахай заплакал и сказал: «Ты не меня обидел.Я – что? Ты обидел Того, Кто всегда рядом со мной – моего Защитника».
Шантагай ламахай (Санжи Шинтатов,1821-1891) был настоятелем Баргузинского дацана.
Список лам и хувараков Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин»28 декабря 1837 года.
Высокочтимые ламы:
гелон Дажарон Зооноев (54 года) – ширээтэ, выборный цоржи лама;
гелон Хайдаб Зооноев (49 лет) – шинзааба:
гецул Чойдоб Дылыков (27 лет)- выборный цоржи;
гецул Дамчой Добчинов(33 года) - выборный даа лама;
гелон Дондоб Старуин (44 года) – зодбо лама;
гецул Цырендэлэк Хамнаев (17 лет ) – даа лама;
гелон Жабдар Гангаев (43 года) – унзэт лама;
гелон Чойбсан Зооноев (37 лет) – гэбгуй;
гелон Самдан Убугунов (23 года) – унзэт лама;
гецул Самдан Булугуев (33 года) – дархан лама и так далее.
14-летний, Санжи Шинтадов каким-то образом оказался среди высокочтимых лам. Вероятно, это говорит о необычайных способностях и таланте будущего учителя Цыдена Соодоева.
Подписан этот реестрглавным тайшой Хамнаем Цанкировым.
Весьма интересен список должностных лам, поданный настоятелем Хайдабом Зооноевым в 1841 году. Предлагаем выдержки из него:
Хайдаб Зооноев (52 года), знает и переводит с тибетского и монгольского языков. В сан гелона (полное монашество) посвящён в 1825 году ширээтэ ламой Сонгольского дацана Дылыковым и утверждён в должности Хамбо ламой в 1841 году. Из рода «оторши» баргузинских бурят. Выдвинут из семьи служащих (ясачных). Имеет хозяйство, скот, занимается земледелием, имеет постройки для скота. Хозяйство его расположено в местности Хасхал в 25 км. от дацана.
Дондоб Старуин (жидба лама,47 лет). Знает тибетский язык. Принят в хувараки в 1811 году, в сан гелона посвящён в 1822 году ширээтэ ламой Сонгольского дацана. Относится к 1-му hэнгэлдурскому роду баргузинских бурят. Как подходящий (первая ступень монашества) утверждён в году Нимайлан ламой Сонгольского дацана. Из рода «шоно» , из служащих.Живёт при дацане, имеет скот, сеет хлеб в местности Зарматхан в 18 км. от дацана. Дархан лама занимается изготовлением утвари дацана, кузнечным делом.
Сойбон Санжи Шинтадов, 17 лет. В хувараки посвящён в 1830 году ныне покойным ширээтэ ламой Дажароном Зооноевым. Выбран в сойбоны и исполняет обязанности без утверждения с 1837 года. Причислен к 1-му hэнгэлдурскому роду. Холост, живёт при дацане. Занимается скотоводством, земледелием совместно с отцом в местности Бихилимжин Борогол в 2-х км. от дацана. Сойбон лама принимает участие во всех молебнах при дацане и в местностях.
В 1828 году, в год земляной мыши, Нимайлан лама, приехав в Баргузин из Сонгольского дацана, провёл освящение нового дацана. Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсарана сахюусана. Проводились большие торжества, 65 коней соревновались. Здесь самым быстрым оказался рысак Дымпила Харагшанского. В бурятской борьбе победили Иискин Барюуни и Харсаанай Ойбо. Санжа Шантаадов, Сандан Убгэнов и Ендон Хамганов во главе более 10 хувараков победили в соревнованиях.
Соодой лама
Соодэй лама родился в 1846 году близулуса Элесун Баргузинской СтепнойДумы в семье Солсогшын Соодоя из рода Номол hэнгэлдэр. Мать его была из рода
Оторшо Шоно, дочь Зоонын Убэгэн. Её брат, Зоонын Хайдап был ламой в Хоринском дацане, затем, вернувшись на родину, стал в 1829 году Ширээтэ Баргузинскго дацана.
Рождению Соодэй ламы предшествовало удивительное предсказание: перед появлением на свет Соодой ламы перед домом его отца вырастет цветок невиданной красы. И действительно цветок вырос, вся округа съезжалась полюбоваться на невиданный цветок, и в семье Соодэя родился сын Цэдэн, будущий Баргузинский Гэгэн.
С детства Цэдэн был очень смышленым, предсказывал, что должно произойти, хорошее или плохое. Он доставлял немало хлопот и потрясений своим родителям, которых не переставал удивлять. Он, например, мог перелетать через избу или взлетать на высокий столб. Рассказывают, когда четырехлетний Цэдэн играл на улице с другими детьми, одна шаманка спросила: «Чей это ребенок? Он проснулся позже других и, едва не плача, бросился за детьми, выбежал из дома не через дверь, а сквозь стены, для него нет никаких препятствий ».Однажды, когда Цыдену было 4 года, отец вел его за руку, вдруг, увидев двух птиц, летевших на север, Цыден весело рассмеялся и сказал: «Эти две птицы спорят, кто из них будет клевать правый глаз лошади, павшей возле реки Ангары». Отец, конечно, не поверил, не обратил внимания на эти слова.
В 1853 году в 7 лет Цэдэна отвезли к дяде гэбше ламе Зоонын hангуунайн Шагжи в Баргузинский дацан, где он стал хувараком. Гэбшэ лама Шагжи в результате сокращения штатов, согласно нового положения 1853 года о ламах, выехал в степь, женился, у него было много детей. Был добродетельным, становился для маленьких детей хранителем (найжа), ушел из жизни в 96 лет.
В детстве Цэдэн был мальчиком шаловливым, озорным. В дацане ламы, увидев опухшие руки хувараков, спрашивали причину этого. Те отвечали, что они били кулаками по стенам, так как хуварак Цэдэн Содоев показывал им, как пробивает стены.
Есть предположение ряда бурятских ученых, что Цыден Соодоев явяется автором летописи «Баргажанай буряадай анханhаа яажа бии болоhоной тобшо туухэ (Краткая история о том, как первоначально образовались баргузинские буряты)». Летопись составлена в 1900 году, что указано на титульном листе. Рукопись на монгольском (старобурятском) языке, на 34 листах размером 22 на 18 сантиметров.
Соодой лама обладал качествами махасиддха, то есть невероятными, сверхъестественными способностями. Сохранилось множество свидетельств современников о чудесных способностях Соодой ламы.
Он мог летом переходить реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по полу, или если на пароме не было места, проезжал на конной подводе по воде, рядом с паромом. Взбирался на крутые склоны горы Бархан, легонько подпрыгивая и размахивая полами орхимжо. Он мог читать мысли других людей, перемещаться по воздуху, материализовать из воздуха вещи, например, если у бедняка, в доме, которого он ночевал, не было чая, то пачка чая, появлялась через дымоход.Учителем Соодой ламы в Баргузинском дацане был Шантагай ламхай (Чинтадай лама) - Санжа Шинтадов, его считали гэгэном и перерожденцем Нимайлан ламы и воплощением Ямантаки. Санжи Шинтадов (1823—1889 гг.) за всю историю Баргузинского дацана дольше всего был настоятелем—Ширээтэ ламой—на протяжении 32 лет. Соодой лама уважал и почитал своего учителя. Едва завидев его, Соодой лама бросался навстречу своему учителю, чтобы помочь сойти с коня.
Однажды был случай. Соодой лама должен был приехать для проведения большого молебна. Собралось множество народа в большом доме и все ожидали, что первым в дом войдет Соодой лама, но вместо него вошел его учитель—простой лама Шагжи Сангунаев, а следом сам Великий лама. Он своим примером показал людям, что каким бы ты ни был человеком, всегда должен почитать старших.
Глава 2. Баргузинский дацан в XX веке.
На рубеже XIX-XX вв. в Бурятии начинается обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, направленное на модернизацию церковной организации, некоторых сторон вероучения и обрядности в соответствии с меняющимися условиями. В1922 году Агван Доржиев приехал в Баргузин. В Баргузинском дацане он выступил перед ламами и простыми верующими с проповедью своей обновленческой идеи. Ламы вняли призывам реформатора придерживаться праведной жизни. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 году один из двух дуганов при большом дацане перевозили на новое место – в подножие священной горы Бархан. Построили из него двухэтажную молельню. По своему архитектурному облику она не была похожа на типичные бурятские молельни с взлетающими крышами, а напоминала Санкт-Петербургскую буддийскую святыню. В 1923 году дацан в Барагхане был освящён при участии Агвана Доржиева.
Ламы с помощью своих родственников построили небольшие стандартные домики дачного типа. Были распланированы крошечные участки земли под огород, которые так и не были использованы по назначению…
Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский посёлок в 100 домов были оставлены. Несколько позднее их использовали на хозяйственные нужды, образовавшиеся поблизости колхозы.
Хотя после установления советской власти обновленческое движение получило некоторое развитие на принципах лояльности к новому режиму, в ходе массовых репрессий против последователей буддизма, которые развернулись в конце 30-х годов, многие ламы были расстреляны или сосланы в лагеря, некоторые сложили сан и стали простыми мирянами и скрывались. Жестокие гонения на веру закончились полным разгромом буддийской церкви и наступили времена безверия, активно насаждался атеизм.
Комментарии