Яковлева Альбина Объединение «Экскурсовод».
Руководитель Будаева Лариса Бадмаевна педагог допобразования, Улюн 2012.
Издавна баргузинские буряты лечились методами народной медицины, обращались к помощи эмчи лам Баргузинского дацана. Первым известным лекарем является Иван Гришин, который в конце 18 века делал прививки от оспы всем бурятам. Пример показал тайша Босхол Андреев,который велел делать прививкусвоим детям и себе,после этого привились все баргузинские буряты. В летописях говорится, что эвенкийские шаманы запрещали своим родичам делать прививку от оспы, вследствие чего много эвенков умерло от оспы.
История медицинского обслуживания в Улюне начинается с момента создания приёмного покоя при Баргузинской степной думе. В Национальном архиве Республике Бурятия имеются интересные документы. С 20 апреля 1896 года в Улюне начинается строительство приёмного покоя для больных и квартиры для сельского фельдшера, приобретается имущество для приёмного покоя.«От 17 января 1898 года Дело об отпуске 240 рублей на приобретение инвентаря медицинского для Баргузинского приёмного покоя Баргузинской степной думы»,15 февраля1899был назначен «Сельский фельдшер 2-го участка Баргузинского округа Ефим Водонков»,Сельский фельдшер 2-го участка Баргузинского округа Ефим Водонков 5 марта 1899 года направляет письмо в Баргузинскую степную думу, где извещает, что «Постановлением Врачебного Отделения Забайкальского Областного правления состоявшегося 15 февраля сего года с утверждением 2-ым губернатором Области, я назначен сельским фельдшером при приёмном покое Баргузинской степной думы.
Извещая об этом Степную думу,покорнейше прошу,озаботиться о том, чтобы поставить в известность об этом инородческое население на предмет скорой подачи медицинской помощи, а также о заготовлении дров для отопления в достаточном количестве к 10-му числу сего марта месяца. Кроме того, к 13-му числу сего месяца необходимым нахожу прислать три лошади в Баргузин для перевозки медикаментов и предметов предназначенных для населения Думы по должности фельдшера». К этому письму приложена справка: 1). О заготовлении дров предписано хозяйственному заседателю Анхалиеву за № 470; 2). О вывозке лошадей в Баргузин 13 марта под медикаменты в количестве три подводы Старший Цыдыбь Бадмаеву за № 471.
В«Описи общественного имущества Баргузинского бурятского приёмного покоя» перечисляются предметы мебели, а в рапорте фельдшера Е.Водонкова от 5 июля 1899 года говорится, что в настоящее время в бурятском приёмном покое находится инородка Курумканского селения Чагдурова, которую пришлось поместить в покое совершенно не обставленном ни бельём, ни какой-либо посудой, ни продовольствием», видимо 240 рублей предназначенные на покупку инвентаря были использованы по другому назначению.
По материалам архива, в 1934 году открылся первый акушерский пункт в селе Улюн, 4 октября 1936г.- первый фельдшерско-акушерский пункт в селе ЯриктоУлюнскогосомонного совета. Первымфельдшер – акушером была Клочихина Е.Я.В 1937 году прибыли командировочные врачи: Баскакова Елизавета Матвеевна, Устюжина Ч.А..В 1940 году заведующей назначается Иванова (Бубеева) Александра Кондратьевна, которая вышла замуж за нашего земляка, Героя Социалистического Труда Бубеева Радна Сагалаевича. А также в это время работали:разъезднойакушеркой Гондаренко, фельдшеромДолхонова Д.Ш.В разное время работали Очирова Долгор Дымбреновна, Эрдыниева ЕвдокияАнгановна. В 1942 вУлюн прибывает Волкова Е.И., командированная по борьбе с корью.
А в 1943 году открывается фельдшерско-акушерский пункт в селе Улюн. Первым заведующим и организатором была акушерка Мария Матвеевна Гершевич. Гершевич Мария Матвеевна родилась 12 июня 1919 года в с. Суво Баргузинского района. В 1937 году с отличием заканчиваетУлан-Удэнскую фельдшерско-акушерскую школу и 15 августа 1937 года приказом Наркома здравоохранения направляется в Баянгольскую амбулаторию, где проработалазаведующей амбулаторией, заведующей роддомом, в то же время совмещала обязанности медицинской сестры, открыла аптечный пункт.С 15 августа 1943 г. назначается заведующей Улюнским фельдшерско- акушерским пунктом и проработала в этой должности все военные годы. За добросовестный труд, за образцовое исполнение своих обязанностей, за проведение большой санитарно-просветительной деятельности среди населения пользовалась большим авторитетом в коллективе и среди населения. В годы войны неоднократно поощрялась благодарностями с занесением в трудовую книжку.
В 1954 году фельдшерско-акушерский пункт был преобразован вучастковую больницу, в организации,работы которой самое активное участие приняла Мария Матвеевна. В больнице Мария Матвеевна с 1954 по 1975 годы бессменно заведовала родильным отделением. За всю свою профессиональную деятельность Мария Матвеевна приняла роды у нескольких тысяч рожениц на протяжении почти сорока лет.В 1975 году вышла на заслуженный отдых. Мария Матвеевна имеет государственные награды: медали »За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «Ветеран труда», награждена многочисленными грамотами Министерства здравоохранения Бурятской АССР, обкома и райкома партии. Благодарные односельчане-улюнцы в августе 2004 года присвоили имя Марии Матвеевны Гершевич Улюнской участковой больнице.
Из воспоминаний Матвея Матвеевича Гершевич: «Есть такое место под Аргадой, называется Загатхан. Некогда там жили мои предки. Урочище и местность вокруг него до сих пор называются Матвеева заимка по имени деда. Там сейчас луговое поле, где по осени сельчане косят сено. Это родовое место семьи Гершевич, куда приезжают поклониться, посоветоваться со своими предкамисовременные потомки рода.
По материнской линии корни уходят к сосланным в Баргузин евреям, участвовавшим в 1830 году в польском восстании под предводительством генерала Костюшко за свободу Польши. Естественно, за прошедшее время баргузинские политпоселенцы, а это были в основном молодые мужчины, ассимилировались с местными бурятами и эвенками, пустили свои корни, и для многих потомков эта земля стала родной. Моя мама, Мария Матвеевна, с отличием окончила Улан-Удэнское медицинское училище и вернулась домой работать – надо было помогать больной матери поднимать остальных детей. Она была акушеркой, принимала роды у женщин на дому. И как, мне помнится, день ли, ночь ли, хорошая погода или крещенский мороз, в наш дом в Улюне могли в любую минуту прийти люди и позвать на помощь роженице.
Тогда люди в основном (до 40 процентов) жили по отдалённым заимкам, машин не было, и добираться до них приходилось на телеге, зимой на санях. В тяжёлыхусловиях – без света, при керосиновой лампе – она принимала роды, и при этом всегда благополучно. Буряты считали её удачливой женщиной, называли «хуштэ хун» - удачливый человек. Особенно ей верили молодые роженицы. Акушерку по-бурятски называли «иби». У бурят в Улюне очень ценится, кто первый принял новорождённого младенца. Если он попал в хорошие, добрые руки, то и дальнейшая жизнь у ребёнка складывалась хорошо. Есть такой обычай: тот, кто принял ребёнка, и роды прошли нормально, он же решал, как его назвать. Поэтому она дала имена многим поколениям баргузинцев.
И даже, когда открылся новый роддом в Баргузине, её нередко приглашали помочь, поскольку она обладала большим профессиональным и житейским опытом. Знала различные приёмы, владела определённым психологическим даром – могла быстро успокоить роженицу. Она хорошо говорила по-бурятски и даже знала какую-то песню, старинную, протяжную, которая, видимо, оказывала гипнотическое воздействие на роженицу. У неё исчезал страх, и стояла одна задача: благополучно родить. Как-то в районе посчитали, сколько она приняла детей. И вышло не менее 4500 человек, таким образом,она дала дорогу в жизнь трём поколениям людей Баргузинской долины».
Комментарии