Вдоль русско-монгольской границы, на правом берегу реки Джиды обосновалась бедная русская деревенька под названием «Баян» (Хасун) – местность богатая березой.
В 1729 году был подписан Буринский договор, после которого стали образоваться караулы, примерно ориентировочно где-то в 1730 году был образован Бурятский караул. В 1801 году была построена Баян-Хасунская церковь.
Но в уже в 1805 году эта церковь сгорела и на месте деревянной была воздвигнута каменная одноэтажная двуcветная общая длина без крыльца 22 м. Толщина стен от 1,5 до 2 метров. Колокольни до 1 метра. Храм отштукатурен.
В 1868 году председателем попечительства был избран отставной заурядник Сотник Шишмарев Игнатий и казаки Карпов и Григорьев жалование псаломщику от казны 100 руб. усадебной земли 1482 кв. см и сенокосный в разных местах 46% десятин домов нет, а выдаются от общества квартирные деньги. Число дворов 605, жителей 243 и т.п. 1974 г.(«Зев» 1916 г. № 10-12 с. 287).
В марте 1886 г. была открыта церковно- приходская школа («ЗЕВ» 1970, №17)
В 1916 г. приказом наказного атамана Забайкальского Казачьего войска поселок Баян-Хасунский был переименован в «Николаевский» в честь местного храма. («ЗЕВ» 1916, №13 стр..439)
К Баян-Хасунской церкви были приписаны караулы: Укыр–Челон, Копчеранка.
В 1930-х годах использовали под клуб колхоза им. Чапаева, (МАРБ, ф.р.- 284, оп.3,д.207, лист 222) затем МТС, в настоящее время не используется и находится в аварийном состоянии.
Православная Бурятия //.- ноябрь.- 2010.- №6.- с. 6-7.
Строительство Баян-Хосунской Николаевской церкви.
В 1786 году было освящено место строительства и заложен первый камень под фундамент. Впоследствии окажется, что место подобрали самое лучшее: церковь, поставленная на возвышенности, была видна из далека, а колокольный звон разносился по руслу реки Джида далеко за пределы Баяна. Строили храм долго, испытывая большие трудности с доставкой стройматериалов.
Старожилы передавали из уст в уста, с какими трудностями возводилась эта церковь, как помогали миряне всем, чем могли. К слову сказать, в селе Капчеранка были построены специальные печи для выделки и обжига кирпичей на церковь. Для того времени путь из этого села до Баяна был не из легких. Чтобы доставить оттуда хотя бы один кирпич, надо было приложить не мало усилий. Поэтому доставляли его разными способами, даже пешком в сумке за плечами несли. Строилось церковь на яичной кладке, то есть. На каждый килограмм раствора требовалось до 10 штук яиц, а вернее, яичного белка, желток же доставался строителям.
За свой счет баянцы возили из города архитекторов, отделочников и даже художников. Огромную помощь оказали в возведении церкви ламы гэгэтуйского и дырестуйского дацанов. Старики говорили, что гэгэтуйский дацан выделил не только подводы для доставки лесоматериала, но и часть подготовленного для своих нужд леса.
Баянскую церковь, в буквальном смысле этого слова, можно было назвать центральным храмом Джидинского края. Одновременно храм мог вместить до 500 верующих. А к 1810 г. ( по данным архива НПЦ) с. Баян разрослось и насчитывало около 600 дворов и более 2000 жителей или местных поселенцев, как принято было называть тогда все население.
К сожалению, имя первого священника осталось неизвестным. Зато в последующем часто встречается фамилия Ощепковых. Например, с 1885 г. по 1905 г. псаломщиком Баянской церкви был Матвей Алексеевич Ощепков.
К баян-хосунской церкви были приписаны караулы: Укыр- Челон и Копчеранка.
В марте 1886 г. в центре села Баян была построена церковно- приходская школа, где изучали Закон Божий, грамматику, чистописание. Обучение в школе длилось от 5 до 9 месяцев, режим работы школы зависел от многих обстоятельств: от готовности к занятиям учебных классов, наличия учителей, а также занятости школьников в осенне-полевых работах в семье.
В связи с расформированием церковных инструментов по всей России, Советом Народных комиссаров в 1917 году церковно-приходские школы были упразднены.
В 1936 году по республике прокатилась волна «красных агитбригад». Комсомольцы совместно с отрядами ОГПУ, НКВД « отлучали» от веры всех подряд. Высмеивали тех, кто крестится, ходит в церковь и читает молитвы. Часто служителей церкви просто истязали, расстреливали без суда и следствия, а всю церковную утварь ломали, жгли и разворовывали. Это волна докатилась и до Баяна. Последнего священника Баян- Хосунской Николаевской церкви Дмитрия Алексеевича Зуйкова с позором спустили с колокольни и провезли на голом одре телеги по улицам Баяна.
По слухам, те кто сбрасывал колокола и кресты с отливающей белизной церкви, их было шестеро: кто утонул в том же году, кто умер от болезни, кто погиб в первые дни войны. Бог им судья!
В настоящее время церковь стоит в запущении, когда- то в конце 90-х годов кто- то собирался восстанавливать ее, и даже собирали церковь Петра и Павла. И хочется верить, что наша Баянская церковь тоже, когда-нибудь откроет двери и станет центром обители духовного щита на границе России.
Диакон Петр Шестаков.
(из воспоминаний Феклы Гавриловны Пашинской (Кудрявцевой), (1919-2011г.г.))
«Еще живя в с. Тангарак мы ходили в церковь в с. Баян. Уже из далека была видна сопка, на которой она стояла. Очень красивая была сопка, да и сама церковь.
От парома, на котором мы добирались через речку, можно было услышать звон колоколов. Дорожка до церкви была усыпана песочком, по кроям которой росли одуванчики. Вокруг она была огорожена, снизу городьба была каменная- фундамент, а сверху железная. Стояли красивые железные ворота, от которых, до входа в церковь была дорожка, устланная черной плиткой. В церковь приходили люди со всех близлежащих сел.
Помню нас даже из ложечки поили в церкви. Там всегда проходил молебен. На крыше было три купола, это сейчас один остался. А затем ее разрушали, даже трактор пригнали и им все сносили, разрушали.
Миссионеры:
Лука Сукнев служил в 1860 гг.
Валериан Громов служил до 13.03.1864 г.
Андрей Прохорович Разсохин служил с 1.10.1864 г.
Иннокентий Ильич Благообразов– служил в 1872 –1875г.
Дмитрий Сафронов
Дмитрий Писарев – служил до 29.09 1910г.
Тихон Якимов – служил с 29.09.10 г.
Дмитрий Алексеевич Зуйков – служил с 1931 – 1934 г.
Церковные служители:
Петр Афанасьевич Попов–псаломщик, с февраля 1978 г.
Матвей Алексеевич Ощепков -заштатный псаломщик скончался 17.01.1925г.
Иоанн Александрович Кондаков сын заштатного священника , был вольнонаемный псаломщик с 31 октября 1907 г. по 1910 г.
Василий Стуков, псаломщик с 17 февраля 1910 г. по 2 апреля 1910 г.
Григорий Николаевич Гепров – псаломщик в 1910 г.
Николай Кондаков - псаломщик с 20 июня 1911 г.
Леонид Дмитриевич Безносов – псаломщик с 14 июня 1910 г. по 19.10. 1913 г., затем переведен в томскую епархию
Закрытие церкви:
27 января 1939 г. Указом Президиума Верховного совета о закрытии церкви села Баян.
Комментарии