У каждого человека есть своя малая родина. Место, где он родился и вырос. Для меня и моих односельчан таким местом является наше село Большая Речка, расположенное в живописном месте недалеко от озера Байкал.
Большая Речка – так называется наше село, название которому дала река, протекающая недалеко от села. История села неразрывно связана с Посольским Преображенским монастырем, так как село возникло на землях, отведенных монастырю.
В первые годы духовная миссия занималась больше строительством и хозяйственными делами, чем пропагандой христианства. В 1682 году последовал указ, по которому Посольскому монастырю были пожалованы покосы, пашни, «рыбные ловли на берегу Байкала и по речкам».
В 1704 году разрешили монахам вместо получения государева жалования принимать и селить на пашне вольных людей, кто « похочет из ссыльных гулящих».
Так, именно в эти годы прибыли две семьи. Это Ильков Александр Иванович и Лютов Терентий Макарович, которые имели прозвища «Ивановские» и «Лютовские». У них было по 10 детей.
Прибывшие на место поселения занимались раскорчевкой лесных массивов, готовили землю под посевы, строили жилье. Недалеко от деревни была построена мукомольная мельница. С южной стороны от села были построены сараи для изготовления, сушки и хранения кирпича. Это место называется в настоящее время «Сарайная». Готовый кирпич сплавляли на лодках вниз по реке до села Посольск. Семьи, занимавшиеся производством кирпича, так и остались на берегу небольшой речушки, и стали называться пашенными крестьянами. Поселения в Сибири в начале XVIII века были небольшими. 4 двора считались деревней. Наше село в 1720 году называлось деревней Большерецкой (при Посольском монастыре). Из воспоминаний Буркова Ивана Исааковича, согласно летописи села первыми поселенцами были Ильковы, Лютовы, Качины, Хомутовы (Хомутниковы).
Застраиваться село стало вдоль дороги, по которой возили кирпич для монастыря. Эта улица называлась Старая (ныне Советская). Со временем в конце улицы, в месте под названием «Поскотина» построили небольшую деревянную часовню, которая впоследствии сгорела. Село росло, появилась еще одна улица Крестовская (Вагжанова). Название улицы связано с кладбищем, которое располагалось в конце улицы. Но в советское время это кладбище разровняли и были построены склады для хранения зерна.
Через село проходил Старомосковский тракт. В 1775 году он был проложен до Нерчинска. Ежегодно отправлялись в путь тысячи извозчиков и конных подвод. Несмотря на загруженность, перевозками Московский тракт содержался плохо и во многом зависел от капризов погоды. Поэтому тракту проходили в кандалах политические ссыльные. Поэтому в центре села была выстроена этапная тюрьма для ссыльнокаторжных, которая была закрыта в начале ХХ века в связи со вступлением в постоянную эксплуатацию кругобайкальской железной дороги.
Также была построена небольшая почтовая контора. Почту доставляли на лошадях. Газеты мало кто выписывал, так как больше половины населения были неграмотными. Эта почтовая контора состояла из двух строений: конторы и гостиницы для проезжающих и находилась она также в центре села.
В 1904 году на месте гостиницы была открыта церковно-приходская школа. До этого школы вообще не было. Из воспоминаний старейших жителей нашего села Буркова Михаила Максимовича и Бурковой Дарьи Исаковны: «Раньше школы вообще не было, но потом появился учитель. Он ходил по домам, собирая ребят. Учил детей читать, писать, и самое большое внимание он уделял молитвам. Первыми ее учениками были Качин Иван Захарович, Портнягин Федор Галактионович, Буркова Устинья Афанасьевна, Бурков Алексей Семенович и другие. Первой учительницей была Ворончихина Таисия Васильевна. Школа просуществовала до 1977 года, а затем в ней располагалась библиотека и жилые помещения. В конце 80-х годов здание снесли.
История нашего села связана с именем революционера А.П.Вагжанова. За революционную деятельность в 1910 году он был сослан в Сибирь. В 1911 году Вагжанов прибыл в наше село. Здесь его поселили в небольшом домике, который до наших дней не сохранился. Вагжанов был одним из руководителей подпольного комитета, главной задачей, которого было поднять весь народ на борьбу против иностранных захватчиков и белогвардейцев. В период реакции в наше село привезли 24 человека ссыльных, за которыми следили 3 стражника.
В августе 1918 года через наше село проходили белогвардейцы, белочехи, японцы, каппелевцы, семеновцы. 17 августа 1918 года произошел бой с белогвардейцами. Белогвардейцы заняли удобные позиции у железнодорожного моста на берегу реки Большая Речка. Бой продолжался целые сутки.
В братских могилах на территории нашего села, недалеко от рыборазводного завода и железнодорожного моста, похоронены красногвардейцы и белогвардейцы. По свидетельству местных жителей, есть могилы, в которых захоронены десятки и даже сотни людей.
Одна из улиц нашего села названа в честь тех событий – Красногвардейская.
После становления Советской власти жители села стали строить свою жизнь по новому, в период коллективизации создавать колхозы.
В селе организовалось два небольших колхоза: «Свободный путь», и «Коллективный труд». Первыми в колхоз вступили Помазкин Иван Захарович, Первушин Филлип Иванович, Ильков Иван Дормидонович и другие.
В 1934 году оба маленьких колхоза были слиты в один совхоз имени Чкалова. Во главе был поставлен настойчивый, умелый руководитель Ильков Мартемьян Васильевич. Каждый вступивший в колхоз вносил семена для посева, фураж. В хозяйстве насчитывалось до 50 лошадей и коров, одна сеялка. 1934 год стал годом, когда колхоз вышел на путь быстрого хозяйственного подъема.
Хамуева О.Ф. Большереченская СОШ.
Комментарии